ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-166/2022УИД230008-01-2020-000753-09 от 28.06.2022 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-166/2022 УИД 23RS0008-01-2020-000753-09

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Белореченск 28 июня 2022 г.

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Стогний Н.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Архиповой Л.А., с участием заместителя Белореченского межрайонного прокурора Дармилова И.И., генерального директора ООО «Базальт» Грязнова С.М., представителя ООО «Базальт» Давыгора С.Н., представителя третьего лица Администрации муниципального образования Белореченский район Какаевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белореченского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Базальт» о запрете использования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:39:0416001:112 не по целевому назначению, а именно осуществлять на данном земельном участке добычу общераспространенных полезных ископаемых (в том числе с целью реализации) до изменения категории и вида разрешенного использования земельного участка, позволяющих осуществлять в соответствии с требованиями земельного законодательства добычу общераспространенных полезных ископаемых, а также обязание ООО «Базальт» в течение 6-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу, разработать за счет собственных средств и согласовать в порядке, предусмотренном постановлением Правительства от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земельо», проект рекультивации нарушенного земельного участка с кадастровым номер м 23:39:0416001:112, а также провести комплекс агротехнических мероприятий по приведению указанного земельного участка сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в соответствии с разработанным проектом рекультивации,

установил:

Белореченский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц уточнил исковые требования, в которых просит суд запретить ООО «Базальт»осуществлять деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером до изменения категории и вида разрешенного использования земельного участка, позволяющих осуществлять в соответствии с требованиями земельного законодательства соответствующие виды деятельности и обязать ООО «Базальт» в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие за счет собственных средств и согласовать в порядке, предусмотренном постановлением Правительства от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», проект рекультивации нарушенного земельного участка с кадастровым номером , а также провести комплекс агротехнических мероприятий по приведению указанного земельного участка сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в соответствии с разработанным проектом рекультивации.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в ходе проведенной проверки ООО «Базальт» был выявлен факт уничтожения плодородного слоя земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером путем механического нарушения почвенного (растительного) покрова и его перемешивания с неплодородными глинистыми грунтами, с крупной фракцией осадочных пород (камни, гравий) при транспортировке и пересыпке, а также перекрытия верхнего плодородного слоя почвы отвалами. Кроме того, установлено, что до настоящего времени земельный участок в пределах горного отвода ООО «Базальт» с кадастровым номером относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. Однако, работы по добыче песчано-гравийной смеси сопровождаются снятием плодородного почвенного слоя и приводят к невозможности использования земельного участка по целевому назначению - для сельскохозяйственного использования. Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу ст.ст. 42 и 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением. Кроме того, предоставленный ООО «Базальт» в ходе проведения проверки Рабочий проект разработки и рекультивации Леонтьевского месторождения песчано-гравийной смеси в Белореченском районе Краснодарского края, изготовлен во исполнение требований ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и не является проектом рекультивации земель, относящегося в силу ст.ст. 19 и 23 Федерального закона 6т 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» к видам землеустроительной документации, изготавливаемой в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель». Рабочий проект разработки и рекультивации Леонтьевского месторождения песчано-гравийной смеси в Белореченском районе Краснодарского края вопреки требований ст. 14 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» не содержит кадастровые номера земельных участков, в отношении которых проводится рекультивация, сведения о границах земель, подлежащих рекультивации, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости, сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации, информацию о правообладателях земельных участков, сведения о нахождении земельных участках в границах территорий с особыми условиями использования, раздела «Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель» и др.

Представитель ООО «Базальт» Давыгора С.Н. с исковыми требованиями прокурора о запрете осуществлять деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером до изменения категории и вида разрешенного использования земельного участка, позволяющих осуществлять в соответствии с требованиями земельного законодательства соответствующие виды деятельности, и приведения в соответствие с постановлением Правительства от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» в течение 6-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу проект рекультивации нарушенного земельного участка с кадастровым номером , не согласен.

В обоснование своих возражений на исковое заявление представитель ответчика указал, что иск мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером имеющий категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного назначения, используется ответчиком не по целевому назначению, а для добычи песчано-гравийной смеси на основании выданной ему лицензии на пользование недрами КРД 02620 ТР от 12.09.2005 с целевым назначением и видами работ - «разведка с последующей добычей песчано-гравийной смеси Леонтьевского месторождения», без перевода в установленном порядке указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда и земли запаса.

Пунктом 2 данной статьи определено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно пункту 1 статьи 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, занятые многолетними насаждениями, - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Из системного толкования пункта 2 статьи 77 ЗК РФ следует, что в составе земель сельскохозяйственного назначения могут находиться земельные участки с целевым назначением иных категорий земель, в частности, земельные участки, находящиеся под разработкой общераспространенных полезных ископаемых. Ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Краснодарский край, Белореченский район (далее - спорный участок), о чём в ЕГРН имеется запись от 31.03.2017 № 23:39:0416001:112-23/007/2017-2 (выписка из ЕГРН от 16.03.2022).

Спорный участок является горным отводом для разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых в составе Леонтьевского месторождения Белореченского района Краснодарского края.

13.09.2005 Министерством природных ресурсов Краснодарского края ответчику выдана лицензия на право пользования недрами КРД 02620 ТР от 13.09.2005 г., сроком действия до 13.09.2026 г. с целевым назначением «Разведка с последующей добычей песчано-гравийной смеси Леонтьевского месторождения». Лицензия зарегистрирована 13.09.2005 в реестре за № 2620 Министерством природных ресурсов Краснодарского края в лице ФГУ «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю».

В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 03.08.2018) «О недрах») предусмотрено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

Пользователь недр вместе с получением соответствующей лицензии приобретает право пользования земельным участком в границах геологического отвода и (или) горного отвода. Такая правовая позиция указана в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.08.2015 № Ф03-3308/2015 по делу № А51-20047/2014.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, видом экономической деятельности ответчика является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина (п. 08.12. ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2).

По заданию ответчика в период 2006 - 2012 г.г. в соответствии со статьёй 23.2. Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв» (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800), Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении рациональном использовании плодородного слоя почвы» были разработаны:

Рабочий проект разработки и рекультивации Леонтьевского месторождения песчано-гравийной смеси в Белореченском районе Краснодарского края (2006г.);

Проект строительства пруда;

Проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером на территории МО Белореченский район Краснодарского края (2012г.).

В заявленном иске истец не указал:

по каким основаниям вышеуказанные документы о рекультивации спорного участка не соответствуют Постановлению Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв», Приказу Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении рациональном использовании плодородного слоя почвы»;

по каким основаниям к спорным правоотношениям подлежит применению Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «Об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель», о необходимости разработки ответчиком нового проекта рекультивации спорного участка в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800;

что Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 содержит положение о наличии обратной юридической силы и подлежащим применению к рассматриваемым спорным отношениям.

Также истец не обосновал 6-ти месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу достаточным для разработки и согласования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 проекта рекультивации нарушенного спорного участка, в том числе проведение комплекса агротехнических мероприятий по приведению спорного участка в состояние, пригодное для использования согласно его разрешенного вида использования в соответствии с разработанным проектом рекультивации.

Заявленные истцом требования (с учётом их изменения) противоречат друг другу, являются взаимоисключающими, поскольку в случае изменения категории спорного участка на земли промышленности и вида разрешенного использования спорного участка «для добычи общераспространённых полезных ископаемых» ответчик будет продолжать осуществлять деятельность по добыче ПГС на срок действия лицензии (до 13.09.2026). Одновременно при этом ответчик в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязан провести комплекс агротехнических мероприятий по рекультивации спорного участка путём устройства пруда для разведения рыбы согласно проекту рекультивации нарушенного спорного участка.

По мнению истца, с учётом положений статьи 42, части 1 статьи 78 ЗК РФ, статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», использование ответчиком спорного участка сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством без перевода в категорию земель промышленности невозможно, в связи с чем ответчик использует спорный участок по нецелевому его назначению.

На основании статьи 8 ЗК РФ допускается перевод земель из одной категории в другую.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утверждённого проекта рекультивации земель.

Пунктом 2 статьи 77 ЗК в составе земель сельскохозяйственного назначения выделены сельскохозяйственные угодья. Они отделены от иных земель сельскохозяйственного назначения. К иным землям, не угодьям, закон в данной норме относит:

земли, занятые внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями;

земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия;

земли, занятые водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры);

земли, занятые, зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно пункту 1 статьи 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Из системного толкования пункта 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ следует, что перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается только в отношении земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель.

Спорный земельный участок имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» (выписка из ЕГРН от 16.03.2022).

Истец не предоставил в суд допустимых доказательств того, что спорный участок является сельскохозяйственным угодьем по основаниям пункта 1 статьи 79 ЗК РФ.

Поскольку спорный участок не является сельскохозяйственным угодьем (пашней…), не относится к особо ценным землям, расположен в производственно-сельскохозяйственной зоне, имеет низкую сельскохозяйственную ценность вскрышных грунтов, ранее не находился в сельскохозяйственном обороте, то к спорному участку неприменимы положения пункта 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ (о переводе спорного участка из состава земель сельскохозяйственных угодий в категорию земель промышленности).

Следует отметить, что в условиях лицензии КРД 02620 ТР от 13.09.2005 года, договора об условиях пользования недрами… (приложение № 1 к лицензии), в том числе в новой редакции, утвержденной Министерством природных ресурсов Краснодарского края 13.09.2021 за № 819 отсутствует условие о необходимости перевода спорного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности…».

Согласно пункту 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 ЗК РФ).

В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв» (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800) указано, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при проведении всех видов строительных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утверждёнными проектами рекультивации земель.

Согласно пункту 5 Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении рациональном использовании плодородного слоя почвы», рекультивации подлежат в том числе земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа.

По заданию ответчика специализированной организацией - ООО «Геокар» разработан Проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 23:39:0416001:112 на территории МО Белореченский район Краснодарского края (проектная документация 86365805-1014-М-2020-РЗ) (согласован собственником - ООО «Базальт) (далее - Проект рекультивации).

В Проекте рекультивации указано, что:

• рекультивации подлежит спорный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения;

• район месторасположения спорного участка экономически освоен и относится к промышленно-сельскохозяйственному;

• на территории рекультивируемого спорного участка особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения отсутствуют;

• в результате проведения на территории рекультивируемого спорного участка работ по снятию почвогрунтов отходы производства I-V классов опасности не образуются, в связи с чем их накопление, размещение и хранение проектом рекультивации не предусматривается, и проведение государственной экологической экспертизы не требуется;

• ввиду того, что спорный участок предназначен для сельскохозяйственного использования, а местоположение и наличие на его площади техногенных выработок обеспечивают высокое стояние грунтовых вод, выбрано водохозяйственное направление рекультивации нарушаемых земель, рекультивация нарушенного спорного участка будет проведена под водоём для разведения рыбы (развития прудового рыбоводства);

• работы по рекультивации спорного участка предусматривают два последовательных этапа: технический и биологический. Работы по техническому этапу рекультивации должны проводится регулярно и будут заключаться в формировании поверхности для последующей биологической рекультивации (биологический этап) под водоём путём выборки пространства (выработки ПГС) для устройства котлована под водоём.

Поскольку срок действия лицензии определён лицензирующим органом до 13.09.2026, вменяемая истцом ответчику обязанность по приведению спорного участка, нарушенного при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, не является прекращённой. Ответчик вправе производить рекультивацию спорного участка до 13.09.2026. Работы по рекультивации спорного участка начаты и осуществляются ответчиком в настоящий период.

При рассмотрении настоящего дела необходимо учесть следующие обстоятельства:

в соответствии с проектной документацией и лицензией на право пользования недрами ответчиком ведутся работы для возведения водоёма для разведения рыбы и осуществления рыбохозяйственной деятельности;

выемка грунта (добыча ПГС) осуществляется ответчиком неразрывно в составе комплекса работ по строительству водоёма, носит попутный характер как один из этапов работ;

ответчик добывает ПГС исключительно в процессе строительства рыбоводного нагульного пруда;

добыча ответчиком ПГС во время строительства пруда является производной деятельностью от выемки грунта при формировании чаши пруда.

Таким образом, строительство рыбоводного пруда на спорном участке, а также последующая его эксплуатация после завершения строительства, не противоречит категории и виду разрешенного использования спорного участка, следовательно, спорный участок используется ответчиком по целевому назначению, оснований для перевода спорного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности не имеется. В связи с изложенным, истец ошибочно полагает, что попутная добыча ПГС на спорном участке при строительстве рыбоводного пруда запрещается на землях категории земель сельскохозяйственного назначения.

Обязанность по временному переводу земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности на период строительства водного объекта (рыбонагульного пруда) с попутной добычей ПГС законодателем не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований, заявленных истцом с учётом их уточнения (изменения) в порядке п.1 ст. 39 ГПК РФ, отсутствуют.

Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края, будучи надлежаще уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, однако согласно представленному суду отзыву на иск против удовлетворения исковых требований не возражал.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования Белореченский район указала, что в соответствии с нормами Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в период с 2006 года по 2016 год полномочия по утверждению генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования поселений и внесение изменений в них являлись вопросами местного значения поселения. С 2008 по 2014 годы, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации всеми поселениями (10 сельских поселений), входящими в состав муниципального образования Белореченский район, были разработаны и утверждены документы территориального планирования и градостроительного зонирования соответствующих поселений, включая и Школьненским сельским поселением, а также схема территориального планирования муниципального образования Белореченский район. С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми решение указанных вопросов было возложено на муниципальные районы. В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории. Частями 3 и 4 вышеназванной статьи определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Законом Краснодарского края от 8 августа 2016 года № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» вопросы, предусмотренные п. 20 ч. 1 ст. 14, не были отнесены к вопросам местного значения сельского поселения. Таким образом, полномочия по утверждению генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования поселений и внесение изменений в них с 1 января 2016 года являются вопросами местного значения муниципального района. 26 января 2016 года администрация Школьненского сельского поселения Белореченского района передала документы по внесению изменений в Генеральный план Школьненского сельского поселения Белореченского района по акту приема-передачи в администрацию муниципального образования Белореченский район (прилагается). 3 мая 2017 года ООО «Базальт» обратилось в администрацию муниципального образования Белореченский район с заявлением № 125 о внесении изменения в Генеральный план Школьненского сельского поселения в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к землям промышленности и пр. В соответствии с ч. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Так, п. 5 ч. 3 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки направляются физическими или юридическими лицамив инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Далее, ч. 4 и ч. 5 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям. 5 октября 2016 года решением Совета муниципального образования Белореченский район № 334 были утверждены внесения изменений в решение Совета Школьненского сельского поселения Белореченского района от 31 августа 2012 года №140 «Об утверждении генерального плана Школьненского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края и генеральных планов применительно к территориям населенных пунктов с. Архиповское и т.д., Школьненского сельского поселения Белореченского райна Краснодарского края». Разработку проекта внесений изменений в генеральный план Школьненского сельского поселения осуществляла администрация Школьненского сельского поселения, администрация МО БР лишь утверждала уже разработанный проект, переданный администрацией Школьненского сельского поселения сопроводительным письмом от 26 января 2016 года № 02- 11/44 с приложением «Акт приема - передачи документации по внесению изменений в генеральный план Школьненского сельского поселения Белореченского района». ООО «Базальт» подало заявление в комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки администрации муниципального образования Белореченский район (далее - комиссия) от 3 мая 2017 года № 125 «О внесении изменений в генеральный план Школьненского вельского поселения в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:39:0416001:112 к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.д.». Однако, в связи с тем, что иных заявлений не поступало в адрес администрации района и изменения только приняты на заседание комиссии 13 июня 2017 года, по вопросу разработки проекта «Внесение изменений в генеральный план Школьненского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края» было рассмотрено заявление ООО «Базальт» «О внесении изменений в генеральный план Школьненского сельского поселения Белореченского района», и Администрацией МО БР с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, было принято постановление от 13 июля 2017 года №1765 «Об отклонении предложения по разработке проекта «Внесение изменений в генеральный план Школьненского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края» в связи с отсутствием бюджетных средств на разработку данного проекта. Однако, в указанном решение было предложено вернуться к рассмотрению обращения ООО «Базальт» от 3 мая 2017 года после выделения бюджетных средств на финансирование ведомственной целевой программы муниципального образования Белореченский район «Мероприятия в области градостроительной деятельности Белореченского района» на 2018 год. Вместе с тем, Белореченский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц 2 марта 2020 года обратился в Белореченский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Белореченский район о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятие мер по приведению Генеральных планов, Правил землепользования и застройки Школьненского и т.д., сельских поселений Белореченского района, схемы территориального планирования муниципального образования Белореченский район и обязании в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу привести Генеральные планы, Правила землепользования и застройки Школьненского и т.д., сельских поселений Белореченского района, схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район в соответствии с требованиями законодательства. 27 мая 2020 года Белореченским районным судом вынесено решение по административному исковому заявлению дело № 2А-724/2020 об обязании главы в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу привести Генеральные планы, Правила землепользования и застройки Школьненского, Великовечненского, Первомайского, Родниковского, Дружненского, Бжедуховского, Рязанского, Черниговского, Пшехского, Южненского сельских поселений Белореченского района, схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и с учетом заявлений заинтересованных лиц. Определением Белореченского районного суда от 19.10.2021 г. предоставлена отсрочка на срок до 31.12.2022 г.Внесение изменений в документы территориального планирования Школьненского сельского поселения планируется в 2023 году.

28 сентября 2020 г. принято постановление администрации муниципального образования Белореченский район №1233 «О подготовке проекта внесения изменений в схему территориального планирования муниципального образования Белореченский район Краснодарского края». 15 января 2021 г. был заключен муниципальный контракт на выполнение данного вида работ. Работы по муниципальному контракту выполнены в полном объеме и приняты администрацией муниципального образования Белореченский район. В настоящее время в соответствии со статьей 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект схемы размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования для согласования. Спорный земельный участок с кадастровым номером 23:39:0416001:112 указанной схемой отнесен к проектируемым землям промышленности и пр. Согласно действующим документам территориального планирования спорный земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения, а также попадает в горный отвод (сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 05.05.2022 г. № 16-06/1267 прилагаются).

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по гражданскому делу, приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 42 ЗК РФ:

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 78 ЗК РФ:

1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

4. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельского хозяйства и сельскохозяйственным производством, за исключением строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и осуществления деятельности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с положениями ст. 79 ЗК РФ:

1. Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается ответчиком, что при проверке ООО «Базальт» был выявлен факт уничтожения плодородного слоя земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером путем механического нарушения почвенного (растительного) покрова и его перемешивания с неплодородными глинистыми грунтами, с крупной фракцией осадочных пород (камни, гравий) при транспортировке и пересыпке, а также перекрытия верхнего плодородного слоя почвы отвалами. В настоящее время земельный участок в пределах горного отвода ООО «Базальт» с кадастровым номером относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, что подтверждается актуальными выписками из ЕГРН.

Таким образом, деятельность ответчика по использованию указанного земельного участка сельскохозяйственного назначения является прямым нарушений положений ст.ст. 42, 78 и 79 ЗК РФ.

Работы ответчика по добыче песчано-гравийной смеси сопровождаются снятием плодородного почвенного слоя и приводят к невозможности использования земельного участка по целевому назначению - для сельскохозяйственного использования. Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования ограничен его целевым назначением. Кроме того, предоставленный ООО «Базальт» в ходе проведения проверки Рабочий проект разработки и рекультивации Леонтьевского месторождения песчано-гравийной смеси в Белореченском районе Краснодарского края, изготовлен во исполнение требований ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» не является проектом рекультивации земель, относящегося в силу ст.ст. 19 и 23 Федерального закона 6т 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» к видам землеустроительной документации, изготавливаемой в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель». Рабочий проект разработки и рекультивации Леонтьевского месторождения песчано-гравийной смеси в Белореченском районе Краснодарского края вопреки требований ст. 14 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» не содержит кадастровые номера земельных участков, в отношении которых проводится рекультивация, сведения о границах земель, подлежащих рекультивации, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости, сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации, информацию о правообладателях земельных участков, сведения о нахождении земельных участках в границах территорий с особыми условиями использования, раздела «Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель» и др.

Таким образом, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для работ, связанных с добычей полезных ископаемых, лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен целевым назначением.

При этом само по себе наличие у общества лицензии на пользование недрами не освобождает его от обязанности соблюдения земельного законодательства и не дает права на осуществление добычи общераспространенных полезных ископаемых на земельных участках сельскохозяйственного назначения.

Доводы ответчика об использовании добытых общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем обществу на праве собственности земельном участке для собственных нужд в соответствии со статьей 19 Закона о недрах, в том числе для использования земельного участка для рыборазведения, суд учитывает, что под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых в целях применения указанной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, тогда как общество использует добытые им на земельном участке сельскохозяйственного назначения ГПС в производственной деятельности.

Таким образом, учитывая изложенное, в соответствии со ст.ст. 12, 13, 42, 78, 79 ЗК РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 8 Федерального закона РФ от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», п.п. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановлением Правительства от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», суд находит необходимым удовлетворить исковые требования Белореченского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Базальт» о запрете деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке сельскохозяйственного назначения.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Запретить ООО «Базальт» (ОГРН: 1052301308421, ИНН: ), находящийся по адресу: 352633,, тел. + , использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , не по целевому назначению, а именно осуществлять на данном земельном участке добычу общераспространенных полезных ископаемых (в том числе с целью реализации) до изменения категории и вида разрешенного использования земельного участка, позволяющих осуществлять в соответствии с требованиями земельного законодательства добычу общераспространенных полезных ископаемых.

Обязать ООО «Базальт» (ОГРН: 1052301308421, ИНН: ), находящийся по адресу: 352633,, тел. + , в течение 6-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать за счет собственных средств и согласовать в порядке, предусмотренном постановлением Правительства от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», проект рекультивации нарушенного земельного участка с кадастровым номером 23:39:0416001:112, а также провести комплекс агротехнических мероприятий по приведению указанного земельного участка сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в соответствии с разработанным проектом рекультивации.

Взыскать с ООО «Базальт» (ОГРН: 1052301308421, ИНН: находящийся по адресу: 352633,, тел. + в доход государства госпошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в гражданской коллегии Краснодарского краевого суда в течение месяца.

Председательствующий: Н.И. Стогний