Мотивированное решение составлено 20 ноября 2017 года
Дело № 2-1667/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.
при секретаре Боровиковой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
16 ноября 2017 года
гражданское дело по иску Прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах ФИО1 и ФИО2 к Администрации Кузнечихинского сельского поселения Ярославского района Ярославской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ярославского района Ярославской области в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Кузнечихинского сельского поселения ЯМР Ярославской области, просил:
1. Обязать Администрацию Кузнечихинского сельского поселения включить ФИО1, ФИО2 в муниципальную программу по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и с высоким уровнем износа Кузнечихинского с/п.
2. Обязать Администрацию Кузнечихинского сельского поселения направить в Департамент строительства ЯО заявку на выделение денежных средств в рамках софинансирования региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области на 2011-2020 годы».
В обоснование требований прокурор сослался на то, что на основании акта обследования, заключения межведомственной комиссии от 21.10.2016 г., Распоряжения Администрации Кузнечихинсокго с/п от 30.12.2016 г. № 133 жилое помещение по адресу: с<адрес>, признано непригодным для проживания ввиду уничтожения пожаром. Согласно выписки из домовой книги в доме по указанному адресу зарегистрированы ФИО1 и ее мать - ФИО2. Постановлением Администрации Кузнечихинского с/п от 26.01.2016 г. № 67 ФИО1 и ФИО2 признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении в порядке п. 2 ст. 49, п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
На 2016 г. в рамках местного бюджета сельского поселения на мероприятия по расселению непригодного жилого фонда было запланировано 713011 рублей, в бюджете субъекта согласно заявки Администрации Кузнечихинского с/п на 2016 г. испрошено денежных средств в размере 14260220 рублей. Денежные средства из бюджета области в
г. выделены не были, в связи с чем, расселение не осуществлялось. В 2017 году в рамках местного бюджета сельского поселения на мероприятия программы было запланировано 1174043 рублей, в бюджете субъекта согласно заявки Администрации Кузнечихинского с/п на 2017 г. испрошено денежных средств в размере 22306817 руб. Денежные средства из бюджета области в 2017 г. не выделены, в связи с чем, мероприятия по расселению непригодного жилого фонда не осуществлялись.
В ходе судебного разбирательства прокурор, действуя в интересах ФИО1 и ФИО2, уточнил требования, просил обязать Администрацию Кузнечихинского сельского поселения предоставить вне очереди ФИО1 и ФИО2 на семью из двух человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.
Определением суда от 08.08.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО2 (л.д. 1).
Определением суда от 14.09.2017 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент территориального развития Ярославской области и Департамент строительства Ярославской области (л.д. 28).
В суде помощник прокурора Ярославского района Розова Н.Е. поддержала заявленные требования и уточнила, просила обязать Администрацию Кузнечихинского сельского поселения предоставить вне очереди ФИО1 и ФИО2 на семью из двух человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах Кузнечихинского сельского поселения по норме предоставления.
Истец ФИО1 в суде уточненный иск прокурора поддеражала в объеме заявленных требований, просила обязать Администрацию Кузнечихинского сельского поселения предоставить ей и ее матери ФИО2 во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по норме предоставления в черте Кузнечихинского сельского поселения Ярославского района Ярославской области.
Представитель ответчика Администрации Кузнечихинского сельского поселения по доверенности ФИО3 исковые требования не признал. Пояснил, что истцы признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, они включены в общий список очередников, имеющих право на обеспечение жильем. Полагает, что отсутствуют основания для предоставления им жилого помещения вне очереди.
Третье лицо ФИО2 просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Остальные участники процесса, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Суд, выслушав присутствующих лиц, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
Из п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ следует, что вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно Акту обследования помещения от 21.10.2016 г., заключению межведомственной комиссии от 21.10.2016 года, жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания ввиду уничтожения пожаром (л.д. 15-18).
Распоряжением Главы Кузнечихинского сельского поселения от 30.12.2016 г. № 133, жилое помещение по указанному адресу признано непригодным для проживания (л.д. 14).
Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика, ФИО2 и ФИО1 с 06.11.2003 г. и 09.03.2006 года соответственно зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, проживали в указанном жилом помещении в качестве членов семьи собственника ФИО4 (отец ФИО2 и дедушка ФИО1) (л.д. 13).
Постановлением Администрации Кузнечихинского сельского поселения от 26.01.2016 г. № 67 ФИО1 и ФИО2 признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении в порядке п. 2 ст. 49, п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (л.д. 9).
Таким образом, поскольку ФИО1 и ФИО2 признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, они включены в общий список очередников, имеющих право на обеспечение жильем, у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить им благоустроенное жилое помещение в черте Кузнечихинского сельского поселения по норме предоставления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области во вне очередном порядке предоставить ФИО1 и ФИО2 на условиях социального найма изолированное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах Кузнечихинского сельского поселения по норме предоставления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения путем подачи жалобы в Ярославский районный суд Ярославской области.
Судья А.Ш. Сайфулина