ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1667/13 от 06.09.2013 Шалинского городского суда (Чеченская Республика)

Дело №2-1667/13


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Шали 06 сентября 2013 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего - судьи Зайнетдиновой М.Б.,

с участием прокурора Курчалоевского района ФИО3,

при секретаре Басхановой Ж.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Джугуртинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР, о понуждении к исполнению обязательств,

установил:

<адрес> ЧР обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Джугуртинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР, незаконным, указав, что прокуратурой <адрес> в июле 2013 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований федерального законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в ходе которой в деятельности администрации Джугуртинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района (далее по тексту - Администрация) выявлены нарушения в указанной сфере правоотношений.

Так, в соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы

Согласно п.2 ст.2 Федерального Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту - ФЗ № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В соответствии с п.4 ст.2 ФЗ № 210-ФЗ административный регламент -нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно ч.1 ст.6 ФЗ № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с п.15 ст.13 ФЗ № 210-ФЗ порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

Согласно п. 1 ст. 29 ФЗ № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу ФЗ № 210-ФЗ.

Как следует из п.4 ст.9 ФЗ № 210-ФЗ, перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч.1 ст.1 данного Закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Одними из основных принципов предоставления муниципальных услуг являются: открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные; услуги; доступность обращения за предоставлением муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (ст.4 Ф3 № 210-ФЗ).

Статьей 3 ФЗ № 210-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии ФЗ № 210-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. ст. 6, 10, 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органом местного самоуправления должен быть обеспечен доступ к информации о своей деятельности в сети «Интернет», в том числе, на официальном сайте должны быть размещены административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» также утверждены правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, при этом органам местного самоуправления рекомендовано при разработке административных регламентов в сфере оказания муниципальных услуг руководствоваться указанными правилами.

В соответствии со ст. 15 ФЗ № 210-ФЗ Правительством Российской Федерации издано постановление от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления», согласно которому утвержден перечень муниципальных услуг, которые должны быть приняты органами местного самоуправления, и предоставление которых может быть организовано по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, среди которых: предоставление в собственность или аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством; предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта; предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности; выдача разрешения на строительство; перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение; согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставление выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения.

Между тем, в ходе проведенной проверки установлено, что Администрацией вопреки требованиям вышеназванного законодательства не разработаны и не утверждены следующие административные регламенты: предоставление в собственность или аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством; предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта; предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности; выдача разрешения на строительство; перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение; согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставление выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, в связи с чем, данные регламенты не размещены и на официальном сайте Администрации в сети «Интернет».

Согласно п. 21 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, усиления контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; оптимизация и конкретизация полномочий, которые должны быть отражены в административных регламентах.

Таким образом, проведенный анализ и результаты проверки в сфере оказания муниципальных услуг, свидетельствует о неисполнении Администрацией требований ФЗ № 210-ФЗ, выразившихся в непринятии административных регламентов в сфере оказания муниципальных услуг, что создает благоприятные условия для коррупционных правонарушений.

Непринятие вышеуказанных административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг и не размещение их на официальном сайте в сети «Интернет» нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на своевременное получение муниципальных услуг, а также ограничивает возможность воспользоваться данными муниципальными услугами.

На основании изложенного прокурор просит суд возложить на администрацию Джугуртинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района обязанность разработать и утвердить следующие административные регламенты предоставления муниципальных услуг: предоставление в собственность или аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством; предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта; предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности; выдача разрешения на строительство; перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение; согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; предоставление выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, и разместить их на официальном сайте в сети «Интернет», в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор <адрес> ЧР ФИО3 поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении и просил их удовлетворить.

Ответчик - администрация Джугуртинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района, своего представителя в судебное заседание не направило. В своем письменном заявлении глава сельского поселения ФИО4, требования прокурора признал в полном объеме, не возражал против их удовлетворения, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения прокурора, суд находит исковое заявление прокурора <адрес> ЧР обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемое действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативно – правовому акту.

Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого из них при разрешении дела.

Согласно ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд считает, что признание администрацией Джугуртинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР требований прокурора, соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы других лиц и поэтому суд принимает признание иска ответчиком, в связи с чем требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Джугуртинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР, о понуждении к исполнению обязательств, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил  :

Иск прокурора <адрес> ЧР, удовлетворить.

Возложить на администрацию Джугуртинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района обязанность разработать и утвердить следующие административные регламенты предоставления муниципальных услуг: предоставление в собственность или аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством; предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта; предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности; выдача разрешения на строительство; перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение; согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; предоставление выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, и разместить их на официальном сайте в сети «Интернет», в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чеченской Республики через Шалинский городской суд ЧР в течение месяца со дня вынесения.


Судья (подпись) М.Б. Зайнетдинова

Копия верна

Судья М.Б. Зайнетдинова