ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1667 от 21.06.2011 Фрунзенского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

                                                                                    Фрунзенский районный суд города Владимира                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Фрунзенский районный суд города Владимира — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 1667/11  

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

“21” июня 2011 года

Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Кутовой И.А.

при секретаре Панковой С.В.

с участием

заявителя ФИО1,

представителя заявителя ФИО2,

представителя заинтересованного

лица – МИФНС России №10 по

Владимирской области ФИО3,

представителей заинтересованного лица-

ТСЖ «Куйбышева 66» ФИО4

ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения начальника МИФНС России №10 по Владимирской области об отказе в государственной регистрации юридического лица - жилищного кооператива «МИР» и обязании начальника МИФНС России №10 по Владимирской области произвести регистрацию юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Владимирской области (далее МИФНС России №10 по Владимирской области) от Дата об отказе в государственной регистрации юридического лица - жилищного кооператива «МИР» и обязании начальника МИФНС №10 по Владимирской области осуществить государственную регистрацию юридического лица – жилищный кооператив «МИР». В обоснование заявления ФИО1 указала, что Дата общим собранием учредителей принято решение о создании жилищного кооператива «Мир» и предъявлено удостоверенное нотариусом заявление о регистрации юридического лица по утвержденной ФНС РФ форме №11001. К заявлению прилагались: протокол общего собрания учредителей от Дата, устав, квитанция об оплате государственной пошлины на сумму ...... Однако должностным лицом налогового органа было отказано в регистрации жилищного кооператива ввиду непредставления заявления о государственной регистрации. Заявитель считает действия должностного лица незаконными и нарушающими его права на создание жилищного кооператива.

В судебном заседании заявитель ФИО1 на удовлетворении заявления настаивала. Поддержала доводы, изложенные суду ее представителем ФИО2

Представитель заявителя ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении требований ФИО1 настаивал. Указал, что действия начальника МИФНС России №10 по Владимирской области по отказу в регистрации жилищного кооператива «Мир» по адресу ...... носят незаконный характер. Фактически отказ в регистрации юридического лица был обусловлен тем, что по данному адресу зарегистрировано Товарищество собственников жилья «Куйбышева 66». Однако законодательство не предоставляет право налоговому органу требовать от заявителя предоставления иных документов, кроме установленных законом о регистрации. Статья 161 ЖК РФ регулирует отношения по способу управления домом, но не применима к отношениям по регистрации юридических лиц. Регистрирующий орган не вправе давать правовую оценку соответствия Жилищному кодексу РФ представленных документов для регистрации юридического лица. Заявителем в налоговый орган была представлена форма заявления, рекомендованная письмом ФНС РФ от 25.06.2009 N МН-22-6/511@ "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ". Пунктом 9 данного письма рекомендовано использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте www.nalog.ru. В связи с этим к заполнению данной формы заявления не могут применяться методические рекомендации о заполнении старых форм, утвержденных постановлением Правительства РФ №439. При заполнении формы заявления, представленного в налоговый орган, заявитель руководствовался требованиями, указанными в самой форме заявления, заполняя те листы, которые требуются для регистрации жилищного кооператива. При этом сведения об учредителях для регистрации жилищного кооператива указанная форма заявления заполнять не требует, поскольку согласно ссылкам в самой форме заявления данные сведения указываются только в отношении хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов и жилищных накопительных кооперативов. Жилищный кооператив является потребительским кооперативом, в связи с чем не требуется отражение в заявлении сведений об учредителе (п.4 заявления) и об уставном капитале (п.6 заявления). Действиями должностного лица налогового органа было нарушено право заявителя и других учредителей на создание юридического лица – жилищного кооператива и его регистрацию в установленном законом порядке

Представитель заинтересованного лица ТСЖ «Куйбышева 66» - председатель правления ТСЖ «Куйбышева 66» ФИО4 в судебном заседании заявление ФИО1 поддержала, указав, что согласна с позицией, выраженной представителем ТСЖ «Куйбышева 66» ФИО2

Действуя как представитель заинтересованного лица ТСЖ «Куйбышева 66», ФИО2 пояснил, что Дата общим собранием членов ТСЖ «Куйбышева 66» принято решение о ликвидации ТСЖ, о чем Дата в МИФНС России №10 по Владимирской области представлено сообщение о ликвидации юридического лица. Однако зная о ликвидации ТСЖ, налоговый орган не принял это во внимание. Процедура ликвидации ТСЖ «Куйбышева 66» займет несколько месяцев, в связи с чем регистрация жилищного кооператива по адресу ТСЖ позволит жильцам дома решить вопросы управления многоквартирным домом. Выбор способа управления многоквартирным домом предоставлен собственникам помещений в доме, в связи с чем действия должностных лиц налогового органа являются вмешательством в деятельность хозяйствующих субъектов.

Заинтересованное лицо – начальник МИФНС России №10 по Владимирской области ФИО5 в судебное заседание не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие, но в присутствии представителя МИФНС России №10 по Владимирской области.

Представитель МИФНС России №10 по Владимирской области ФИО3 требования заявителя не признала, указав, что ЖК «МИР» при подаче в налоговый орган Заявления о государственной регистрации юридического лица была использована его форма №11001, но не установленная Постановлением Правительства РФ №439 от 19.06.2002года, а рекомендованная ФНС. Однако данная форма заявления была рекомендована к применению для государственной регистрации обществ с ограниченной ответственностью, к которым не может быть отнесен жилищный кооператив. Таким образом, ЖК «МИР» использована форма заявления о государственной регистрации юридического лица, подлежащая применению для юридических лиц иной организационно-правовой формы. Форма заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002года №439, которая должна быть заполнена кооперативом, а также п.4 Методических разъяснений по установлению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, обязывают заявителя формы заполнить раздел 3 «Количество учредителей юридического лица, а также заполнить и приложить к заявлению листы А и Б. В данном случае заявителем в представленном налоговому органу заявлении не указаны сведения об учредителях кооператива. Кроме того, жилищный кооператив создается для управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. В заявлении о государственной регистрации ЖК «МИР» определенно место нахождения кооператива: ...... Однако по указанному адресу действует ранее зарегистрированное ТСЖ «Куйбышева 66». В силу ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Следовательно, поданное заявителем заявление о регистрации ЖК «МИР» не обладает признаками достоверности с учетом требований ЖК РФ, регламентирующего порядок функционирования соответствующего юридического лица. Согласно разъяснениям ФНС РФ от 27.05.2005г. №ЧД-6-09/440, составление документа, необходимого для государственной регистрации, с нарушением требований закона, должно расцениваться налоговым органом как непредставление этого документа, что является одним из трех оснований, по которым налоговый орган в силу ст. 23 Федерального закона №129-ФЗ вправе отказать в регистрации юридического лица.

Выслушав заявителя и его представителя, представителей заинтересованных лиц, суд находит заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании установлено, что общим собранием учредителей от Дата, на которым присутствовали 5 граждан: ФИО1, У., Т., Р. и ФИО4, было решено создать жилищный кооператив, утвердить устав жилищного кооператива, а также избрать правление кооператива и ревизора жилищного кооператива и уполномочить ФИО1 осуществлять действия, связанные с государственной регистрацией кооператива в органах осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц ......

В соответствии с пп. 5.3.1 пункта 5.3 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба осуществляет государственную регистрацию юридических лиц.

С целью государственной регистрации уполномоченным лицом ФИО1 в МИФНС России №10 по Владимирской области были представлены следующие документы: заявление о создании юридического лица формы Р11001, квитанция об оплате государственной пошлины на сумму ......, Устав ЖК «МИР», протокол Номер общего собрания учредителей ЖК «МИР» от Дата, протокол Номер заседания правления ЖК «МИР» от Дата ......

Решением от Дата МИФНС России №10 по Владимирской области отказала в государственной регистрации юридического лица – жилищного кооператива «МИР» в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08.08.2001года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, а именно, заявления о государственной регистрации юридического лица при создании ...... Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица – ЖК «МИР» от имени МИФНС России №10 по Владимирской области подписано начальником инспекции ФИО5, действующей на основании Приказа ФНС России от Дата Номер о продлении срока полномочий до Дата ......

В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти  . В заявлении подтверждается,   что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения,   в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Таким образом, заявление о государственной регистрации создаваемого юридического лица должно быть заполнено по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Правительство Российской Федерации постановило утвердить формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц: форма N Р11001 - "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" (приложение N 1) (Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (ред. от 09.03.2010) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей").

При представлении в налоговый орган заявления по указанной форме подлежат заполнению раздел 3 Заявления «Количество учредителей юридического лица», а также сведения о каждом учредителе – физическом лице, заполняющиеся в листе Б, являющемся приложением к Заявлению.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что участниками ЖК «МИР» была заполнена не установленная Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 форма, а форма, рекомендуемая к заполнению письмом ФНС РФ от 25.06.2009года N МН-22-6/511@, размещенная на официальном сайте налогового органа (заявление о регистрации юридического лица при его создании – ......

Между тем, судом также установлено, что в представленном в МИФНС России №10 по Владимирской области заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании не были отражены сведения об учредителях (раздел №4 заявления о регистрации юридического лица ЖК «МИР» - ......

Довод представителя заявителя ФИО2 об обоснованности применения именно рекомендованной ФНС формы заявления, не требующей заполнения сведений об учредителях, суд признает необоснованным по следующим основаниям:

1) форма заявления №Р11001, подлежащего заполнению при регистрации юридического лица при его создании утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439;

2) письмом ФНС РФ от 25.06.2009 N МН-22-6/511@ (с изм. от 08.07.2009) было разъяснено, что формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС РФ www.nalog.ru., рекомендованы обществам с ограниченной ответственностью в случаях внесения в ЕГРЮЛ сведений, указанных в подпункте "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Письмом ФНС РФ от 08.07.2009года N МН-22-6/511@ дополнительно разъяснено, что указанная рекомендация распространяется на случаи представления документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью. В иных случаях представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц иных организационно-правовых форм использованию подлежат формы документов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002года №439.

Статья 23 Закона в качестве оснований для отказа в государственной регистрации устанавливает непредставление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Следовательно, представление в налоговый орган документа, не содержащего сведений, установленных законодательством РФ, расценивается как непредставление надлежащего документа, в данном случае - заявления, что и отражено как основание к отказу в регистрации юридического лица в Решении МИФНС России №10 по Владимирской области от Дата об отказе в государственной регистрации юридического лица ......

Кроме того,  на заявителя законодателем возложена обязанность по представлению в регистрирующий орган достоверной информации, в том числе и что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения.

Согласно требований п. 2 ст.54 ГК РФ адрес юридического лица является обязательным реквизитом учредительных документов и обязательным реквизитом заявления о государственной регистрации юридического лица (пункт 2.3 формы Р11001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002года №439), недостоверность обязательных к указанию в заявлении сведений фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что в свою очередь, лишает этот документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.

Согласно представленному заявлению о регистрации Жилищного кооператива «МИР» местом нахождения юридического лица значится адрес: ......

Согласно п.1 Общих положений Устава ЖК «МИР» ...... ЖК «МИР» является некоммерческой организацией в форме потребительского кооператива, создан добровольно гражданами на основе членства для совместного управления и обеспечения эксплуатации жилого дома.

Между тем, судом установлено, что по адресу ...... действует товарищество собственников жилья «Куйбышева 66» (выписки из ЕГРЮЛ – ......).

Общим собранием членов ТСЖ «Куйбышева 66» принято решение о ликвидации ТСЖ (протокол общего собрания членов ТСЖ «Куйбышева 66» от Дата – ......

В силу положений ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч.2 ст.140 ЖК РФ товарищество собственников жилья по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив (реорганизация ТСЖ).

Дата в налоговый орган было представлено уведомление о ликвидации юридического лица - ТСЖ «Куйбышева 66» ......

Однако на момент принятия налоговым органом решения об отказе в государственной регистрации жилищного кооператива «МИР», ликвидация ТСЖ «Куйбышева 66» завершена не была, поскольку в силу п.8 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В силу положений ч.9 ст.161 ЖК РФ, определяющей общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом, многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

При этом суд полагает, что регистрация по адресу ......, юридического лица – жилищного кооператива «МИР» при наличии еще не ликвидированного ТСЖ «Куйбышева 66» привела бы в нарушение положений ч.9 ст. 161 ЖК РФ к наличию двух способов управления многоквартирным домом ......

Между тем, на заявителя законодателем возложена обязанность по предоставлению в регистрирующий орган достоверной информации, в том числе подтверждающей, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения.

С учетом изложенного суд признает убедительным довод представителя заинтересованного лица МИФНС России №10 по Владимирской области о том, что поданное заявителем заявление о регистрации ЖК «МИР» не обладает признаками достоверности. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в государственный реестр.

При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица – жилищного кооператива «МИР» на основании ст.23 Закона ввиду непредставления необходимых для регистрации документов, а именно заявления.

Довод представителя заявителя о том, что налоговый орган не вправе проводить правовую экспертизу документов убедителен, поскольку основан на положениях п. 4.1 ст. 9 Закона, в соответствии с которым регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Однако данный довод не опровергает представленные суду доказательства о несоответствии требованиям законодательства заявления о государственной регистрации юридического лица – жилищного кооператива «МИР».

При этом доводы представителя заявителя ФИО2 об исключении из числа доказательств отзыва на заявление и дополнения к отзыву на заявление Дата Номер от имени МИФНС №10 по Владимирской области за подписью ФИО6, а также объяснений ФИО3, отраженных в протоколе от Дата и Дата по мнению суда, не могут повлиять на существо постановленного судом решения, поскольку в судебном заседании 20-21 июня 2011года представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица МИФНС России №10 по Владимирской области ФИО3 вправе была давать суду объяснения в силу ст. 35 ГПК РФ.

Кроме того, в силу ч.3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении дел и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что заявление ФИО1 о признании незаконным решения начальника МИФНС России №10 по Владимирской области об отказе в государственной регистрации юридического лица - жилищного кооператива «МИР» и обязании начальника МИФНС России №10 по Владимирской области произвести регистрацию юридического лица удовлетворению не подлежит. Суд не находит превышение полномочий налогового органа и должностного лица – начальника МИФНС России №10 по Владимирской области ФИО5, подписавшей как руководитель инспекции решение об отказе в государственной регистрации юридического лица от имени инспекции. Права заявителя ФИО1 действиями налогового органа и должностного лица нарушены не были, поскольку иные действия налогового органа в данной ситуации противоречили бы принципу, порядку и условиям государственной регистрации юридических лиц, указанным в Законе. При этом заявитель не лишен возможности на повторное обращение в налоговый орган с заявлением о регистрации юридического лица после устранения допущенных в заявлении противоречий.

руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 о признании незаконным решения начальника МИФНС России №10 по Владимирской области об отказе в государственной регистрации юридического лица - жилищного кооператива «МИР» и обязании начальника МИФНС России №10 по Владимирской области произвести регистрацию юридического лица - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

  Судья И.А. Кутовая

 а