ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-166/18 от 28.02.2018 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил 28 февраля 2018 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,

при секретаре Цыбуля А.А.,

с участием представителя истца Швецова Д.В.,

представителей ответчиков Кузьменковой Ю.А., Казаковой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-166/2018 (2-2737/2017) по иску Мошкиной Т. И. к Администрации города Нижний Тагил, Правительству Свердловской области, Министерству общественной безопасности Свердловской области и Министерству социальной политики Свердловской области о признании права на получение единовременного пособия и его взыскании,

установил:

Мошкина Т.И. обратилась в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил и Правительству Свердловской области, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ в результате урагана в г.Нижнем Тагиле погиб её сын ФИО, 1983 года рождения. После её обращения за единовременным пособием ДД.ММ.ГГГГ ей было выплачено 100 000 руб. С данной суммой она не согласна, так как размер пособия должен составлять 1 000 000 руб. наряду с пособием на погребение. На её обращения о выплате суммы в таком размере Администрация г.Нижнего Тагила ответила отказом, мотивировав его тем, что законодательством Свердловской области не предусмотрено выделение единовременного пособия семьям граждан, погибших в результате чрезвычайной ситуации.

Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, положения Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110, Закон Свердловской области от 27.12.2004 № 221-ОЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области», Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2014 № 688-ПП «Об утверждении правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Свердловской области, утверждённый Постановлением Правительства Свердловской области от 06.02.2007 №75-ПП, Методические рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами, предусматриваемыми в бюджетах субъектов Российской Федерации на цели предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (приложение к письму Минфина России от 6 апреля 2017г. №06-07-17/20270), положения ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации истец просит признать за ней право на получение компенсации в виде единовременного пособия в размере в оставшейся части - 900 000 руб. и право на получение единовременного пособия на погребение в размере 5 562 руб. 25 коп. и взыскать указанную сумму с ответчиков.

Протокольным определением суда от 28.12.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области и Министерство общественной безопасности Свердловской области.

29.01.2018 истцом подано уточненное исковое заявление, в котором Министерство социальной политики Свердловской области и Министерство общественной безопасности Свердловской области указаны в качестве ответчиков.

В судебном заседании представитель истца Швецов Д.В. требования, изложенные в иске, поддержал. Излагая свою позицию, указал, что 03.06.2017 в г.Нижнем Тагиле имела место чрезвычайная ситуация, а именно шторм, в результате которого пострадал сын истца. Представитель сослался на положения постановления Правительства Свердловской области №688-ПП, в соответствии с которым органы государственной власти и местного самоуправления при недостаточности средств для выплаты компенсации вправе обратиться к Губернатору области с заявкой о выделении бюджетных ассигнований и представить документы в обоснование размера ассигнований. Просимая истцом сумма 1 000 000 руб. определена постановлением Правительства Российской Федерации №110 от 15.02.2014. Так как по распоряжению главы города Нижний Тагил истцу выплачена сумма 100 000 руб., то истец просит взыскать 900 000 руб. и пособие на погребение.

Представитель ответчика Администрации город Нижний Тагил Кузьменкова Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в удовлетворении исковых требований, представив отзыв, из которого следует, что администрация не является надлежащим ответчиком по взысканию пособия на погребение, поскольку данное пособие истец вправе получить в органах социальной защиты населения. Также у администрации отсутствует полномочие по оказанию единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций. Данный ответчик полагает, что истец должна обращаться с данным иском к Правительству Свердловской области.

Представитель ответчика Правительства Свердловской области в отзыве на исковое заявление указал, что Правительство является ненадлежащим ответчиком по иску, и просил в иске отказать, указав, что Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденные постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2014 №688-ПП не предусматривают требуемых истцом выплат. Правительство Российской Федерации в бюджет Свердловской области средства из резервного фонда не перечисляло. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является Министерство общественной безопасности Свердловской области. Данный ответчик полагал необходимым привлечь в качестве соответчиков Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области и Министерство общественной безопасности Свердловской области.

Министр социальной политики Свердловской области Злоказов А.В. просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, указав, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является Министерство общественной безопасности Свердловской области.

Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации Хужукаева Н.А. в отзыве на исковое заявление указала, что поскольку количество пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 03.06.2017 составило 11 человек, а размер материального ущерба составил 170 900 000 руб., то данная ситуация не являлась чрезвычайной ситуацией межрегионального или федерального характера, то есть ликвидация ее последствий не являлась расходным обязательством Российской Федерации. По мнению третьего лица, ситуация относилась к чрезвычайной ситуацией муниципального характеру. Ссылаясь на ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110, приложение 7 к закону Свердловской области «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», представитель указала, что недостаточности ассигнований для целей ликвидации чрезвычайных ситуаций в бюджете Свердловской области не усматривается.

Представитель третьего лица Министерства финансов Свердловской области Ястремская К.П. в отзыве на исковое заявление указал, что Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета. Министерство не наделено полномочиями в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также полномочиями по назначению и выплате пособия на погребение. Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Органы государственной власти субъектов России полномочны принимать решения об осуществлении единовременных денежных выплат при возникновении последствий от чрезвычайных ситуаций. На территории Свердловской области принято постановление Правительства от 06.08.2014 №688-ПП «Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Бюджетные ассигнования выделяются Министерству общественной безопасности Свердловской области для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. Правилами предусмотрена процедура предоставления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства области, согласно которой органы местного самоуправления муниципальных образований при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующих бюджетах для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, могут направлять Губернатору Свердловской области обращение о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации. Получение ассигнований производится в заявительном порядке и осуществляется на основании распоряжения Правительства области. Аналогично Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрен порядок получения пособия на погребение. По изложенным основаниям представитель Министерства финансов Свердловской области полагает иск не подлежащим удовлетворению. Гражданское дело представитель просил рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Свердловской области Ильина А.Е. в отзыве указала, что в соответствии с абз. 3 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Рассматривая по настоящему гражданскому делу, ситуация классифицируется как чрезвычайная ситуация межмуниципального характера. Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера (постановление Правительства от 06.08.2014 №688-ПП) предусмотрено выделение бюджетных ассигнований только для оказания гражданам зарегистрированным и постоянном проживающим по адресу жилого помещения, находящегося в зоне чрезвычайной ситуации, единовременной материальной помощи в размере 10,0 тыс. руб. на человека; оказания гражданам, зарегистрированным и постоянно или преимущественно проживающим по адресу жилого помещения, находящегося в зоне чрезвычайной ситуации, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, т.е. для исполнения предусмотренных пп. «ж» и «л» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации – ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. Представитель третьего лица полагает, что по настоящему гражданскому делу права гражданина на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, могут быть реализованы в соответствии с положениями Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 06.02.2007 №75-ПП. Гражданское дело представитель Ильина А.Е. просила рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель Министерства общественной безопасности Свердловской области Казакова Е.М. в судебном заседании указала, что полностью поддерживает доводы Правительства Свердловской области и Министерства финансов Свердловской области в отношение выплаты на погребение. Ни один из этих органов не является уполномоченным на выплату. Что касается выплаты 1 млн.руб., Министерство общественной безопасности Свердловской области является органом уполномоченным в свфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и осуществляет свои полномочия в рамках Закона № 58-ФЗ. В Свердловской области в соответствии со ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации есть резервный фонд, порядок его расходования и распоряжения, которым определен Постановлением Правительства Свердловской области от 06.02.2007 №75-ПП. Этим Постановлением предусмотрено, что Министерство общественной безопасности Свердловской области осуществляет выплаты, связанные с чрезвычайными ситуациями в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2014 N 688-ПП. В этом Постановлении указаны все случаи, в которых Министерство общественной безопасности Свердловской области является главным распорядителем бюджетных средств, через который осуществляются выплаты из резервного фонда Свердловской области. Если Правительство области принимает решение, то Министерству общественной безопасности Свердловской области выделяются соседства. Перечень выплат определен в постановлении от 06.08.2014 № 688-ПП. Выплаты, о которых заявляет истец, не определены указанным постановлением. Пункт 7 Правил, утвержденных постановлением от 06.08.2014 № 688-ПП указывает, что на не предусмотренные мероприятия выделять средства запрещается. В связи с этим Министерство общественной безопасности Свердловской области не уполномочено на осуществление указанных выплат.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные отзывы, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 1, 4 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

К опасным природным явлениям относятся: землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Статьей 2 указанного Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В статье 6 Федерального закона 21.12.1994 N 68-ФЗ определены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. К ним относятся, в том числе: мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, которые проводятся заблаговременно; планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций; объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Органы местного самоуправления содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункты "ж" и "з" п. 2 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ).

Из подпункта "е" п. 2 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ следует, что при возникновении чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Подпунктом "и" п. 2 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ установлено право органов местного самоуправления на введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту "л" ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Согласно абз. 7 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18).

В целях реализации предусмотренных пунктами «з», «м» статьи 10 закона № 68-ФЗ полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее – Правила), на основании которых бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека, подпункты «г, д» пункта 2);

выплата единовременного пособия (подпункт «е» пункта 2 Правил):

членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 миллиона рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи,

семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации,

гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред – 200 тыс. рублей на человека).

Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2014 № 688-ПП утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - Правила).

В соответствии с п. 2, подп. 4, 5 п. 4 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются на финансовое обеспечение мер, направленных на предупреждение и (или) ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера и предоставляются для покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10,0 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50,0 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100,0 тыс. рублей на человека).

В соответствии с заключением ГУ МЧС России по Свердловской области и ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Свердловской области» факт возникновения (угрозы возникновения) чрезвычайной ситуации 03.06.2017 подтвержден на территории городского округа Староуткинск, муниципального образования город Нижний Тагил. Чрезвычайная ситуация обусловлена происхождением опасных метрологических явлений в проявлении шквалистого ветра и выпадения обильных осадков в виде дождя. В том числе из данного заключения следует, что в результате чрезвычайной ситуации погиб 1 человек. Гибель ФИО, 1983 года рождения, в ходе чрезвычайной ситуации подтверждается свидетельством о его смерти, справкой о смерти, из которой видно, что ФИО явился жертвой разрушительного шторма на улице, причиной смерти являются травмы с вовлечением нескольких частей тела, а также материалом проверки №486 пр 17.

Ответчиками причина гибели ФИО, а также его родственные отношения с истцом, не оспаривались.

ФИО обратилась в Администрацию города Нижний Тагил по вопросу выплаты компенсации за сына, погибшего в результате чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа данных ей ответов на обращения из Администрации г.Нижнего Тагила от 07.08.2017 № 05-05-15/303 и Администрации Горнозаводского управленческого округа от 19.09.2017 № 33-01-82/416 следует, что поскольку чрезвычайная ситуация в г. Нижнем Тагиле была отнесена к разряду межмуниципальных, то порядок и условия выделения бюджетных ассигнований регулируются Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2014 №688-ПП, которым не предусмотрено выделение бюджетных ассигнований для выплаты семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации межмуниципального характера.

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Как усматривается из содержания итогового донесения о чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением опасных метеорологических явлений, на территории Свердловской области (л.д. 15-17) данная чрезвычайная ситуация классифицирована как межмуниципального характера, поскольку затрагивает территорию двух и более поселений – МО г. Нижний Тагил и ГО Староуткинск.

В то же время в итоговом донесении отмечено, что ущерб от чрезвычайной ситуации составил 170 900 000 руб., в том числе прямой материальный ущерб, причиняемый объектам экономики, жилого, социально-бытового, культурного и медицинского назначения составил 111 800 000 руб., материальный ущерб, причиненный имуществу граждан, составил 5 956 900 руб., затраты на ликвидацию ЧС составили 51 474 000 руб.

Таким образом, исходя из того, что критерии отнесения чрезвычайных ситуаций сформулированы в Постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 альтернативным образом, чрезвычайная ситуация, произошедшая 03.06.2017 на территории Свердловской области относится к чрезвычайной ситуации регионального характера, поскольку в результате нее зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

В то же время для отнесения чрезвычайной ситуации к разряду межмуниципальной необходимо, чтобы размер материального ущерба составлял не более 5 млн. рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, исходя из вышеприведенного содержания Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 прямо следует, что в случае гибели лица в результате чрезвычайной ситуации, производится выплата в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи.

Согласно абз. 5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в частности, вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с п. 28 Постановления Правительства Свердловской области от 28.02.2005 №139-ПП «О Свердловской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со следующей установленной Правительством Российской Федерации классификацией чрезвычайных ситуаций:

1) локальный - силами и средствами организации;

2) муниципальный - силами и средствами органа местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области;

3) межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления муниципальных образований, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, и исполнительного органа государственной власти Свердловской области;

4) межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются р установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Согласно п. 31 названного Постановления № 139-ПП, финансирование Свердловской подсистемы РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 3 п. 31 Постановления № 139-ПП, при недостаточности средств исполнительные органы государственной власти Свердловской области могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Свердловской области от 27.12.2004 №221-ОЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области», единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 221-ОЗ, среди основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определены: создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп.7 п.2); осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций (пп. 10 п. 2).

Согласно п. 13 Закона № 221-ОЗ, в Свердловской области для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера и их последствий создаются областные государственные резервы финансовых и материальных ресурсов (пп. 1 п. 13), областной государственный резерв финансовых ресурсов включает в себя средства областного бюджета в объеме, необходимом для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий (пп. 2 п. 13).

Порядок создания и использования областного государственного резерва финансовых ресурсов определяется Правительством Свердловской области.

В соответствии со ст. 7 Закона № 221-ОЗ Правительство Свердловской области в пределах своей компетенции: обеспечивает исполнение законов Свердловской области, регулирующих отношения в сфере защиты населения и территорий в Свердловской области от чрезвычайных ситуаций (п. 1), определяет порядок создания областных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (п. 4); определяет порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых в соответствии с федеральным законом гражданам Российской Федерации, в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 10); принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (п.10-1).

В соответствии с п. 3 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Свердловской области, утверждённого Постановлением Правительства Свердловской области от 06.02.2007 №75-ПП, средства резервного фонда Правительства Свердловской области выделяются на основании решений Правительства Свердловской области на финансовое обеспечение непредвиденных расходов и мероприятий, не предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также иных мероприятий. К иным мероприятиям, на финансовое обеспечение которых выделяются средства резервного фонда Правительства Свердловской области, в частности, относятся: оказание единовременной помощи жителям Свердловской области (пп. 1 ч. 2 п. 3).

В соответствии с п. 4 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Свердловской области, утверждённого Постановлением Правительства Свердловской области от 06.02.2007 № 75-ПП, решения о выделении средств из резервного фонда Правительства Свердловской области издаются в форме распоряжений Правительства Свердловской области с указанием размера выделяемых средств, целевого направления их расходования, главного распорядителя средств областного бюджета, в распоряжение которого выделяются средства из резервного фонда Правительства Свердловской области, в том числе для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

Тем самым законодательством Свердловской области определены порядок предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера, а также порядок создания и расходования областных резервов финансовых и материальных ресурсов на эти цели.

Однако, в отличие от вышеуказанных правовых норм, в том числе Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110, в постановлении Правительства Свердловской области от 06.08.2014 №688-ПП «Об утверждении правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отсутствует предусмотренное ч. 1 ст. 18 закона № 68-ФЗ, п.п. «е» п. 2 Правил положение об основаниях и размерах возмещения ущерба, причиненного здоровью граждан вследствие чрезвычайной ситуации, а также о порядке его выплаты. Кроме того, законодательством Свердловской области не определён уполномоченный орган на предоставление таких выплат гражданам.

Вместе с тем, федеральным законодательством определены не только случаи возникновения права на выделение единовременного пособия семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, но и процедура его предоставления соответствующими органами государственной власти.

Минфином России разработаны Методические рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами, предусматриваемыми в бюджетах субъектов Российской Федерации на цели предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (приложение к письму Минфина России от 06.04.2017 № 06-07-17/20270). Данные рекомендации размещены на сайте Минфина России в рубрике «Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями»/«Методические материалы», а также в справочной правовой системе «Гарант» и «Консультант Плюс».

Данными рекомендациями предусматривается, что расходы на реализацию полномочий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, не предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации, должны осуществляться из средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (гл. 1, стр.4, абз. 4). Минфином России рекомендуется обеспечить установление субъектом Российской Федерации следующих денежных выплат (гл. 3.1, стр.7, абз. 5-11):

единовременная материальная помощь гражданам, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации;

единовременная финансовая помощь гражданам в связи с утратой ими имущества, в том числе имущества первой необходимости;

выплата единовременных пособий семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации;

выплата единовременных пособий гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учётом степени тяжести вреда здоровью и т.д.

Поскольку субъектом Российской Федерации Свердловской областью в принятом правовом акте - постановлении Правительства Свердловской области от 6 августа 2014 года №688-ПП «Об утверждении правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - вопросы, связанные с правом на получение единовременного пособия семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации остались не урегулированными, возникшая в связи с этим неопределённость не должна ущемлять интересы истца.

Учитывая, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в силу п. «з» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, его нормативным правовым актам (ст. 76 Конституции РФ). Аналогичная норма закреплена в ч. 2 ст. 7 Устава Свердловской области: «Законы и иные нормативные акты не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерацией. В случае противоречия между федеральным законом, принятым по предметам ведения Российской Федерации, и законом Свердловской области или иным нормативным правовым актом Свердловской области действует федеральный закон».

При этом статьей 24 Закона № 68-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации;

регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Принимая во внимание, что сложившаяся в июне 2017 г. чрезвычайная ситуация, носила региональный (межмуниципальный) характер, суд полагает, что соответствующее финансовое обеспечение мер по её ликвидации является расходным обязательством Свердловской области как субъекта Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец Мошкина Т.И. являющаяся матерью погибшего в результате чрезвычайной ситуации ФИО, является нуждающейся в получении единовременного денежного пособия, при этом она обращалась к ответчику администрации г. Нижнего Тагила с заявлением о предоставлении ему соответствующей выплаты, в удовлетворении которой, согласно ответов администрации, ей было отказано.

Следовательно, оснований для отказа истцу в праве на получение единовременного пособия ввиду смерти члена ее семьи в размере 1 000 000 рублей у Правительства Свердловской области как надлежащего ответчика нет.

При этом доводы ответчиков об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований суд во внимание не принимает, исходя из следующего.

Право членов семьи граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, на выплату единовременного пособия в размере 1 миллиона рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи как было указано выше, основано на положениях статей 18 Закона № 68-ФЗ и п.п. «е» п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110.

Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110

предусмотрено, что Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации (пункт 5). Обращения, предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящих Правил, должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае необходимости выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 2 настоящих Правил, в обращениях должны указываться размеры бюджетных ассигнований, необходимых для финансового обеспечения каждого из этих мероприятий, с соответствующим обоснованием (пункт 7). Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, производится на основании решения Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям (пункт 8). Рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесение по результатам их рассмотрения в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений осуществляются по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (далее - поручение) в части финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 2 настоящих Правил, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации - в срок, установленный в поручении, или в 10-дневный срок со дня подписания поручения, если в поручении срок не указан (подпункт «б» пункта 9). Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда (пункт 10).

Для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил подготавливается заявление о выплате единовременного пособия членам семей (семьям) погибших (умерших) граждан согласно приложению N 13 (подпункт «е» пункта 11). На основании решения Правительства Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда в 10-дневный срок в установленном порядке осуществляется перечисление бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации межбюджетного трансферта из федерального бюджета в размере 30 процентов предусмотренного в указанном решении Правительства Российской Федерации общего объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 2 настоящих Правил.

Перечисление средств, оставшихся от общего объема указанных бюджетных ассигнований резервного фонда, в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляется в установленном порядке после представления Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в Министерство финансов Российской Федерации документов, обосновывающих общий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, поступивших из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Межбюджетные трансферты, которые перечислены бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом и потребность в которых не подтверждена документами, обосновывающими размер бюджетных ассигнований, подлежат возврату в федеральный бюджет (пункт 13). Выплаты гражданам, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящих Правил, производятся независимо от страховых выплат, осуществляемых им страховщиками по заключенным договорам страхования (пункт 16).

Тем самым федеральным законодательством определены не только случаи возникновения права на получение единовременной выплаты, но и процедура его предоставления соответствующими органами государственной власти.

Вместе с тем, поскольку субъектом Российской Федерации Свердловской областью в принятом правовом акте – постановлении Правительства Свердловской области от 06.08.2014 №688-ПП Об утверждении правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» – вопросы, связанные с правом граждан на получение единовременной выплаты членам семьи погибшего остались не урегулированными, возникшая в связи с этим неопределенность не должна ущемлять интересы истца.

На основании изложенного, суд, признавая право Мошкиной Т.И. на получение ею единовременного пособия, руководствуется действующим федеральным законодательством, отдельные положения которого, относящиеся к предмету рассмотрения, были приведены выше.

При этом суд полагает, что единовременное пособие за полученный истцом тяжкий вред здоровью должно быть взыскано с Правительства Свердловской области за счет казны Свердловской области.

Соответственно в удовлетворении исковых требований к Администрации города Нижний Тагил суд отказывает.

При этом суд также не находит оснований для взыскания с ответчиков пособия на погребение в размере 5 562 руб. 25 коп., поскольку в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти: органом, в котором умерший получал пенсию; организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего; органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности; территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Никаких доказательств того, что истица в установленный законом срок обратилась в соответствующий орган за получением данного пособия, и ей было отказано в получении такого пособия, суду не представлено.

Как следует из ответа Управления социальной политики по г. Нижний Тагил и Пригородному району от 08.02.2018 Мошкина Т.М. обратилась за получением такого пособия лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем через 6 месяцев после смерти и утратила право на его получение.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как видно из представленных документов истец понесла расходы на получение справки за гидрометеорологические услуги в размере 780 руб. 57 коп., а также расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 1 800 руб., которые подтверждены документально и также подлежат взысканию с ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Взыскание расходов на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле в разумных пределах, является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требований статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в ч. 1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Как усматривается из материалов дела истец заключил 15.08.2017 договор об оказании юридических услуг с Швецовым Д.В., в рамках которого исполнитель обязался оказать услуги по представительству интересов Мошкиной Т.И. в суде по иску о получении компенсации в виде единовременной выплаты в связи с гибелью сына, собрать и подготовить необходимые документы, обжаловать судебные акты.

Все действия, указанные в договоре выполнены.

Принимая во внимание, что представителем истца подготовлены исковое заявление и дополнение к нему, он принимал участие в нескольких судебном заседании в суде первой инстанции, а также учитывая характер спора и объем дела, требования разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на представителя в заявленном размере 30 000 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Мошкиной Т. И. к Правительству Свердловской области удовлетворить частично.

Признать за Мошкиной Т. И. право на получение единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи ФИО в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Нижнего Тагила в размере 900 000 рублей.

Взыскать с Правительства Свердловской области за счет средств казны Свердловской области в пользу Мошкиной Т. И. единовременное пособие в связи с гибелью (смертью) члена семьи ФИО в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Нижнего Тагила в размере 900 000 рублей, расходы по оплате помощи представителя в размере 30 000 рублей, расходы по оформлению справки в размере 780 руб. 57 коп.

В удовлетворении исковых требований к Администрации города Нижний Тагил, Министерству общественной безопасности Свердловской области, Министерству социальной политики Свердловской области отказать.

В удовлетворении исковых требований о признании права на получение единовременного пособия на погребение и его взыскании отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

Решение в окончательной форме принято 05 марта 2018 года (понедельник).

Судья Луценко В.В.