ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1671/2016 от 15.09.2016 Усти-кутския городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2016 г. г. Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Горянинской Л.А., при секретаре судебного заседания Петровой Л.Ю., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1671/2016 по иску ФИО3 к СОШ о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование искового требования истец ФИО3 указала, что работает в СОШ в должности . В соответствии с трудовым договором установлен должностной оклад в размере руб., районный коэффициент в размере 70%, северная надбавка в размере 50%. Федеральным законом от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда», с 01 января 2016 года МРОТ составляет 6204 руб.

Постановлением СМ СССР от 10.11.1967 г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29.09.1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» был утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, согласно которому город Усть-Кут приравнен к районам Крайнего Севера. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях? что для г. Усть-Кута составляет 50 %.

Согласно Закону Иркутской области от 17.12.2008 г. № 123-ОЗ «О размерах районного коэффициента к заработной плате работников организации, финансируемых из областного бюджета и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, в Иркутской области», в г. Усть-Куте установлен районный коэффициент 1,7.

Исходя из ст. 315 ТК РФ, районные коэффициенты и процентные надбавки должны применяться к сумме заработной платы, которая, исходя из положения ст. 133 ТК РФ, в случае выполнения работником нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Таким образом? месячная оплата труда должна быть не ниже минимального размера оплаты труда- 13648 руб.80 коп.

При отработке нормы рабочего времени ответчик произвел оплату в апреле 2016 года – ; в мае 2016 года-; в июне 2016 года- .

Просит взыскать с СОШ недоначисленную заработную плату за апрель, май, июнь 2016 года в размере .

В судебное заседание истец не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковое требование поддержала по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика СОШ ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила суду, что истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях, ее должностной оклад составляет руб., северная надбавка 50 %, а также районного коэффициента 70 %. Согласно расчетным листам в апреле, мае, июне 2016 года истица отработала норму рабочего времени, размер заработной платы составил ( без учета совмещения) ежемесячно.

Из содержания статей 129,133, 133.1 ТК РФ следует, что не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника, а не должностной оклад работника. Районный коэффициент и северная надбавка являются выплатами за работу в местностях с особыми климатическими условиями, начисляемыми в процентном отношении к должностным окладам, тарифным ставкам, которые входят в состав заработной платы. Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.

Постановлением Правительства Иркутской области от 30 января 2012 года № 19-пп «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области» установлено, что с 1 января 2012 года работникам государственных учреждений Иркутской области, расположенных на территории Усть-Кутского муниципального образования, сумма фактически начисленной заработной платы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат при условии отработки нормы рабочего времени не может быть ниже 7041 руб.

Постановлением администрации УКМО от 27 января 2012 года № 59-п установлено, что работникам муниципальных учреждений УКМО сумма фактически начисленной заработной платы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат при условии отработки нормы рабочего времени не может быть ниже 7041 руб.

Данные нормативно-правовые акты не отменены и являются действующими, соответственно, применяются при определении заработной платы работников муниципальных учреждений УКМО.

С учетом вышеприведенных норм трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере менее МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не менее установленной в Иркутской области минимальной заработной платы.

Руководитель муниципального учреждения не вправе принимать какое-то решение, ведущее к увеличению финансирования учреждения. Просит в удовлетворении искового требования отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое требование подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии с частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3).

Согласно частям 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ (части вторая-пятая), тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно, за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из трудового договора следует, что истец была принята на работу в СОШ . Из трудового договора следует, что должностной оклад истца составил руб. 00 коп., районный коэффициент- 70%, северная надбавка- 50%.

В материалах дела имеется справка о размере начисленной заработной платы, из данного документа следует, что в апреле 2016 года истцу начислена и выплачена заработная плата в размере (с учетом совмещения); в мае 2016 года- . (с учетом совмещения) и в июне 2016 года- ( с учетом совмещения).

Истцом оспаривается не факт задержки выплат начисленной заработной платы, а порядок её начисления в указанный период. Истец не согласен с включением в состав минимальной заработной платы компенсационных надбавок за работу в особых климатических условиях: районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Из содержания статей 129, 133, 133.1 Трудового кодекса РФ следует, что не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника.

Вместе с тем, в соответствии со статьями 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Повышенная оплата труда работника, которая не охватывается понятием месячной заработной платы, определенной частью 3 ст. 133 ТК РФ, производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок (статьи 316 и 317 ТК РФ), применяемых именно к заработной плате тех, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

В ином случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в такой местности оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в подобных условиях.

Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречило закону.

В силу статьи 1 Федерального закона от 19.06.2000 г № 82-ФЗ (в ред. ФЗ № 336-ФЗ от 02.12.2013 г) минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет с 1 января 2015 г. 5965 рубля в месяц, с 01 января 2016 года- 6204 руб.

В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Усть-Кут и Усть-Кутский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.

Как следует из расчетных листков, трудового договора, размер районного коэффициента и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, у истца составляет соответственно 70% и 50%.

Следовательно, минимальный размер заработной платы, при выполнении нормы рабочего времени, не может быть ниже 13648 руб. 80 коп. ( 6204 руб. + 50% процентная надбавка + 70% районный коэффициент).

При этом ссылка представителя ответчика на Постановление Правительства Иркутской области от 30 января 2012 года № 19-пп «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области», Постановление администрации УКМО от 27 января 2012 года № 59-п, которыми установлен размер минимальной заработной платы для работников государственных и муниципальных организаций, расположенных в Усть-Кутском муниципальном образовании с 01.01.2012 г. в размере 7041 руб. с учетом всех компенсационных выплат и доплат, является необоснованной.

В соответствии со статьей 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы (РМЗП). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (РМЗП) не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом. Исходя из положений Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 года N 336-ФЗ) минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен с 1 января 2016 года в размере 6204 руб., и с учетом северной надбавки 50% и районного коэффициента 70% при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истца должна составлять с 1 января 2016 года не менее 13648 руб. 80 коп.

При таких обстоятельствах Постановление Правительства Иркутской области от 30 января 2012 года № 19-пп «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области», Постановление администрации УКМО от 27 января 2012 года № 59-п не могут применяться к данным правоотношениям, поскольку противоречат Федеральному закону от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 года N 336-ФЗ).

Из расчетных листов, табеля учета рабочего времени следует, что истец в апреле, мае, июне 2016 года выработала норму рабочего времени по основному месту работы, ей была начислена заработная плата с учетом оклада, районного коэффициента, северной надбавки, доплат в размере ниже минимального размера оплаты труда.

Из приказов от 06 апреля 2016 года, 05 мая 2016 года и 09 июня 2016 года следует, что ФИО3 в апреле, мае, июне 2016 года доплачивали 0,25 ставки .

В соответствии со ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Таким образом, за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника работодатель устанавливает работнику специальную доплату, а не выплачивает должностной оклад по должности временно отсутствующего работника.

Принимая во внимание положения ст. 133 ТК РФ о том, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, не может быть менее МРОТ, с учетом положений ст. 129, 149, 151 ТК РФ, следует, что доплата за увеличение объема работы либо в порядке совмещения профессий (должностей) и расширения зоны обслуживания как составная часть учитывается при определении всей заработной платы работника по правилам ст. 133 ТК РФ и включается в величину МРОТ.

Из представленных суду документов следует, что в апреле 2016 года истице начислено ( с учетом доплат и совмещения) - , что менее чем 13648 руб. 80 коп., следовательно, сумма ко взысканию составляет – ; в мае 2016 года начислено (с учетом доплат и совмещения)- , что менее чем 13 648 руб. 80 коп., следовательно сумма ко взысканию составляет ; в июне 2016 года начислено (с учетом доплат и совмещения)- , что менее чем 13 648 руб. 80 коп., следовательно сумма ко взысканию составляет таким образом, общая сумма задолженности за апрель, май, июнь 2016 года составляет .

Указанную сумму необходимо взыскать с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст.ст. 135, 136 ТК РФ ответственность по начислению и выплате заработной платы лежит на работодателе.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковое требование о взыскании недополученной заработной платы за апрель, май, июнь 2016 года в пользу истца в размере подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, главы 25.3 НК РФ с ответчика подлежит взыскать государственную пошлину в доход бюджета Усть-Кутского муниципального образования в сумме руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО3 к СОШ о взыскании заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать с СОШ в пользу ФИО3 недоначисленную заработную плату за апрель, май, июнь 2016 года в размере (с правом ответчика удержать установленные налоги и сборы) и государственную пошлину в доход бюджета Усть-Кутского муниципального образования в размере .

В удовлетворении искового требования о взыскании заработной платы в размере отказать.

С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 20 сентября 2016 г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.

Председательствующий: Л.А. Горянинская