Осташковский городской суд Тверской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Осташковский городской суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-167/2011 года принято в окончательной форме 13 апреля 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Осташковский городской суд Тверской области в составе
председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.,
при секретаре Рябисе А.Н.,
с участием прокурора Золотаренко Я.В.,
представителя заинтересованных лиц-Собрания депутатов МО «Осташковский район», администрации МО «Осташковский район» Коропалова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению прокурора города Осташкова о признании нормативного правового акта-решения Собрания депутатов муниципального образования «Осташковский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в решение Городской думы муниципального образования «Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № «О Положении об аренде недвижимого имущества МО «Осташков» недействующим в части со дня принятия, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Осташкова обратился в суд с заявлением о признании пунктов 1.6, 1.7, 1.8, 2.3, подпункта «г» пункта 4.1, пункт 4.2 нормативного правового акта-решения Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение-» № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в решение Городской думы муниципального образования «Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № «О Положении об аренде недвижимого имущества МО «Осташков» недействующими со дня принятия.
Свои требования мотивировал тем, что решением Собрания депутатов МО «Осташковский район» № от ДД.ММ.ГГГГ (далее решение №) Положение об аренде недвижимого имущества МО «Осташков», утвержденное решением Городской думы МО «Осташков» № от ДД.ММ.ГГГГ дополнено п.1.6 согласно которому все действия по распоряжению недвижимым имуществом, предусмотренные настоящим Положение и требующие согласования с Собранием депутатов МО «Осташковский район», без такого согласования являются недействительными; п.1.7 в силу которого согласование по передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью МО «Осташковский район», осуществляется Собранием депутатов МО «Осташковский район» в соответствии с п.1.6 настоящего Положения принятием соответствующего решения на заседаниях Собрания депутатов МО «Осташковский район» в протокольной форме по каждому объекту недвижимости; пунктом 1.8 в соответствии с которым не подлежит согласованию Собранием депутатов МО «Осташковский район» передача в аренду следующего недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью МО «Осташковский район»: помещения, здания, сооружения общей площадью не более 200 кв.м. или стоимостью не более 500000 рублей (стоимость определяется независимым оценщиком) в отношении одного арендатора; земельные участки, предоставляемые для целей ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного строительства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства площадью не более 3000 кв.м., а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ; п.2.3 изложен в следующей редакции «По результатам рассмотрения заявки главой МО «Осташковский район», при необходимости наличия согласования с Собранием депутатов МО «Осташковский район» в двухнедельный срок с даты регистрации в журнале заявок, принимается решение: о предоставлении (согласии предоставить) в аренду объекта недвижимого имущества и заключении договора аренды, об отказе в предоставлении объекта недвижимого имущества в аренду в случаях, установленных законодательством, путем письменного уведомления заявителя об этом; подпункт «г» п.4.1 изложен в следующей редакции «Заключение договора аренды земельного участка осуществляется комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район» как правило по результатам торгов, за исключением случаев предоставления земельного участка по решению органа местного самоуправления (главы МО «Осташковский район» при наличии согласования с Собранием депутатов МО «Осташковский район»); п. 4.2. изложен в следующей редакции «Решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов), форме проведения торгов или предоставление земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), принимается главой МО «Осташковский район» по согласованию с Собранием депутатов МО «Осташковский район». Текст решения опубликован в газете «Селигер» № от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что п.1.6.,1.7,1.8,2.3, подп. «г» п.4.1,п.4.2 решения № не соответствуют ст.ст.15,35,51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ №131-ФЗ), ст.29 ЗК РФ, ст.ст.23,24,27,28 Устава МО «Осташковский район» и подлежат отмене, поскольку их применение нарушает право граждан на участие в торгах по продаже муниципального имущества и их право на заключение договора аренды муниципального имущества.
Прокурор во время рассмотрения дела уточнил исковые требования и просил признать недействующим со дня принятия пункт 1 нормативного правового акта-решения Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение-г.Осташков» № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в решение Городской думы муниципального образования «Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № «О Положении об аренде недвижимого имущества МО «Осташков» в части подпунктов 3-6, которыми в Положение об аренде недвижимого имущества МО «Осташковский район» (далее Положение) введены п.1.6,1.7,1.8,2.3; подпункта 8 в части введения в Положение подп. «г» п.4.1, подпункта 9, которым в Положение введен п.4.2.
В судебном заседании прокурор Золотаренко Я.В. поддержал доводы заявления.
Представитель заинтересованного лица-Собрания депутатов МО «Осташковский район»-по доверенности Коропалов С.А. с заявленными требованиями не согласился и показал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Собрания депутатов МО «Осташковский район» с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения в действие. Утверждения прокурора о том, что положения обжалуемого решения № противоречат ст.15,51 ФЗ №131-ФЗ и ст.29 ЗК РФ являются необоснованными, поскольку данное решение принято Собранием депутатов в пределах полномочий, установленных указанными нормами закона. Также безосновательным является утверждение прокурора о том, что оспариваемым решением нарушаются права граждан на участие в аукционах по продаже муниципального имущества и их права на заключение договоров аренды такого имущества, поскольку порядок проведения торгов, аукционов, конкурсов на право заключения договоров аренды оспариваемым решением не регулируется и установлен соответствующими федеральными законами. Необоснованным является довод заявления о том, что оспариваемым решением на представительный орган возложены не свойственные ему функции исполнительной власти, так как Собрание депутатов в данном случае не принимает решение о предоставлении либо непредоставлении объектов недвижимости в аренду, а лишь рассматривает данные вопросы на предмет целесообразности принятия такого решения, осуществляя тем самым контроль, и обеспечивая гласность и открытость данного процесса.
Представитель заинтересованного лица-администрации МО «Осташковский район»-по доверенности Коропалов С.А. с заявленными требованиями не согласился и дал аналогичные объяснения.
Выслушав прокурора, представителя заинтересованных лиц, проверив материалы дела, суд считает требования прокурора города Осташкова подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с положениями ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Решением Собрания депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в решение городской думы муниципального образования «Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № «О Положении об аренде недвижимого имущества МО «Осташков» (л.д.6-8, 38-40) внесены изменения в Положение об аренде недвижимого имущества МО «Осташков» (далее Положение), так:
-подпунктом 3 пункта 1 Положение дополнено пунктом 1.6, согласно которому все действия по распоряжению недвижимым имуществом, предусмотренные настоящим Положением и требующие согласования с Собранием депутатов МО «Осташковский район», без такового согласования являются недействительными;
-подпунктом 4 пункта 1 Положение дополнено пунктом 1.7 в силу которого согласование по передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью МО «Осташковский район», осуществляется Собранием депутатов МО «Осташковский район» в соответствии с п.1.6 настоящего Положения принятием соответствующего решения на заседаниях Собрания депутатов МО «Осташковкий район» в протокольной форме по каждому объекту недвижимости;
-подпунктом 5 пункта 1 Положение дополнено п.1.8 в соответствии с которым не подлежит согласованию Собранием депутатов МО «Осташковский район» передача в аренду следующего недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью МО «Осташковский район»: а) помещения, здания, сооружения общей площадью не более 200 кв.м. или стоимостью не более 500000 рублей (стоимость определяется независимым оценщиком) в отношении одного арендатора; б) земельные участки, предоставляемые для целей ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного строительства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства площадью не более 3000 кв.м., а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ;
-подпунктом 6 пункта 1 пункт 2.3 Положения изложен в новой редакции-по результатам рассмотрения заявки главой МО «Осташковский район», при необходимости наличия согласования с Собранием депутатов МО «Осташковский район» в двухнедельный срок с даты регистрации в журнале учета заявок, принимает решение: а) о предоставлении (согласии предоставления) в аренду объекту недвижимого имущества и заключении договора аренды, б) об отказе в предоставлении объекта недвижимого имущества в аренду в тех случаях, установленных законодательством, путем письменного уведомления заявителя об этом;
-подпунктом 8 пункта 1 подпункт «г» пункта 4.1 Положения изложен в следующей редакции-заключение договора аренды земельного участка осуществляется комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район» как правило, результатом торгов, за исключением случаев: по решению органа местного самоуправления (Главы МО «Осташковский район» при наличии согласования с Собранием депутатов МО «Осташковский район»);
-подпунктом 9 пункта 1 пункт 4.2 Положения изложен в следующей редакции-решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов), форме проведения торгов или предоставление земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), принимается главой МО «Осташковский район» по согласованию с Собранием депутатов МО «Осташковский район».
Данное решение было опубликовано в газете "Н" № (11931) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,49,53-55), как предусмотрено ст.20 регламента Собрания депутатов МО «Осташковский район», утвержденного решением Собрания депутатов МО «Осташковский район» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.84-100), ст.39 Устава МО «Осташковский район» (л.д.101-149).
В п.1.1 Положения об аренде недвижимого муниципального имущества МО «Осташковский район», утвержденного решением городской думы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56-61) указано, что настоящее положение определяет порядок передачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Осташковский район», включая: здания, строения, сооружения, нежилые помещения, закрепленные за муниципальными унитарными предприятиями МО «Осташковский район» и муниципальными учреждениями МО «Осташковский район» соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; объекты нежилого фонда, не закрепленные за предприятиями и учреждениями; земельные участки.
Согласно п.3 ч.1 ст.15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Аналогичное положение закреплено в пункте 3 статьи 9 Устава МО «Осташковский район» (далее Устав).
Частью 1 ст.37 ФЗ №131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В ч.1 ст.27 Устава указано, что администрация Осташковского района-исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области.
В соответствии с п.5 ч.4 ст.36 ФЗ №131-ФЗ глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В силу подп. 5 части 7 статьи 26 Устава глава Осташковского района обеспечивает осуществление органами местного самоуправления Осташковского района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Осташковского района федеральными законами и законами Тверской области.
Исходя из содержания приведенных выше норм и положений Устава решение вопросов местного значения, в том числе и распоряжение муниципальным имуществом относится к полномочиям администрации МО «Осташковский район».
В соответствии с ч.10 ст.35 ФЗ №131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 5); контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 9).
Аналогичные положения содержатся в подп.5,9 ч.5 ст.23 Устава МО «Осташковский район».
Указанными нормами к полномочиям Собрания депутатов МО «Осташковский район» отнесены определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, контроль за исполнением полномочий по решению вопросов местного значения.
Передача в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Осташковский район» является способом распоряжения муниципальным имуществом, отнесенным федеральным законом к полномочиям администрации муниципального района и осуществляемым согласно Уставу МО «Осташковский район» главой муниципального образования, следовательно получение согласования Собрания депутатов МО «Осташковский район» на совершение действий по распоряжению муниципальным имуществом противоречит приведенным выше нормам.
В связи с изложенным введенные пунктом 1 оспариваемого Решения согласование Собранием депутатов МО «Осташковский район» по передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью МО «Осташковский район» с принятием соответствующего решения на заседаниях Собрания депутатов в протокольной форме по каждому объекту недвижимости, без которого все действия по распоряжению недвижимым имуществом, предусмотренные настоящим Положением и требующие согласования с Собранием депутатов МО «Осташковский район» являются недействительными (подпункты 3-4), принятие по результатам рассмотрения заявки Главой МО решения о предоставлении объекта недвижимого имущества в аренду, либо об отказе в этом при необходимости наличия согласования с Собранием депутатов МО (подпункт 6), возможность заключения комитетом по управлению имуществом договора аренды земельного участка без проведения торгов по решению Главы МО при наличии согласования с Собранием депутатов МО (подпункт 8), принятие Главой МО решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов), форме проведения торгов или предоставление земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) по согласованию с Собранием депутатов МО (подпункт 9) суд признает противоречащими указанным выше положениям ст.ст. 15, 35, 36 и 37 ФЗ №131-ФЗ.
Возражения заинтересованных лиц-Собрания депутатов и администрации МО «Осташковский район», поддержанные в судебном заседании их представителем по доверенности Коропаловым С.А., о том, что введенное оспариваемым решением согласие представительного органа муниципального района по вопросам аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Осташковский район» является реализацией гарантированного Конституцией РФ принципа независимости местного самоуправления и не выходит за пределы контрольной функции представительного органа местного самоуправления за исполнением исполнительно-распорядительным органом полномочий по решению вопросов местного значения, обеспечивая гласность и открытость процесса и проверку целесообразности принятия решений по вопросам аренды недвижимого имущества основаны на преправильном толковании положений ФЗ №131-ФЗ, поскольку фактически на лиц, имеющих право аренды недвижимого муниципального имущества, возлагается не предусмотренная законом обязанность получения согласования представительного органа местного самоуправления при реализации этого права.
Подпункт 5 п.1 оспариваемого решения, устанавливающий, что не подлежит согласованию Собранием депутатов МО «Осташковский район» передача в аренду следующего недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью МО «Осташковский район»: а) помещения, здания, сооружения общей площадью не более 200 кв.м. или стоимостью не более 500000 рублей (стоимость определяется независимым оценщиком) в отношении одного арендатора; б) земельные участки, предоставляемые для целей ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного строительства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства площадью не более 3000 кв.м., а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, закону не противоречит, поэтому заявление прокурора в этой части удовлетворению не подлежит.
Согласно ч.4 ст.7 ФЗ №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку до вынесения решения суда оспариваемое решение Собрания депутатов применялось, оно должно быть признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, а не со дня принятия как об этом просит прокурор.
На основании п.3 ст.253 ГПК РФ и ст.35 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 года «О средствах массовой информации» сообщение о решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный акт. Так как оспариваемое решение Собрания депутатов было опубликовано в газете "Н", сообщение о признании его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу должно быть опубликовано в этом же средстве массовой информации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.251-253 ГПК РФ,
РЕШИЛ :
Иск прокурора города Осташкова удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 решения Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение-г.Осташков» № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в решение Городской думы муниципального образования «Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № «О Положении об аренде недвижимого имущества МО «Осташков» в части подпунктов 3,4,6, которыми в Положение об аренде недвижимого имущества МО «Осташковский район» введены п.п. 1.6, 1.7, 2.3; подпункта 8 в части введения в Положение об аренде недвижимого имущества МО «Осташковский район» подп. «г» п.4.1, подпункта 9, которым в Положение об аренде недвижимого имущества МО «Осташковский район» введен п.4.2.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора города Осташкова отказать.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Н" после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме-13 апреля 2011 года.
Федеральный судья: В.Л.Ежелый