ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-166/2021 от 23.03.2021 Палласовского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-166/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«23» марта 2021 год город Палласовка

Волгоградская область

Палласовский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Павлова М.В.,

при секретаре Ахмедовой М.М.,

с участием:

представителя истца Мулдашовой З.Р. – Бурцевой В.В.,

представителя ответчика ГКУ «Центр социальной защиты населения по Палласовскому району» и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Комитета социальной защиты Волгоградской области Сарабалиевой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мулдашовой Зауреш Рахимовны в лице действующей по доверенности Бурцевой Виктории Васильевны к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Палласовскому району» о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о предоставлении дополнительного единовременного пособия в связи с рождением первого ребёнка, признании права на назначение дополнительного единовременного пособия, назначении ежемесячной выплаты и взыскании неполученной ежемесячной выплаты и дополнительного единовременного пособия,

установил:

Мулдашова З.Р. в лице действующей по доверенности Бурцевой В.В. обратилась в суд с иском к ГКУ «Центр социальной защиты населения по Палласовскому району» о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о предоставлении дополнительного единовременного пособия в связи с рождением первого ребёнка, признании права на назначение дополнительного единовременного пособия, назначении ежемесячной выплаты и взыскании неполученной ежемесячной выплаты и дополнительного единовременного пособия, в обосновании которого указано, что <дата> года у Мулдашовой З.Р. возникло право на получение социальных выплат в связи с рождением первого ребёнка – Ф5

Согласно ч.ч. 2, 5, 6 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка возникает в случае, если ребёнок рождён (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для её назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка осуществляется со дня рождения ребёнка, если обращение за её назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребёнка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка осуществляется со дня обращения за её назначением.

Мулдашова З.Р. обратилась в Филиал по работе с заявителями Палласовского района Волгоградской области ГКУ ВО «МФЦ» <дата> (согласно расписки о принятии документов ), ею был приложен требуемый пакет документов. В установленный законом срок решение о выплате ответчиком принято не было. <дата>, <дата>, <дата> Мулдашову З.Р. вновь приглашали в МФЦ для предоставления недостающих документов (расписки о принятии документов , , , ). Первую выплату в размере 22945 рублей 47 копеек истец получила только <дата>.

Считает, что ответчиком нарушен порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка, установленный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2017 г. N 889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и (или) второго ребёнка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребёнка» (далее - Порядок).

Так, согласно п. 5 Порядка, в случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребёнка (родного, усыновлённого), ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка осуществляется со дня рождения ребёнка (родного, усыновлённого). В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка осуществляется со дня обращения за её назначением.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона N 418-ФЗ заявление о назначении выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка подаётся заявителем по месту его жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее многофункциональный центр).

Согласно п. 15 Порядка, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляют проверку достоверности информации, содержащейся в документах, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», представленных заявителем в электронной форме и удостоверенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи», в процессе которой запрашивают необходимые для назначения выплат сведения от органов и организаций, владеющих соответствующими сведениями.

Заявитель вправе по своей инициативе представить документы в полном объёме.

Согласно п. 18 Порядка, в случае если к заявлению о назначении выплат не приложены документы или приложены не все документы (за исключением документов (копий документов, сведений), находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, в 5-дневный срок с даты подачи заявления в многофункциональный центр направляет в многофункциональный центр в электронной форме уведомление об отказе в рассмотрении заявления с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения для информирования заявителя об отказе в рассмотрении его заявления, а также о возможности представления заявления о назначении выплат и документов повторно.

Считает, что истец об отказе в рассмотрении её заявления проинформирована не была.

Согласно п. 24 Порядка, ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка назначается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, в месячный срок с даты приёма (регистрации) заявления о назначении выплат с документами.

Согласно п. 28 Порядка, ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации через кредитные организации, указанные в заявлении о назначении выплат, ежемесячно, не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приёма (регистрации) заявления о назначении выплат с документами.

Таким образом, считает, что Мулдашова З.Р. обратилась к ответчику через МФЦ с заявлением о предоставлении ей ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка в шестимесячный срок со дня рождения ребёнка в виду чего ей должна была быть назначена указанная выплата с момента рождения ребёнка, то есть с <дата>.

В соответствии со ст. 16.1 Социального кодекса Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. N 246-ОД, п. 2.1 Приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 20 декабря 2016 г. N 1747 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительного единовременного пособия семьям при рождении первого ребёнка», дополнительное единовременное пособие семьям при рождении первого ребёнка женщиной в возрасте до 24 лет включительно (далее – дополнительное единовременное пособие) предоставляется в размере 50000 рублей. Дополнительное пособие при рождении первого ребёнка назначается и выплачивается, если обращение за назначением дополнительного пособия при рождении первого ребёнка последовало в течение шести месяцев со дня рождения ребёнка.

Федеральные законы, а также законодательство Волгоградской области непосредственно не регулируют отношения, связанные с восстановлением пропущенного шестимесячного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребёнка.

При этом Социальный кодекс Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. N 246-ОД, Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 20 декабря 2016 г. N 1747 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительного единовременного пособия семьям при рождении первого ребёнка» не содержат каких- либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, предусмотренных данными нормативно-правовыми актами, формальное истечение которых не отменяет право на получение государственных пособий.

Следовательно, срок обращения за дополнительным единовременным пособием при рождении ребёнка может быть восстановлен в судебном порядке при установлении судом уважительности причин его пропуска.

Причины пропуска указанного шестимесячного срока считает уважительными и соответствующими ст. 205 ГК РФ, которая говорит об обстоятельствах, связанных с личностью истца. Приведённый перечень не является исчерпывающим.

Истец пропустила шестимесячный срок на обращение с заявлением о получении данной единовременной выплаты ввиду того, что у неё были осложнённые роды, больничный лист по беременности и родам был закрыт в мае 2020 года, она проживает в отдалённой местности, ввиду чего, а также из-за распространения новой короновирусной инфекции, она не смогла явиться в ГКУ «Центр социальной защиты населения по Палласовскому району»), в ГКУ «МФЦ» в установленный шестимесячный срок с даты рождения ребёнка. Таким образом, считает, что истец пропустила указанный срок по уважительным причинам.

Просит суд восстановить срок на подачу заявления о предоставлении дополнительного единовременного пособия при рождении первого ребёнка, признать право на назначение дополнительного единовременного пособия по рождению первого ребёнка, признать право на назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка, начиная с даты рождения ребёнка – <дата>г., взыскать с ГКУ «Центр социальной защиты населения по Палласовскому району в пользу Ф1 неполученную ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребёнка, начиная с <дата> по настоящее время, неполученное дополнительное единовременное пособие семьям при рождении первого ребёнка в размере 50000 рублей.

Представитель истца доводы и требования искового заявления поддержала.

Представитель ответчика ГКУ «Центр социальной защиты населения по Палласовскому району» и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спорта, на стороне ответчика – Комитета социальной защиты Волгоградской области Сарабалиева М.П. полагала в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку отсутствуют законные основания для их удовлетворения.

В представленных третьим лицом возражениях указано, что по данным автоматизированной информационной системы «Социальный регистр населения Волгоградской области» в семье Ф1, зарегистрированной в государственном казенном учреждении «Центр социальной защиты населения по <адрес>» воспитывается несовершеннолетний ребёнок <дата> года рождения. Таким образом, окончание шестимесячного срока для обращения за ежемесячной выплатой для её назначения со дня рождения ребёнка приходится на <дата>.

По заявлению о назначении ежемесячной выплаты от <дата>, поданному Мулдашовой З.Р. через МФЦ, было принято решение об отказе в рассмотрении заявления ввиду неполного пакета представленных документов (отсутствие сведений о доходах заявителя и его супруга). Заявление и прилагаемые к нему документы были возвращены <дата> в МФЦ для информирования заявителя. Возврат заявления и документов не подразумевает дальнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении ежемесячной выплаты. Мулдашова З.Р. повторно подала заявление на предоставление ежемесячной выплаты через МФЦ. Поскольку в период с по <дата> в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах от <дата> специалисты отдела предоставления мер социальной поддержки Центра были отстранены от работы в связи с риском инфицирования и угрозой заболевания коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), то заявление и документы заявителя были переданы в Центр из МФЦ только <дата> По указанному заявлению специалистами Центра <дата> вынесено решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты ввиду неполного пакета документов, представленных заявителем (отсутствие сведений о заработной плате за период трудовой деятельности Ф1 с <дата> по <дата>). Уведомление было направлено в адрес Мулдашовой З.Р. посредством почтовой связи <дата> (исх.). По заявлению, поданному Мулдашовой З.Р. о назначении ежемесячной выплаты <дата> через МФЦ, было вынесено решение от <дата> о назначении указанной выплаты со сроков, установленных статьёй 2 Закона № 418-ФЗ – <дата> с последующим уведомлением заявителя о принятом решении. Таким образом, действия Центра по назначению ежемесячной выплаты носят законный характер. Законом №418-ФЗ установлена прямая зависимость определения даты, с которой назначается ежемесячная выплата, от даты обращения. Восстановление срока для назначения выплаты со дня рождения ребенка Законом №418-ФЗ не предусмотрено.

По вопросу предоставления дополнительного единовременного пособия при рождении первого ребёнка указано, что данная мера социальной поддержки назначается в соответствии с Законом Волгоградской области от 31.12.2015 г. № 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области», ст. 161 которого предусмотрено, что дополнительное единовременное пособие семьям при рождении первого ребёнка (далее – дополнительное единовременное пособие) предоставляется при рождении первого ребёнка женщиной в возрасте до 24 лет включительно, в случае, если ребёнок родился после 31 декабря 2018 года, и обращение за назначением указанного пособия последовало в течение шести месяцев со дня рождения этого ребёнка. В соответствии с Законом №246-ОД разработан Порядок предоставления дополнительного единовременного пособия семьям при рождении первого ребёнка, утверждённый приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 20.12.2016 № 1747 (далее - Порядок), пунктом 1.5 которого установлено, что предоставление дополнительного пособия при рождении первого ребёнка осуществляется государственным казённым учреждением центром социальной защиты населения Волгоградской области, подведомственным комитету социальной защиты населения Волгоградской области по месту жительства заявителя, по месту пребывания, при условии его постоянного проживания на территории Волгоградской области. Дополнительное пособие при рождении первого ребёнка назначается и выплачивается одному из родителей. <дата> Мулдашова З.Р. обратилась с заявлением в МФЦ на предоставление дополнительного единовременного пособия семьям при рождении первого ребёнка женщиной до 24 лет включительно. <дата> по данному заявлению специалистами Центра было вынесено решение об отказе в назначении указанного пособия по причине несоответствия гражданина требованиям установленным пунктом 2.1. Порядка – истечение шестимесячного срока со дня рождения ребёнка (на момент обращения ребёнку исполнилось 8 месяцев). Срок для обращения Ф1 за назначением дополнительного единовременного пособия истёк <дата> Однако, в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 г. № 179 (в редакции от 06.04.2020 г. № 244) «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на территории Волгоградской области на период действия ограничительных мер, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, центрами социальной защиты населения осуществлялось принятие и учёт сообщений граждан об их праве на меры социальной поддержки и социальную помощь, поданных посредством электронной, почтовой, факсимильной, телефонной связи. По окончании периода действия ограничительных мер центрами социальной защиты населения принимались решения о назначении мер социальной поддержки гражданам, направившим сообщения об их праве на региональные меры социальной поддержки вышеуказанными способами, при условии предоставления заявителями необходимых документов до 01.10.2020 г. При этом датой подачи заявления гражданина о своём праве считалась дата принятия и учёта указанных сообщений. Обращений Мулдашовой З.Р. о фиксации права на дополнительное единовременное пособие в Центре за указанный период не зарегистрировано. Обращений супруга заявителя за реализацией права на дополнительное единовременное пособие также не зарегистрировано. Таким образом, решение Центра об отказе в назначении дополнительного единовременного пособия при рождении первого ребёнка носит законный характер. Социальным кодексом непосредственно не регулируют отношения, связанные с восстановлением пропущенного шестимесячного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребёнка. Доводы Мулдашовой З.Р. о пропуске срока по уважительным причинам и невозможности в установленный законом срок обратиться с заявлением о назначении пособия несостоятельны, ввиду того, что она не была лишена возможности воспользоваться услугами представителя либо направить документы почтой. Кроме того, исходя из того, что 22.06.2020 г. Мулдашова З.Р. уже обращалась за назначением ежемесячных выплат предусмотренных Законом №418-ФЗ в адрес Центра, у неё имелась возможность в тот же день обратиться и за назначением дополнительного единовременного пособия при рождении первого ребёнка.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спорта, на стороне ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, исходя из принципов состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее – Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка возникает в случае, если ребёнок рождён (усыновлён) начиная с 1 января 2018 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (п. 2 ст. 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребёнка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребёнка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребёнка (пункт 3 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка осуществляется со дня рождения ребёнка, если обращение за её назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребёнка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка осуществляется со дня обращения за её назначением.

В соответствии с п. 8 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и (или) второго ребёнка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребёнка, утверждённого приказом Минтруда России от 29.12.2017 N 889н к заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть приложены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка, перечень которых предусмотрен приложением N 2 к Приказу и включающий в себя, в том числе, сведения о доходах членов семьи.

Пунктом 18 указанного порядка предусмотрено, что в случае если к заявлению о назначении выплат не приложены документы или приложены не все документы (за исключением документов (копий документов, сведений), находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, в 5-дневный срок с даты подачи заявления в многофункциональный центр направляет в многофункциональный центр в электронной форме уведомление об отказе в рассмотрении заявления с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения для информирования заявителя об отказе в рассмотрении его заявления, а также о возможности представления заявления о назначении выплат и документов повторно.

Судом, на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что Ф1 приходится матерью Ф5 родившейся <дата> (л.д. 13).

<дата> Мулдашова З.Р. обратилась в Филиал по работе с заявителями Палласовского района Волгоградской области ГКУ ВО «МФЦ» с заявлением назначении ежемесячной выплаты, по данному заявлению было принято решение об отказе в рассмотрении заявления ввиду неполного пакета представленных документов (отсутствие сведений о доходах заявителя и его супруга). Заявление и прилагаемые к нему документы были возвращены <дата> в МФЦ для информирования заявителя.

<дата> Мулдашова З.Р. повторно подала заявление на предоставление ежемесячной выплаты через МФЦ, которое передано в ГКУ «Центр социальной защиты населения по Палласовскому району» <дата>, поскольку в период с по 31.07.2020 г. в соответствии с постановлением № 59 Главного государственного санитарного врача Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах от 12.07.2020 г. специалисты отдела предоставления мер социальной поддержки Центра были отстранены от работы в связи с риском инфицирования и угрозой заболевания коронавирусной инфекцией (2019-пСо?), по указанному заявлению специалистами ГКУ «Центр социальной защиты населения по Палласовскому району» <дата> вынесено решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты ввиду неполного пакета документов, представленных заявителем (отсутствие сведений о заработной плате за период трудовой деятельности Мулдашовой З.Р. с <дата> по <дата>).

В соответствии с п. 79 Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка, утверждённого приказом Минтруда России от 04.02.2019 г. N 55н в случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления уведомление о принятом решении направляется заявителю в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Уведомление о принятом решении направлено Мулдашовой З.Р. <дата>.

<дата> Мулдашова З.Р. вновь обратилась в МФЦ с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, по данному заявлению было вынесено решение от <дата> о назначении указанной выплаты со сроков, установленных статьёй 2 Закона № 418-ФЗ – с <дата> с последующим уведомлением заявителя о принятом решении.

При таких обстоятельствах необходимо отказать в удовлетворении исковых требований Мулдашовой З.Р. о признании права на назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка, начиная с даты рождения ребёнка – с <дата> поскольку указанная выплата осуществляется со дня рождения ребёнка, если обращение за её назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребёнка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка осуществляется со дня обращения за её назначением (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей") и соответственно об отказе в удовлетворении исковых требований Мулдашовой З.Р. о взыскании в пользу Истца неполученной ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка, начиная с <дата> по настоящее время.

Основания и порядок назначения и осуществления дополнительного единовременного пособия при рождении первого ребёнка установлены Законом Волгоградской области от 31.12.2015 г. N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области". Статьёй 161 Социального кодекса Волгоградской области предусмотрено дополнительное единовременное пособие семьям при рождении первого ребёнка женщиной в возрасте до 24 лет включительно (далее –дополнительное единовременное пособие) предоставляется в размере 50000 рублей. Дополнительное единовременное пособие предоставляется в случае, если ребёнок родился после <дата> и обращение за назначением указанного пособия последовало в течение шести месяцев со дня рождения этого ребёнка.

В соответствии с п. 1.5 Порядка предоставления дополнительного единовременного пособия семьям при рождении первого ребёнка, утверждённого приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 20.12.2016 г. № 1747 предоставление дополнительного пособия при рождении первого ребёнка осуществляется государственным казенным учреждением центром социальной защиты населения Волгоградской области, подведомственным комитету социальной защиты населения Волгоградской области по месту жительства заявителя, по месту пребывания, при условии его постоянного проживания на территории Волгоградской области. Дополнительное пособие при рождении первого ребёнка назначается и выплачивается одному из родителей.

<дата> Мулдашова З.Р. обратилась с заявлением в МФЦ на предоставление дополнительного единовременного пособия семьям при рождении первого ребёнка женщиной до 24 лет включительно. <дата> по данному заявлению специалистами ГКУ «Центра социальной защиты населения по <адрес>» было вынесено решение об отказе в назначении указанного пособия по причине истечения шестимесячного срока со дня рождения ребёнка.

Информацией ГКУ «Центр социальной защиты населения по Палласовскому району» подтверждено, что приём граждан в центре социальной защиты населения не осуществлялся с 03.04.2020 г. по 21.04.2020 г., кроме того на период действия ограничительных мер, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-пСо?, центрами социальной защиты населения осуществлялось принятие и учёт сообщений граждан об их праве на меры социальной поддержки и социальную помощь, поданных посредством электронной, почтовой, факсимильной, телефонной связи. По окончании периода действия ограничительных мер центрами социальной защиты населения принимались решения о назначении мер социальной поддержки гражданам, направившим сообщения об их праве на региональные меры социальной поддержки вышеуказанными способами, при условии предоставления заявителями необходимых документов до 01.10.2020 г. При этом датой подачи заявления гражданина о своём праве считалась дата принятия и учёта указанных сообщений (л.д. 92).

Доводы Мулдашовой З.Р. о пропуске срока по уважительным причинам и невозможности обратится в установленный срок с заявлением о назначении пособия несостоятельны, поскольку ГКУ «Центром социальной защиты населения по Палласовскому району» гражданам предоставлялась возможность подачи обращений по телефону, по факсу, электронной почтой, почтовой связью, через портал государственных услуг, при этом при принятии решения о назначении социальных выплат учитывалась дата обращения, поданная указанным выше способом.

При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований о восстановлении срока на подачу заявления о предоставлении дополнительного единовременного пособия при рождении первого ребёнка, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность восстановления срока на подачу заявления о предоставлении дополнительного единовременного пособия при рождении первого ребёнка, соответственно исковые требования о признании права на назначение дополнительного единовременного пособия по рождению первого ребёнка, о взыскании неполученного дополнительного единовременного пособия семьям при рождении первого ребёнка в размере 50000 рублей не подлежат удовлетворению.

При принятии указанного решения суд учитывает и то обстоятельство, что Мулдашова З.Р. имела возможность обратиться с соответствующими заявлениями в установленный срок и доказательств уважительности пропуска срока ею в суд не представлено, а предоставленная ею копия больничного листа, не свидетельствует об уважительности пропуска срока, поскольку в ней указано приступить к работе с <дата>, тогда как 6-и месячный срок истекал лишь <дата>, а <дата> Мулдашова З.Р. обращалась за назначением ежемесячных выплат предусмотренных Законом №418-ФЗ и у неё имелась возможность в тот же день обратиться и за назначением дополнительного единовременного пособия при рождении первого ребёнка.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Мулдашовой Зауреш Рахимовны к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Палласовскому району» о восстановлении срока на подачу заявления о предоставлении дополнительного единовременного пособия при рождении первого ребёнка, признании права на назначение дополнительного единовременного пособия по рождению первого ребёнка, признании права на назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка, начиная с даты рождения ребёнка – с <дата> отказать.

В удовлетворении исковых требований Мулдашовой Зауреш Рахимовны к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по <адрес>» о взыскании в пользу Мулдашовой Зауреш Рахимовны неполученной ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка, начиная с <дата> по настоящее время и взыскании неполученного дополнительного единовременного пособия семьям при рождении первого ребёнка в размере 50000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Палласовский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форма 29 марта 2021 года.

Судья: