ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-166/2015 от 11.08.2015 Акушинского районного суда (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 11 августа 2015 года

Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи ФИО6при секретаре судебных заседаний ФИО2с участием:

- представителя истца – заместителя прокурора <адрес> РД ФИО5,

- ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора <адрес> РД ФИО3 к ФИО1 о запрете эксплуатации АЗС «Акуша»,

установил:

прокурор <адрес>ФИО3 обратился в суд с иском к ФИО1 о запрете эксплуатации АЗС «Акуша».

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой района по заданию прокуратуры Республики Дагестан проверки исполнения законодательства в сфере производства, хранения и реализации жидкого моторного топливо установлено, что ФИО7 P.M. на АЗС «Акуша», расположенной в центре <адрес>, осуществляет свою деятельность с нарушением требований действующего законодательства. На указанной АЗС осуществляется реализация моторного топливо населению и предприятиям с нарушениями требований пожарной безопасности.

Так, в соответствии со ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, а также обязательных требований пожарной безопасности.

В нарушение указанного ИП ФИО7 P.M. на АЗС «Акуша» допустила следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:

- в нарушение требований ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ -Ф3) и п.12 (таб. 1 п. 7) норм пожарной безопасности «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (далее - НПБ 111-98*) противопожарное расстояние от АЗС до автомобильной дороги не соответствует нормативному - 9 метров;

- в нарушение требований ст. 15 ФЗ -Ф3 и п. 12 (таб. 1 п. 4 ) НПБ 111-98*) противопожарное расстояние от АЗС до близлежащего места с массовым пребыванием людей (годекан), здания медресе не соответствует нормативному - 50 метров;

- в нарушение п. 14 (таблица п.4) НПБ 111-98* минимальные противопожарное расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами (от площадки для автоцистерны АЗС до здания для персонала и операторской) не соответствует нормативному - 9 метров;

- в нарушение п.14 (таблица п.2) НПБ 111-98* противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок до здания для персонала и операторской не соответствует нормативному - 4 и 8 метров соответственно;

- в нарушение п. 9 НПБ 111-98* на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС;

- в нарушение п.40 НПБ 111-98* АЗС не оборудовано молниезащитой в соответствии с требованиями РД 34.21.122-87;

- в нарушение п.54 НПБ 111-98* резервуары с жидким моторным топливом не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%- м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 секунд;

- в нарушение п.22 НПБ 111-98* АЗС, не оснащено наружным противопожарным водоснабжением;

- в нарушение п.457 ППР РФ АЗС не оснащена первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами (п. 457 ППР РФ);

- в нарушение п.35* НПБ 111-98* площадка для автоцистерны не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны, аварийным резервуаром (допускается использовать одно-стенные резервуары) и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ;

- в нарушение п.96* НПБ 111-98* помещения, где расположены резервуары с жидким моторным топливом, не оборудованы автоматическими установками пожаротушения;

- в нарушение п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности;

- в нарушение п. 3 ППР РФ сотрудники АЗС допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;

- в нарушение п. 6 ППР РФ в местах размещения технологических установок отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны;

- в нарушение п.З статьи 24 ФЗ -Ф3 не имеется документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности, отсутствует обозначение категорий на установках;

- в нарушение п. 336 ППР РФ не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы;

- в нарушение п. 439 ППР РФ не имеется технико-эксплуатационная и конструкторская документация на применяемую технологическую систему ;

- в нарушение п. 455 ППР РФ отсутствует жесткая буксировочная штанга длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции ;

- в нарушение п.29 НПБ 111-98* из помещений здания АЗС не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива или в противоположную от них сторону;

- в нарушение п.9 НПБ 111-98* на боковых поверхностях резервуаров жидкого моторного топлива отсутствуют полосы желтого цвета шириной 40 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива;

- в нарушение статьи 64 ФЗ -Ф3 не составлена декларация пожарной безопасности;

- в нарушение п.З статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» не осуществлено обязательное страхование;

- в нарушение статьи 133 ФЗ -Ф3 не имеется сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемое жидкое моторное топливо;

- в нарушение статьи 20 ФЗ -Ф3 не имеется документация на электрооборудование АЗС, указывающую ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности, отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования;

- в нарушение приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типового паспорта безопасность опасного объекта») не составлен паспорт безопасности опасного объекта.

Выявленные нарушения в области пожарной безопасности зафиксированы в акте выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой района совместно со старшим инженером ГУ МЧС РФ по РД.

Ранее по постановлению прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО7 P.M. привлечена к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации АЗС «Акуша» по 4.1 ст. 9.1 и ч.З ст. 20.4 Ко АП РФ к штрафу в общей сумме 43 000 руб.

Выявленные актом проверки нарушения свидетельствуют о том, что ИП ФИО7 P.M., являющаяся правообладателем вышеназванного объекта, при осуществлении деятельности по эксплуатации АЗС «Акуша» систематически допускает нарушения требований действующего противопожарного законодательства, предписания должностных лиц об устранении нарушений не исполняет, привлечение ее к административной ответственности ситуацию не исправляет, нарушения продолжают иметь место.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, исходя из принципов названной презумпции пожарной и экологической опасности, можно сделать вывод о том, что осуществление ИП ФИО4 деятельности по эксплуатации автозаправочной станции «Акуша», оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Право на благоприятную окружающую среду гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации. В содержание указанного права входит и право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Эксплуатация АЗС «Акуша» нарушает конституционное право неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, иных граждан Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду, в том числе и на защиту ее от негативного воздействия, а также право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может послужить основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая угрожает вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с за­явлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, поскольку эксплуатация АЗС ФИО7 P.M. с нарушениями требований пожарной безопасности может угрожать жизни и здоровью лиц, круг которых невозможно определить.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий) нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании изложенного просит суд запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 эксплуатацию автозаправочной станции «Акуша», расположенной в центре <адрес>, до устранения нарушений требований пожарной безопасности.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес>ФИО5 иск поддержал в полном объеме и просил его удовлетворить.

Ответчик ФИО1 признала исковые требования прокурора, указав, что в настоящее время у нее не имеется возможности в полном объеме устранить все имеющиеся нарушения в связи с чем, она пока не успела привести все свои действия в соответствие с действующим законодательством.

Изучив и исследовав материалы дела, выслушав мнение сторог, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с за­явлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий) нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, а также обязательных требований пожарной безопасности.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании в нарушение указанного ответчик ИП ФИО7 P.M. на АЗС «Акуша» допустила следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:

- в нарушение требований ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ -Ф3) и п.12 (таб. 1 п. 7) норм пожарной безопасности «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (далее - НПБ 111-98*) противопожарное расстояние от АЗС до автомобильной дороги не соответствует нормативному - 9 метров;

- в нарушение требований ст. 15 ФЗ -Ф3 и п. 12 (таб. 1 п. 4 ) НПБ 111-98*) противопожарное расстояние от АЗС до близлежащего места с массовым пребыванием людей (годекан), здания медресе не соответствует нормативному - 50 метров;

- в нарушение п. 14 (таблица п.4) НПБ 111-98* минимальные противопожарное расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами (от площадки для автоцистерны АЗС до здания для персонала и операторской) не соответствует нормативному - 9 метров;

- в нарушение п.14 (таблица п.2) НПБ 111-98* противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок до здания для персонала и операторской не соответствует нормативному - 4 и 8 метров соответственно;

- в нарушение п. 9 НПБ 111-98* на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС;

- в нарушение п.40 НПБ 111-98* АЗС не оборудовано молниезащитой в соответствии с требованиями РД 34.21.122-87;

- в нарушение п.54 НПБ 111-98* резервуары с жидким моторным топливом не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%- м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 секунд;

- в нарушение п.22 НПБ 111-98* АЗС, не оснащено наружным противопожарным водоснабжением;

- в нарушение п.457 ППР РФ АЗС не оснащена первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами (п. 457 ППР РФ);

- в нарушение п.35* НПБ 111-98* площадка для автоцистерны не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны, аварийным резервуаром (допускается использовать одно-стенные резервуары) и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ;

- в нарушение п.96* НПБ 111-98* помещения, где расположены резервуары с жидким моторным топливом, не оборудованы автоматическими установками пожаротушения;

- в нарушение п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности;

- в нарушение п. 3 ППР РФ сотрудники АЗС допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;

- в нарушение п. 6 ППР РФ в местах размещения технологических установок отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны;

- в нарушение п.З статьи 24 ФЗ -Ф3 не имеется документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности, отсутствует обозначение категорий на установках;

- в нарушение п. 336 ППР РФ не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы;

- в нарушение п. 439 ППР РФ не имеется технико-эксплуатационная и конструкторская документация на применяемую технологическую систему ;

- в нарушение п. 455 ППР РФ отсутствует жесткая буксировочная штанга длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции ;

- в нарушение п.29 НПБ 111-98* из помещений здания АЗС не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива или в противоположную от них сторону;

- в нарушение п.9 НПБ 111-98* на боковых поверхностях резервуаров жидкого моторного топлива отсутствуют полосы желтого цвета шириной 40 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива;

- в нарушение статьи 64 ФЗ -Ф3 не составлена декларация пожарной безопасности;

- в нарушение п.З статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» не осуществлено обязательное страхование;

- в нарушение статьи 133 ФЗ -Ф3 не имеется сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемое жидкое моторное топливо;

- в нарушение статьи 20 ФЗ -Ф3 не имеется документация на электрооборудование АЗС, указывающую ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности, отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования;

- в нарушение приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типового паспорта безопасность опасного объекта») не составлен паспорт безопасности опасного объекта.

Выявленные нарушения в области пожарной безопасности зафиксированы в акте выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой района совместно со старшим инженером ГУ МЧС РФ по РД.

Ранее по постановлению прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО7 P.M. привлечена к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации АЗС «Акуша» по 4.1 ст. 9.1 и ч.З ст. 20.4 Ко АП РФ к штрафу в общей сумме 43 000 руб.

Выявленные актом проверки нарушения свидетельствуют о том, что ИП ФИО7 P.M., являющаяся правообладателем вышеназванного объекта, при осуществлении деятельности по эксплуатации АЗС «Акуша» систематически допускает нарушения требований действующего противопожарного законодательства, предписания должностных лиц об устранении нарушений не исполняет, привлечение ее к административной ответственности ситуацию не исправляет, нарушения продолжают иметь место.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, исходя из принципов названной презумпции пожарной и экологической опасности, можно сделать вывод о том, что осуществление ИП ФИО4 деятельности по эксплуатации автозаправочной станции «Акуша», оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Право на благоприятную окружающую среду гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации. В содержание указанного права входит и право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Эксплуатация АЗС «Акуша» нарушает конституционное право неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, иных граждан Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду, в том числе и на защиту ее от негативного воздействия, а также право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может послужить основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая угрожает вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Таким образом, суд считает исковые требования прокурора <адрес> о запрете эксплуатации АЗС «Акуша» подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с. п. 3 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ размер госпошлины составляет при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, суд

решил:

иск прокурора <адрес> РД ФИО3 к ФИО1 удовлетворить полностью, т.е.: запретить ФИО1 эксплуатацию АЗС «Акуша» до устранения всех нарушений обязательных требований пожарной безопасности

Взыскать с ответчика ФИО1 в счет Федерального Бюджета РФ госпошлину в размере 300 рублей.

Разъяснить сторонам, что в соответствии со ст.320 ГПК РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке Верховный суд РД в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ, через суд, принявший решение.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены ГПК РФ.

Председательствующий ФИО6