ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1670/20 от 09.07.2020 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2020 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Волошковой И.А., помощнике судьи Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1670/2020 по исковому заявлению прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Ассоциации содействия пассажирским перевозкам «Меридиан» о возложении обязанности выполнить мероприятия по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г.Улан-Удэ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ с вышеназванным исковым заявлением, согласно которому просит возложить на Ассоциацию содействия пассажирским перевозкам «Меридиан» обязанность обеспечить проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Бадмажапова Д.Н., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Ассоциации содействия пассажирским перевозкам «Меридиан» Николаенко Е.И. с исковыми требованиями согласилась, однако, просила увеличить срок исполнения решения суда до четырех месяцев.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В данном случае затрагиваются права неопределенного круга на транспортную безопасность, устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса.

В силу требований ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ, Закон о транспортной безопасности) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов.

Частью 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу п. 7 ст. 1 Закона о транспортной безопасности перевозчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

Ассоциация содействия пассажирским перевозкам «Меридиан» имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, выданную Байкальским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службой по надзору в сфере транспорта № ... от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Ассоциация содействия пассажирским перевозкам «Меридиан» является перевозчиком, соответственно, обязана обеспечить транспортную безопасность транспортных средств, находящихся у предприятия на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 2 Закона № 16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.

Частями 1 и 2 ст. 12.1 Закона о транспортной безопасности определено, что подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в соответствии с порядками, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации.

Кроме того, подпунктом 12 пункта 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ..., установлено, что перевозчик обязан обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, а также к исполнению обязанностей по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом транспортного средства.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что мероприятия по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в Ассоциации содействия пассажирским перевозкам «Меридиан» не проведены, несмотря на то, что 21.05.2018 г. прокуратурой района председателю Ассоциации «Меридиан» вносилось представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления в декабре 2018 года ответственные лица прошли подготовку, однако их аттестация не проведена до настоящего времени.

При таких обстоятельствах, поскольку невыполнение мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О транспортной безопасности», создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства, причинение вреда жизни и здоровью граждан, требование прокурора о возложении на Ассоциацию содействия пассажирским перевозкам «Меридиан» обязанности обеспечить проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что выполнение мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О транспортной безопасности», связано с значительными финансовыми затратами для ответчика, возможным направлением работников в другие регионы, принятыми на территории Российской Федерации ограничительными мерами по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), суд полагает возможным определить срок для исполнения настоящего решения суда – в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Ассоциацию содействия пассажирским перевозкам «Меридиан» обязанность обеспечить проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца с момента его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.

Решение в окончательной форме принято 14.07.2020 г.

Судья: Е.А. Богомазова