ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1670/19 от 10.04.2019 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1670/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 апреля 2019 года Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе председательствующего судьи Полещук З.Н.

с участием прокурора Чиркиной С.Г.,

при секретаре Колбиной Е.В.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО7 к Правительству Хабаровского края о признании незаконным решения об увольнении, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании денежного содержания за период вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Правительству Хабаровского края о признании незаконным решения об увольнении, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании денежного содержания за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что работал в Правительстве Хабаровского края в должности начальника отдела. С государственной гражданской службы был уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должности. Полагает указанное увольнение незаконным, поскольку работодатель после уведомления о предстоящем увольнении не предложил ему все имеющиеся вакантные должности гражданской службы. Так же в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было создано аналогичное упраздненному главному управлению по вопросам безопасности Губернатора и правительства края подразделение, на должности в которых были назначены работавшие ранее в упраздненном управлении сотрудники, что подтверждает факт наличия вакантных должностей, которые ему не были предложены. Полагает, что в отношении него имела место дискриминация в сфере труда, поскольку ДД.ММ.ГГГГ заместитель председателя Правительства края по вопросам безопасности и взаимодействия с федеральными органами государственной власти сообщил о необходимости уволиться по собственному желанию. Полагая указанно увольнение незаконным, просил признать незаконным приказ -пк от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении его с государственной гражданской службы, восстановить его на государственной гражданской службе в должности начальника отдела по работе со сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений главного управления по вопросам безопасности Губернатора и Правительства края либо в иной равнозначной должности, которая была вакантна в период уведомления о предстоящем увольнении, взыскать компенсацию за вынужденный прогул в сумме 98 539,62 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 4 500 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела по существу истец уточнил основание иска, указав, что фактически сокращения должности не происходило, поскольку новое управление, созданное в феврале 2019 года, имеет те же функции, что и то, в котором он работал до увольнения, аналогичным образом распределены и обязанности начальника отдела в прежнем и вновь созданном управлении. Уточнил требование в части взыскания компенсации за вынужденный прогул, просив взыскать ее на день вынесения судом решения.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал с учетом уточнений. Указал, что работодателем нарушен порядок увольнения, поскольку при наличии вакантных должностей ему они предложены не были. Кроме того, не было и самого сокращения, поскольку вместо упраздненного главного управления по вопросам безопасности Губернатора и Правительства края было создано главное управление по взаимодействию с правоохранительными органами Губернатора и Правительства края, сохранившее те же функции, что и упраздненное. Денежное содержание подлежит выплате, поскольку он незаконно был уволен, т.е. лишен возможности трудиться. Размер компенсации морального вреда определен из расчета 100 000 рублей за каждый отработанный месяц.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 иск не признал по основаниям, указанным в письменном отзыве. Пояснил, что работодатель действительно после уведомления истца о предстоящем увольнении не предлагал ему вакантные должности, поскольку они были предложены другим работникам. Заработная плата за период вынужденного прогула взысканию с пользу истца не подлежит, поскольку ее размер меньше размера выплаченной истцу при увольнении компенсации.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования частично, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В силу ч. 5 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 6 названной статьи регламентировано, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

В силу п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 замещал должность государственной гражданской службы в должности начальника отдела по работе со сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений главного управления по вопросам безопасности Губернатора и Правительства Хабаровского края, что подтверждается записью в трудовой книжке.

В соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-р в целях формирования эффективной структуры органов исполнительной власти Хабаровского края в числе прочего упразднено главное управление по вопросам безопасности Губернатора и Правительства края, сокращены должности государственной гражданской службы, включая должность начальника отдела по работе со сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений главного управления по вопросам безопасности Губернатора и Правительства края (п.85 Перечня должностей, являющегося приложением к распоряжению -р).

Постановлением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о главном управлении по вопросам безопасности Губернатора и правительства Хабаровского края», наименование постановления изложено в следующей редакции «Об утверждении Положения о главном управлении по взаимодействию с правоохранительными органами Губернатора и Правительства Хабаровского края». Все изменения свидетельствуют лишь об изменении наименования самого управления и структур, в него входящих.

Согласно выписке из штатного расписания главного управления по вопросам безопасности Губернатора и Правительства края (упраздненного) штатная численность сотрудников составляла 30 человек.

Согласно выписке из штатного расписания главного управления по взаимодействию с правоохранительными органами Губернатора и Правительства края (образованного) штатная численность сотрудников составляет 28 человек. При этом отдел по работе со сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, ранее входивший в структуру главного управления по вопросам безопасности Губернатора и Правительства края в штатном расписании отсутствует.

Уведомлением руководителя департамента по вопросам государственной службы и кадров Губернатора края ФИО1 предупрежден о сокращении замещаемой им должности и предупрежден о возможном увольнении по п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Уведомление получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись в тексте уведомления.

Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что в период после уведомления ФИО1 о предстоящем увольнении до увольнения вакантные должности с учетом категории и группы замещаемой истцом должности ФИО1 не предлагались. Вместе с тем, согласно ответу руководителя департамента по вопросам государственной гражданской службы от ДД.ММ.ГГГГ, представленному ответчиком, на день увольнения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ имелись вакантные должности, соответствующие его квалификации и подготовки: начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными органами управления по вопросам безопасности главного управления по взаимодействию с правоохранительными органами Губернатора и Правительства края, начальник отдела организационной работы по противодействию коррупции управления по противодействию коррупционным и иным правонарушениям того же управления. В настоящее время должность начальника отдела организационной работы по противодействию коррупции является вакантной.

Приказом первого заместителя Председателя Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ-рк расторгнут служебный контракт, ФИО1, начальник отдела по работе со сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений главного управления по вопросам безопасности Губернатора и Правительства края освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должности гражданской службы (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

При разрешении спора нарушений порядка увольнения в части предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении за два месяца до увольнения судом не установлено. Вместе с тем, судом достоверно установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что при наличии вакантных должностей, которые могли быть предложены истцу в связи с предстоящим увольнением, положения ч. 5 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в соответствии с которой представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности государственной гражданской службы имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, ответчиком нарушены. Кроме того, анализ должностных регламентов по должности начальника отдела по работе со сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений главного управления по вопросам безопасности Губернатора и Правительства края (с которой уволен истец) и начальника отдела организационной работы по противодействию коррупции управления по противодействию коррупционным и иным правонарушениям вновь созданного управления свидетельствует о том, что указанные должности являются аналогичными по своим функциям. Указанное обстоятельство не позволяет суду сделать вывод о реальном сокращении должности, которую занимал на момент увольнения истец.

Согласно ст.394 Трудового Кодекса РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула. В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Совокупностью исследованных доказательств установлено, что работодателем был нарушен порядок увольнения ФИО1 в связи с отсутствием предложения вакантной должности, имеющейся на момент его увольнения, а так же отсутствием фактического сокращения должности, в связи с чем последний подлежит восстановлению на работе в должности, замещаемой на день увольнения.

Разрешая требование истца о взыскании денежного содержания за период вынужденного прогула, суд учитывает, что в соответствии с п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.

Исходя из представленного ответчиком расчета среднего дневного заработка в размере 5 396,46 рублей, с которым истец согласился, денежное содержание за 56 дней вынужденного прогула составило 302 201,76 рублей. При этом согласно справке, представленной ответчиком, ФИО1 при увольнении выплачено пособие по сокращению в сумме 448 267 рублей 08 копеек.

Учитывая, что размер выплаченного истцу пособия по сокращению превышает размер денежного содержания за период вынужденного прогула, заявленные в этой части требования удовлетворению не подлежат.

Рассматривая требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд, руководствуясь положениями ст.237 ТК РФ, с учетом принципа разумности и справедливости полагает возможным удовлетворить данное требование частично, в сумме 5 000 рублей.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход государства государственная пошлина, от уплаты которой истец при обращении в суд освобождена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ -пк от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО9

Восстановить ФИО1 ФИО10 на государственной гражданской службе в должности начальника отдела по работе со сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений главного управления по вопросам безопасности Губернатора и Правительства края с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с правительства Хабаровского края в пользу ФИО1 ФИО8 компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Правительства Хабаровского края в бюджет муниципального образования «Городской округ – Город Хабаровск» государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Хабаровска.

Судья Полещук З.Н.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года