Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«19» июня 2015 года пос. Фирово
Фировский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Калинина А.Ю.,
при секретаре Александровой И.В.,
с участием заместителя прокурора Фировского района Лазарева И.С.,
представителя ответчика – <данные изъяты> ООО «ФИАН» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фировского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчику ООО «Фиан» о признании бездействия по прохождению целевого инструктажа, утверждению перечня сотрудников, которые должны проходить специальную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработке программы подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и её клиентов незаконным, обязании совершить указанные действия в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Фировского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к ответчику ООО «Фиан» о признании бездействия по прохождению целевого инструктажа, утверждению перечня сотрудников, которые должны проходить специальную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработке программы подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и её клиентов незаконным, обязании совершить указанные действия в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Фировского района проведена проверка исполнения действующего законодательства о противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма. В ходе проверки установлено, что видами деятельности ООО "ФИАН", согласно Уставу, являются: предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, оказание торгово-посреднических и консультационных, информационных, маркетинговых и иных услуг.
В связи с чем, ООО "ФИАН" относится к организациям, осуществляющим операции с недвижимым имуществом и в соответствии со статьей 5 ФЗ N 115-ФЗ от 07.08.2001 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", на общество распространяются требования указанного закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
Вместе с тем, в нарушение требований закона руководителем и главным бухгалтером ООО «Фиан» целевой инструктаж не пройден. Также в ООО «Фиан» не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов не разработана.
Выявленные нарушения не позволяют обеспечивать контроль со стороны государства за легальностью деятельности организации в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.
Противоправное бездействие ООО «Фиан» создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, основных прав и свобод человека и гражданина, угрозу совершения террористических актов и иных проявлений терроризма, причинение вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора Фировского района Лазарев И.С. исковые требования поддержал по указанным в исковом заявлении основаниям, просил признать бездействие ООО «ФИАН» незаконным и обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить указанные в заявлении требования законодательства.
<данные изъяты> ООО «ФИАН» ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, сообщила, что все нарушения законодательства, указанные в заявлении прокурора будут ими устранены до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждому гарантировано право на жизнь и на охрану здоровья.
В соответствии с пунктом 9 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, настоящая Концепция, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.
Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма (п. 10 Концепции от 05.10.2009).
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации №35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризма являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее -Федеральный закон № 115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся, в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно п. 3.2 Устава ООО «Фиан», утвержденного решением № единственного учредителя ООО «Фиан» от ДД.ММ.ГГГГ предметом деятельности Общества является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, оказание торгово-посреднических и консультационных, информационных, маркетинговых и иных услуг (л.д. 7-11).
Осуществление деятельности по операциям с недвижимым имуществом подтверждается Уставом Общества, информацией МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, уведомлением о постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, правилами внутреннего контроля, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет в Федеральную службу по Финансовому мониторингу», запросом прокуратуры района в Росфинмониторинг, ответом на требование прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ №, представлением прокуратуры Фировского района от ДД.ММ.ГГГГ, ответом на представление от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением <данные изъяты> ООО «Фиан» ФИО1 (л.д. 12-23).
Таким образом, ООО «Фиан» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ на общество распространяются требования указанного закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма: встать на учет в уполномоченном органе (п. 9 ст. 7); до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 настоящей статьи (п. 1 ст. 7); разработать правила внутреннего контроля, назначить специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (п. 2 ст. 7); документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами (пп. 1.4 п. 1 ст. 7); идентифицировать клиентов организаций в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в отношении таких лиц (пп. 1.6 п. 1 ст. 7).
Частью 7 статьи 9 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пункт 10 Указа Президента РФ № 808 от 13.06.2012 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» предусматривает, что Росфинмониторинг ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
Требования к Правилам внутреннего контроля установлены постановлением Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Указанные Требования регламентируют содержание Правил внутреннего контроля (перечень программ).
В соответствии с п. 10 Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010г. N203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ). Требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу (п. 3 постановления Правительства № 715 от 05.12.2005г. «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 №203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение).
В соответствии с требованиями раздела IV Положения организация ведет учет прохождения ее сотрудниками обучения. Порядок учета прохождения сотрудниками организации обучения устанавливается руководителем организации. Факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно. Документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к личному делу сотрудника.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня следующего за днем совершения операции, а с 21.11.2011 - не позднее трех дней со дня совершения операции (в редакции Федерального закона № 308-ФЗ от 08.11.2011), сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, а именно: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя.
Согласно положениям п. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей.
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу № 245 от 05.10.2009 утверждена Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 года № 115-ФЗ, в соответствии с п. 1 которой организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества), а также иные лица, перечисленные в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, представляют информацию в Росфинмониторинг в соответствии с положениями настоящей Инструкции.
В результате проверки прокурора, а также в судебном заседании установлено, что в нарушение приведенных требований закона руководителем и главным бухгалтером ООО «Фиан» целевой инструктаж не пройден. А также в ООО «Фиан» не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов не разработана.
Таким образом, в нарушение вышеуказанного законодательства ООО «Фиан» до настоящего времени осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в отсутствие пройденного целевого инструктажа руководителем и главным бухгалтером общества, утвержденного перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и разработанной программы подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.
Выявленные нарушения не позволяют обеспечивать контроль со стороны государства за легальностью деятельности организации в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.
Противоправное бездействие ООО «Фиан» создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, основных прав и свобод человека и гражданина, угрозу совершения террористических актов и иных проявлений терроризма, причинение вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах требования прокурора направлены на обеспечение защиты прав жителей Фировского района Тверской области и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Фировского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Фиан» по прохождению целевого инструктажа руководителем и главным бухгалтером общества, утверждению перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и разработке программы подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов незаконным.
Возложить на ООО «Фиан» обязанность по прохождению целевого инструктажа руководителем и главным бухгалтером общества, утверждению перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и разработке программы подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Фировский районный суд Тверской области.
Судья А.Ю. Калинин
1версия для печатиДело № 2-166/2015 ~ М-174/2015 (Решение)