ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1668/2016 от 18.01.2017 Белоярского районного суда (Свердловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Белоярский 18 января 2017 года

Белоярский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Солодушкиной Ю.С.,

с участием помощника Белоярского межрайонного прокурора Юдиной О.М.,

при секретаре судебного заседания Ярославцевой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению Белоярского городского округа «Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства», Администрации Белоярского городского округа об обязании к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд с исковыми требованиями к Муниципальному казенному учреждению Белоярского городского округа «Отдел капитального строительства, газификации и ЖКХ» в котором просит обязать ответчика в срок до 1 сентября 2017 года у МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №14» по адресу: п. Гагарский, установить светофор типа Т-7; у МАОУ «Кочневская средняя общеобразовательная школа №16» по адресу: <...> установить светофор типа Т-7; у МБОУ «Черноусовская средняя общеобразовательная школа №19» по адресу: <...>, обустроить тротуары к образовательному учреждению; у МАОУ «Баженовская средняя общеобразовательная школа 96» по адресу: <...> обустроить пешеходный переход (разметка, дорожные знаки), искусственные неровности, светофоры типа Т-7; у Черноусовская спецшкола по адресу <...> установить дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1, пешеходные ограждения перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу, освещение пешеходных переходов; у Белореченской начальной школы обустроить тротуары; у МОУ «Белоярский многопрофильный техникум» по адресу: <...> установить дорожные знаки 1.23 «Дети», обустроить тротуары; у МБДОУ детский сад №3 «Рябинка» по адресу: <...> установить светофоры типа Т-7, пешеходные ограждения перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу; у МБДОУ детский сад №17 «Березка» по адресу: <...>, установить светофоры типа Т-7, искусственные неровности; у МБДОУ детский сад №34 «Родничок» расположенного по адресу: <...> обустроить тротуары; у МБДОУ детский сад №2 «Солнышко» по адресу: <...> установить светофоры типа Т-7, пешеходные ограждения перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу.

В обоснование исковых требований указано, что Белоярской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждений. Проверкой установлено, что около МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №14» в п. Гагарский, отсутствует светофор типа Т-7; у МАОУ «Кочневская средняя общеобразовательная школа №16» в <...> отсутствует светофор типа Т-7; у МБОУ «Черноусовская средняя общеобразовательная школа №19» в <...> отсутствуют тротуары к образовательному учреждению; у МАОУ «Баженовская средняя общеобразовательная школа 96» в <...> отсутствуют пешеходный переход (разметка, дорожные знаки), искусственные неровности, светофоры типа Т-7; у Черноусовской спецшколы, в <...> отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1, пешеходные ограждения перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу, освещение пешеходных переходов; у Белореченская начальная школа отсутствуют тротуары; у МОУ «Белоярский многопрофильный техникум» в <...> отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети», тротуары; у МБДОУ детский сад №3 «Рябинка» в <...> отсутствуют светофоры типа Т-7, пешеходные ограждения перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу; у МБДОУ детский сад №17 «Березка» в <...> отсутствуют светофоры типа Т-7, отсутствуют искусственные неровности; у МБДОУ детский сад №34 «Родничок» в <...> отсутствуют тротуары; у МБДОУ детский сад №2 «Солнышко» в <...> отсутствуют светофоры типа Т-7, пешеходные ограждения перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу. Работы по устранению вышеуказанных нарушений связаны с затратами из местного бюджета Белоярского городского округа, которые могут быть произведены только посредством деятельности МКУ Белоярского городского округа «Отдел капитального строительства, газификации и ЖКХ», что следует из п.71 Устава Белоярского городского округа и относится к его полномочиям. Указанные нарушения ставят в опасность пешеходов - детей, при движении к образовательным учреждениям и обратно. Следовательно, нарушаются установленные статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации права человека на жизнь и охрану здоровья. От требований к МКУ Белоярского ГО «Отдел капитального строительства, газификации и ЖКХ» в части обязании обустройства пешеходного перехода, искусственных неровностей и светофоров типа Т-7 около МАОУ «Баженовская средняя общеобразовательная школа 96» Белоярским межрайонным прокурором заявлен отказ, отказ принят судом производство по делу в данной части прекращено.

В письменном отзыве на исковые требования истца ответчик МКУ Белоярского ГО «Отдел капитального строительства, газификации и ЖКХ» поясняет, что с заявленными требованиями не согласны, МКУ Белоярского ГО «Отдел капитального строительства, газификации и ЖКХ» действует на основании бюджетной системы в рамках лимитов бюджетных обязательств казенного учреждения, которая утверждается с учетом плана мероприятий выполнения муниципальных программ, где прописано на выполнение каких видов работ на какой территории в пределах какой суммы МКУ БГО «Отдел КС, газификации и ЖКХ» имеет право заключать муниципальные контракты. То есть заключение и оплата МКУ БГО «Отдел КС, газификации и ЖКХ» муниципальных контрактов иных договоров подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета, лимитов бюджетных обязательств. Главой Белоярского городского округа ФИО1 утверждена адресная программа устранения нарушений по обустройству улично-дорожной сети вблизи образовательных учреждений на территорий Белоярского городского округа, которая согласована начальником отдела ГИБДД МО МВД РФ «Заречный» и сроки выполнения мероприятий составляют в период до 01.09.2017 года. МКУ БГО «Отдел КС, газификации и ЖКХ» сможет исполнить решение суда только при наличии лимитов бюджетных обязательств, выделенных Главным распорядителем бюджетных средств в лице Администрации Белоярского городского округа.

Из письменного отзыва соответчика Администрации Белоярского городского округа следует, что с исковыми требованиями не согласны, указав, что Главой Белоярского городского округа утверждена Адресная программа устранения нарушений по обустройству улично-дорожной сети вблизи образовательных учреждений на территории Белоярского городского округа, которая согласована начальником отдела ГИБДД МО МВД РФ «Заречный». Обращение прокурора с иском в суд является преждевременным, так как сроки выполнения мероприятий Адресной программы составляют период времени до 01.09.2017 г. и мероприятия данной программы выполняются добровольно. Считают, что обращение прокурора в суд имело бы смысл при отказе от выполнения мероприятий программы или уклонении от их выполнения без уважительной причины. Какой-либо необходимости обращаться в суд в настоящее время с требованием о принудительном исполнении решении, принятого самим органом местного самоуправления, не имеется, прокурору просто хочет закрепить решением суда выполнение мероприятий адресной программы, поэтому такое обращение в суд носит чисто формальный характер, в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований Белоярского межрайонного прокурора отказать за необоснованностью

В судебном заседании помощник Белоярского межрайонного прокурора Юдина О.М. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МКУ БГО «Отдел КС, газификации и ЖКХ» в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила.

Представитель соответчика Администрации БГО ФИО2, действующая на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требования прокурора, на основании доводов письменного отзыва.

Заслушав помощника Белоярского межрайонного прокурора, представителя ответчика Администрации БГО, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Часть 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года N 120-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

Согласно пункту 7.2.10 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" светофоры Т.7 применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов.

Исходя из вышеуказанных норм права, установка в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 светофоров предусмотрена Правилами дорожного движения, их отсутствие создает реальную угрозу для участников дорожного движения.

В силу пункта 7.2.10 приведенного ГОСТа Р 52289-2004 знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемых детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с таблицей 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 метров от начала опасного участка, повторный - на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка.

Согласно пункту 6.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 11 декабря 2006 года N 295-ст (далее - ГОСТ Р 52605-2006), искусственные неровности устраивают перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах; от 10 до 15 метров до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадей, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов, станций метрополитена; с чередованием через 50 метров друг от друга в зоне действия знака 1.23 "Дети".

Как видно из материалов дела, Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждениях, в ходе которой установлено, что около МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №14» в п. Гагарский, отсутствует светофор типа Т-7; у МАОУ «Кочневская средняя общеобразовательная школа №16» в <...> отсутствует светофор типа Т-7; у МБОУ «Черноусовская средняя общеобразовательная школа №19» в <...> отсутствуют тротуары к образовательному учреждению; у МАОУ «Баженовская средняя общеобразовательная школа 96» в <...> отсутствуют пешеходный переход (разметка, дорожные знаки), искусственные неровности, светофоры типа Т-7; у Черноусовской спецшколы, в <...> отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1, пешеходные ограждения перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу, освещение пешеходных переходов; у Белореченской начальной школы отсутствуют тротуары; у МОУ «Белоярский многопрофильный техникум» в <...> отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети», тротуары; у МБДОУ детский сад №3 «Рябинка» в <...> отсутствуют светофоры типа Т-7, пешеходные ограждения перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу; у МБДОУ детский сад №17 «Березка» в <...> отсутствуют светофоры типа Т-7, отсутствуют искусственные неровности; у МБДОУ детский сад №34 «Родничок» в <...> отсутствуют тротуары; у МБДОУ детский сад №2 «Солнышко» в <...> отсутствуют светофоры типа Т-7, пешеходные ограждения перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу.

В силу ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Статья 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О безопасности дорожного движения" устанавливает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, согласно которым таковыми являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения, помимо прочего, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положений ст. 13 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании п.6 ч.1 ст. 6 Устава Белоярского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 35 пункта 1 статьи 33 Устава Белоярского городского округа, также предусмотрено организация освещения улиц относится к полномочиям Администрации Белоярского городского округа.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 06 июля 2016 г. Отделом ГИБДД МО МВД РФ «Заречный» в адрес Администрации Белоярского городского округа внесено предписание об устранении указанных недостатков с установлением срока до 01 августа 2016 г. соответственно.

Согласно ответа Врио начальника ОГИБДД МО МВД РФ «Заречный» ФИО3 от 24.10.2016 года предписание не выполнено в полном объеме, срок истек.

Из представленной Адресной программы устранения нарушений по обустройству улично-дорожной сети вблизи образовательных учреждений на территории Белоярского городского округа, утвержденной Главой Белоярского городского округа и согласованной начальником отдела ГИБДД МО МВД РФ «Заречный», следует, что в МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14» в п. Гагарский, запланирована установка светофоров Т-7 на июль 2017 г., в МАОУ «Кочневская средняя общеобразовательная школа № 16» в с. Кочневское запланирована установка светофоров Т-7 на июль 2017 г., в МБОУ «Черноусовская средняя общеобразовательная школа № 19» в с. Черноусово запланировано устройство тротуаров к образовательному учреждению на июль 2017 г.; в Черноусовской спецшколе в с. Черноусово запланирована установка основных и повторных дорожных знаков 1.23 «Дети» - 2шт, с табличкой 8.2.1 – 2 шт.; установка пешеходных ограждений перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу; установка освещения пешеходных переходов на июль 2017 г., в Белореченской начальной школе запланирована устройство тротуаров к образовательному учреждению на июль 2017 г., в МОУ «Белоярский многопрофильный техникум» в п. Белоярский запланирована установка основных дорожных знаков 1.23 «дети» - 2 шт., оборудование тротуаров для подхода к общеобразовательной организации на июль
2017 г.; в МБДОУ детский сад № 3 «Рябинка» в п. Белоярский запланирована установка светофоров Т-7; установка пешеходных ограждений перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу на июль 2017 г., в МБДОУ детский сад № 17 «Березка» в п. Совхонный запланирована установка искусственных неровностей, с учетом необходимых знаков дорожного движения; установка светофоров Т-7 на июль 2017 г., в МБДОУ детский сад № 34 «Родничок» в с. Косулино запланировано оборудование тротуаров для подхода к общеобразовательной организации на июль 2017 г., в МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко» в п. Белоярский запланирована установка светофоров (Т7); установка пешеходных ограждений перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу на июль 2017 г. ответственный исполнитель указан как МКУ БГО «Отдел КС, газификации и ЖКХ».

Поскольку ответчиками предписание Отдела ГИБДД МО МВД РФ «Заречный» об устранении указанных недостатков в установленный срок не были устранены, в связи с чем, Муниципальное казенное учреждение Белоярского городского округа «Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства» обязано устранить выявленные нарушения.

Учитывая все обстоятельства дела, суд полагает возможным обязать Муниципальное казенное учреждение Белоярского городского округа «Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства» в срок до 01.09.2017 года выполнить мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения вблизи образовательных организаций Белоярского городского округа.

Руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное учреждение Белоярского городского округа «Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства» в срок до 01.09.2017 года выполнить мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения вблизи образовательных организаций Белоярского городского округа, в частности:

- МАОУ «Кочневская средняя общеобразовательная школа № 16» по адресу: <...> - установить светофор типа Т-7;

- МБОУ «Черноусовская средняя общеобразовательная школа № 19» по адресу: <...>, обустроить тротуары к образовательному учреждению;

- Черноусовская спецшкола по адресу <...> установить дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1, пешеходные ограждения перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу, освещение пешеходных переходов;

- Белореченской начальной школе, <...> обустроить тротуары;

- МОУ «Белоярский многопрофильный техникум» по адресу: <...> установить дорожные знаки 1.23 «Дети», обустроить тротуары;

- МБДОУ детский сад № 3 «Рябинка» по адресу: <...> установить светофоры типа Т-7, пешеходные ограждения перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу;

- МБДОУ детский сад № 17 «Березка» по адресу: <...>, установить светофоры типа Т-7, искусственные неровности;

- МБДОУ детский сад № 34 «Родничок» расположенного по адресу: <...> обустроить тротуары;

- МБДОУ детский сад №2 «Солнышко» по адресу: <...> установить светофоры типа Т-7, пешеходные ограждения перильного типа вдоль проезжей части на подходах к пешеходному переходу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения (решения суда в окончательной форме).

Председательствующий: Ю.С. Солодушкина

Мотивированное решение изготовлено 22 января 2017 года.