Дело № 2-166/2020
УИД 59RS0011-01-2019-005649-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 16 января 2020 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Зуевой О.М.,
при секретаре судебного заседания Павленко Н.О.,
с участием представителя истца Тимербаевой Р.Ш. – Тимербаева И.Х. на основании доверенности,
представителя ответчика администрации города Березники – Вылегжаниной Л.Н. на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Тимербаевой Р.Ш. к администрации города Березники об обязании подписать и заключить договор купли-продажи и перечислить социальную выплату,
у с т а н о в и л :
истец Тимербаева Р.Ш. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации города Березники об обязании подписать и заключить договор купли-продажи и перечислить социальную выплату. Исковые требования обоснованы тем, что является переселенцем из аварийного дома, признанного аварийным вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-11 ПАО «Уралкалий» по адресу: ...... 28.01.2019 истец заявилась в УИЗО администрации города Березники для включения в список граждан, подлежащих переселению из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и предоставления социальной выплаты, где ей было выдано уведомление о предоставлении социальной выплаты. Общая площадь составляет № кв.м., согласно уведомлению максимальная жилая площадь жилого помещения, которая будет оплачена за счет средств социальной выплаты составляет № кв.м. В соответствии с полученным уведомлением истец обратилась к продавцу за приобретением квартиры, которая соответствует ее потребностям и требованиям Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету города Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БПКРУ-1 ПАО «Уралкалий» (Постановление Правительства Пермского края от 30.09.2015 № 764-п). 22.11.2019 между истцом и продавцом был подписан договор купли-продажи квартиры по адресу: ...... Данный договор был предоставлен в УИЗО администрации г. Березники для подписания. 11.12.2019 истец получила отказ в заключении и подписании договора купли-продажи от УИЗО администрации г. Березники.
Истец просила обязать администрацию города Березники подписать и заключить договор купли-продажи от 22.11.2019 по адресу: ...... Перечислить социальную выплату за жилое помещение по адресу: ..... в размере 2 070 908,60 рублей продавцам Мичковым А.В. и Мичковой Ю.Р.
В судебном заседании истец Тимербаева Р.Ш. не присутствовала, извещена.
В судебном заседании представитель истца Тимербаевой Р.Ш. – Тимербаев И.Х. на исковых требованиях настаивал в полном объеме, просил удовлетворить по доводам искового заявления. Полагал, что основания в отказе заключения договора со стороны администрации надуманы, не соответствующими Порядку предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету города Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БПКРУ-1 ПАО «Уралкалий». Указал, что незаключение договора нарушает права истца. Предоставление социальной выплаты и заключение договора администрацией основано на законе.
В судебном заседании представитель ответчика администрации города Березники – Вылегжанина Л.Н. с исковыми требованиями не согласилась, указала, что по ранее заключенному договору участия в долевом строительстве, заключенному с Мичковыми, за указанную квартиру 20.12.2017 уже оплачивалась социальная выплата. Оплата социальной выплаты за одно и то же помещение дважды невозможна, так как это будет противоречить общим принципам бюджетного законодательства, может повлечь нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств.
В судебном заседании третьи лица Мичков А.В., Мичкова Ю.Р. не присутствовали, извещены, доказательств уважительности причин отсутствия не представили.
Суд рассмотрел дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд пришел к следующему.
Согласно постановлению администрации г. Березники № 3586 от 05.12.2016 (с учетом постановления администрации г. Березники Пермского края № 3432 от 26.12.2017) многоквартирный дом по адресу: ....., признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в государственную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края» (подпрограмма 3 «Развитие жилищного строительства в Пермском крае»), утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1331-п.
На основании постановления администрации г. Березники № 3784 от 26.12.2016 названный дом включен в список домов, признанных аварийными вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» в г. Березники.
28.01.2019 истец Тимербаева Р.Ш. подала в УИЗО администрации г. Березники заявление о включении в список граждан, подлежащих переселению из непригодного для проживания жилищного фонда, и предоставлении социальной выплаты.
28.01.2019 Тимербаевой Р.Ш. выдано уведомление о включении в список граждан, подлежащих переселению из непригодного для проживания жилищного фонда, и предоставлении социальной выплаты. Согласно указанному уведомлению максимальная жилая площадь жилого помещения, которая будет оплачена за счет средств социальной выплаты составляет 47,9.
Также установлено, что между администрацией города Березники и Тимербаевой Р.Ш., переселяемой из непригодного для проживания жилищного фонда, заключено соглашение, в котором указывается срок передачи в муниципальную собственность ранее занимаемого жилого помещения, земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Общий случай заключения договора в обязательном порядке установлен статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которой заключение договора обязательно исключительно для той стороны, в отношении которой Гражданским кодексом Российской Федерации или иным законом установлена обязанность по его заключению.
Таким образом, обязанность по заключению договора может быть возложена на сторону в силу императивных норм права.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1331-п (ред. от 04.07.2016) утверждена государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края». В подпрограмму 3 «Развитие жилищного строительства в Пермском крае», включено переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» г. Березники.
Правительством Пермского края 30.09.2015 принято Постановление № 764-п, которым утвержден Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету г. Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» г. Березники (далее – Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов).
Данным Порядком предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов определены цели, условия предоставления иных межбюджетных трансфертов; предоставление иных межбюджетных трансфертов; расходование иных межбюджетных трансфертов; определение размера социальной выплаты; предоставление и использование социальных выплат; отчетность, контроль и возврат иных межбюджетных трансфертов.
Согласно п. 6.2 Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов, приобретаемые жилые помещения должны соответствовать одновременно следующим условиям:6.2.1. находиться на территории города Березники;6.2.2. находиться вне опасной зоны внезапного обрушения пород;6.2.3. находиться в новом законченном строительством МКД, дата ввода в эксплуатацию которого не ранее 1 января 2015 года, или строящемся МКД.
Представленный на рассмотрение спорный договор соответствует названным в главе IV условиям приобретаемых жилых помещений, что не оспаривалось ответчиком.
Запрета заключать договор купли-продажи жилого помещения, если при предшествующей купле-продаже, либо участию в долевом строительстве уже предоставлялась социальная выплата прежнему собственнику, не установлено.
Действительно, ранее на основании договора от 06.12.2017, заключенного между ООО «Строительно-монтажный трест Химмашсервис» (застройщик), Мичковыми А.В. и Ю.Р. (участники долевого строительства), администрацией г. Березники (администрация) администрация г. Березники по поручению участников долевого строительства перечисляла социальную выплату застройщику в размере 1 803 772,95 рублей (приобретение Мичковыми А.В. и Ю.Р. жилого помещения по адресу: .....). В то же время Мичковы А.В. и Ю.Р. не принимали на себя обязательство по невозможности последующей купли-продажи данного жилого помещения или совершению иной сделки. Такое обязательство ограничивало бы права собственников, гарантированное Конституцией РФ.
Доводом ответчика по данному делу является то, что по договору купли-продажи от 22.11.2019 размер социальной выплаты выше, чем по договору от 06.12.2017. Вместе с тем, размер социальной выплаты не устанавливается произвольно сторонами договора.
В частности, исходя из п.п. 5.1, 5.2 Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов размер социальной выплаты рассчитывается по формуле: Dc = S x P, где Dc - социальная выплата, перечисляемая продавцу или застройщику, рублей; S - общая площадь приобретаемого(-ых) жилого(-ых) помещения(-ий), но не более норматива общей площади жилого помещения, указанного в пунктах 5.2.1-5.2.3 настоящего Порядка, метров; P - норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Пермскому краю, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (по состоянию на дату договора(-ов) купли-продажи жилого помещения и договора(-ов) участия в долевом строительстве). Норматив общей площади жилого(-ых) помещения(-ий) для расчета размера социальной выплаты составляет: для нанимателей и собственников, занимающих жилые помещения общей площадью от № до № метров, - в размере жилого(-ых) помещения(-ий), равнозначного(-ых) по общей площади занимаемому, либо жилого(-ых) помещения(-ий), общая площадь которого(-ых) превышает общую площадь занимаемого не более чем на 5 кв. метров.
Тем самым, установление размера социальный выплаты обусловлено правилом, полностью определенным Порядком предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов.
Таким образом, причина отказа ответчика в заключении договора не соответствует Порядку предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов. Заключение договора в спорной ситуации в силу закона обязательно для администрации г. Березники и не нарушает принципы эффективности и целевого использования бюджетных средств.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
При определении размера социальной выплаты, подлежащей перечислению администрацией г. Березники следует руководствоваться Порядком предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов, нормативом средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Пермскому краю, определяемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (по состоянию на дату договора купли-продажи жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Тимербаевой Р.Ш. к администрации города Березники об обязании подписать и заключить договор купли-продажи и перечислить социальную выплату, удовлетворить.
Обязать администрацию города Березники заключить договор купли-продажи, согласно которому Мичков А.В., Мичкова Ю.Р. (продавцы) передают в собственность Тимербаевой Р.Ш. (покупатель) ....., расположенную в № подъезде на № этаже по адресу: ....., состоящую из № комнат, общей площадью № кв.м., площадь лоджии (с коэффициентом 0,5) № кв.м., кадастровый номер №, покупатель поручает администрации г. Березники перечислить социальную выплату продавцам на условиях договора и обязуется принять квартиру у продавцов, а администрация обязуется перечислить социальную выплату, предназначенную для переселения покупателя продавцам, на условиях договора.
Обязать администрацию города Березники за счет средств социальной выплаты, которая полагается покупателю в соответствии с Порядком предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету г. Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» г. Березники, утвержденным постановлением Правительства Пермского края 30.09.2015 № 764-п, перечислить социальную выплату в размере, определенном указанным Порядком на дату заключения договора, за жилое помещение по адресу: ..... за Тимербаеву Р.Ш. на расчетный счет продавцов в течение 120 дней с момента заключения договора.
Договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме (23.01.2020).
Судья (подпись) О.М.Зуева
Копия верна, судья