ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1671/19 от 27.03.2019 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело № 2-1671/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Одинцово 27 марта 2019г.

Одинцовский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Рожновой О.Е., при секретаре Бозаджи Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития Московской области, ГУ МЧС России по Московской области об оспаривании решения об отказе в выдаче специального удостоверения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным выше иском, в котором просил суд о признании незаконными действий в связи с отказом в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС установленного образца, обязании выдать удостоверение.

Свои требования мотивировал тем, что обратился в установленном порядке в Одинцовское управление социальной защиты населения, приложил необходимые документы, подтверждающие действительность участия истца в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, проживание его и членов семьи в зоне последующего отселения, однако, ответом от 23.11.2018г. ему было отказано в выдаче удостоверения ликвидатора ЧАЭС Российского образца. Отказ истец считает незаконным, в связи с чем обратился в суд.

Истец в судебном заседании на иске настаивал, изложенные обстоятельства подтверждал, требования просил удовлетворить.

Представители ответчиков Министерства социального развития Московской области, ГУ МЧС России по Московской области в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду их необоснованности.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС относятся граждане (в т.ч. временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.

Оформление и выдача удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится на основании Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 08.12.2006г. № 727/831/165н.

В соответствии с п. 4 Порядка в случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем предоставляются кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заве4ренные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных п.6 Порядка, а именно:

Командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;

справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990г.г. предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы, непосредственно в зоне отчуждения; штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;

трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения;

табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;

справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения).

Истец в подтверждение его права на получение соответствующего удостоверения представил суду:

справку от 27.11.2018г. , выданную Брагинским районным исполнительным комитетом в том, что ФИО1 на момент аварии на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ. проживал в АДРЕС Семья истца получала специально возводимое жилье, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», по обязательному отселению из АДРЕС. Эвакуационное удостоверение по обязательному отселению от 01.06.1993г. (л.д.10);

справку от 27.11.2018г. , выданную Брагинским районным исполнительным комитетом в том, что ФИО1 на момент аварии на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ проживал и был зарегистрирован в населенном пункте АДРЕС который в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ. относился к зоне последующего отселения (л.д.11);

справку от 27.11.2018г. , выданную Брагинским районным исполнительным комитетом в том, что согласно распоряжению Совета Министров Белорусской ССР от 21.06.1986г. -р в населенном АДРЕС выплачивалась заработная плата по повышенным на 100% тарифным ставкам (л.д.12);

справку от 29.11.2018г. , выданную Брагинским районным комитетом в том, что АДРЕС с момента аварии на Чернобыльской АЭС, с 26.04.1986г. по настоящее время относятся к зоне эвакуации (отчуждения);

справку от 17.08.2018г. , выданную Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, согласно которой истец с ДД.ММ.ГГГГ. принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий в населенных пунктах: АДРЕС населенные пункты относятся к зоне эвакуации (отчуждения) (30-километровая зона) (л.д.14);

ответ от 17.12.2018г. /Н Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС относительно перечня органов, имеющих право на установление гражданам статуса участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и выдачу соответствующих удостоверений, в том числе Белкоопсоюза (л.д.15-16);

удостоверение , выданное Исполкомом Гомельского областного Совета народных депутатов, согласно которому истец и члены семьи проживали в населенном пункте АДРЕС, входящему в зону постоянного контроля, ограниченного потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, в том, что он с семьей отселен по обязательному отселению в АДРЕС и в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на первоочередное медицинское обслуживание и получение соответствующих льгот, установленных законодательством Союза ССР и Белорусской Советской Социалистической Республики (л.д.17);

удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС серии ЧК , выданного Белкоопсоюзом (л.д.18-19);

удостоверение (копию) участника ликвидации последний аварии на Чернобыльской АЭС в 1986г. серии А , выданного правлением Белкоопсоюза (л.д.20),

копию распоряжения от 21.06.1986г. -р Совета Министров Белорусской ССР о разрешении руководителям предприятий производить оплату труда работников, занятых на работах в населенных пунктах АДРЕС согласно приложению, по повышенным на 100% тарифным ставкам и должностным окладам на время до завершения дезактивации соответствующих территорий (л.д.21-22).

Истцу 07.02.2019г. Министерством социального развития Московской области выдано удостоверение серии АИ как лицу, переселенному из зоны отчуждения в (из) АДРЕС с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).

Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания доказанным статуса истца как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нет. Представленные им доказательства в совокупности не могут служить достаточными для признания доказанным факта работы истца в пределах зоны отчуждения, по поручению государственных органов. Представленная истцом справка от 17.08.20018г. , выданная Белкоопсоюзом, не может быть признана допустимым доказательством, поскольку отсутствуют какие – либо доказательства выполнения указанной организацией каких-либо работ в зоне отчуждения. Другие доказательства также не содержат таких сведений. Факт выдачи истцу ранее удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не может служить основанием для удовлетворения иска.

Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 13.08.1993г. № 5625-1 «Об утверждении списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26.04.1986г. по 31.12.1990г. в зоне отчуждения Российской Федерации», к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС относятся указанные в списке работы при условии, если они выполнялись в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти (в примечании), в т.ч. и работы, связанные с организацией и проведением эвакуации (переселения) населения, материально-технических ресурсов, сельскохозяйственных животных (п.15).

Данное постановление также предусматривает, что работы, связанные с ликвидацией последствий аварии, признаются таковыми при условии, если они выполнялись в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти, по направлениям комсомольских органов, согласованным с исполнительными и распорядительными органами государственной власти и с партийными органами, которые обеспечивали формирование и функционирование единой системы органов и организаций, задействованных в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В своем постановлении от 01.04.2014г. № 9-П Конституционный Суд РФ указал, что приобретение гражданами статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обусловлено, главный образом, подтверждением факта их непосредственного участия в работах, виды которых перечислены в Списке и которые производились в зоне отчуждения в указанный период.

При установлении факта участия гражданина в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения уполномоченные органы наряду с Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС применяют норму, содержащуюся в применении к Списку работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период ДД.ММ.ГГГГ. в зоне отчуждения Российской Федерации, в силу которой связь произведенных в зоне отчуждения работ из числа предусмотренных данным Списком с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы признается лишь при условии их выполнения по указанию государственных органов исполнительной власти.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Министерству социального развития Московской области, ГУ МЧС России по Московской области о признании незаконными действий в связи с отказом в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС установленного образца, обязании выдать удостоверение оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья