ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-167 от 30.01.2012 Талдомского районного суда (Московская область)

                                                                                    Талдомский районный суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Талдомский районный суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Гр.дело №2-167/12

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

30 января 2012 года Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Никитухиной И.В. с участием прокурора ФИО9 при секретаре Гейко И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании решения   об отказе в регистрации кандидата и обязании зарегистрировать кандидата на должность Главы ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения   от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата и обязании зарегистрировать кандидата на должность Главы .

В судебном заседании ФИО2 заявление поддержал и пояснил, что он не первый раз участвует в предвыборной кампании и неоднократно сдавал подписные листы. Все сборщики подписи являются квалифицированными, прошли соответствующий инструктаж. Им не было представлено ни одной недостоверной подписи, все подписные листы заполнены правильно. Была сформирована рабочая группа по проверке подписных листов. Он был приглашен в зал заседаний в установленный день, где его посадили в зале. Он не был приглашен к обозрению подписных листов. Комиссия не указала, какие подписи вызывают сомнение у комиссии. Эксперт был приглашен, он листал папки, после чего комиссия удалилась и вернулась лишь в 22-17 часов. Комиссия где-то отсутствовала, он комиссии не доверяет. Даты в подписных листах не могли быть заполнены одной рукой. Считает, что это умышленное тенденциозное отношение к нему, как к кандидату на должность , с целью не допустить его к участию в выборах. Считает, что комиссия не желает его участия в состязательности. Он не желает обозревать представленные подписные листы, так как не доверяет комиссии. С тем, что в подписном листе № подпись сборщика поставлена позже подписи кандидата, он согласен. Когда проводилось рассмотрение подписных листов, он не знал, что делали с его подписными листами. Ксерокопии сдаваемых подписных листов он не делал, так как доверял комиссии.

Представитель   ФИО6 в судебном заседании поддержала представленный письменный отзыв, который приобщен к материалам дела. Представитель ФИО6 также дополнила, что основанием для отказа в регистрации кандидата в данном случае является выявление 12 и более недействительных подписей избирателей. Считает, что 18 подписей, исключенных комиссией, можно признать достоверными. Остальные подписи являются недействительными, так как у комиссии нет оснований не доверять специалисту. Комиссия не имела возможности внести исправления в протокол, так как это запрещено законом. Протокол рабочей группы об итогах проверки не может быть оспорен, так как сам по себе не нарушает прав кандидата. Учитывая, что количество недействительных подписей превышает установленный предел, то решение избирательной комиссии по существу является обоснованным. Комиссия установила, что 56 подписей являются недостоверными и недействительными. На основании изложенного ранее 35 подписей следовало бы признать недействительными. В решении комиссии ошибочно указано на недостоверные подписи, тогда как недостоверными признаются подписи, если они выполнены не самими избирателями. Но принципиального значения это не имеет для принятия решения. Вопросы гласности урегулированы статьей 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». На заседаниях комиссии вправе присутствовать кандидат или его уполномоченный представитель. Кандидат имеет право быть оповещенным о заседании комиссии, что нарушено не было. Эксперт имеет право делать заключение, при этом время и место законом не оговаривается. ФИО2 присутствовал на заседании комиссии и видел работу эксперта. После этого он не обращался ни с какими заявлениями об ознакомлении с документами. В представленных подписных листах действительно имеются неоговоренные исправления. В строке 296 подписного листа № в дате «единица» исправлена на «двойку», в строке 312 подписного листа № в дате исправлена «двойка» и вписана «единица», в строке 322 подписного листа № в дате «единица» исправлена на «ноль», в подписном листе № в дате сборщика подписей «единица» исправлена на «ноль».

Суд, исследовав материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с п.3 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

В соответствии с п.6.1 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

В соответствии с п.6.4 п.п. «е, з, о» ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются:

е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно;

о) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.

В соответствии со статьей 28 п.1, 4, 5,  от ДД.ММ.ГГГГ N 101/2006-03 "О муниципальных выборах в " регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 16 настоящей статьи.

4. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Письменные заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

5. Соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке избирательной комиссией могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей. Конкретное число подписей, подлежащих проверке, определяется решением избирательной комиссии, организующей выборы. Количество подписей, подлежащих проверке, должно быть равным для всех кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).

7. По результатам проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

В соответствии с п.п.5 п.22 ст. от ДД.ММ.ГГГГ N 101/2006-03 "О муниципальных выборах в " основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

5.недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.

Решением   от ДД.ММ.ГГГГ N 71 отказано в регистрации на должность главы  ФИО2 на основании статьи  «О муниципальных выборах в ».

ФИО2 не согласился с указанным решением и обратился в суд с заявлением об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ и обязании зарегистрировать его в качестве кандидата на должность Главы .

Как усматривается из материалов дела, ФИО2 в  были представлены необходимые для регистрации его кандидатом на должность главы  документы, в том числе подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения в количестве 643 подписей избирателей. Комиссией проведена проверка 116 подписей избирателей, что составило 20% от общего числа представленных подписей. Была проведена проверка подписей избирателей в подписных листах с № по № (строки с 234 по 349).

Решением   от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что из 116 представленных на проверку подписей, признано достоверными и действительными 60 подписей избирателей, что является недостаточным для регистрации кандидата ФИО2 кандидатом на должность главы

Как усматривается из ведомости проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата на должность главы  (л.д.11-16) недостоверными подписями признано 38 подписей избирателей, выполненных от имени одного лица другим лицом, недействительными признаны 3 подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, при этом исправления специально не оговорены избирателями; все подписи избирателей (10 подписей) в двух подписных листах с исправлениями в дате внесения подписи сборщика подписи (подписной лист №) и в дате внесения подписи кандидатом (подписной лист №), при этом исправления специально не оговорены указанными лицами; все подписи избирателей (5 подписей) в подписном листе №, в котором заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата. Всего признано недействительными и недостоверными 56 подписей избирателей, что более 10% от общего числа проверенных подписей.

Проверив в судебном заседании представленные подписные листы, суд считает, что недостоверных подписей избирателей в подписных листах нет, имеются недействительные подписи, число которых превышает 10% от общего числа проверенных подписей избирателей.

В соответствии с п.8 ст.37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

В соответствии с п.6.4 п.п. «е» ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

В данном случае  был привлечен к проверке специалист Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по  ФИО7, который был направлен по ходатайству председателя   (л.д.59-60). По результатам проверки рукописных записей и подписей в подписных листах №№ специалистом была составлена справка об исследовании от ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель в суде пояснил, что справка об исследовании не является экспертным заключением, а поэтому рабочая группа не могла основывать свои выводы на основании личного мнения специалиста ФИО7. Суд считает довод заявителя не основанным на законе, так как законом не регламентировано, в какой форме должно быть изложено заключение эксперта, законом предусмотрена лишь письменная форма такого заключения, что специалистом соблюдено. Так как заявителем не представлено доказательств, опровергающих выводы эксперта, в суд представлены документы, подтверждающие квалификацию эксперта, то суд принимает справку об исследовании в качестве допустимого доказательства по делу.

Принимая во внимание заключение специалиста - главного эксперта отделения ЭКЦ ГУ МВД России по  от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что ряд подписей избирателей являются недействительными в связи с тем, что даты внесения подписей избирателей в строках 234-269, 237-257, 239-240, 244-245, 248-250-264-281, 266-270, 273-274, 282-283, 288-289, 293-295, 298-299, 304-305, 306-308, 318-319, 332-335, 338-339, 341-345, 343-344 выполнены одним лицом в каждой указанной паре. Но так как не представлено доказательств того, что хотя бы одна из дат в указанных группах выполнена несобственноручно самим избирателем, то суд считает, что по данному основанию следует признать недействительными не все 38 подписей, а лишь 20 из них, то есть по одной подписи в каждой паре и три подписи в группе из четырех подписей, выполненных по заключению эксперта одним лицом.

Также суд соглашается с заключением специалиста о том, что в написании даты внесения подписей избирателей в строках 296, 312 и 322 имеются неоговоренные исправления. Указанные исправления устанавливаются визуально. В строке 296 подписного листа № в дате при указании месяца «единица» исправлена на «двойку», в строке 312 подписного листа № в дате при указании года исправлена «двойка» и вписана «единица», в строке 322 подписного листа № в дате при указании года «единица» исправлена на «ноль». Заявитель это обстоятельство не опроверг, сославшись лишь на недоверие к членам избирательной комиссии. Действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию указанные сведения. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.

В соответствии с п.п. «з» п.6.4 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно этими лицами.

В соответствии с заключением специалиста имеются неоговоренные исправления в рукописной записи, обозначающей дату заверения подписи лица, осуществляющего сбор подписи, на подписном листе №. Исправление устанавливается визуально. В подписном листе № при указании даты сборщиком подписей при указании месяца «единица» исправлена на «ноль». Заявитель это обстоятельство не опроверг. Следовательно, все подписи в данном подписном листе с 246 по 250 (всего 5) являются недействительными.

В соответствии с заключением специалиста имеются неоговоренные исправления в рукописной записи, обозначающей дату внесения подписи кандидата на подписном листе №. Исправление устанавливается визуально. В подписном листе № при указании даты кандидатом исправлены последние две цифры. Следовательно, все подписи в данном подписном листе с 346 по 350 (всего 5) являются недействительными.

В соответствии с п.п. «о» п.6.4 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата.

На подписном листе № заверительная запись кандидата внесена ДД.ММ.ГГГГ, а заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена ДД.ММ.ГГГГ, то есть позднее. Заявитель это обстоятельство не опроверг. Следовательно, все подписи в данном подписном листе с 266 по 270 (всего 5) являются недействительными.

Кроме того, в соответствии с п.12 ст.37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Однако в подписном листе № сборщиком подписи не указаны в дате рождения число и месяц рождения, что влечет признание всех подписей с 331 по 335 (всего 5 подписей) в данном подписном листе недействительными в соответствии с п.п. «з» п.6.4 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Таким образом, учитывая, что из 116 подписей избирателей недействительными являются 39 подписей (четыре подписи 250, 269, 270, 335 признаны недействительными дважды), что более 10% от общего числа проверенных подписей избирателей, то решение территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата ФИО2 является законным.

Стилистические ошибки в изложении решения избирательной комиссии, а также исключение судом из числа недействительных подписей 18 подписей избирателей не могут являться основанием для признания решения  незаконным, так как основания для отказа в регистрации кандидата имеют место.

Оснований для возложения обязанности на   зарегистрировать ФИО2 кандидатом на должность Главы  суд не усматривает.

При таких обстоятельствах заявление ФИО2 суд оставляет без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО2 об оспаривании решения   от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата и обязании зарегистрировать кандидата на должность Главы  оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия судом решения в Московский областной суд через Талдомский районный суд.

Судья ФИО8

Решение в окончательной форме

принято ДД.ММ.ГГГГ