Гражданское дело № 2-24/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сафоново 11 апреля 2018 года
Сафоновский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Басуровой Е.Е., при секретаре Сальниковой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, администрации муниципального образования Беленинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрации муниципального образования Пушкинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрации муниципального образования Зимницкого сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрации муниципального образования Вышегорского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрации муниципального образования Барановского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрации муниципального образования Прудковского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Сафоновский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий, ссылаясь, что согласно ч. 2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе особо охраняемые природные территории (далее ООПТ).
В соответствии с ч.8 ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон №33-ФЗ) органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории (далее –ООПТ) местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 13.01.2017 года № 013/0103 утвержден Перечень ООПТ регионального и местного значения Смоленской области. На территории Сафоновского района Смоленской области расположено 11 ООПТ местного значения: «Усадебный парк и пруд у школы-интернат», площадью 11га.; «Усадебный парк и озеро в деревне Бессоново», общая площадь 31,4 га., в том числе парк-13га., озеро-18,4га.; «Сосновый бор в деревне Горяйново», площадью 38 га.; «Берёзовая роща в деревне Истомино», площадью 4 га.; «Берёзовая роща в деревне Лукшино», площадью 3,5 га.; «Берёзовая роща в деревне Семеновщина», площадью 4 га.; «Усадебный парк в деревне «Пушкино», площадью 2 га.; «Усадебный парк в деревне Городок», площадью 6 га.; «Пруд в деревне Зимницы», площадью 6,5 га.; «Пруд в деревне Беленино», площадью 52 га.; «Озеро Костря», площадью 8 га. Согласно ч.9 ст.2 Федерального закона №33-Ф3 органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях. В соответствии с п.22 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон №131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе, осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения. Согласно ч.4 ст. 33 Федерального закона №33-Ф3 на особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами. Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях местного значения, расположенных на территории Сафоновского района Смоленской области, в ходе которой было установлено, что вышеуказанные ООПТ внесены в Схему территориального планирования Сафоновского района Смоленской области, утв. решением Сафоновского районного Совета депутатов от 30.12.2009 №73/5, однако соответствующий нормативный правовой акт, определяющий муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения администрацией МО «Сафоновский район» до настоящего момента не принят. 03.02.2017 года Сафоновским межрайонным прокурором Смоленской области было вынесено представление в адрес главы администрации муниципального образования «Сафоновский район» об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях, в котором указывалось на необходимость принятия мер к постановке на кадастровый учет и определению границ особо охраняемых природных территорий местного значения, а также о разработки и принятии административного регламента, определяющий муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, до настоящего момента администрацией муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области административный регламент об ООПТ не утвержден, границы ООПТ и их охранные зоны не установлены, работа по постановке земель ООПТ и их охранных зон на кадастровый учет не осуществляется. Словесного описания местоположения границ указанных ООПТ которое содержится в паспортах памятника природы, недостаточно для обеспечения режима охраны данной территории, необходимы точные координаты ООПТ, установленные в предусмотренном земельным законодательством порядке. Не проведение работ по определению границ ООПТ дает возможность органам местного самоуправления беспрепятственно предоставить заинтересованным лицам земельные участки, расположенные частично или полностью в границах ООПТ. Отсутствие точных границ, отраженных в Государственном кадастре недвижимости и регистрации права собственности земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в порядке предусмотренным земельным законодательством, а также контроля за охраной и использованием ООПТ может повлечь их повреждение или утрату. На основании изложенного просит обязать администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области определить точные границы особо охраняемых природных территорий местного значения, расположенных на территории Сафоновского района Смоленской области, а именно: «Усадебный парк и пруд у школы-интернат», площадью 11га.; «Усадебный парк и озеро в деревне Бессоново», общая площадь 31,4га., в том числе парк-13га., озеро-18,4га.; «Сосновый бор в деревне Горяйново», площадью 38г.; «Берёзовая роща в деревне Истомино», площадью 4га.; «Берёзовая роща в деревне Лукшино», площадью 3,5га.; «Берёзовая роща в деревне Семеновщина», площадью 4га.; «Усадебный парк в деревне «Пушкино», площадью 2га.; «Усадебный парк в деревне Городок», площадью 6га.; «Пруд в деревне Зимницы», площадью 6,5га.; «Пруд в деревне Беленино», площадью 52га.; «Озеро Костря», площадью 8га. Обязать администрацию муниципального образования «Сафоновскии район» осуществить постановку на учет в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав вышеперечисленные особо охраняемые природные территории местного значения, расположенные на территории Сафоновского района Смоленской области, разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
Определением от 12.09.2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области.
Определением суда от 08.11.2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены сельские поселения, на территориях которых находятся особо охраняемые природные территории местного значения.
Определением от 24.11.2017 года изменено процессуальное положение сельских поселений. Администрация муниципального образования Беленинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрация муниципального образования Пушкинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрация муниципального образования Зимницкого сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрация муниципального образования Вышегорского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрация муниципального образования Барановского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области и администрация муниципального образования Прудковского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
Определением суда от 13.12.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания.
Определением суда от 16.03.2018 года было принято уточненное исковое заявление, где Сафоновский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования «Сафоновский район» разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; определить точные границы особо охраняемых природных территорий местного значения, расположенных на территории Сафоновского района Смоленской области, а именно: «Усадебный парк и пруд у школы-интернат», «Усадебный парк и озеро в деревне Бессоново», в том числе парк и озеро, «Сосновый бор в деревне Горяйново», «Берёзовая роща в деревне Истомино», «Берёзовая роща в деревне Лукшино», «Берёзовая роща в деревне Семеновщина», «Усадебный парк в деревне «Пушкино», «Усадебный парк в деревне Городок», «Пруд в деревне Зимницы», «Пруд в деревне Беленино», «Озеро Костря»; осуществить постановку на учет в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав вышеперечисленные особо охраняемые природные территории местного значения, расположенные на территории Сафоновского района Смоленской области.
В судебном заседании помощник прокурора Сташевский М.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области по доверенности ФИО1 иск не признала. В обоснование возражений относительно заявленных требований указала, что в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях органами местного самоуправления муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области не принимались нормативные правовые акты о создании ООПТ. Действующих ООПТ на территории Сафоновского района Смоленской области нет. Принятые решения Совета народных депутатов, на которые ссылается прокурор, не соответствуют Федеральному закону №33-ФЗ. Объявленные памятники природы могут быть только федерального и регионального значения, но никак не местного. Кроме того, действующее законодательство не наделило органы местного самоуправления определять границы ООПТ местного значения, органы местного самоуправления могут только осуществлять муниципальный контроль в области использования и охраны ООПТ местного значения.
Представители администрации муниципального образования Беленинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрации муниципального образования Пушкинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрации муниципального образования Зимницкого сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрации муниципального образования Вышегорского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрации муниципального образования Барановского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области и администрации муниципального образования Прудковского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители третьих лиц Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон №33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
На основании статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается: а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания; б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность; в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность; г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с: а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении: а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории; б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Пунктом 4 ст.33 Федерального закона № 33-ФЗ установлено, что на особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Соответствующими положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены вопросы создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществления муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения (п. 22 ч. 1 ст. 15 названного Закона).
В судебном заседании установлено, что Решением Исполнительного комитета Сафоновского районного Совета народных депутатов № 298 от 11.11.1981 объявлены памятниками природы местного значения следующие объекты, в частности парк и пруд у школы-интернат; озеро Костря, парк и озеро в деревне Бессоново; сосновый бор на территории колхоза им.Урицкого; берёзовая роща в деревне Истомино и пруд в деревне Зимницы; берёзовая роща в деревне Лукшино; берёзовая роща в деревне Семеновщина, пруд в деревне Беленино; парк в деревне Пушкино; старинный парк в деревне Городок и закреплены за соответствующими предприятиями и совхозами (т.1 л.д.102). Указанное решение принято в соответствии с законом «Об охране природы в РСФСР» и Решения Исполкома областного Совета народных депутатов от 01.10.1981 года №573 «Об организации охраны памятников природы».
Решением Исполнительного комитета Смоленского областного Совета народных депутатов №573 «Об организации охраны памятников природы» от 01.10.1981, исполкомы районных, поселковых и сельских Советов народных депутатов, областное и районные Советы общества охраны природы обязаны были передать памятники природы под охранные обязательства предприятиям, организациям, колхозам и совхозам указанные в приложении не позднее 01.10.1981 года. Согласно приложения объектами объявляемыми памятниками природы и закрепляемыми для охраны за предприятиями, организациями и учреждениями в Сафоновском районе являлись: озеро Походинское, площадью 35 га, под охраной совхоза «Издешковский»; озеро Озерищенское площадью 31 га., под охраной совхоза «Издешковский»; березовая роща у шахты №7 площадью 10 га., под охраной шахтоуправления (т.1 л.д.161-165).
Таким образом объекты объявляемые памятниками природы местного значения и закрепляемые для охраны, указанные в решении Исполнительного комитета Сафоновского районного Совета народных депутатов № 298 от 11.11.1981 противоречат перечню объектов в Решении Исполнительного комитета Смоленского областного Совета народных депутатов №573 «Об организации охраны памятников природы» от 01.10.1981, на основании которого и были объявлены.
Решением малого Совета Сафоновского городского Совета народных депутатов №16 от 04.02.1992 года был утвержден перечень государственных памятников природы, расположенных на территории Сафоновского района, в частности: парк и пруд школа-интернат; озеро Костря; парк и озеро в деревне Бессоново; берёзовая роща в деревне Семеновщина, искусственный пруд в деревне Беленино; парк в деревне Пушкино; старинный парк в деревне Городок; берёзовая роща в деревне Лукшино; берёзовая роща в деревне Истомино; пруд в деревне Зимницы; сосновый бор колхоза им.Урицкого (т.1 л.д.104-106).
При этом в указанном Решении не указано в соответствии с каким решением Смоленского областного Совета народных депутатов вынесено спорное решение.
Пунктом 2 указанного Решения Глава администрации и комитет по земельной реформе были обязаны изъять данные земельные участки с разрешения областного Совета народных депутатов.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что разрешение областного Совета народных депутатов не выдавалось и спорные земельные участки не изымались, что противоречит земельному законодательству.
Более того, указанное решение не соответствует нормам ст.25 Федерального закона №33-Ф3, поскольку указанным решением был утвержден перечень государственных памятников, а согласно названной статье памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, которые могут быть федерального, регионального значения.
В суде также установлено, что по заданию Генеральной прокуратуры РФ Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об особо охраняемых территорий местного значения расположенных на территории Сафоновского района Смоленской области. 03.02.2017 в адрес Главы муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях, которым требовалось принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях, а именно разработать и принять административный регламент, определяющий муниципальный контроль в области использования и охраны ОООПТ местного значения; определить точные границы ООПТ местного значения, осуществить постановку на учет в Государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав (т.1 л.д.57).
Председателем комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области во исполнение представления был дан ответ, что в собственности муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области и в собственности муниципального образования Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области отсутствуют особо охраняемые природные территории. Земельных участков под поименованными ООПТ в собственности муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области и в собственности муниципального образования Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области не имеется (т.1 л.д.59).
Установлено и подтверждается ответами филиала ФГУП «ФКП Росреестра» (т.1 л.д.124, т.2 л.д.199), что земельные участки под спорными объектами не сформированы и в государственном кадастре недвижимости не числятся, идентифицировать их не предоставляется возможным, а поэтому в соответствии со ст. 6 ЗК РФ последние не являются объектами права собственности.
Из объяснений представителя Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, а также из письменного отзыва (т.1 л.д.85) следует, что Департамент, являясь уполномоченным органом исполнительной власти в сфере ведения государственного кадастра ООПТ регионального и местного значения осуществляет сбор кадастровой информации по ООПТ местного значения с целью размещения на официальном сайте Департамента ежегодно утверждаемого Перечня ООПТ регионального и местного значения Смоленской области, а также для обновления кадастровой информации по ООПТ Смоленской области. Ежегодно до 2017 года администрация МО «Сафоновский район» Смоленской области предоставляла информацию по 11 ООПТ местного значения расположенных на территории Сафоновского района. Однако письмом от 12.12.2017 был дан ответ о том, что на территории МО «Сафоновский район» Смоленской области действующих ООПТ не имеется. Просит обратить внимание на то, что ООПТ местного значения могут быть расположены только на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования, однако основные части площадей ООПТ местного значения «Брезовая роща д.Лукшино», «Сосновый бор» расположены на землях государственного лесного фонда; все перечисленные ООПТ местного значения значатся как памятники природы, что противоречит нормам Федерального закона №33-Ф3. Считает необходимым произвести инвентаризацию ООПТ местного значения в Сафоновском районе, привести имеющиеся нормативные правовые акты по ООПТ местного значения в соответствие с действующим законодательством и внести сведения о границах ООПТ местного значения в государственный кадастр объектов недвижимости.
Согласно ответа зам.начальника Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного фонда, объектов животного мира и среды их обитания два объекта ООПТ – «Березовая роща» в д. Лукшино и «Сосновый бор» в д. Горяйново расположены на землях государственного лесного фонда в Смоленской области, что противоречит нормам Федерального закона №33-ФЗ (т.1 л.д.96-99).
Из объяснений представителя Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии и представителя Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного фонда, объектов животного мира и среды их обитания (протоколы с/з. т.2 л.д.71, 193) следует, что действительно имеются нарушения требований Федерального закона №33-Ф3, ЗК РФ, однако прежде чем устранять установленные нарушения необходимо провести натурное обследование спорных объектов с целью подтверждения их наличия и оценки состояния как природных комплексов, поскольку возможно какие то объекты уже утрачены и не имеют ценного значения. К примеру «Березовая роща» в д. Семеновщина уничтожена ветром. Представителями было предложено совместно с истцом провести натурное обследование с выездом на местность.
В преамбуле Федерального закона №33-Ф3 указаны статус особо охраняемых природных территорий как объектов наиболее высокого уровня ценности и, соответственно, правовой (и физической) защиты. Она обозначает роль особо охраняемых природных территорий в социально-экономическом, экологическом, культурном и научно-исследовательском пространствах.
В пункте 1 ст.94 ЗК РФ дается понятие земель особо охраняемых территорий. Под землями особо охраняемых территорий понимаются земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко - культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим
Таким образом необходимо подтвердить наличие особо охраняемых природных территорий как уникальных природных и историко-культурных комплексов.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Вместе с тем в нарушение вышеприведенной нормы закона истцом не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что в настоящее время указанные в исковом заявлении особо охраняемые природные территории имеют природоохранное, научное, историко - культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а не безвозвратно утрачены.
Имеющиеся в материалах дела Перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Смоленской области по состоянию на 01.01.2017, никем не утвержденные паспорта на государственные памятники природы и проекты кадастровых дел спорных объектов не доказывают обратное.
Также в суде установлено и сторонами не оспаривается, что спорные ООПТ на основании Решения Исполнительного комитета Сафоновского районного Совета народных депутатов № 298 от 11.11.1981 и Решения малого Совета Сафоновского городского Совета народных депутатов №16 от 04.02.1992 года значатся как памятники природы, что не соответствует ст. 25 Федерального закона №33-ФЗ, где указано, что памятники природы это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения и могут быть федерального, регионального значения.
Категории ООПТ перечислены в ч.2 ст.2 Федерального закона №33-ФЗ, однако Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (ч.3).
Вместе с тем Законами Смоленской области не установлены иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Таким образом категории указанных в исковой заявлении особо охраняемых природных территорий, а также особенности их создания и развития в порядке, установленном Федеральным законом № 33-ФЗ, не определены.
При таких установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу, что в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, органами местного самоуправления муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области не принимались нормативные правовые акты о создании ООПТ, а поэтому действующих ООПТ в настоящее время на территории муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области не имеется, а поэтому заявленные истцом требования, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 196-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сафоновского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, администрации муниципального образования Беленинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрации муниципального образования Пушкинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрации муниципального образования Зимницкого сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрации муниципального образования Вышегорского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрации муниципального образования Барановского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, администрации муниципального образования Прудковского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области о понуждении к совершению действий - отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение месяца через Сафоновский районный суд в апелляционном порядке со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Е. Басурова