Дело № 2-1668/2021
УИД 91RS0001-01-2021-005017-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2021 года г. Симферополь
Железнодорожный районный суд г. Симферополя в составе:
председательствующего судьи – Плиевой Н.Г.,
при секретаре – Ковальчук Г.И.,
с участием представителя истца – адвоката Гафарова Т.Р.,
представителя ответчика – ФИО1,
представителя третьего лица – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Крымская железная дорога», третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Крымская таможня об истребовании имущества из чужого незаконного владения, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Крымская железная дорога» (далее – ФГУП «КЖД») в которым просила истребовать из чужого незаконного владения ответчика принадлежащий ей груз – личные вещи, прибывшие на станцию ФИО5 в контейнере № по накладной №. Обязать ответчика выдать истцу указанные личные вещи.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является грузополучателем груза «Личные вещи», перевозимого в международном сообщении в контейнере № по накладной №. Контейнер был отправлен истцом со станции отправления Хаваст УЗДЖК 725803 Узбекистанских железных дорог на станцию назначения ФИО5 ФГУП «КЖД». При отправке грузового контейнера истец руководствовалась главой 55 Таможенного кодекса Украины, который предусматривал освобождение от уплаты таможенных пошлин грузов с личными вещами в связи с переездом на постоянное место жительство в Республику Крым. Поскольку на момент поступления контейнера на территорию Крыма Республика Крым вошла в состав Российской Федерации, Крымская таможня в отношении поступившего груза руководствовалась законодательством Таможенного союза и по прибытии груз был помещен под таможенный контроль. У истца возникли затруднения с получением разрешительных документов на право проживания в Российской Федерации в период с 2014 по 2017 годы. ДД.ММ.ГГГГ после внесения изменений в законодательство РФ истцом был получен паспорт гражданина РФ и ДД.ММ.ГГГГ Крымская таможня выпустила в свободное обращение грузовой контейнер с принадлежащими истцу вещами, который ДД.ММ.ГГГГ из зоны таможенного контроля был помещен на контейнерную площадку станции ФИО5. При обращении за получением груза в ФГУП «КЖД» истец получила разъяснение, что принадлежащие ей вещи не будут выданы пока не будет погашена задолженность, связанная с хранением груза. Истец полагает, что ответчиком противоправно удерживаются принадлежащие ей вещи, поскольку данный груз не задерживался и под арест не помещался, издержки за его хранения должны быть отнесены к расходным обязательствам федерального бюджета.
Определениями судьи от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление принято к производству суда, возбуждено гражданское дело с назначением к разбирательству в судебном заседании на ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена Крымская таможня, судебное заседание отложено на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, на их удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Указывает, что принадлежащий истцу груз был помещен Крымской таможней под таможенный контроль и фактически хранился на железнодорожном пути общего пользования № станции ФИО5, то есть на инфраструктуре ФГУ «КЖД». В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ»), расходы перевозчиков, связанные с хранением грузов и контейнеров возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей. После обращения ФИО2 с требованием о выдаче груза, ей был выдан счет на сумму 221 489,94 руб. с приложением первичных документов для оплаты расходов ФГУП «КЖД» по хранению груза. В связи с тем, что истцом не была произведена оплата за хранение груза, груз ей выдан не был.
Представитель Крымской таможни прояснила что принадлежащий истцу груз был помещен под таможенный контроль и ДД.ММ.ГГГГ выпущен в свободное обращение. Просила принять решение на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав пояснения участников судебного процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 со станции Хаваст УЗДЖК 725803 Узбекистанских железных дорог на станцию назначения Симферополь в контейнере № по накладной № были направлены личные вещи, грузополучателем которых указана ФИО2. Из пояснений представителя истца следует, что отправляя свои личные вещи в <адрес>ФИО2 имела намерение переехать в Республику Крым – государство Украина - на постоянное место жительства, поскольку главой 55 Таможенного кодекса Украины было предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин грузов с личными вещами в связи с переездом на постоянное место жительства.
В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым, подписанным 18 марта 2014 года, и Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию с момента подписания указанного договора.
Прибывший в апреле 2014 года, то есть после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, на станцию ФИО5 в контейнере № 51570312429 по накладной № 754459 груз Крымской таможней был помещён под таможенный контроль.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение), которое действовало на момент прибытия принадлежащего истцу груза на территорию Республики Крым, датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлена обязанность гражданина Российской Федерации, изменившего место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
Исходя из предписаний абзацев седьмого и одиннадцатого пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) если лицо, переселяющееся на постоянное место жительства, не имеет гражданства Российской Федерации, переселяется в Российскую Федерацию не в рамках международных договоров Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, а также не в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, документом, подтверждающим признание его лицом, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, может являться вид на жительство.
Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования был урегулирован Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (далее - Решение Совета ЕЭК).
В соответствии с пунктом 6 приложения N 3 к Решению Совета ЕЭК иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов бывшие в употреблении товары для личного пользования, при условии, что ввоз на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС. Документом, подтверждающим признание его лицом, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, является вид на жительство.
Судом установлено, что истец ФИО4 отнесена к категории представителей ранее депортированных народов, что усматривается из справки Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым от 29.12.2014 № З-21/2030/2.
Материалами дела подтверждается, что 13.12.2019 истцом был получен паспорт гражданина Российской Федерации.
23.09.2020 Крымской таможней в свободное обращение был выпущен грузовой контейнер с личными вещами, принадлежащими истцу ФИО4 и был перемещен на контейнерную площадку станции ФИО5 20.10.2020, о чем истец была уведомлена письмом ФГУП «КЖД» от 29.10.2020. Указанным письмом истец также сообщил ответчику о том, что общая сумма за предоставление зоны таможенного контроля, расположенной на инфраструктуре железной дороги на хранение иностранных товаров (грузов) для личных, семейных и домашних нужд составила 221 489,94 руб. (с учетом НДС) – простой контейнера 2315 дней 14 часов ( с учетом льготного времени). с 22.10.2020 сбор за хранение грузов в местах общего пользования в контейнере составляет 129,60 руб. в сутки ( с учетом НДС).
В силу п. 2 ст. 79, п. 4 ст. 92 Таможенного кодекса РФ процедура внутреннего таможенного транзита применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, где до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля.
До момента завершения внутреннего таможенного транзита в силу п. 3 ст. 88 Таможенного кодекса РФ перевозчик обязан не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку, иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном п. 1 ст. 89 данного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 15 Таможенного кодекса РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным Кодексом.
В силу статьи 36 Устава железнодорожного транспорта РФ по прибытии грузов на станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю.
Таможенное законодательство и иные правовые акты по вопросам таможенного дела содержат специальные нормы, регламентирующие вопросы перевозки груза, находящегося под таможенным контролем. Данные нормы, в частности, устанавливают права и обязанности перевозчика, грузополучателя, определяют место доставки, порядок выдачи и хранения груза. Однако из этих норм не следует, что обязанность перевозчика по доставке и выдаче груза считается исполненной с момента завершения таможенного оформления.
На основании статьи 34 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
В силу статьи 35 Устава железнодорожного транспорта РФ грузы выдаются на железнодорожной станции грузополучателю. Порядок оформления выдачи груза устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пункт 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 N 29 (далее - Правила N 29), устанавливает, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.
В соответствии с Временной технологией взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом по прибытии груза на станцию назначения работники станции обязаны уведомить об этом таможенный орган назначения и грузополучателя. Должностное лицо таможенного органа после получения уведомления о прибытии груза регистрирует уведомление, проставляет на перевозочных документах и на листе контроля за доставкой товара штамп "Товар поступил" и принимает решение о возможной выгрузке груза для освобождения перевозочных средств (пункт 3.11). Работники железной дороги не имеют права выдавать грузовладельцам грузы, перевозимые под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов (пункт 2.6).
Для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал накладной в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом (пункты 6 и 20.1 Правил N 29). Выдача грузополучателю накладной до представления документов должностному лицу таможенного органа не допускается.
Пунктом 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27, предусмотрено, что дата уведомления получателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза. В случае прибытия груза вне времени работы таможенного органа (подразделения) срок доставки груза удлиняется на срок от момента прибытия груза на железнодорожную станцию назначения до наступления времени работы этого органа.
Таким образом, доставка груза считается завершенной после уведомления таможни о прибытии груза на станцию назначения и на грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению платы за пользование вагонами до исполнения перевозчиком обязанности по доставке груза.
Вместе с тем, согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
В силу части 3 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенный контроль производится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
В соответствии с п. 1 ст. 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 145 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления определяет место, куда должны быть доставлены товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита. Место доставки товаров определяется на основании сведений о пункте назначения, указанных в транспортных (перевозочных) документах, если иное не установлено пунктами 3 - 5 настоящей статьи. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 151 ТК ЕАЭС действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля, в том числе без выгрузки товаров из транспортного средства, на котором они доставлены. Товары размещаются в зоне таможенного контроля в любое время суток.
Завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на транзитной декларации или иных документах, используемых в качестве транзитной декларации (п. 9 ст. 151 ТК ЕАЭС).
В силу п. 1 и п. 2 ст. 410 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения осуществляет хранение на складе временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом. Отношения владельца склада временного хранения с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
В соответствии с положениями статьи 411 ТК ЕАЭС складами временного хранения являются специально определенные и обустроенные сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки, предназначенные для временного хранения товаров.
Требования к расположению, обустройству и оборудованию сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования или используемых в качестве склада временного хранения, а также порядок их учреждения и функционирования устанавливаются законодательством государств-членов.
Согласно п. 5 ст. 357 ТК ЕАЭС за въезд транспортного средства, перевозящего находящиеся под таможенным контролем товары, на указанную в части 2 настоящей статьи территорию и его нахождение на ней в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, плата не взимается.
Таким образом, из анализа действующего законодательства следует, что стоимость платы за хранение вещей в зоне таможенного контроля должна рассчитываться с момента завершения процедуры таможенного транзита до момента предоставления грузополучателем перевозчику железнодорожной накладной с отметкой таможенного органа "выпуск разрешен". До завершения процедуры таможенного транзита простой контейнера в зоне таможенного контроля связан не с виной грузополучателя, а с объективным требованием закона, возлагающим на таможенного перевозчика обязанность завершить процедуру таможенного транзита в месте доставки. Именно после завершения процедуры таможенного транзита у грузополучателя появляется объективная возможность преступить к таможенному оформлению указанного груза.
В соответствии со ст. 22 Устава железнодорожного транспорта РФ расходы перевозчиков, в том числе связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных ст. 22 УЖТ РФ, и платы за пользование вагонами, контейнерами, перевозчик должен представить доказательства размера понесенных расходов, времени задержки вагонов, контейнеров, вызванной проведением работ, перечисленных в данной статье, а также доказательства, подтверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными органами государственного контроля (надзора).
Таким образом, обязательным условием применения ст. 22 УЖТ РФ является наличие указания или инициативы таможенного органа, отраженных в ненормативном акте, изданном в установленной форме должностным лицом таможенного органа.
В соответствии с п. 62 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема груза для перевозки, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон.
Окончательные расчеты за перевозку груза, в том числе за связанные с ней дополнительные работы (услуги), производятся грузополучателем по прибытии груза на железнодорожную станцию до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозки и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи груза.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ ФГУП «КЖД» в выдаче истцу принадлежащих ей вещей по причине невнесения платы за период нахождения личных вещей в зоне таможенного контроля является необоснованным.
Что касается требований об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суд полагает необходимым указать следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Статьей 1102 ГК РФ определено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из подпункта 2 статьи 1103 ГК РФ следует, что, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения.
По смыслу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, если между этим собственником и лицом, которому предъявлено такое требование, отсутствуют какие-либо обязательственные правоотношения по поводу этого имущества.
Вместе с тем, поскольку в данном случае между истцом и ответчиком существовали договорные отношения по перевозке груза, то есть стороны связаны обязательственными правоотношениями, то ст. ст. 301 ГК РФ, устанавливающая вещно-правовой способ защиты к данным правоотношениям применена быть не может.
На основании изложенного оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчиком противоправно было отказано истцу в выдаче груза по причине неуплаты платежей за весь период нахождения вещей в зоне таможенного контроля, в связи с чем суд полагает возможным возложить на ФГУП «КЖД» обязанность выдать ФИО4 груз - личные вещи, прибывшие на станцию ФИО5 в контейнере № по накладной №.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина исходя их удовлетворенных требований неимущественного характера в размере 300,00 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога» выдать ФИО4 груз - личные вещи, прибывшие на станцию ФИО5 в контейнере № по накладной №.
В удовлетворении остальной заявленной части исковых требований отказать.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» в пользу ФИО4 расходы по уплате госпошлины в размере 300,00 руб. (триста руб. 00 коп.).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд г. Симферополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Г. Плиева
Мотивированное решение составлено 30.09.2021.
Судья Н.Г. Плиева