ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1668/20 от 27.10.2020 Белгородского районного суда (Белгородская область)

Дело № 2-1668/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород 27 октября 2020 года

Белгородский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Лукьяновой Л.Н.

при секретаре Коротких М.С.

с участием истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2, представителя 3 лица департамента строительства и транспорта по Белгородской области по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к администрации Белгородского района о признании решения комиссии по соблюдению жилищного законодательства об исключении из списка претендентов на участие в мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» в 2020 году, незаконным

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Белгородского района, в котором просила признать решение комиссии по соблюдению жилищного законодательства об исключении из списка претендентов на участие в мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей в 2020 году», незаконным и обязать ответчика включить ее и членов ее семьи в список претендентов на участие в мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» в 2020г.

В обоснование иска указала, что ее семья в 2012г. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она и ее члены семьи (5 человек) были включены в список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году на приобретения жилья по Белгородскому району. 10.04.2020 комиссией по соблюдению жилищного законодательства ее семья исключена их списка претендентов на участие в мероприятии в 2020г, поскольку в ноябре 2019 семье была оказана помощь в рамках Постановления Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170 «Об утверждении правил предоставления субсидий АО «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам). Считает решение незаконным и нарушающим ее права и ее членов семьи.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика иск не признал и просил в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель 3 лица полагал необходимым в удовлетворении иска отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

Статья 7 Конституции Российская Федерация провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).

В частности, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Нормы жилищного законодательства не должны противоречить Жилищному кодексу Российской Федерации

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Одним из основных принципов реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.

Судом установлено, что молодая семья К-вых состоит из супругов ФИО1, ФИО4 и их детей – (информация скрыта)

Решением комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации муниципального района «Белгородский район» от 20.03.2012 семья К-вых составом 4 человека была признана нуждающейся в жилом помещении, и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2015-2020» как молодая семья (л.д.93-84).

20.04.2019 в семье родился третий ребенок – (информация скрыта). (л.д.70).

Протоколом заседании комиссии по соблюдению жилищного законодательства № (номер обезличен) от 25.04.2019 подтверждена нуждаемость семьи К-вых из пяти человек, участницы основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (л.д.65-66).

Согласно списку молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 семья К-вых состояла в списке под номером 9 (л.д.47-49).

Семья К-вых, составом 5 человек проживает в квартире общей площадью 35,4 кв.м. по адресу: (адрес обезличен) собственником которой является супруг истицы (л.д.76-77), что не оспаривалось ответчиком.

Таким образом, на одного человека семьи приходится 7 кв.м., что менее размера учетной нормы (15 кв.м.) по Белгородскому району, утвержденного решением Белгородского районного Совета депутатов от 27.06.2006 № 210 «Об утверждении Порядка осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Постановлением Правительства Белгородской области от 10.11.2014 № 410-пп утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования, в соответствии с п.38 которого основаниям для исключения молодой семьи из числа участников программы является в частности получение членами молодой семьи в установленном порядке средств федерального бюджета и (или) областного бюджета и (или) бюджета муниципального района (городского округа) на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого помещения.

Федеральным законом от 03.07.2019 № 157 –ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займом) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» установлены меры государственной поддержки семей, имеющих детей, обеспечивающие указанным семьям возможность полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) за счет специально выделенных на эти цели бюджетных средств».

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 157-ФЗ право на вышеуказанные меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному кредиту.

В связи с рождением у истца третьего ребенка, супруги К-вы воспользовались мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

21.11.2019 АО «ДОМ.РФ» осуществило погашение обязательств ФИО5 и ФИО1 по ипотечному жилищному кредиту, заключенному указанными лицами с ПАО «Сбербанк» на сумму 450 000 руб.

В связи с этим протоколом комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от 10.04.2020 № (номер обезличен) семья К-вых исключена из списка претендентов на участие в мероприятии в 2020 году.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылается на то, что семья истца в связи с получением в установленном порядке мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета утратила право на участие в мероприятии по основанию, определенному в подпункте «г» пункта 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050.

Подпунктом «г» пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлено, что ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия.

Семья К-вых на момент получения государственных мер поддержки в рамках ФЗ № (номер обезличен) уже была включена в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050. Следовательно, решение ответчика, основанное на применении подпункта «г» пункта 22 вышеназванного нормативного акта, неправомерно, противоречит буквальному толкованию данной нормы.

Кроме этого, согласно абзацу 5 пункта 38 Правил молодые семьи – участники мероприятия могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (строительства жилого дома, уплаты цены договора участия в долевом строительстве) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала и средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.

Во исполнение Федерального закона N 157-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положение о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 г. N 1170) (далее - Положение).

Указанное выше Положение определяет порядок реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (далее - меры государственной поддержки).

Меры государственной поддержки реализуются однократно путем направления акционерным обществом "ДОМ.РФ" (далее - общество) собственных денежных средств с последующим возмещением обществу недополученных доходов и затрат из федерального бюджета на цели полного или частичного погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) граждан Российской Федерации, указанных в пункте 3 настоящего Положения (далее - погашение кредита (займа), в размере их задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование кредитом (займом).

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющих детей, утвержденные постановлением № 1710, изданы в целях поддержки первичного рынка ипотечного кредитования в части обеспечения объемов выдачи ипотечных жилищных кредитов, в контексте пункта 22 Правил субсидии, предоставляемые кредитными организациями, не могут рассматриваться в качестве форму государственной поддержки граждан по улучшению жилищных условий.

Таким образом, молодые семьи – участники мероприятия вправе привлекать в целях получения и использования социальной выплаты кредитные средства (займы), полученные в том числе в российских и кредитных организациях и АО «ДОМ.РФ».

Следовательно, получение заемщиками мер поддержки в соответствии с Постановлением № 1170 не является основанием для отказа в предоставлении данным семьям государственной поддержки в рамках иных программ.

Как следует из сообщения АО «ДОМ.РФ» (л.д.33-35) в рамках Постановления № 1170 гражданам предоставляется выплата за счет собственных средств АО «ДОМ.РФ» с последующим возмещением фактически понесенных затрат из федерального бюджета, получателем бюджетных средств является АО «ДОМ.РФ».

Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что в связи с полученными истцом в связи с рождением третьего ребенка мер государственной поддержки в рамках Федерального закона 03.07.2019 № 157 –ФЗ посредством перечисления АО «ДОМ.РФ» денежных средств в счет погашения ипотечного кредита в сумме 450 000 руб., нуждаемость семьи К-вых в улучшении жилищных условий не отпала.

При этом критерием участия молодой семьи в программе «Обеспечение жильем молодых семей» является возраст и нуждаемость в улучшении жилищных условий, а в программе государственных мер поддержки в рамках ФЗ N 157-ФЗ - рождение третьего или последующего ребенка.

Поскольку основанием для включения молодой семьи К-вых в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 года явилось признание этой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, то и снятие семьи с данного учета предполагало отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий.

При этом, доказательств того, что с полученными истцом мерами государственной поддержки в рамках Федерального закона 03.07.2019 № 157 –ФЗ нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий отпала, ответчиком не представлено и материалы дела не содержат.

Получение же многодетной семьей мер государственной поддержки в рамках ФЗ № 157, обусловленных рождением третьего ребенка, не может уменьшать объем прав этой семьи на улучшение жилищных условий в рамках программы, критерием участия в которой является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.

В данном же случае мер социальной поддержки в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, молодая и многодетная семья К-вых не получила.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в объеме прав граждан допустимы только в том случае, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 24 мая 2001 года №8-П, от 3 июня 2004 года №11-П, от 15 июня 2006 года №6-П, от 5 апреля 2007 года №5-П, от 10 ноября 2009 года №17-П и от 24 октября 2012 года №23-П; определения от 4 декабря 2003 года №415-О, от 27 июня 2005 года №231-О и от 1 декабря 2005 года №428-О).

С учетом изложенного, оснований считать принятое ответчиком решение об исключении истца и его членов семьи из списка - претендентов на участие в мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» в 2020 году законным, у суда не имеется, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск ФИО1 к администрации Белгородского района о признании решения комиссии по соблюдению жилищного законодательства об исключении из списка претендентов на участие в мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» в 2020 году, незаконным, - удовлетворить.

Признать решение комиссии по соблюдению жилищного законодательства при администрации Белгородского района от 10.04.2020 об исключении ФИО1 и ее членов семьи из списка -претендентов на участие в мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» в 2020 году, незаконным.

Обязать администрацию Белгородского района включить ФИО1 и ее членов семьи в список- претендентов на участие в мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» в 2020 году.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд.

Судья Л.Н.Лукьянова

Мотивированный текст решения изготовлен 09.11.2020.