38RS0035-01-2022-001221-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2022 года г.Иркутск
Октябрьский районный суд г.Иркутска в составе: председательствующего судьи Островских Я.В., при секретаре Непомнящих А.В., с участием прокурора ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № иску Братского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Иона-Плюс» о взыскании суммы ущерба,
У С Т А Н О В И Л :
В обоснование исковых требований указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проводился анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства об охране животного мира арендаторами лесных участков, ведущих свою хозяйственную деятельность на территории Адрес, в том числе обществом с ООО «Иона-Плюс». Согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО «Иона-Плюс» зарегистрировано Дата, ФИО4. Одним из видов деятельности общества является лесозаготовка. В соответствие с договором аренды лесного участка № от Дата, заключенным между территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Адрес и ООО «Иона-Плюс», последнему предоставлен лесной участок общей площадью 4 957 га, расположенный по адресу: Адрес, Тулунское лесничество, Икейское участковое лесничество: Икейская дача, эксплуатационные леса, кварталы №........ В соответствие с договором аренды лесного участка № от Дата, заключенным между территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Адрес и ООО «Иона-Плюс», последнему предоставлен лесной участок общей площадью 3 553 га, расположенный по адресу: Адрес, Тулунское лесничество, Икейское участковое лесничество: Икейская дача, эксплуатационные леса, кварталы №№ ......... В соответствии с договором аренды лесного участка № от Дата, заключенным между территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Адрес и ООО «Иона-Плюс», последнему предоставлен лесной участок общей площадью 5 134 га, расположенный по адресу: Адрес, эксплуатационные леса, кварталы №№. Согласно п. «у» ч. 11 указанных договоров аренды, помимо арендных обязательств, арендатор обязан выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Как следует из проектов освоения лесов по договорам аренды №, 8/09, №, получивших положительное заключение государственной экспертизы, ООО «Иона Плюс» проводит вырубку древесины в Икейской и Будаговской даче сплошным методом (кроме выдела 20 квартала 29, выделов 27, 28 квартала 92, выделов ........ квартала 93 Икейской дачи). ООО «Иона-Плюс» предоставляло в территориальное управление Министерства лесного комплекса РФ по Тулунскому лесничеству отчеты об использовании лесов формы 1-ИЛ в бумажной форме, а также с использованием информационной системы ЕГАИС Рослесхоза, содержащие сведения о площадях вырубки лесных насаждений и объемах заготовленной древесины. В процессе освоения лесных участков арендатором уничтожается среда обитаний объектов животного мира, поскольку территория Адрес, в том числе в пределах которой ООО «Иона-Плюс» осуществляется заготовка древесины, является средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. Согласно лесохозяйственному регламенту Тулунского лесничества Адрес, к охотничьим ресурсам в отношении которых осуществляется промысловая охота, относятся лось, благородный олень, косуля, дикий северный олень, кабарга, кабан, медведь, соболь, норка, ондатра, белка, волк, рысь, лисица, росомаха, горностай, колонок, заяц-беляк, рябчик, глухарь, тетерев, белая куропатка, утки. В соответствии с приложениями-таблицами № расчетов специалиста-консультанта отдела охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания министерства лесного комплекса Адрес, состав охотничье-промысловых животных на охотничьих угодьях на территории Адрес имеет следующий вид: лось, благородный олень, кабарга, косуля, соболь, белка, волк, горностай, выдра, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, росомаха, рысь, лисица, кабан, глухарь, бородатая куропатка, рябчик, тетерев, медведь, барсук, норка, ондатра. По требованию прокуратуры специалистом Министерства лесного комплекса Адрес выполнены расчеты ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате техногенного воздействия на площадях 3 арендованных лесных участков подвергнутых лесозаготовке методом сплошной рубки в 2015 году (38,6 га), в 2016 году (37,3га), 2017 г (68,6 га), в 2018 году (77,3 га), в 2019 году (24,69 га), с применением «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной Приказом Минприроды РФ от Дата№, зарегистрированной в Минюсте РФ Дата№. Расчет выполнен только по территории сильного воздействия, с применением понижающего перерасчетного коэффициента 0,75. По территории необратимой трансформации расчет не произведен, т.к. со временем растительность на местах рубки восстанавливается. На территориях среднего и слабого воздействия расчет также не производился, по причине наложения площадей радиусов зон косвенного воздействия вырубленных лесных насаждений по каждой лесосеке в отдельности, в связи с чем происходит многократное завышение и перерасчет площади зон сильного, среднего и слабого воздействия рубок на охотничьи ресурсы вокруг отдельных очагов рубки, из-за наличия большого количества арендаторов в Адрес, ведущих аналогичную деятельность на сопряженных территориях. Учитывая, что период лесозаготовки взят за 2015-2019 г., для оценки размера ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) были использованы отчеты Службы по охране и использованию животного мира Адрес (Министерства лесного комплекса Адрес) по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных за 2015-2019 годы. До Дата Служба по охране и использованию животного мира Адрес являлась уполномоченным государственным органом по охране, надзору, регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Адрес. В результате присоединения, вошла в состав Министерства лесного комплекса Адрес. По результатам расчетов следует, что размер причинённого в 2015-2019 годах вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в лесах Адрес в результате деятельности ООО «Иона-Плюс» по лесозаготовке сплошным методом рубки, по договору аренды №, составляет ......... По результатам расчетов следует, что размер причинённого в 2015- 2019 годах вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в лесах Адрес в результате деятельности ООО «Иона-Плюс» по лесозаготовке сплошным методом рубки по договору аренды №, составляет ......... По результатам расчетов следует, что размер причинённого в 2015- 2019 годах вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в лесах Адрес в результате деятельности ООО «Иона-Плюс» по лесозаготовке сплошным методом рубки по договору аренды №, составляет ......... Общая сумма вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в лесах Адрес в результате деятельности ООО «Иона-Плюс» по лесозаготовке сплошным методом рубки, по трём договорам аренды за 2015- 2019 годы составила ......... Прокурор просил суд взыскать с ООО «Иона-Плюс» в бюджет муниципального образования «Адрес» ущерб, причиненный в 2015-2019 годах объектам животного мира и среде их обитания в сумме .........
В судебном заседании прокурор ФИО3 исковые требования поддержала.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Иона-Плюс» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представил возражения на иск, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц Министерства лесного комплекса Иркутской области, администрации муниципального образования «Тулунский район», Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Отношения, возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире".
Положение об обязанности полного возмещения вреда окружающей среде предусмотрено статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 56 Федерального закона "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948 при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Установлено, что ООО «Иона-Плюс» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является лесозаготовка.
В соответствие с договором аренды лесного участка № от Дата, заключенным между территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Тулунскому району и ООО «Иона-Плюс», последнему предоставлен лесной участок общей площадью 4 957 га, расположенный по адресу: Адрес, эксплуатационные леса, кварталы №№ ........
В соответствие с договором аренды лесного участка № от Дата, заключенным между территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Тулунскому району и ООО «Иона-Плюс», последнему предоставлен лесной участок общей площадью 3 553 га, расположенный по адресу: Адрес, эксплуатационные леса, кварталы №.........
В соответствие с договором аренды лесного участка № от Дата, заключенным между территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Тулунскому району и ООО «Иона-Плюс», последнему предоставлен лесной участок общей площадью 5134 га, расположенный по адресу: Адрес, эксплуатационные леса, кварталы №.........
Согласно п. «у» ч. 11 указанных договоров аренды, помимо арендных обязательств, арендатор обязан выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Заготовка древесины обществом ведется на лесных участках в соответствии с проектами освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы.
Как следует из проектов освоения лесов по договорам аренды №№ ........, ООО «Иона Плюс» проводит вырубку древесины в Икейской и Будаговской даче сплошным методом (кроме выдела 20 квартала 29, выделов 27, 28 квартала 92, выделов ........ квартала 93 Икейской дачи). Фактически на арендованном ответчиком лесном участке ведется заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых, задействованы техника и технологические механизмы.
Между тем, территория Тулунского района Иркутской области, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «Иона-Плюс», является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.
В соответствии с расчетом ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), причиненного на площади лесных насаждений, арендованных ООО «Иона-Плюс», состав охотничьих ресурсов на территории Тулунского района Иркутской области имеет следующий вид: лось, благородный олень, косуля, дикий северный олень, кабарга, кабан, медведь, соболь, норка, ондатра, белка, волк, рысь, лисица, росомаха, горностай, колонок, заяц-беляк, рябчик, глухарь, тетерев, белая куропатка, утки. В соответствии с приложениями-таблицами № расчетов специалиста-консультанта отдела охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания министерства лесного комплекса Иркутской области, состав охотничье-промысловых животных на охотничьих угодьях на территории Тулунского района Иркутской области имеет следующий вид: лось, благородный олень, кабарга, косуля, соболь, белка, волк, горностай, выдра, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, росомаха, рысь, лисица, кабан, глухарь, бородатая куропатка, рябчик, тетерев, медведь, барсук, норка, ондатра.
Согласно сведениям Министерства лесного комплекса Иркутской области ответчиком ООО «Иона-Плюс» в результате деятельности по лесозаготовке сплошным методом рубки в 2015-2019 годах причинен вред (ущерб) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в лесах Тулунского района Иркутской области: по договору аренды № в размере ........; по договору аренды № рубль 69 копеек; по договору аренды № рублей 43 копеек.
Принимая представленный расчет ущерба, суд исходит из того, что утвержденная в установленном порядке методика исчисления вреда охотничьим ресурсам основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга. Не имеется никаких оснований не принимать сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приведенные в расчете специалиста Министерства лесного комплекса Иркутской области, либо считать их недостоверными. Сумма ущерба, причиненного охотничьим ресурсам в результате хозяйственной деятельности ответчика, установлена в соответствии с методикой исчисления ущерба животному миру и данная методика подлежит применению.
Из материалов дела также следует, что ответчик ООО «Иона-Плюс» по вопросу компенсации причиненного вреда объектам животного мира в добровольном порядке в Службу по охране и использованию животного мира Иркутской области, Министерство лесного комплекса Иркутской области до настоящего времени не обращалось.
Расчет вреда охотничьим ресурсам, причиняемого на площади арендованных ООО «Иона-Плюс» лесных насаждений, включает все необходимые параметры. Расчет ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате техногенного воздействия на площадях 3 арендованных лесных участков подвергнутых лесозаготовке методом сплошной рубки в 2015 году (38,6 га), в 2016 году (37,3га), 2017 г (68,6 га), в 2018 году (77,3 га), в 2019 году (24,69 га), выполнен с применением «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной Приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 № 948, зарегистрированной в Минюсте РФ 26.01.2012 № 23030.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяется, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
На основании статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Абзацем первым статьи 56 Федеральным закона от 24 апреля 1995 N 52-ФЗ "О животном мире" определено, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, исходя из того, что факт причинения ущерба объектам животного мира и среде их обитания ответчиком ООО «Иона-Плюс» в результате деятельности по лесозаготовке нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, учитывая, что Российское природоохранное законодательство допускает возникновение имущественной ответственности и за правомерные действия, в связи с чем суд приходит к выводу о взыскании с ответчика ООО «Иона-Плюс» в бюджет муниципального образования «Тулунский район» ........ (........ + ........ + ........).
Реальность причинения вреда окружающей среде в результате хозяйственной деятельности ответчика по заготовке леса подтверждена материалами дела, определяется в данном случае самим фактом хозяйственной деятельности ответчика, которым осуществляется сплошная рубка лесных насаждений, являющихся средой обитания животного мира. Изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания. Ответчик не представил допустимых и достаточных доказательств того, что проведены конкретные виды мероприятия по охране объектов животного мира, при этом, ответчик самостоятельно не обращался в Службу по вопросу добровольного возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.
Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования г.Иркутск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме .........
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора -удовлетворить.
Взыскать с ООО «Иона-Плюс» (........) в бюджет муниципального образования «Тулунский район» ущерб, причиненный в 2015-2019 годах объектам животного мира и среде их обитания в сумме .........
Взыскать с ООО «Иона-Плюс» в бюджет муниципального образования г.Иркутск государственную пошлину в сумме .........
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с 01 июля 2022 года.
Судья Островских Я.В.