Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Новгородского районного суда Новгородской области
г. Великий Новгород | 12 апреля 2016 года по делу № 2-1670/2016 |
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ионова И.А.,
при участии в судебном заседании в качестве:
секретаря судебного заседания – Новожиловой А.А.,
истца и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, – ТСЖ «Парковая 16-1» – ФИО1,
представителя истца ФИО1 и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, – ООО «Доверительное управление домом» – ФИО2,
представителя ответчика – Администрации Великого Новгорода – ФИО3,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Великого Новгорода об оспаривании постановления Администрации Великого Новгорода об утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, Новгородский районный суд Новгородской области
у с т а н о в и л :
1. Гражданка ФИО1 обратилась в Новгородский районный суд Новгородской области (далее также – суд) с иском к Администрации Великого Новгорода, в котором указала, что является собственником жилого помещения – <адрес>. Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года № № утвержден проект межевания кварталов № и № на Торговой стороне Великого Новгорода; в квартал № входит земельный участок, занятый многоквартирным домом по <адрес>. Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года № № измененным постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года № №, утверждена схема расположения земельного участка по <адрес>.. Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, <адрес> утверждена новая схема расположения земельного участка, занятого данным домом. Данное решение собственников мотивировано тем, что на части земельного участка расположены подземные коммуникации, которые существенно ограничивают собственников в пользовании земельным участков. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года истец уведомила Администрацию Великого Новгорода о принятых на общем собрании решениях, направила копию протокола общего собрания, просила сформировать земельный участок в границах, утвержденных общим собранием собственников. В ответ истец получила письмо Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года о том, изменение границ земельного участка по указанному адресу возможно при условии внесения изменений в проект межевания квартала № Великого Новгорода. ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась в Администрацию Великого Новгорода с заявлением о внесении изменений в проект межевания квартал № в соответствии с принятым на общем собрании собственников решением об изменении границ земельного участка, занятого многоквартирным домом. В ответном письме Администрация Великого Новгорода отказалась внести изменения в проект межевания квартала №, а также изменить границы земельного участка. Ссылаясь на положения пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 статьи 3920 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», пункта 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», истец просила суд обязать Администрацию Великого Новгорода установить границы земельного участка, занятого многоквартирным домом по <адрес>, в соответствии с решением, принятом на общем собрании собственников помещений данного дома (пункт 3 протокола от ДД.ММ.ГГГГ года № №).
В судебном заседании от истца поступило заявление об изменении предмета иска, в соответствии с которым истец просит суд признать незаконным и отменить постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес>, на кадастровой карте» (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года № №). По мнению истца, оспариваемое постановление Администрации Великого Новгорода нарушает права и свободы собственников помещений в многоквартирном доме в части реализации права общей долевой собственности на спорный земельный участок.
Ответчик – Администрация Великого Новгорода – иск не признала. Представитель ответчика пояснил, что целью истца является подготовка межевого плана и уточнение границ земельного участка под многоквартирным домом, а схема расположения земельного участка на кадастровой карте для этого не требуется; признание незаконным оспариваемых постановлений не приведет к восстановлению прав истца; оспариваемые постановления не создают препятствий для осуществления прав истца; уточнение границ земельного участка производится в административном порядке и схема правового значения для данной процедуры не имеет; истом не представлено доказательств нарушения ответчиком его прав и законных интересов.
Кроме того, по мнению Администрации Великого Новгорода, заявленные истцом требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а производство по настоящему гражданскому делу подлежит прекращению. Истцом также пропущен предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячный срок обжалования ненормативного правового акта Администрации Великого Новгорода.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ТСЖ «Парковая 16-1», ООО «Доверительное управление домом», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Представители ТСЖ «Парковая 16-1» и ООО «Доверительное управление домом» в судебном заседании поддержали заявленный иск, просили его удовлетворить с учетом измененного истцом предмета иска.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» оставило решение вопроса по существу иска на усмотрение суда (представитель данного учреждения в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом; суд, руководствуясь статьей 167 ГПК Российской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие).
2. Рассматривая довод ответчика о том, что дело об оспаривании гражданином постановления Администрации Великого Новгорода об утверждении схемы расположения земельного участка должно рассматриваться в порядке административного судопроизводства, суд отмечает, что в силу статьи 18 (часть 2) Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, как следует из части 1 его статьи 1, регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1, статья 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В то же время определяя подведомственность гражданских дел судам, пункт 1 части 1 статьи 22 ГПК Российской Федерации устанавливает, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
По смыслу приведенных норм, критерием правильного определения вида судопроизводства (гражданское или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача искового заявления или административного искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Следовательно, спор о законности решения органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Соответственно, к настоящему делу не применимы нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе его статьи 219, согласно которой административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
3. Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
В силу статьи 35 Устава муниципального образования – городского округа Великий Новгород к полномочиям Администрации Великого Новгорода в том числе относятся утверждение проектов планировки территорий, проектов межевания территорий, градостроительных планов земельных участков; принятие решений о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта, подготовка соответствующих графических и текстовых материалов; рассмотрение заявлений и обращений граждан и юридических лиц по вопросам осуществления градостроительной деятельности; выдача в установленном законодательством порядке заданий на разработку градостроительной документации по планировке территории, проектов межевания территорий; согласование в установленном порядке градостроительной документации; организация формирования земельных участков; организация разработки и осуществления проектов межевания территорий, планов земельно-хозяйственного устройства Великого Новгорода; иные полномочия, возложенные на органы местного самоуправления федеральными законами, Уставом Новгородской области, областными законами, данным Уставом, решениями Думы Великого Новгорода и не отнесенные к компетенции иных органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1); подготовка документации по планировке территории, предусмотренной данным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2); в случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством (часть 3); при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5); подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости (часть 6).
Статьей 1110 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 марта 2015 года) предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории; в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (часть 1); подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2); подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 392 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 3); форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 12); схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом (часть 13); в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок (часть 14); срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (часть 15); основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 119 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (часть 16).
Между тем на момент принятия оспариваемых постановлений Администрации Великого Новгорода (ДД.ММ.ГГГГ года) земельное законодательство не содержало указанных требований к порядку утверждения схемы расположения земельного участка.
Согласно действующей в то время редакции Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 данного Кодекса заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (часть 4 статьи 34); в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (часть 7 статьи 36).
Судом установлено, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером №, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоквартирный дом, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке расположено здание – многоквартирный <адрес>. Земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. Границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства.
Поскольку земельный участок под многоквартирным домом сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 данного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом; при этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
По смыслу положений статьи 1110 ЗК Российской Федерации, схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями данного Кодекса.
Согласно же части 9 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, оспариваемое истцом постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес>, на кадастровой карте» (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года № №), принятое на основании заявлений самого истца от ДД.ММ.ГГГГ года, не нарушает права и законные интересы истца, издано в пределах компетенции Администрации Великого Новгорода, установленной федеральным законом и уставом муниципального образования, не нарушает действовавший на момент принятия постановления порядок его принятия, а иск ФИО1 о признании незаконным и отмене данного постановления подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198, 209, 321 ГПК Российской Федерации, Новгородский районный суд Новгородской области
р е ш и л :
1. Иск ФИО1 к Администрации Великого Новгорода о признании незаконным и отмене постановления Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес>, на кадастровой карте» (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года № №) оставить без удовлетворения.
2. Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Новгородского районного суда Новгородской области | И.А. Ионов |
Решение принято в окончательной форме 25 апреля 2016 года.