ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-166/2022 от 04.10.2022 Дмитровского районного суда (Орловская область)

УИД 57RS0004-01-2022-000241-66

Дело № 2-166/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2022 года Дмитровск Орловской области

Дмитровский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Власовой Л.В.,

при секретаре Паниной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дмитровского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Харлашина Владимира Викторовича к администрации Дмитровского района Орловской области о взыскании ущерба из-за неправильного начисления муниципальной пенсии за выслугу лет за период 2019-2021 годы, установлении срока исковой давности, отмене расчета среднемесячной оплаты труда, утверждении среднемесячного заработка, необходимого для расчета пенсии за выслугу лет согласно Постановления 818, утверждении среднего коэффициента индексации 1,11, утверждении применения валоризации при перерасчете муниципальной пенсии,

установил:

Харлашин В.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Дмитровского района Орловской области о взыскании ущерба в части неправильного начисления муниципальной пенсии, указав, что пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости, и общая сумма пенсии за выслугу лет и страховая пенсия по старости не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. Пунктом 4.1 Решения Дмитровского райсовета от ДД.ММ.ГГГГ РС/38 «О порядке назначения, перерасчета, индексации и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим» установлено, что муниципальным служащим пенсия за выслугу лет назначается при наличии стажа 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка муниципального служащего, за вычетом базовой и страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях. За каждый год стажа муниципальной службы сверх 15 лет, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75% среднемесячного заработка муниципального служащего. Истец указывает, что его стаж составляет 24 года, общая сумма пенсии за выслугу лет составляет - 72%, исходя из расчета: 45% (за 15 лет) + 27% (9 лет (сверх 15 лет) х 3%). Истец полагает, что зарплата муниципального служащего складывается в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из следующих ежемесячных и иных дополнительных выплат: должностной оклад, надбавка за стаж, ежемесячного денежного поощрения, надбавка за особые условия труда и других дополнительных выплат. Следовательно, среднемесячный заработок зависит от всех имеющихся показателей. После увольнения со службы ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выходом на пенсию, ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена муниципальная пенсия за выслугу лет. В декабре 2021 года истцу стало известно, что у работников администрации значительно выросли заработки, в связи с чем, он обратился с заявлением о перерасчете ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет. После перерасчета сумма его пенсии увеличилась незначительно. Истец полагает, что перерасчет произведен неверно. Указывает, что в соответствии со cт. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.032002 №25-ФЗ на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего. Правила определения расчёта пенсии утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ"Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих». В расчете среднемесячного заработка учитывается денежное содержание служащего и входят все начисления, которые начислены за последний расчетный год. Ссылаясь на Решение райсовета от ДД.ММ.ГГГГ РС/38 «О порядке назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим», ст.12 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ истец указывает, что ответчик незаконно уменьшил размер пенсии, а именно, при расчете среднемесячного заработка не учел все начисления, которые начислены за последний расчетный год, производя расчет среднемесячного заработка в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.Считает, что подсчитанная истцу среднемесячная зарплата для начисления муниципальной пенсии за выслугу лет некорректна и не отвечает Правиламопределения среднемесячного заработка для начисления пенсии за выслугу лет и выполнена с грубейшим нарушением закона. Полагает, при расчете среднемесячного заработка для начисления пенсии за выслугу лет необходимо производить расчет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а не на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из представленного истцом расчета, его среднемесячный заработок должен составлять 24987 рублей 82 копейки. Указывает также, что в связи с тем, что ежегодно происходит изменение страховой пенсии по старости и среднемесячной зарплаты служащего, необходимо ежегодно производить перерасчет пенсии за выслугу лет согласно должности раннее замещаемой пенсионером. Если в расчетный период произошло повышение (увеличение) в централизованном порядке среднемесячного заработка муниципального служащего, среднемесячный заработок за весь расчетный период рассчитывается с учетом повышения (увеличения) среднемесячного заработка данной должности служащего. В соответствии с пунктом 4.3. Решения -РС от ДД.ММ.ГГГГ перерасчет размера назначенной пенсии за выслугу лет производится администрацией Дмитровского района, осуществляющей выплату пенсии за выслугу лет, в случае: изменения размера базовой и (или) страховой части пенсии по старости (инвалидности), установленной муниципальному служащему в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; индексации,производимой в случае изменения размера базового должностного оклада муниципального служащего. В свою очередь, индексация (увеличение) среднемесячной зарплаты происходит в случае изменения базового должностного оклада действующего муниципального служащего. Коэффициент индексации получается больше коэффициента изменения базового должностного оклада, который приводит к увеличению дополнительных выплат и в целом к увеличению среднемесячного заработка. Поэтому при одинаковых базовых должностных окладах, у всех начальников отделов среднемесячные зарплаты разные. Для пересчета пенсии за выслугу лет берется среднемесячная зарплата со всеми видами доплат по должности, которую замещал пенсионер в данной администрации. В силу пункта 4.5 указанного Решения, в случае отсутствия в расчетный период соответствующей должности муниципальной службы установление (перерасчет) пенсии за выслугу лет производится исходя из размера среднемесячного заработка муниципального служащего по аналогичной должности в соответствующем органе местного самоуправления, в котором муниципальный служащий (пенсионер) замещал муниципальную должность, согласно реестру муниципальных должностей. Истец, проанализировав заработок начальников отделов администрации Дмитровского района за несколько лет при изменении должностного оклада установил, что кроме изменения должностного оклада у работников увеличиваются другие доплаты, которые входят в среднемесячные зарплаты. В 2016 году должностной оклад не изменялся, но среднемесячная зарплата начальников отделов все же увеличилась на 8%. Ввиду отсутствия постоянного и полноценного начальника отдела архитектуры в расчетные периоды, для расчета истцом было взято среднемесячное денежное содержание одного из начальников отдела администрации, по которому он подсчитал средний коэффициент индексации за период с 2015 год по 2021 год, равный - 1.11. Кроме того, истец, ссылаясь на ст.11, 24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 6 ст.15 п.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ст.15 п.6ДД.ММ.ГГГГ, просит произвести перерасчёт пенсии за выслугу лет, согласно действующим законам, с учетом валоризации в соответствии с решением райсовета от ДД.ММ.ГГГГ-РС/24.

В судебном заседании Харлашин В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Просил суд установить срок исковой давности, отменить расчет среднемесячной оплаты труда, утвердить среднемесячный заработок необходимый для расчетов пенсии за выслугу лет, выполненный согласно Постановления №818, утвердить средний коэффициент инфляции 1.11, утвердить применение валоризации при пересчете муниципальной пенсии, взыскать с ответчика в пользу истца ущерб за три года в размере 469432 рубля 56 копеек.

Представитель администрации Дмитровского района Орловской области Агафонова Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, суду пояснила, что решением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-РС/38 принято Положение «О порядке назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим». Согласно п.4.2 данного положения, размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего исчисляется исходя из его среднемесячного заработка за последние 12 месяцев службы, предшествующих дню прекращения. При этом, размер заработной платы не может превышать доплату, согласно штатного расписания. На сегодняшний день доплата к пенсии Харлашина В.В. составляет 231,23 рубля ежемесячно. Суммы в перерасчете указаны согласно штатному расписанию. Считает, что Постановление Правительства № 818 «Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных гражданских служащих», на которое ссылается истец, в данном случае не подходит и при расчете пенсии за выслугу лет к муниципальным служащим не относится, так как истец не относитесь к государственным гражданским служащим. В данном случаев при расчете пенсии за выслугу лет ответчик руководствуется Постановлением правительства №922 от 24.12.2007 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». На основании него сделаны все расчеты. Индексацию пенсии производили правильно и задолженности по Харлашину В.В. не имеется. Перерасчет был произведен только в январе 2022, когда истец предоставил справку. Кроме того, просит суд применить срок исковой давности и в удовлетворении исковых требований отказать, так как истцу был известен в 2015 году рассчитанный размер среднемесячной оплаты труда, из которой рассчитывалась муниципальная пенсия, поскольку он сам предоставлял данный расчет для назначения пенсии.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статья 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно пунктам «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный законодатель, предусматривая соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу Российской Федерации, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (пункт 6 статьи 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации») и гарантируя в связи с этим муниципальному служащему право на пенсионное обеспечение, в том числе право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 12 части 1 статьи 11, пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), одновременно относит определение условий и порядка пенсионного обеспечения за выслугу лет к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.

Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (часть 2 4 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), дополнительные гарантии муниципальным служащим (часть 3 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации») обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О страховых пенсиях».

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований (часть 9 статьи 34); исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 53).

Частью 6 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Из изложенного следует, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета.

Особенности организации муниципальной службы в Орловской области и правовое положение муниципальных служащих Орловской области урегулированы Законом Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе в Орловской области».

Согласно пункту 12 части 1 статьи 10 данного закона Орловской области муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом.

Частями 1-3 статьи 23 этого же закона Орловской области предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области от 4 июня 2012 года № 1350-03 «О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области».

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом Орловской области соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Орловской области. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего Орловской области по соответствующей должности государственной гражданской службы Орловской области.

Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О наделение органов местного самоуправления указанным правомочием основано на конституционно-правовой природе института муниципальной службы как одного из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации, в силу чего органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет.

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О, правовое регулирование отношений в сфере дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, установленное на федеральном уровне, не предопределяет конкретное содержание публично-правовых обязательств муниципальных образований по установлению и выплате муниципальным служащим пенсии за выслугу лет.

Согласно статье 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из смысла приведенных выше положений Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области», а также положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Право муниципальных служащих администрации Дмитровского района Орловской области на выплату пенсии за выслугу лет, условия ее назначения, правила исчисления, порядок назначения и выплаты были определены Решением Дмитровского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-РС/38, утвердившим Положение «О порядке назначения, пересчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим».

Таким образом, предусмотренное Положением право муниципального служащего на пенсию за выслугу лет в виде ежемесячной доплаты к государственной пенсии является дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления за счет средств бюджета Дмитровского муниципального района.

Путем принятия указанного нормативного акта администрация Дмитровского района Орловской области реализовала свое право, предусмотренное статьями 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, самостоятельного определения направлений расходования средств муниципального бюджета и исполнения расходных обязательств за счет доходов местного бюджета, исходя из возможностей бюджета и с учетом требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение размера пенсии с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Харлашин В.В. работал в администрации <адрес>, что подтверждается представленным по запросу суда сообщением ГУ УПФ РФ по <адрес> №ОРГ/26678-5577 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительных Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Харлашин В.В. назначен на ведущую должность муниципальной службы – заведующим сектором строительства и архитектуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (начальником отдела архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ). Согласно п.11 данного договора (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) истцу установлен должностной оклад по занимаемой должности в размере 6387 рублей 75 копеек; ежемесячное денежное поощрение в размере 6387 рублей 75 копеек; надбавка за особые условия муниципальной службы – 5110 рублей 20 копеек; надбавка за стаж муниципальной службы – 1916 рублей 33 копейки; иные выплаты в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, <адрес> и с Положением «Об оплате труда и иных гарантиях муниципальных служащих».

Распоряжением главы администрации <адрес>-н от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с муниципальной службы ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника, в связи с выходом на пенсию.

Пунктом 4.2. Положения «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим» установлено, что размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим исчисляется исходя из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного оклада месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами по замещаемой должности муниципальной службы.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Харлашину В.В. была назначена пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы 24 года и среднемесячного заработка равного - 18 249 рублей 76 копеек. Общая сумма пенсии за выслугу лет с учетом базовой и страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности) определяется в размере 13 139 рублей 83 копейки, что составляет 72 % среднемесячного заработка, учитываемого для назначения пенсии за выслугу лет, с учетом страховой и базовой пенсии. Назначена пенсия за выслугу лет в размере – 1032 рубля 75 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в администрацию Дмитровского района о проверке начисления муниципальной пенсии за выслугу лет с 2016 года на основании представленных им справок.

Из ответа администрации Дмитровского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Харлашина В.В. следует, что в соответствии с пунктом 5 п.п.4.3. Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, утвержденным Решением Дмитровского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-РС/38 Харлашину В.В. администрацией Дмитровского района был произведен перерасчет начисленной муниципальной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно перерасчету на ДД.ММ.ГГГГ базовый должностной оклад не изменился (18249,76 руб.); на ДД.ММ.ГГГГ коэффициент увеличения базового должностного оклада составил 1,049 (соответственно должностной оклад - 19144,00 руб.), размер страховой пенсии 14147,75 руб. (справка ПФ РФ), доплата муниципальной пенсии – 187,28 руб.; на ДД.ММ.ГГГГ коэффициент увеличения базового должностного оклада составил 1,040 (19909,76 руб.); на ДД.ММ.ГГГГ коэффициент увеличения базового должностного оклада составил 1,043 (20765,88 руб.); на ДД.ММ.ГГГГ коэффициент увеличения базового должностного оклада составил 1,03 (21388,86 руб.); на ДД.ММ.ГГГГ коэффициент увеличения базового должностного оклада составил 1,049 (22436,91 руб.).

Суд, проверив расчет коэффициента увеличения должностного оклада, приходи к выводу, что индексация муниципальной пенсии ответчиком производилась верно.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, представленной ОПФР по <адрес> следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Харлашину В.В. установлены следующие виды пенсии, иных выплат: страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно в размере 11774 рубля 07 копеек. В размере страховой выплаты учтена сумма: полагающаяся с валоризацией пенсионных прав – 2003 рубля 03 копейки. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет – 18175 рублей 17 копеек.

Предполагаемый перерасчет муниципальной пенсии за выслугу лет Харлашину В.В. за период с 2019 год по 2022 год, представленный в судебное заседание, и подписанный главой Дмитровского района Орловской области, не может быть принят судом в качестве доказательства, поскольку представитель ответчика не поддержал данный расчет в ходе рассмотрения дела, пояснив, что он не подписан бухгалтером, кроме того перерасчет сделан исходя из оклада месячного денежного содержания муниципального служащего, установленного штатным расписанием, а не из размера среднемесячного заработка, рассчитанного в 2015 году и представленного истцом при назначении ему муниципальной пенсии.

Согласно информации, представленной администрацией Дмитровского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, заработная палата муниципального служащего, замещающего муниципальную должность «начальник отдела архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» за период с 2019 год по 2022 год составила: за 2019 год – 27 0671,86 рублей; за 2020 год – 35453,33 рубля; за 2021 года – 261007,13 рублей. Вместе с тем, данные сведения не означают, что размер пенсии истца должен соответствовать данным суммам, поскольку заработная плата каждого работника носит индивидуальный характер и зависит от различных факторов.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля К.Н.А., являющаяся главным бухгалтером администрации <адрес>, пояснила, что в ее должностные обязанности входит, в том числе, расчет муниципальной пенсии за выслугу лет. С ДД.ММ.ГГГГ Харлашину В.В. назначена пенсия за выслугу лет по Положению «О порядке назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим», утверждённому решением сессии Дмитровского районного Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ за . Расчет пенсии за выслугу лет произведен бухгалтером ответчика на основании вышеуказанного Положения с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». При расчете пенсии сначала определен среднемесячный заработок муниципального служащего исходя из фактической заработной платы за фактически отработанное время за 12 месяцев, предшествующих прекращению деятельности, то есть, командировки, материальная помощь, больничные листы и отпускные не учитывались, поскольку в эти дни человек не зарабатывал, поэтому эти дни и полученные выплаты вычитались. От рассчитанного среднемесячного заработка, с учетом муниципального стажа (в данном случае 72%), находится размер муниципальной пенсии, который не может превышать установленный в соответствии со штатным расписанием оклад месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами по замещаемой должности (пункт 4.3 Положения). От полученной суммы вычитается базовая и (или) страховая часть пенсии, которая назначается пенсионным фондом. Если базовая пенсия меньше муниципальной пенсии, то производится доплата, а если она больше, то не доплачивается ничего. Кроме того, данным Положением установлена индексация сумм муниципальной пенсии. Расчет индексации складывается следующим образом, человеку назначен среднемесячный заработок, с учетом увеличения индексации по организации в целом и находится коэффициент этого увеличения, соответственно среднемесячный заработок умножается на коэффициент этой индексации, на процент увеличения и находится его среднемесячный заработок с учетом этой индексации. Потом, точно также от него находится процент муниципальной пенсии, с учетом представленной справки из пенсионного фонда. С 2016 года по настоящее время муниципальная пенсия за выслугу лет Харлашина В.В. проиндексирована и задолженности по ее выплате не имеется. Заявление о переходе истца на новый расчет пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выпдаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы <адрес>», утвержденным решением -РС/<адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Харлашин В.В. не подавал.

Показания свидетеля К.Н.А. согласуются с письменными доказательствами и опровергают доводы истца о том, что муниципальная доплата к пенсии не была проиндексирована.

Каких-либо законных оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии без учета валоризации и применить индивидуальный пенсионный коэффициент в размере 1,11, ни в иске, ни в судебном заседании истец не указал.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что нарушений пенсионных прав Харлашина В.В. со стороны ответчика допущено не было.

Довод истца Харлашина В.В. о том, что при расчете пенсии за выслугу лет размер его среднемесячного заработка был определен ответчиком неверно, а именно, не в соответствии с «Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 818, которым определен порядок и условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, а в силу Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, размер пенсии за выслугу лет был установлен в меньшем размере, и полагал, что имеет право на выплату пенсии за выслугу лет за спорный период исходя из оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет с применением коэффициента, установленного для государственных гражданских служащих, не может быть принят судом во внимание и не служит основанием для перерасчета среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет.

Так, в пунктов 6.1, 6.2 Положения «О порядке назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим», утверждённому решением сессии Дмитровского районного Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ за -РС/38 муниципальный служащий подает письменное заявление о назначении пенсии за выслугу лет в администрацию Дмитровского района с необходимыми документами; к заявлению прилагается, в том числе, справка о размере среднемесячного заработка за последние 12 месяцев.

В ходе рассмотрения дела ответчиком администрацией Дмитровского района Орловской области было заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности в отношении требований Харлашина В.В. об утверждении среднемесячного заработка в соответствии с Постановлением №818.

Рассматривая данное ходатайство, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

В соответствии с распоряжением -к от ДД.ММ.ГГГГ Харлашин В.В. уволен с замещаемой должности муниципальной службы ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника в связи с выходом на пенсию. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с письменным заявлением о выдаче ему справки о размере среднемесячного заработка за последний год работы и стаже муниципальной службы для начисления надбавки к пенсии. Тогда же ему был выдан расчет среднемесячной оплаты труда, согласно которому среднемесячная заработная плата составила 18249,72 рубля. Согласно уведомления от 9ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена пенсия за выслугу лет исходя из учитываемого среднемесячного заработка в размере 18249,72 рубля.

Следовательно, истцу стало известно о размере рассчитанного в 2015 году среднемесячного заработка, учитываемого для назначения пенсии за выслугу лет до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более семи лет назад, поскольку он самостоятельно представлял ответчику сведения для расчета пенсии за выслугу лет, однако с настоящим иском Харлашин В.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство свидетельствует о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с требованиями о перерасчете учитываемого среднемесячного заработка. Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска данного срока, суду не представлено, в связи с чем, оснований для его восстановления суд не усматривает.

Кроме того, согласно ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, устанавливающее согласно пункту 1 особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно п.п. "е" п. 2 Положения N 922 в расчет среднего заработка принимается денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время.

В п. 3 Положения N 922 четко прописаны виды выплат, не принимаемые в расчет среднего заработка. Это выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, например материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие выплаты.

Вместе с тем, Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяют порядок расчета среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих.

Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с федеральными законами, законами <адрес> и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Из приведенных выше законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим.

Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих Дмитровского муниципального района Орловской области по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе определение с учетом бюджетных возможностей органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных областным законодательством, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих по сравнению с государственными гражданскими служащими.

Согласно справке-расчету среднемесячной оплаты труда, произведенному ответчиком по запросу суда и просьбе истца на основании Постановления №818, общий размер среднемесячной оплаты труда Харлашина В.В. за период с апреля 2014 года по март 2015 года составил – 17885 рублей 70 копеек, что меньше среднемесячной заработной платы, рассчитанной в 2015 году на основании Постановления №922.

Таким образом, ответчик при расчете истцу муниципальной пенсии за выслугу лет правильно определил среднемесячный заработок исходя из Положения N 922, не ухудшая социальные права истца, в связи с чем, довод истца о неверном исчислении среднемесячной заработной платы, учитываемой при назначении пенсии за выслугу лет, не обоснованы и противоречат нормам законодательства Российской Федерации.

При проверке представленного истцом расчета, суд не усмотрел оснований для его принятия, признав его неправильным, поскольку он основан на неверном толковании норм права.

Требование истца об утверждении применения валоризации при пересчете ему муниципальной пенсии в соответствии с Положением «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Дмитровского района Орловской области», утвержденным решением -РС/<адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, также завялено при отсутствии на то законных оснований.

Реализуя предусмотренные вышеуказанными нормативными правовыми актами полномочия, в рамках своей компетенции, представительным органом муниципального образования – <адрес> Советом народных депутатов <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение -рс/24 «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Дмитровского района Орловской области», которым утверждено одноименное Положение.

На основании нового Положения «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Дмитровского района Орловской области» пенсия за выслугу лет исчисляется исходя из должностного оклада по замещаемой должности с применением ограничительного коэффициента. При определении размера пенсии за выслугу лет не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением 80 лет или наличием инвалидности 1 группы, суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер доли страховой пенсии, установленной и исчисленной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», а также суммы повышений размеров страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, восстановлении выплаты указанной пенсии или назначении указанной пенсии вновь после отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости.

Пунктом 8 данного Положения «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Дмитровского района Орловской области» предусмотрен заявительный характер перехода лиц, замещавших должности муниципальной службы, на новый расчет пенсии за выслугу лет, тем самым, предоставив им право самостоятельно принимать решение о выборе порядка определения размера пенсии за выслугу лет.

Согласно пояснениям истца, он не обращался в администрацию Дмитровского района с заявлением о переходе на новый порядок расчета пенсии.

Доводы истца о том, что Положение, на основании которого ему в настоящее время производится выплата муниципальной пенсии не приведено в соответствие с федеральным законодательством (при определении размера пенсии учитывается валоризация и суммы фиксированной выплаты), не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные доводы фактически по существу сводятся к решению вопроса о внесении дополнений и изменений в нормативный правовой акт, что не относится к компетенции суда общей юрисдикции.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения трех самостоятельных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), и суд не вправе принять либо изменить нормативный правовой акт.

Принимая во внимание, что истец не желает обращаться с заявлением к ответчику о перерасчете пенсии за выслугу лет на основании Положения «О порядке назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Дмитровского района Орловской области», выбрав тем самым наиболее выгодный для него вариант, суд приходит к выводу, что требования истца к администрации Дмитровского района Орловской области заявлены безосновательно.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Харлашина В.В. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Харлашина Владимира Викторовича к администрации Дмитровского района Орловской области о взыскании ущерба из-за неправильного начисления муниципальной пенсии за выслугу лет за период 2019-2021 годы, установлении срока исковой давности, отмене расчета среднемесячной оплаты труда, утверждении среднемесячного заработка, необходимого для расчета пенсии за выслугу лет согласно Постановления 818, утверждении среднего коэффициента индексации 1,11, утверждении применения валоризации при перерасчете муниципальной пенсии, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Дмитровский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 11 октября 2022 года включительно.

Судья Л.В. Власова