ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-166/2014 от 30.01.2014 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-166/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2014 года         город Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.

при секретаре судебного заседания Эрдниевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 к Администрации города Элисты об обязании согласовать проекты, выдать разрешение на перепланировку и переустройство квартиры, установку в квартире индивидуального автономного отопления, взыскании компенсации морального вреда и расходов по оплате государственной пошлины,

у с т а н о в и л:

ФИО6 обратилась в суд с иском к Администрации г. Элисты об обязании согласовать проекты, выдать разрешение на перепланировку и переустройство квартиры, установку в квартире индивидуального автономного отопления, взыскании компенсации морального вреда и расходов по оплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой она решила установить автономное отопление. ххх, направив в адрес Открытого акционерного общества «Калмгаз» (далее - ОАО «Калмгаз») заявление о выдаче технического условия на установку индивидуального автономного газового отопления, она получила отказ, который в установленном законном порядке был ею обжалован в суд. ОАО «Калмгаз» по вступившему в законную силу судебному решению выдал ей техническое условие на установку индивидуального автономного газового отопления, на основании которого Общество с ограниченной ответственностью «Стройкомплекс» (далее - ООО «Стройкомплекс») подготовил для нее три проекта: на установку индивидуального автономного отопления, на перепланировку и газоснабжение квартиры. Данные проекты были согласованы со всеми заинтересованными службами за исключением архитектурного отдела Администрации г. Элиста - главного архитектора ФИО1 и первого заместителя Главы Администрации г. Элиста ФИО2. На заявления от ххх, ххх и ххх, в которых она (ФИО6) просила выдать разрешения на переустройство, перепланировку и установку индивидуального автономного отопления, от ответчика получила отказ. Считая, что Администрация г. Элисты неправомерно отказывает в выдаче разрешения на перепланировку и переустройство, установку индивидуального автономного отопления, истец ФИО6 просила суд обязать должностных лиц Администрации г. Элисты согласовать проекты и выдать разрешение на перепланировку, переустройство, установку индивидуального автономного отопления, возместить расходы по государственной пошлине, взыскать с должностных лиц Администрации г. Элисты компенсацию морального вреда в размере ххх руб.

ххх в Элистинский городской суд Республике Калмыкия поступило уточненное исковое заявление, в котором истец ФИО6 просит суд обязать должностных лиц Администрации г. Элисты согласовать проекты, разработанные ООО «Стройкомплекс» 2013г., Том 1 «Газоснабжение квартиры <адрес>», Том 2 «Перепланировка квартиры по адресу: <адрес>» и выдать разрешение на перепланировку и переустройство, установку индивидуального автономного отопления квартиры №,
расположенной по адресу: <адрес>; взыскать с должностных лиц Администрации г. Элисты компенсацию за моральный ущерб в размере ххх руб. и возместить расходы по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании истец ФИО6, уточнив требования, просила суд обязать Администрацию г. Элисты согласовать проекты, разработанные ООО «Стройкомплекс» 2013г., Том 1 «Газоснабжение квартиры <адрес>», Том 2 «Перепланировка квартиры по адресу: <адрес>», выдать разрешение на перепланировку и переустройство, установку индивидуального автономного отопления квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>; взыскать с Администрации г. Элисты компенсацию за моральный ущерб в размере ххх руб. и расходы по уплате государственной пошлины в ххх руб.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Элисты ФИО7 просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях, приобщенных к материалам дела.   

В судебном заседании представители третьего лица ОАО «Энергосервис» ФИО8, ФИО9, ФИО10 просили отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях, приобщенных к материалам дела.

Представитель третьего лица ООО «Центральный», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, специалиста ФИО3, исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело №, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. ч. 1 - 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и необходимые документы, перечень которых определен законом (ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Полученный заявителем документ, подтверждающий принятие уполномоченным органом решения о согласовании, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ч. 5 и ч. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В силу положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, включается в состав общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с ч.2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации общее имущество в многоквартирном доме, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений этого дома, которые владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец ФИО6 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на указанную квартиру существует ограничения (обременения) права в виде ипотеки, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии №, выданным повторно Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по республике Калмыкия ххх взамен свидетельства № серии № от ххх

ххх истец, обратившись в ОАО «Калмгаз» с заявлением о выдаче технического условия на установку индивидуального газового отопления, получила отказ, который в установленном законном порядке обжаловала в суд путем подачи искового заявления.

Как следует из гражданского дела № (№ ххх) заочным решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от ххх, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от ххх, на ОАО «Калмгаз» возложена обязанность выдать техническое условие на установку индивидуального автономного газового отопления.

На основании вступившего в законную силу судебного решения истцу было выдано условие подключения от ххх, утвержденное и.о. заместителя исполнительного директора – главного инженера ОАО «Калмгаз» ФИО4 Согласно данному документу истцу выдали условия подключения системы газопотребления (квартиры <адрес>) для отопления и горячего водоснабжения путем установки газоиспользующего оборудования (дополнительной установки котла-колонки). Условия подключения выданы на срок 24 месяца с момента выдачи до согласования проектной документации. ххх заместитель исполнительного директора по реализации газа ОАО «Калмгаз» ФИО5 утвердил технические условия № - Ф на проектирование и установку газового счетчика по адресу: <адрес>.

По заказу истца ООО «Стройкомплекс» были подготовлены проектная документация по газоснабжению квартиры <адрес>, технико-экономический расчет на расход природного газа, а также проектная документация по перепланировке квартиры в связи с установкой индивидуального отопительного прибора. Данные проекты получили согласование в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, ООО «Центральный», ОАО «Энергосервис», ТО Управления Роспотребнадзора по РК в Ики-Бурульском районе и г. Элиста.

Как видно из материалов дела ФИО6 трижды обращалась в Администрацию г. Элисты с заявлениями о выдаче разрешения на переустройство централизованного отопления в принадлежащей ей квартире в автономное отопление от индивидуального газового котла (ххх), о выдаче разрешения на перепланировку и переустройство жилого помещения согласно проектной документации (ххх), о выдаче разрешения на перепланировку и переустройство, установку автономного газового отопления (дополнительно) к центральному), без демонтажа существующих радиаторов, в целях сохранения стабильной и сбалансированной работы котельной, непосредственно осуществляющей теплоснабжение дома <адрес> (ххх).

Администрацией г. Элисты отказано ФИО6 в согласовании переустройства системы теплоснабжения жилого помещения в связи с несоответствием проектов газоснабжения, переустройства и перепланировки жилого помещения требованиям федерального законодательства, а также установленным п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190 «О теплоснабжении» запретом перехода жилых помещений многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников тепловой энергии.

В судебном заседании истец ФИО6, ссылаясь на проектную документацию, составленную ООО «Стройкомплекс», и согласованную, за исключением архитектурного отдела Администрации г. Элисты, с заинтересованными ведомствами, полагала, что Администрация г. Элисты необоснованно отказывает ей в согласовании и выдаче разрешения на установку индивидуального автономного газового прибора и перепланировку и переустройство в связи с этим квартиры.

Однако в подтверждении своего довода истцом не представлено доказательств соответствия проекта переустройства квартиры требованиям правовых актов, регулирующих порядок перепланировки жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе положениям Федерального закона «О теплоснабжении», и, при таких обстоятельствах, согласие заинтересованных лиц на переустройство, перепланировку, установку автономного отопления в жилом помещении не может иметь решающего значения, поскольку такое переустройство требует согласие органа местного самоуправления, которое не было получено истцом.

В соответствии с п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается

Отопление каждого жилого помещения проектируется в условиях обеспечения во всем жилом доме метеорологических условий в пределах допустимых норм, предусмотренных п. 2.1 Приложения СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

Между тем доказательств, свидетельствующих о том, что при переустройстве системы теплоснабжения жилого помещения истца не будет нарушен гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, и, как следствие, тепловой баланс всего здания, суду не представлено.

В силу ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 307 утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения. В п. 44 данных Правил предусмотрено, что в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

Однако какие-либо достоверные доказательства, подтверждающие соответствие предполагаемого к установке истцом индивидуального квартирного источника тепловой энергии техническим характеристикам, отраженным в указанных Правилах, суду представлено не было.

Является несостоятельным довод истца о том, что перепланировка квартиры не затрагивает общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пп «б», «в» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006г. № 491, в состав общего имущества включаются крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции.

Как следует из проектной документации, составленной ООО «Стройкомплекс» (том 2, лист 4 «Деталь утепления конструкций балкона и лоджии»), при перепланировке квартиры должны быть демонтированы плиты лоджии и часть крыши дома.

Кроме того, в силу п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и внутридомовая система отопления относятся к общему имуществу собственников.

Таким образом, отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой автономного газового теплогенератора или установка в отдельной квартире автономного газового отопления дополнительно к центральному предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.

Согласно ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Однако, истцом не представлены доказательства, подтверждающие согласие собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию общего имущества в многоквартирном доме.

Что касается довода истца о том, что отказ в согласовании проектов незаконно основан на п. 6.3. Свода Правил «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе» (СП 41-108-2004) в силу того, что указанный свод правил носит рекомендательный характер, суд приходит к следующему выводу.

Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства перепланировке жилого помещения, такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.

Действительно, в ответе первого заместителя Главы Администрации г. Элисты (письмо от ххх №) на заявление ФИО6 от ххх, имеется ссылка на п. 6.3. Свода Правил СП 41-108-2004 «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе».

В силу пункта 6.3 СП 41-108-2004 «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе» системы воздухоподачи и удаления продуктов сгорания могут проектироваться по следующим схемам: с коаксиальным (совмещенным) устройством воздухоподачи и удаления продуктов сгорания; встроенными или пристроенными коллективными воздуховодами и дымоходами; с раздельным устройством воздухоподачи и удаления продуктов сгорания встроенными или пристроенными коллективными воздуховодами и дымоходами; с индивидуальным воздуховодом, обеспечивающим забор воздуха через стену и подачу его индивидуально к каждому теплогенератору, и удалением дымовых газов коллективным дымоходом. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания запрещается.

Согласно пункту 6.4 вышеприведенного СП 41-108-2004 прокладка коллективных дымоходов допускается через нежилые помещения, кухни, коридоры, лестничные клетки или лифтовые холлы без уменьшения габаритов путей эвакуации. Допускается прокладка дымоходов во внутренних стенах здания.

В соответствии с пунктом 5.8 ранее действующего Свода правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» СП 7.13130.2009, утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 177, устройство дымоотводов от каждого теплогенератора через наружные стены (в том числе через окна, под балконами и лоджиями) для жилых многоквартирных зданий не допускается.

Аналогичный запрет содержится в действующем с 01 января 2013 г. Своде правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» СП 60.13330.2012, утвержденном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 279, пункт 6.5.5. которых указывает и на то, что выбросы дымовых газов следует предусматривать через коллективные дымовые каналы (трубы) выше кровли здания.

В письме от ххх № Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека также указывает на возможность оснащения жилых помещения системами поквартирного отопления (котлами) только при условии выведения продуктов неполного сгорания через коллективный организованный газоотводный канал на 1,5 м выше конька крыши жилого здания.

Указанные технические нормы действуют и имеют обязательную силу в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», поэтому довод истца о рекомендательном характере Правил, суд находит несостоятельным.

Кроме того, постановлением Мэра города Элисты Республики Калмыкия от хххг. № также запрещено устройство автономных систем отопления в квартирах, системы дымоудаления, которые устраиваются по фасадам зданий.

Поскольку в ответах первого заместителя Главы Администрации г. Элисты (письма от ххх № и от ххх №) на заявления ФИО6 от ххх и от ххх, имеется также ссылка на указанное постановление, принятое в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 44 Устава города Элисты Республики Калмыкия, и принимая во внимание данное заявителю ФИО6 разъяснения о необходимости наличия проекта, выполненного в установленном законом порядке на систему дымоудаления для всего дома, так как в конструкции доме по адресу: <адрес>, не предусмотрено устройство специальных дымовых каналов для удаления отработанных газов, является несостоятельным довод истца на неправильное применение ответчиком нормативного правового акта органа местного самоуправления.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Вместе с тем ни одного доказательства, отвечающего требованиям относимости и допустимости, подтверждающего, что истцу был причинен ответчиком моральный вред, суду представлено не было.

При таких данных, учитывая, что Администрация г. Элисты при рассмотрении заявлений ФИО6 и приложенных к ним документов правильно руководствовалась нормами материального права, заявления истца были рассмотрены в установленный законом срок, и в виду отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие правовых оснований для возложения на ответчика обязанностей согласовать проекты, разработанные ООО «Стройкомплекс», по газоснабжению и перепланировке квартиры по адресу: <адрес>, и выдать разрешение на перепланировку и переустройство квартиры, установку в квартире индивидуального автономного отопления, причинения истцу морального вреда, требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО6 к Администрации города Элисты о возложении обязанности согласовать проекты, разработанные Обществом с ограниченной ответственностью «Стройкомплекс», по газоснабжению и перепланировке квартиры по адресу: <адрес>, выдать разрешение на перепланировку и переустройство квартиры,
установку в квартире индивидуального автономного отопления, взыскании компенсации морального вреда и расходов по оплате государственной пошлины, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Н.А. Цыкалова