ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-166/2017 от 14.02.2017 Беловского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-166/2017 К О П И Я

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Гавричковой М.Т.

при секретаре Гончаровой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Белово

14 февраля 2017 года

дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о взыскании стоимости товара ненадлежащего качества, неустойки за просрочку выполнения требований потребителя, штрафа и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о взыскании стоимости товара ненадлежащего качества, неустойки за просрочку выполнения требований потребителя, штрафа и компенсации морального вреда.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в магазине Филиала «Западно-Сибирский» ООО «<данные изъяты>» в пгт. Краснобродский она купила смартфон модели <данные изъяты>, серийный номер , стоимостью <данные изъяты> рублей, программное обеспечение к смартфону - Пакет Смартфон Максимум стои­мостью <данные изъяты> рублей и стекло с аппликатором к смартфону Gerffins 0,33 мм iPhone стоимо­стью <данные изъяты> рублей, а всего на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждает­ся товарным чеком № №№ от ДД.ММ.ГГГГ.

Для оплаты стоимости товара она заключила в этом же магазине целевой Договор по­требительского займа от ДД.ММ.ГГГГ. с ООО МФО «<данные изъяты>», согласно которому сумма целевого займа составила <данные изъяты> коп., проценты на сумму целево­го займа основного долга составили <данные изъяты> копеек, а общая сумма платежа по До­говору потребительского займа составила <данные изъяты> рублей. При этом, в соответствие с пунктом 6 Договора потребительского займа, помимо указанных сумм она внесла первый ежемесячный платеж в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в полное погашение суммы займа она досрочно уплатила в ООО МФО «<данные изъяты>» <данные изъяты> копеек.

Полная сумма платежей по Договору потребительского займа от ДД.ММ.ГГГГ., с учетом основного долга, выплаченных процентов на сумму основного долга, первого ежемесячного платежа и комиссии составила <данные изъяты> копеек.

В течение гарантийного срока эксплуатации были обнаружены недостатки смартфо­на - экран делился на две половины разных цветов, смартфон самопроизвольно отключался, что исключило возможность его использования по назначению. Данный недостаток теле­фона не был оговорен продавцом при его продаже.

ДД.ММ.ГГГГона обратилась к продавцу с требованием о немедленном устра­нении недостатков товара, либо возврате ей суммы уплаченной за товар. Продавец принял от нее телефон вместе с входящими в его комплект принадлежностями и в подтверждение принятия выдал ей Технический лист № №№ от ДД.ММ.ГГГГ. о приеме смартфона серийный номер в ремонт.

Пункт 1 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает, что если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сто­рон, эти недостатки должны быть устранены продавцом незамедлительно, то есть в мини­мальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме согла­шением сторон, не может превышать сорок пять дней. Срок устранения недостат­ков телефона письменным соглашением между продавцом и ею не был определен.

ДД.ММ.ГГГГпродавец возвратил ей смартфон, как исправный, с записью сер­висной организации в квитанции МТ «Сервис»: «Без ремонта - дефект не обнаружен».

Для устранения недостатков смартфон находился у Продавца <данные изъяты> день.

После возврата продавцом смартфона, в нем вместе с ранее обнаруженными, стали проявляться другие его недостатки: смартфон не включался и не заряжался.

ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась к продавцу с письменной претензией, в которой предъявила требование произвести замену данного товара на аналогичный товар, либо расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченные за товар деньги.

Продавец принял от нее смартфон, что подтверждается выданной им кви­танцией № №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Никакие вопросы об устранении недостатков товара и сроках их устранения между сторонами не обсуждались.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изго­товитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприни­матель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки каче­ства такого товара продавцом - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномо­ченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требова­ния отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.

ДД.ММ.ГГГГпродавец направил ей CMC сообщение: «Переданный Вами на сервисное обслуживание товар поступил в салон по <адрес><адрес>».

При обращении в торговый салон ДД.ММ.ГГГГ продавец показал ей смартфон после его самоуправного «сервисного обслуживания». Как оказалось в смартфоне были заменены все его основные детали и узлы, при этом, в нарушение пункта 3 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец отказался предоставить ей информа­цию в письменной форме о дате устранения недостатков товара с их описанием, об исполь­зованных запасных частях (деталях, материалах).

Таким образом, товар ненадлежащего качества продавцом не был заменен на новый, не бывший в употреблении, при этом продавец отказался вернуть уплаченные ею за то­вар денежные средства.

ДД.ММ.ГГГГ она направила продавцу свое новое письменное требование: в десятидневный срок, с даты получения продавцом настоящего требования расторгнуть до­говор купли-продажи смартфона модели <данные изъяты>, серийный номер и возвратить ей <данные изъяты> рублей, уплаченные за товар.

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> продавец указал, что «Товар был при­нят в торговом салоне ООО «<данные изъяты>» с последующей его отправкой в авторизо­ванный цент с целью выявления наличия, либо отсутствия существенного недостатка в То­варе. В настоящий момент специалистами авторизованного производителем сервисного центра заявленный Вами недостаток не был признан существенным и Товар был отре­монтирован согласно сервисной политики компании-производителя. Основания для замены Товара или возврата уплаченной за Товар суммы отсутствуют».

Данный ответ продавца доказывает наличие недостатков в смартфоне, так как в нем прямо указано: «товар был отремонтирован».

Указанные выводы продавца противоречат нормам Гражданского кодекса Россий­ской Федерации и Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Проданный ей смартфон относится к технически сложным товарам. В силу пункта 6 Перечня технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, к технически сложным товарам относится обору­дование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутни­ковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потреби­телей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать воз­врата уплаченной за такой товар суммы в течение пятнадцати дней со дня передачи потре­бителю такого товара

По истечении срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара, нарушение установ­ленных законом сроков устранения недостатков товара, невозможность использования то­вара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследст­вие неоднократного устранения его различных недостатков (абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно основных понятий, используемых в Законе РФ «О защите прав потребите­лей» существенный недостаток товара(работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат вре­мени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или дру­гие подобные недостатки.

В соответствии с ч. 2 ст. 475 ГК РФ, в случае существенного на­рушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостат­ков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подоб­ных недостатков) покупатель вправе, по своему выбору, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Из вышеизложенного следует, что указанные недостатки смартфона проявлялись неоднократно, устранялись длительное время, а потому являются существенными и неустранимыми.

В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потре­бителей», продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в про­верке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соот­ветствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экс­пертизы в судебном порядке.

Полагает, что поскольку между нею и продавцом продолжался спор о причинах возникновения недостатков товара, приняв товар, продавец был обязан провести независимую экспертизу товара за свой счет.

При этом независимая экспертиза качества товара не может быть проведена самим продавцом - «специалистами авторизованного производителем сервисного центра, соглас­но сервисной политики компании-производителя».

Таким образом, экспертизу товара продавец не провел, доказательства осуществле­ния проверки качества товара ей не предоставил.

Считает, что установленное абз. 6 п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребите­лей» право потребителя отказаться от исполнения договора купли-продажи товара и потребовать возврата уплаченной за товар суммы основано как наличии существенного не­достатка товара, так и на нарушении продавцом срока замены товара, предусмотренного п. 1 ст. 21 Закона «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 23 Закона «О защите прав потребителей», за нарушение преду­смотренных статьей 22 (сроки удовлетворения отдельных требований потребителя) на­стоящего Закона сроков продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (п. 1). В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20, 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, ус­тановленные статьей 18 настоящего Закона (п. 2).

В соответствии с п. 6 ст. 24 Закона «О защите прав потребителей», в случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по догово­ру потребительского кредита (займа).

За смартфон <данные изъяты> серийный номер , продажной ценой <данные изъяты> рублей, она уплатила по Договору потребительского займа от ДД.ММ.ГГГГ денежную сумму в размере <данные изъяты> копеек, включающую проценты и иные платежи по договору, которую продавец обязан ей возвратить в соответствии с п. 6 ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей».

До настоящего времени ее основанные на законе, требования потребителя о возвра­те уплаченной за товар денежной суммы в добровольном порядке продавцом не удовлетво­рены.

Продавец несет ответственность за период просрочки замены товара со дня обраще­ния потребителя с требованием к нему заменить товар до дня его фактической замены, либо предъявления потребителем нового требования.

Ее письменное требование о незамедлительной замене смартфона на новый, анало­гичный, не бывший в употреблении, было заявлено продавцу ДД.ММ.ГГГГ и продавец принял от нее смартфон.

По CMC - сообщению продавца ДД.ММ.ГГГГ она прибыла в салон по <адрес><адрес> для получения от продавца нового, не бывшего в употреблении смартфона, в соответствии с ее требованием от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако продавец отказался заменить смартфон на новый, не бывший в употребле­нии, а предложил забрать ранее сданный продавцу смартфон с недостатками, после его ре­монта, в котором продавцом были заменены все основные комплектующие детали смарт­фона. Принять смартфон в указанном виде она отказалась.

Ее требование от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора купли-продажи смартфона модели <данные изъяты>, серийный номер и возврате денежных средств, в размере <данные изъяты> рублей, уплаченных ею за товар, ответчик отказался выполнить, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмот­ренных статьей 21 настоящего Закона сроков, продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара.

В целях определения размера неустойки (пени), подлежащей взысканию с продавца за нарушение ее требования от ДД.ММ.ГГГГ о незамедлительной замене смартфона, принимается продажная цена смартфона в размере <данные изъяты> коп.

За нарушение продавцом срока замены товара ненадлежащего качества на новый, не бывший в употреблении, установленного п. 1 ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребите­лей» с продавца в ее пользу подлежит взысканию неустойка, предусмотренная ст. 23 За­кона РФ «О защите прав потребителей», в размере <данные изъяты> копеек, исходя из следующего расчета:

·продажная цена смартфона: <данные изъяты> рублей;

·размер неустойки пени (1% от цены смартфона): <данные изъяты> коп. за один день (<данные изъяты> рублей: 100%);

·период просрочки продавцом требования о замене смартфона с недостатками: <данные изъяты> день (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- до дня предъявления нового требования);

·размер неустойки (пени) за период просрочки: <данные изъяты> копеек (<данные изъяты> руб. х <данные изъяты> день).

Продавцом до настоящего времени также не удовлетворено новое требование о возврате в десятидневный срок уплаченной за некачественный смартфон денежной суммы в связи с ее отказом от исполнения договора купли-продажи смартфона, указанное в тре­бовании от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку указанное новое требование предъявлено продавцу ДД.ММ.ГГГГ, то, согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», уплаченные за товар денеж­ные средства должны были быть ей выплачены продавцом в течение десяти дней со дня его предъявления, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмот­ренных статьей 22 настоящего Закона срока возврата уплаченной за товар денежной суммы, Продавец уплачивает Потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% це­ны Товара.

Для определения размера неустойки (пени), подлежащей взысканию с Продавца за нарушение требования о возврате в десятидневный срок уплаченной за некачественный товар денежной суммы, в соответствии с п. 6 ст. 24 Закона «О защите прав потребителей» принимается денежная сумма, уплаченная за телефон по Договору по­требительского займа от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

За неудовлетворение продавцом требования о возврате в десятидневный срок уплаченной за некачественный товар денежной суммы, с продавца в ее пользу подлежит взысканию неустойка, предусмотренная ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере <данные изъяты> коп., исходя из следующего расчета:

·денежная сумма, уплаченная за телефон по Договору потребительского кредита: <данные изъяты> коп.;

·размер неустойки пени (1% от цены телефона): <данные изъяты><данные изъяты> коп. за один день (<данные изъяты> рублей : 100%);

·период просрочки продавцом требования о возврате уплаченной за некачественный товар денежной суммы: <данные изъяты> дней (с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - день подачи искового за­явления);

·размер неустойки (пени) за период просрочки: <данные изъяты> коп<данные изъяты> руб. х <данные изъяты> дней).

Указывает на то, что действиями продавца ей причинен моральный вред в виде нравственных страданий и переживаний, поскольку по причине неисправности телефона и длительным нахождением его у ответчика она не может пользоваться услугами телефонной связи, Интернетом и другими, ставшими ей привычными услугами оператора связи, а также интерфейсами передачи данных (GSM, 4G, Wi-Fi, GPS, Bluetooth) для удовлетворения личных потребностей. При этом, продавец отказался передать ей во временное пользование другой телефон на время ремонта неисправного. Продавец отказался в добровольном порядке удовлетворить все ее законные требования и она была вынуждена затрачивать время и средства для защиты своих нарушенных прав. В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» это дает ей право требовать компенсацию морального вреда, который оценивает в <данные изъяты> рублей.

В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуаль­ного предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворе­ния требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужден­ной судом в пользу потребителя.

Просит взыскать с ответчика в свою пользу:

- неустойку за нару­шение срока замены смартфона модели <данные изъяты>, серийный номер , на новый, не бывший в употреблении, в размере <данные изъяты> копеек;

- в связи с ее отказом от испол­нения договора купли-продажи смартфона модели <данные изъяты>, серий­ный номер , уплаченную ею за смартфон по Договору по­требительского займа от ДД.ММ.ГГГГ денежную сумму в размере <данные изъяты> копеек;

- неустойку за неудовлетворение ее требования о возврате в десятидневный срок уплаченной денежной суммы за некачественный смартфон модели <данные изъяты>, серийный номер , в связи с ее отказом от испол­нения договора купли-продажи телефона, в размере <данные изъяты> коп., начисленных на день подачи искового заявления, а также по <данные изъяты> коп. за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и впредь до принятия судом решения;

- компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей;

- штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % от присужденных судом сумм;

- судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

В ходе судебного разбирательства исковые требования уточнялись. Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. истец уточнил исковые требования в части п. 1, просит взыскать с ответчика в свою пользу неустойку за нарушение срока замены смартфона модели <данные изъяты>, серийный номер , на новый, не бывший в употреблении, в размере <данные изъяты> рублей; остальные требования истец оставил прежними (л.д. 44).

Истец ФИО2, ее представитель ФИО5, действующая на основании ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании поддержали исковые требования в части взыскания с ответчика: уплаченной за смартфон денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей; неустойки за неудовлетворение ее требования о возврате в десятидневный срок уплаченной денежной суммы за некачественный смартфон, в связи с отказом от испол­нения договора купли-продажи телефона, в размере <данные изъяты> рублей, начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.; компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей; штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке в размере 50% от присужденной суммы; а также <данные изъяты> рублей – судебных расходов, что включает консультацию и составление искового заявления. В части неустойки за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> рублей требования не поддержали.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. истец пояснил суду следующее.

В результате проведения ответчиком ремонтных работ, в телефоне были заменены части телефона. При покупке телефона IDадрес на телефоне совпадал с ID адресом указанным на коробке от него, однако после произведенного ремонта номер ID адреса уже не соответствовал тому, что на коробке. Тем самым это стал не тот телефон, который ею был приобретен первоначально. Телефон находится у ответчика, так как она отказалась его забирать.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, представил возражение на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ. истец приобрел смартфон Apple iPhone 5s 16GB, серийный номер: <данные изъяты> <данные изъяты>, серийный номер: потребителем был сдан на гарантийный ремонт ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается техническим листом с недостатками. Данный аппарат был передан в сервисный центр для проведения ремонта, согласно техническому листу ремонт был произведен, аппарат исправен и полностью соответствует заявленным техническим характеристикам. Аппарат был доставлен с ремонта на торговую точку и выдан потребителю ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту сервисного центра, заявленных дефектов не обнаружено.

ДД.ММ.ГГГГ. истцом аппарат был повторно сдан на гарантийный ремонт. ДД.ММ.ГГГГ. аппарат был выдан из ремонта. Согласно акту были произведены ремонтные работы.

Согласно п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены продавцом незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективнонеобходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

Между потребителем и ответчиком было заключено соглашение в письменной форме, а именно квитанции, которая выдается клиентам при сдаче аппарата на ремонт, в которой установлено: п.6.4 Устранение недостатков в Товаре в условиях сервисного центра в рамках гарантийного обслуживания осуществляется в сроки не превышающие 45-ти календарных дней от даты получения торговым салоном Компании Товара от Клиента.

П. 6.9 Клиент, согласен, что о завершении ремонта по устранению недостатков в Товаре и о возвращении Товара в торговый салон Компании по месту его передачи Клиент будет уведомлен по указанному контактному номеру телефона в пункте 2 настоящей квитанции посредством звонка сотрудника торгового салона Компании или посредством CMC уведомления. Клиент уведомлен и согласен с тем, что в случае не поступления информации от сотрудника торгового салона Компании о готовности Товара к выдаче в конце установленного срока, Клиент обязан, как заинтересованное лицо самостоятельно уточнить информацию о готовности и местонахождении Товара, обратившись в торговый салон Компании по месту сдачи Товара. Компания не несет ответственности за неуведомление или несвоевременное уведомление Клиента о поступлении Товара в торговый салон Компании, в случае не предоставления контактной информации или предоставление неверной контактной информации Клиентом...

Аппарат был на ремонте 1-ый раз 31 дней, 2-ой раз аппарата в ремонте был 45 дней.

Согласно действующему законодательству РФ в сфере защиты прав потребителей, потребитель имеет право выбрать лишь одно из требований, установленных пунктом 1 ст. 18 Закона РФ «О защитеправ потребителей».

Согласно п.1 ст. 18 Закона «Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены:

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Истец потребовал проведение ремонта, технический лист подтверждает, что потребитель требовал проведение гарантийного ремонта.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право предъявить требования, указанные в данной статье (в т.ч. требование о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы) только в случае продажи потребителю товара ненадлежащего качества.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи ипотребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Таким образом, требования потребителя были удовлетворены, возврат денежных средств невозможен на основании того, что согласно акту выполненных работ в рамках гарантийного обслуживания заявленные недостатки были устранены в полном объеме. В аппарате нет недостатков и признака неоднократности устранения различных недостатков не установлено, так как данный товар сдавался на ремонт, и в первый раз никаких недостатков выявлено не было.

На основании выше сказанного, требования истца о расторжении договора купли-продажи не имеют основания для удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПКРФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Ввиду изложенного, ответчик считает необходимым назначение товароведческой экспертизы.

Истцом представлено письменное возражение на ходатайство о назначении экспертизы, согласно которому истец считает необходимым отказать ответчику в проведении судебной экспертизы, ввиду следующего.

В соответствии с абз. 2,3 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст. 20,21,22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Однако при наличии спора о качестве товара, соответствующую экспертизу ответчик не проводил. Кроме того, ответчик самоуправно произвел сервисное обслуживание смартфона. В смартфоне были заменены все его основные детали и узлы, установленные заводом-изготовителем, IP адрес проданного ему смартфона не совпал с IP адресом представленного ей ответчиком после сервисного обслуживания, корпус смартфона оказался замененным на другой.

Выслушав истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли - продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.

На основании п. 1 ст. 434 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям в пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Согласно ст. 18 Закона, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО7. (после вступления в брак ДД.ММ.ГГГГ. сменила фамилию на ФИО8 приобрела в магазине филиала «Западно-Сибирский» ООО «<данные изъяты>-<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, товар с наименованием <данные изъяты>, серийный номер , стоимостью <данные изъяты>00 рублей, также истцом было приобретено программное обеспечение к смартфону: Пакет Смартфон Максимум стои­мостью <данные изъяты> рублей и стекло с аппликатором к смартфону Gerffins 0,33 мм iPhone стоимо­стью <данные изъяты> рублей, а всего на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждает­ся товарным чеком № №№ от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец заключила с ООО МФО «<данные изъяты>» договор потребительского займа от ДД.ММ.ГГГГ., согласно условиям которого, ей была предоставлена сумма займа в размере <данные изъяты> 10 копеек, для оплаты товара: Пакет Смартфон Максимум стои­мостью <данные изъяты> рублей, стекло с аппликатором к смартфону Gerffins 0,33 мм iPhone стоимо­стью <данные изъяты> рублей, смартфон <данные изъяты> Gold, стоимостью <данные изъяты> рублей. Согласно графику платежей к договору целевого займа от ДД.ММ.ГГГГ. проценты на сумму основного долга, начисленные по ДД.ММ.ГГГГ. равны <данные изъяты> копеек, общая сумма платежа по до­говору потребительского займа на ДД.ММ.ГГГГ. равна <данные изъяты> рублей.

Согласно условиям договор потребительского займа от ДД.ММ.ГГГГ. истцом был внесен первоначальный взнос в сумме <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истцом во исполнение договора потребительского займа был внесен платеж в сумме <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовым чеком (л.д. 51).

Таким образом, полная стоимость товара, с учетом выплаченных процентов и первоначального взноса, со­ставила <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГистец обратился к продавцу, который принял от нее смартфон вместе с входящими в его комплект принадлежностями: АПП, зарядное/сетевое устройство, наушники/пешеходная гарнитура, USB-кабель, гарантийный талон, инструкция, упаковка, ключ/иголка. В подтверждение принятия продавец выдал истцу Технический лист № №№ от ДД.ММ.ГГГГ. о приеме смартфона серийный в ремонт с указанием дефекта: не включается (л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ смартфон был возвращен истцу с указанием «дефект не обнаружен», что подтверждается актом сервисного центра (л.д. 17).

ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к ответчику с требованием о замене товара на аналогичный, либо расторжении договора купли-продажи и возвращении уплаченных денежных средств в размере 28176,35 рублей. При этом смартфон был принят на гарантийный ремонт, о чем свидетельствует квитанция № №№ (л.д. 54). В п. 4 «Претензии клиента к оборудованию» указаны недостатки товара: телефон выключается, экран делится на две половины разных цветов. Пунктом 6.4 установлен срок устранения недостатка в товаре, не превышающий 45 календарных дней, с даты получения торговым салоном компании товара от клиента.

ДД.ММ.ГГГГ. ответчик посредством СМС-сообщения сообщил истцу о поступлении смартфона в салон по <адрес><адрес>.

Из акта сервисного центра усматривается, что после выполненных со смартфоном работ его IMEI/серийный номер был изменен с , на (л.д. 70).

ДД.ММ.ГГГГ. истец направила ответчику новое письменное требование о расторжении договора купли-продажи товара ненадлежащего качества: смартфона модели <данные изъяты>, серийный номер , и возврате денежной суммы <данные изъяты> рублей, уплаченной за некачественный товар, в десятидневный срок, с даты получения требования (л.д. 21).

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил на отсутствие существенного недостатка в То­варе, с указанием, что Товар был отре­монтирован согласно сервисной политики компании-производителя. Основания для замены Товара или возврата уплаченной за Товар суммы отсутствуют (л.д. 22).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

В соответствии с ч.1 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей» на товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.

В соответствии с ч.1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.05.2016) "Об утверждении перечня технически сложных товаров» к ним относятся оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В соответствии с ч.1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

Рассматривая требование истца о возврате стоимости товара с учетом оплаченного кредита в размере <данные изъяты> рублей, суд исходит из того, что смартфон был приобретен в кредит по Договору целевого займа от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному между истцом и ООО МФО «<данные изъяты>».

В силу ч. 6 ст. 24 Закона «О защите прав потребителей» в случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа).

Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика стоимости товара с учетом оплаченного кредита, в сумме <данные изъяты> рублей подлежит удовлетворению.

Учитывая, что требование истца о возврате денежной суммы, уплаченной за товар, получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. и не исполнено добровольно в установленный 10-дневный срок, суд соглашается с тем, что с ответчика подлежит взысканию неустойка в размере 1 % от цены товара, начисленная за период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (<данные изъяты> день), исходя из суммы, уплаченной за товар - <данные изъяты> рублей, и равная <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> руб х 1% = <данные изъяты> руб. х 121 день = <данные изъяты> рублей).

Истцом заявлено требование о взыскании морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу абз. 1 ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с п. 1 ст. 1101 ГК РФ при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 45 Постановления от 28.06.2012г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Учитывая характер и объем причиненных истцу нравственных страданий, суд приходит к выводу о том, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. завышен, при установленных обстоятельствах, суд считает разумным и справедливым снизить сумму компенсации морального вреда до <данные изъяты> рублей.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в сумме <данные изъяты> руб. ((<данные изъяты>)/2), где

<данные изъяты> руб. – стоимости товара с учетом оплаченного кредита,

<данные изъяты><данные изъяты> руб. – неустойка,

<данные изъяты> руб. – компенсация морального вреда.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В материалы дела представлены документы, подтверждающие, что для защиты своего нарушенного права истец понес судебные расходы: в сумме <данные изъяты> рублей – за оплату консультации по вопросу нарушения закона о защите прав потребителей в продаже неисправного телефона (квитанция от ДД.ММ.ГГГГ.); <данные изъяты> рублей – за составление искового заявления к ООО «<данные изъяты>» о взыскании стоимости товара ненадлежащего качества, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда (квитанция от ДД.ММ.ГГГГ.), данные расходы суд считает разумными и подлежащими взысканию с ответчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ взысканию с ответчика подлежит госпошлина в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей (от суммы удовлетворенных требований о взыскании стоимости товара + неустойка) + <данные изъяты> рублей (за удовлетворение требования о компенсации морального вреда)), исчисленная от суммы удовлетворенных судом требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу ФИО2 денежную сумму уплаченную по договору купли-продажи <данные изъяты> рублей, неустойку в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей, штраф за неудовлетворение требований потребителя <данные изъяты> рублей, судебные расходы <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ООО «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход местного бюджета <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 19.02.2017 года.

Судья /подпись/ М.Т. Гавричкова