гражданское дело № 2-166/2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Богородское 17 мая 2017 года
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Васильковой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Миловановой Е.А.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к администрации сельского поселения «село Булава Ульчского муниципального района Хабаровского края об обязании предоставить жилое помещение взамен непригодного для проживания, -
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО5 обратилась в Ульчский районный суд Хабаровского края с исковым заявлением к администрации сельского поселения «село Булава» Ульчского района Хабаровского края об обязании предоставить жилое помещение взамен непригодного для проживания.
В обоснование заявленных требований указано, что ей на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>. на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на ее обращение в УМВД России по Хабаровскому краю отдел министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульчскому район сообщил, что дом не обслуживался жилищно коммунальными организациями. ДД.ММ.ГГГГ предписанием государственной жилищной инспекцией правительства Хабаровского края № 615 в администрацию сельского поселения село Булава остатки дома подлежали очистке. В 2010 году остатки дома убраны. Согласно акту обследования дома от 14 марта 2005 года № 1 дом по адресу <адрес> относился к категории ветхого жилищного фонда, износ которого согласно техническому паспорту составил 64% и являлся непригодным для проживания. Постановлением администрации сельского поселения «село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 24 апреля 2013 года - па «О плане мероприятий администрации сельского поселения «село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года п. 13 обязался разработать адресную муниципальную программу, обеспечить привлечение средств государственной корпорации Фонда содействий реформированию жилищно – коммунального хозяйства на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Просит обязать администрацию сельского поселения село Булава Ульчского района Хабаровского края предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта сельского поселения Булава Ульчского муниципального района равнозначное по общей площади в черте сельского поселения Булава Ульчского муниципального района Хабаровского края.
Истец ФИО5 в судебное заседании не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом. Ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика, глава сельского поселения село Булава ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что дом <адрес>, год постройки 1978 г., предположительно принадлежал Тахтинскому леспромхозу. Ордер выдавался ФИО5 на основании выписки протокола Тахтинского леспромхоза, Булавинским сельским советом народных депутатов. Квартиру ФИО5 приватизировала. Дом двухэтажный, восьми квартирный. В 1998 году Тахтинский леспромхоз передавал все квартиры, которые у них имелись в Ульчский муниципальный район. В 2007 году Ульчский муниципальный район передавал жилой фонд сельскому поселению «село Булава» Ульчского района Хабаровского края, но этого дома в акте передачи не было. С 2003-2004 года дом полностью пустовал, так как его жильцы разъехались. Он постепенно разрушался и практически уже не существовал, остались одни развалины и мусор. Поступили жалоба от жителей села Булава, поскольку разрушающийся дом представлял опасность в пожароопасный период. В нем собирались компании детей, которые могли себе что-нибудь повредить, развести огонь, устроить пожар. По жалобам населения, приезжали из Министерства Правительства Хабаровского края и на администрацию сельского поселения было выписано предписание с указанием очистки территории от мусора. Администрацией решение о сносе дома, не принималось, и как такового, сноса не было. В вязи с тем, что в собственности сельского поселения «село Булава» дом не находился, у администрации отсутствовали полномочия о решении вопроса о сносе дома. Каких- либо сведений о том, что дом признавался непригодным для проживания, не имеется. До 2013 года, полномочиями по созданию межведомственной комиссии, обладал Ульчский муниципальный район. В 2013 году эти полномочия перешли в сельское поселение, в котором и была разработана программа о переселении из ветхого жилого фонда, однако, вышеуказанный адрес, в перечень включен не был, в связи с тем, что дом уже не существовал. Сама, ФИО5, в ДД.ММ.ГГГГ году выбыла из с. Булава. Меры к сохранению своего жилого помещения, не принимала. С заявлениями в администрацию сельского поселения о признании ее нуждающейся в жилом помещении, улучшении жилищных условий, не обращалась. Но учитывая, что ФИО5, снята с регистрационного учёта, по вышеуказанному адресу, и жительницей с. Булава, не является, поставить ее на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении, улучшении жилищных условий, у администрации не имеется законных оснований. Просит в удовлетворении иска отказать.
В соответствии со ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В судебном заседании установлено, что дом <адрес> в собственность сельского поселения «село Булава» Ульчского района Хабаровского края не передавался и фактически был заброшен собственниками, которые не несли бремя его содержания, что и привело к его разрушению (л.д. 11).
Так, истец ФИО5, являясь собственником <адрес>, на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ за № в сельской администрации с. Булава Ульчского района Хабаровского края (л.д.9,10), выехала в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> и зарегистрированной в с. Булава Ульчского района Хабаровского края не значится (л.д. 9). Не оспаривается и самой истицей, факт ее длительного отсутствия по вышеуказанному адресу. В связи с разрушением дома, вследствие отсутствия его содержания собственниками, на основании устных заявлений граждан, проживающих на территории сельского поселения «село Булава» Ульчского района Хабаровского края, 14 марта 2005 № 1, комиссией в составе: начальника ЖЭУ ФИО2, мастера ЖЭУ ФИО3, специалиста администрации ФИО4. произведено обследование жилого дома <адрес>, с целью выявления пригодности для жилья. Комиссией установлено следующее: дом 1978 года постройки. Деревянный, двухэтажной восьми квартирный, благоустроенный, холодная вода, канализация, отопление. Крыша имеет сколы, трещины, протечь. Сырость стен. Имеется поражение гнилью деревянных конструкций, нарушений конопати. Осадка фундамента. Инженерное оборудование в неудовлетворительном состоянии, батареи трубы поражены ржавчиной. Протечь, в некоторых квартирах отсутствуют сантехнические приборы. Эксплуатация электропроводки опасна для жизни, нарушена изоляции, подсоединение напрямую, отсутствуют розетки, выключатели. Износ дома согласно техническому паспорту составляет 64 %, канализационное испарения, сырость в подъезде. На основании вышеизложенного комиссия считает, что жилой дом в <адрес>, следует отнести к категории ветхого фонда. При невозможности расселения, поддерживающий ремонт (л.д. 33).
30.11.2009 года Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края, в связи с нарушениями Правил благоустройства на территории сельского поселения «село Булава», утвержденных Советом депутатов сельского поселения от 20 мая 2008 года №91, выявленных по результатам инспекционной проверки по коллективному обращению, вынесено предписание № 615, которым администрации сельского поселения «село Булава» Ульчского района Хабаровского края, указано произвести очистку территории от мусора, после разборки жилых домов, по адресам <адрес> (л.д. 35)
Согласно справке администрации сельского поселения «село Булава» Ульчского района Хабаровского края от 16.01.2015 года № 3.65, справке Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости от 25 апреля 2013 года № 5-554 дом <адрес> в реестре учета жилищного фонда КГУП «Хабкрайинветаризация значится снесённым (л.д. 34,42)
В перечень муниципального жилищного фонда Ульчского муниципального района предаваемого в порядке разграничения в муниципальную собственность сельского поселения «село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края (утв. Решением Совета депутатов сельского поселения «село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 06.11.2007 года № 46) адрес: <адрес>, не включен (л.д. 36-40)
Постановлением администрации сельского поселения «село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 24 апреля 2013 года № 24 па утвержден План мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года, пунктом 13 которого, определено:- разработать адресную муниципальную программу и обеспечить привлечение средств государственной корпорации Фонда содействий реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья (л.д. 36-40)
В адресный список – реестр ветхого и аварийного жилищного фонда, не подлежащего капительному ремонту на территории СП «Село Булава», адрес <адрес>, не включен (л.д.77) В План переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда в сельском поселении «село Булава», адрес <адрес>, не включён (л.д. 76)
Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктом 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ в качестве основания для предоставления другого благоустроенного помещения по договору социального найма предусмотрено признание жилого помещения непригодным для проживания.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации
Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47) (Далее Положения) оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктами 42,47,49 Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: - о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; - о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; - о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по установленной Правилами форме.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством установлены особенности сноса и реконструкции многоквартирных домов, признанных в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение взамен занимаемого предоставляется гражданам, жилое помещение которых признано аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том случае, если дом, в котором находится такое жилое помещение, включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (ч. 2 ст. 16 Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).
Из положений частей 1, 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Таким образом, для возникновения спорного жилищного правоотношения по смыслу вышеприведенных норм права необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого истцами, непригодным для проживания, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания истцов малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.
Анализ представленных в материалы дела доказательств, позволяет суду сделать вывод, что предусмотренная законодательством Российской Федерации процедура принятия решения о признании дома <адрес> непригодным для проживания, либо аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов, не проводилась.
Акт обследования жилого дома от 14 марта 2005 года, по результатам которого комиссия пришла к выводу об отнесении жилого дома <адрес> к категории ветхого, на который истец ссылается в исковом заявлении, не является итоговым, и предполагает проведение определенного перечня работ.
Непригодным для проживания, а также аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, в установленном законом порядке, дом не признавался. В региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не включен.
Разрушением дома <адрес>, явилось следствие полного отсутствия его содержания собственниками. Сама ФИО5 по вышеуказанному адресу не проживает с ДД.ММ.ГГГГ года, с регистрационного учёта снята.
Местонахождение технического паспорта, вышеуказанного дома, установить не представилось возможным.
Сведений об обращении истца ФИО5 в администрацию сельского поселения «село Булава» Ульчского муниципального района с соответствующим заявлением о постановке ее на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, и признании ее малоимущей, материалы дела не содержат.
Таким образом, проанализировав юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО5
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО5 к администрации сельского поселения «село Булава Ульчского муниципального района Хабаровского края об обязании предоставить жилое помещение взамен непригодного для проживания, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 19 мая 2017 года.
Судья: (подпись)
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья: Т.В. Василькова
Подлинник решения подшит в дело № 2-166/2017г и находится в Ульчском районном суде Хабаровского края.
Секретарь: Е.А. Милованова