Екатеринбургский гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Екатеринбургский гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-167/2012
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 марта 2012 года г. Екатеринбург
Екатеринбургский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе:
председательствующего - Харечко В.А.,
при секретаре – Дубовой Е.А.,
с участием помощника военного прокурора Екатеринбургского гарнизона старшего лейтенанта юстиции ФИО1, заявителя – подполковника запаса ФИО2, представителя должностного лица, чьи действия оспариваются, ФИО3, рассмотрев гражданское дело, возбужденное по заявлению ФИО2 об оспаривании приказа начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области, связанного с исключением заявителя из списков личного состава,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 проходил военную службу в 000 спасательном центре МЧС России на должности заместителя начальника центра по тылу – начальника тыла. В соответствии с приказом начальника Уральского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 000 в связи с организационно-штатными мероприятиями был освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области. Приказом начальника Уральского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ заявитель уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом начальника ГУ МЧС России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ 000 исключен из списков личного состава Главного управления МЧС России по Свердловской области (далее – ГУ).
Считая приказ начальника ГУ МЧС России по Свердловской области в части исключения из списков личного состава незаконным по причине того, что, по мнению заявителя, выплата денежного довольствия за январь 2012 года и дополнительных выплат - материальной помощи за 2012 год и единовременного пособия при увольнении со службы, должны производиться в размерах, установленных Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ФИО2 оспорил данный приказ в судебном порядке и просил суд:
- признать незаконным приказ начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ 000 в части, касающейся исключения заявителя из списков личного состава ГУ, обязать начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области отменить данный приказ, произвести заявителю выплату денежного довольствия, материальной помощи за 2012 год и единовременного пособия при увольнении со службы в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 № 306 – ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
В судебном заседании заявитель свои требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, указанным им в заявлении. При этом он пояснил, что с 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 07.11.2011 № 306 – ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Положение статей 1, 2 частей 1-7 ст. 3, ст. 4 и 6 настоящего Федерального закона в отношении военнослужащих … спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, … оклады которых установлены иными федеральными законами, применяются с 01.01.2013. На момент исключения заявителя из списков личного состава ГУ, он, по его мнению, не являлся военнослужащим спасательного воинского формирования МЧС России, так как проходил службу в Главном управлении МЧС РФ по Свердловской области в распоряжении начальника этого управления. На основании «Положения о территориальном органе МЧС России – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации», утвержденного приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372, Главное управление МЧС России по Свердловской области входит в систему МЧС России и является территориальным органом МЧС России, а посему, считает заявитель, не входит, как в состав войск гражданской обороны, так и в состав спасательных воинских формирований МЧС России. При этом, по мнению заявителя, в тексте Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2011 № 1265 нет прямого указания считать войска гражданской обороны спасательными воинскими формированиями МЧС Российской Федерации.
Представитель должностного лица, чьи действия оспорены, ФИО3, с доводами заявления не согласилась и просила в удовлетворении заявления ФИО2 отказать в полном объеме. В обоснование данной позиции представила суду отзыв на заявление, где указала следующее.
В системе МЧС России повышение размера денежного довольствия для всех проходящих военную службу категорий граждан предусмотрено с 01.01.2013 года. Довод заявителя о применении в его отношении требований Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», по которому повышение производится с 01.01.2012, является несостоятельным и не подлежащим применению, поскольку п. 2 ст. 7 указанного закона ограничивает круг лиц, на которых закон подлежит распространению. Положения данного закона в отношении военнослужащих МЧС России, вступают в законную силу только с 01.01.2013 года.
Кроме этого, Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2011 № 1265 в целях совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Также Указом установлено, что до завершения организационно-штатных мероприятий военнослужащие и гражданский персонал реорганизуемых войск гражданской обороны проходят военную службу (проходят службу, работают) в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в ранее замещаемых воинских и других должностях без переаттестации и переназначения.
Таким образом, с 30.09.2011 в системе МЧС России упразднено понятие «военнослужащий войск гражданской обороны». Кроме этого, соответствующие изменения внесены в Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В тексте Положения, утвержденного данным Указом, отмечено, что МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, включая спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – спасательные воинские формирования).
В редакции Положения до внесения в него изменений от 30.09.2011 вместо спасательных воинских формирований военная служба была предусмотрена в войсках гражданской обороны МЧС РФ. Также в разделе полномочий Министра определены категории должностей по их правовому положению, на которые подлежат приему граждане: « … прием граждан Российской Федерации на военную службу в спасательные воинские формирования по контракту; назначает на должность и освобождает от должности военнослужащих спасательных воинских формирований; увольняет с военной службы военнослужащих спасательных воинских формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации». Соответственно, в тексте приведенного Указа речь о военнослужащих гражданской обороны не ведется и, как ранее отмечено, понятие «войска гражданской обороны», где ранее была предусмотрена военная служба, упразднено.
Участвующий в деле помощник военного прокурора Екатеринбургского гарнизона старший лейтенант юстиции ФИО1 полагал необходимым в удовлетворении заявления ФИО2 отказать в связи с тем, что Указом Президента Российской Федерации № 1265 от 30.09.2011 все войска гражданской обороны МЧС, где ранее была предусмотрена военная служба, реорганизованы в спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Этим же Указом отменены все ранее действовавшие Указы в отношении войск гражданской обороны. При таких данных, требования о выплате заявителю денежного довольствия и материальной помощи за 2012 год в размере, установленном Федеральным законом от 07.11.2011 № 306 – ФЗ, не состоятельны в связи с тем, что выплаты денежного содержания военнослужащим МЧС РФ в данном размере предусмотрены только с 01.01.2013 года.
Заслушав объяснения сторон и заключение военного прокурора, исследовав имеющиеся в деле и дополнительно представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно приказу начальника Уральского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 000, подполковник ФИО2 в соответствии с требованиями Директивы МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ 000 с ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями был освобожден от занимаемой должности заместителя начальника спасательного центра и зачислен в распоряжение начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области.
Приказом Уральского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 000 ФИО2 уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Как следует из приказа начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № 000 ФИО2 с того же числа исключен из списков личного состава управления.
Согласно справке ГУ МЧС РФ по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № 000 войска гражданской обороны МЧС РФ Указом Президента РФ от 30.09.2011 № 1265 реорганизованы в спасательные воинские формирования МЧС РФ с 30 сентября 2011 года.
Из справок ГУ МЧС РФ по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № 000 от ДД.ММ.ГГГГ № 000 видно, что ФИО2 на день исключения из списков управления денежное довольствие и иные виды дополнительных выплат произведены в полном объеме, как военнослужащему спасательных воинских формирований МЧС РФ.
Подтвердил данные обстоятельства в суде и сам заявитель, указав о том, что на день исключения из списков личного состава управления он был обеспечен всеми положенными видам довольствия, включая денежное и вещевое.
Пункт 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, регламентирует то, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Прохождение военной службы по контракту регламентировано Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Статья 2 названного закона (в редакции ФЗ от 01.04.2005 N 27-ФЗ) предусматривала прохождение военной службы по контракту в системе МЧС РФ в войсках гражданской обороны.
Вместе с тем, в связи с проводимыми реорганизационными мероприятиями в названный федеральный закон внесены изменения Федеральным законом от 27.07.2010 N 223-ФЗ, в соответствии с которым военная служба в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, то есть МЧС РФ, предусматривается только в спасательных воинских формированиях названного органа.
Во исполнение названных законодательных предписаний, Президентом РФ – Верховным главнокомандующим издан Указ от 30.09.2011 № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
В соответствии с нормативными положениями названного Указа Президента РФ войска гражданской обороны реорганизованы в спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Также данным Указом установлено, что до завершения организационно-штатных мероприятий военнослужащие и гражданский персонал реорганизуемых войск гражданской обороны проходят военную службу в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в ранее замещаемых воинских и других должностях без переаттестации и переназначения.
Кроме этого, за военнослужащими и гражданским персоналом реорганизуемых войск гражданской обороны, проходящими военную службу в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сохраняются нормы денежного довольствия и условия оплаты труда, установленные в реорганизуемых войсках гражданской обороны, до принятия нормативных правовых актов, регулирующих вопросы денежного довольствия и оплаты труда военнослужащих и гражданского персонала спасательных воинских формирований этого Министерства.
При таких данных суд признает несостоятельной ссылку ФИО2 на то обстоятельство, что, по его мнению, на момент исключения из списков личного состава он не является военнослужащим, как войск гражданской обороны, так и спасательных воинских формирований МЧС РФ, поскольку в суде, бесспорно, установлено, что ранее заявитель проходил военную службу, именно, в войсках гражданской обороны МЧС РФ, которые в настоящее время реорганизованы в спасательные воинские формирования МЧС РФ. Ни в каких других подразделениях МЧС РФ военная служба вовсе не предусмотрена.
Что касается ссылки заявителя на отсутствие прямого указания считать войска гражданской обороны спасательными воинскими формированиями Министерства Российской Федерации, то её суд отвергает в связи с тем, что в силу Указа Президента РФ от 30.09.2011 № 1265 войска гражданской обороны с 30.09.2011 реорганизованы в спасательные воинские формирования МЧС России. При этом данным нормативным актом признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 08.05.1993 № 643 «О гражданской обороне».
Довод заявителя о применении в отношении него требований Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат» в соответствии с которым, по мнению заявителя, денежное довольствие за 2012 год пропорционально прослуженному времени ему должно быть выплачено в повышенном размере также является несостоятельным, поскольку п. 2 ст. 7 указанного закона ограничивает круг лиц, на которых закон подлежит распространению. Требования данного закона, подлежащие распространению на военнослужащих МЧС России, вступают в законную силу только с 01.01.2013.
При таких данных, приказ начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № 000 об исключении ФИО2 из списков личного состава, обеспеченного при этом всеми положенными видами довольствия в установленном на день исключения размере, что подтвердил в суде сам заявитель, законен и обоснован, а требования заявителя об отмене названного приказа удовлетворению не подлежат, поскольку в суде установлено, что каких-либо прав и законных интересов заявителя оспариваемым актом не нарушено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 197-199, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Уральский окружной военный суд, через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Подлинное за надлежащей подписью.
Копия верна:
Судья Екатеринбургского
гарнизонного военного суда
В.А. Харечко