Опочецкий районный суд Псковской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Опочецкий районный суд Псковской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-167/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пустошка 18 апреля 2011 года
Псковской области
Опочецкий районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Петровой Т.И., при секретаре Паршенковой Л.В.,
с участием прокурора Шевченко М.М.,
представителя ответчика - Администрации Пустошкинского района ФИО1,
третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пустошкинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пустошкинского района Псковской области о признании незаконным факта принятия на муниципальную службу и расторжении трудового договора,
У С ТА Н О В И Л:
Прокурор Пустошкинского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Пустошкинского района, ссылаясь на то, что ФИО2 распоряжением Главы администрации Пустошкинского района была назначена на главную муниципальную должность муниципальной службы (4 группа) категории «В» председателя комитета по управлению муниципальным имуществом без соблюдения квалификационных требований к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, предусмотренных федеральным законодательством, а также законом субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом. Как указывает прокурор, согласно п. 2 ч. 6 ст. 10 Закона Псковской области от 30 июля 2007 года № 700 - оз «Об организации муниципальной службы в Псковской области» и п. 1.2 Квалификационных требований, для замещения муниципальных должностей муниципальной службы Администрации Пустошкинского района, утвержденных Решением Собрания депутатов Пустошкинского района от 23 ноября 2007 года № 56, для замещения главной должности муниципальной службы категории «В», к которой относится должность председателя комитета по управлению муниципальным имуществом, требуется наличие стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее четырех лет, а также высшее профессиональное образование. Так как ФИО2 не имела ни стажа муниципальной службы, ни стажа работы по специальности «Государственное и муниципальное управление» с квалификацией «менеджер», просил признать незаконным Распоряжение Главы Пустошкинского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении ФИО2 на должность председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации района (в ред. от 24 июня 2010 года) и обязать Администрацию Пустошкинского района расторгнуть с ней трудовой договор, освободив ее от занимаемой должности.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Кроме того, пояснил, что согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, утвержденному Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 3 августа 1996 года, государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности «государственное и муниципальное управление» с нормативным сроком освоения образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения 5 лет с квалификацией менеджер различаются квалификации как экономиста-менеджера или экономиста по специальностям, что обусловлено утверждением отдельных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Также показал, что исходя из анализа должностных обязанностей экономиста, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера МУП «Горкомхоз» и должностной инструкции председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Пустошкинского района, следует, что деятельность ФИО2 как экономиста или бухгалтера не соотносится с ее деятельностью как председателя КУМИ. Решение аттестационной комиссии администрации Пустошкинского района от 15 февраля 2011 года «Об определении стажа работы по специальности ФИО2 - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Пустошкинского района по состоянию на 25 февраля 2010 года» является незаконным, так как в протоколе не указана норма закона, в соответствии с которой органу местного самоуправления для назначения гражданина на муниципальную должность дано право приравнивать или засчитывать стаж работы по одной специальности в стаж работы по другой специальности; стаж работы по специальности может исчисляться только с даты присуждения соответствующей квалификации по окончании обучения в высшем учебном заведении, то есть не ранее 26 апреля 2004 года, а не с 5 декабря 1996 года, как указано в решении; аттестационная комиссия рассмотрела вопрос, который законодательством не отнесен к ее компетенции; в состав комиссии не вошли представители Администрации области либо уполномоченные должностные лица, как это предусмотрено Положением о проведении аттестации муниципальных служащих Администрации Пустошкинского района, утвержденном решением Собрания депутатов Пустошкинского района от 23 ноября 2007 года № 54.
Представитель ответчика иск не признал, представил письменные возражения, в которых указал, что ФИО2 была назначена на должность председателя комитета по управлению муниципальным имуществом с соблюдением требований законодательства, регулирующего порядок приема на муниципальную службу, так как она, имея высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала экономистом в муниципальном предприятии, являющимся одним из элементов системы муниципального управления, поэтому обладала опытом экономической работы на муниципальном предприятии и соответствовала квалификационным требованиям для замещения главной должности муниципальной службы. Требования заявителя о прекращении трудового договора с ФИО2 обоснованы ссылкой на положения пункта 11 статьи 77 и статью 84 Трудового кодекса РФ, которые содержат несколько оснований для увольнения, однако исковое заявление не содержит конкретного основания, по которому трудовой договор с ФИО2 подлежит прекращению.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 иск не признала, возражения на иск подтвердила, дополнительно пояснив, что полученное ФИО2 в высшем учебном заведении образование по специальности «государственное и муниципальное управление» является тем профессиональным образованием, которое необходимо для замещения должности муниципальной службы. Поскольку законодательством не определен механизм определения стажа работа по специальности, необходимо принимать во внимание должностную инструкцию. В должностной инструкции председателя комитета по управлению муниципальным имуществом не указано, какую необходимо иметь специальность по образованию для замещения этой должности, поэтому в данном случае работодателю предоставлено право определять, является ли имеющееся у кандидата на замещение должности муниципальной службы образование необходимым для выполнения функциональных обязанностей. Исковое требование о расторжении трудового договора также не признала, так как основание для прекращения трудового договора с ФИО2 не предусмотрено Трудовым кодексом РФ.
Третье лицо ФИО2 в суде показала, что она, работая бухгалтером в МП «Горкомхоз», для получения высшего профессионального образования поступила в , где проходила обучение по специальности «государственное и муниципальное управление» по специализации «государственное регулирование экономики»; после окончания обучения была переведена экономистом данного предприятия.
Заслушав объяснения сторон, третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 распоряжением Главы Пустошкинского района от ДД.ММ.ГГГГ № была назначена на главную муниципальную должность муниципальной службы (4 группа) категории «В» председателя комитета по управлению муниципальным имуществом, ДД.ММ.ГГГГ с ней был заключен трудовой договор (л.д. 30-34).
На основании статьи 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии со статьей 42 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего и порядок прохождения муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Статья 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, а как следует из части 2 этой же статьи, квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Вопросы организации муниципальной службы в Псковской области регулируются Законом Псковской области от 30 июля 2007 года № 700-оз «Об организации муниципальной службы в Псковской области». На основании статьи 9 указанного закона должности муниципальной службы подразделяются на категории «Б» и «В», и группы, в которых предусмотрена в том числе и главная должность муниципальной службы. То обстоятельство, что председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации района относится к главной должности муниципальной службы (4 группа) категории «В», никем не оспаривается.
В соответствии со статьей 10 Закона Псковской области от 30 июля 2007 года № 700-оз «Об организации муниципальной службы в Псковской области» в число типовых квалификационных требований для замещения главной должности муниципальной службы категории «В» требуется наличие у претендента высшего профессионального образования и стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее четырех лет.
Аналогичные требования для замещения главной должности муниципальной службы категории «В», к которой относится должность председателя комитета по управлению муниципальным имуществом, предусмотрены и в решении Собрания депутатов Пустошкинского района от 23 ноября 2007 года № 56 «Об утверждении квалификационных требований для замещения муниципальных должностей муниципальной службы Администрации Пустошкинского района».
Как следует из материалов дела, ФИО2 в году поступила и в году окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования с присуждением ей по окончании обучения квалификации менеджер по специальности «Государственное и муниципальное управление», следовательно, она имеет высшее профессиональное образование (л.д. 24).
Поскольку для замещения главной должности муниципальной службы требуется наличие как высшего профессионального образования, так и стажа работы по специальности, суд считает, что стаж работы по специальности, полученной в высшем учебном заведении, мог быть выработан только после его окончания.
Как было указано выше, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ окончила высшее учебное заведение, согласно трудовой книжке на момент окончания ВУЗа работала бухгалтером МУП «Горкохоз», ДД.ММ.ГГГГ была переведена экономистом этого же предприятия, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-28).
Юридически значимым обстоятельством для разрешения данного спора является определение факта того, являлась ли работа ФИО2 в должности бухгалтера и экономиста МУП «Горкомхоз» работой по специальности, полученной в высшем учебном заведении.
В связи с тем, что законодательством не определен механизм отнесения отдельных видов профессий и должностей к работе по специальности «государственное и муниципальное управление», суд исходит из анализа того, какие функциональные обязанности исполняла ФИО2 по месту работы, и как они согласуются со специальностью, полученной ею в высшем учебном заведении.
Суд учитывает, что ФИО2 работала экономистом муниципального унитарного предприятия, которое является одним из элементов системы муниципального управления. Должность экономиста согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37, требует наличия высшего профессионального (экономического) образования, при этом ФИО2 была переведена с должности бухгалтера на должность экономиста предприятия только после окончания ею высшего учебного заведения.
Судом также учтено, что ФИО2 согласно диплому прошла обучение по специальности «государственное и муниципальное управление» со специализацией «государственное регулирование экономики», что также давало основание руководителю перевести ее на должность экономиста с учетом полученного образования. Как следует из должностных обязанностей экономиста МУП «Горкомхоз», утвержденных в 2001 году, и из характеристики ФИО2, в ее полномочия входили экономическое планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разработка тарифов на предоставляемые услуги, анализ хозяйственной деятельности предприятия, составление договоров с поставщиками и т.д.
С учетом того, что должность менеджера по экономике на предприятии не предусмотрена, а в функциональные обязанности менеджера согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37, входят осуществление управления предпринимательской или коммерческой деятельностью предприятия, направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли за счет стабильного функционирования, планирование предпринимательской деятельности, контроль за разработкой бизнес-планов, договоров и контрактов, обеспечение роста прибыльности, конкурентоспособности, повышение эффективности труда и т.д., суд считает, что работа ФИО2 в должности экономиста МУП «Горкомхоз» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась работой по специальности, полученной ею в высшем учебном заведении. Стаж работы по специальности составляет , то есть соответствует требуемому.
Суд считает, что работа в качестве бухгалтера МУП «Горкомхоз» не подлежит включению в стаж работы по специальности, в том числе и после окончания высшего учебного заведения, так как согласно указанному выше Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37, должность бухгалтера не требовала наличия высшего профессионального образования.
Суд считает необоснованной ссылку истца на то, что согласно должностным обязанностям экономиста, бухгалтера МУП «Горкомхоз» и должностной инструкции председателя комитета по управлению муниципальным имуществом, деятельность ФИО2 как экономиста и бухгалтера не соотносится с ее деятельностью как председателя КУМИ, так как она исполняла различные функции, поскольку данный факт правового значения при разрешении данного спора не имеет.
Суд считает недопустимым доказательством при разрешении данного спора решение аттестационной комиссии администрации Пустошкинского района от ДД.ММ.ГГГГ о зачете в стаж работы по специальности ФИО2 период ее работы в должности бухгалтера и экономиста МУП «Горкомхоз» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что оно было принято с нарушением требований частей 1 и 5 статьи 23 Закона Псковской области от 30 июля 2007 года № 700-оз «Об организации муниципальной службы в Псковской области», однако не влияющим на решение вопроса по существу.
В связи с тем, что при назначении на должность председателя комитета по управлению муниципальным имуществом ФИО2 требования закона были соблюдены, исковое заявление прокурора не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197, 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В иске прокурору Пустошкинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пустошкинского района Псковской области о признании распоряжения Главы Пустошкинского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении ФИО2 на должность председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации района» незаконным и обязании администрации Пустошкинского района расторгнуть трудовой договор с ФИО2, освободив ее от указанной должности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд (гор. Пустошка) в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.И. Петрова
Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2011 года.
Судья Т.И. Петрова