ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1672/19 от 19.07.2019 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 2-1672/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2019 года ст. Северская

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего

Андреевой Е.А.,

при секретаре

ФИО2,

с участием представителя истца

ФИО3,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица

ФИО4,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Северский район к ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства путем приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с фактическим использованием,

установил:

Администрация муниципального образования Северский район обратилась в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства путем приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с фактическим использованием. В обоснование заявленных требований истец указал о том, что в рамках осуществления мероприятий муниципального земельного контроля управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Северский район обследован объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. В ходе проверки специалистами установлено несоответствие фактического использования установленному виду разрешенного использования земельного участка. По сведениям управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю указанный объект недвижимости предназначен для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ является ФИО1 В настоящее время земельный участок используется правообладателем не в соответствии с целевым назначением. Вид разрешенного использования в установленном порядке не изменен. ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений в адрес ФИО1 направлено уведомление с указанием на необходимость привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с его фактическим использованием. Однако, до настоящего времени земельный участок используется не по целевому назначению, вид разрешенного использования в установленном порядке не изменен. Допущенные ФИО1 нарушения действующего законодательства РФ приводят к снижение налоговых поступлений в бюджет Северского сельского поселения Северского района и муниципального образования Северский район, что нарушает не только права указанных субъектов, но и права неопределенного круга лиц. Просит обязать ФИО1 устранить допущенные нарушения действующего законодательства РФ путем приведения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с фактическим использованием; запретить ФИО1 эксплуатировать расположенное на спорном земельном участке здание до изменения вида разрешенного использования земельного участка.

В ходе рассмотрения дела представитель истца – администрации МО Северский район - ФИО3 в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования и просил суд обязать ФИО1 устранить допущенные нарушения действующего законодательства РФ путем приведения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с фактическим использованием.

Представитель истца администрации муниципального образования Северский район ФИО3 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ответчику, не соответствует его фактическому использованию, что влияет на величину уплачиваемого им в бюджет земельного налога.

Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО6 в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Согласно п. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица администрации Смоленского сельского поселения Северского района в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения на иск, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что фактически истец просит обязать ответчика изменить установленный вид разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «гостевые дома». Установленный вид разрешенного использования земельного участка соответствует коду 2.2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 года № 50. Ответчик не обязан изменять вид разрешенного использования, если использует земельный участок не в соответствии с установленным видом разрешенного использования. Вместе с тем, за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием предусмотрена административная ответственность. Указал, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты. В деле отсутствуют доказательства, подтверждающие отправку письма-уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, а также получение ответчиком уведомления о проведении внеплановой проверки, сведения о возврате уведомления о проведении внеплановой проверки. Кроме того, отсутствую документы, послужившие основанием для проведения внеплановой проверки. Акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ не является актом административного обследования и не соответствует форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 года № 251.

Представитель третьего лица Северского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ФИО4 в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 2 ст. 72 ЗК РФ, муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно части 3 ст. 37 Гр КФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В силу положений статей 30, 32, 37 ГрК РФ, вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> (Л.д. 12-14).

Согласно информации МО Северский район, земельный участок с кадастровым номером , в соответствии с правилами землепользования и застройки территории Азовского сельского поселения, утвержденного решением Совета МО Северский район от ДД.ММ.ГГГГ отнесен к зоне Ж-1Б, в видах разрешенного использования которой предусмотрен, в том числе вид разрешенного использования – гостевые дома (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест (отдельно стоящих, встроенных, пристроенных, подземных) на территории участка) (Л.д. 9-11).

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540, земли, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2), могут быть использованы для размещения жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производства сельскохозяйственной продукции; размещения гаража и иных вспомогательных сооружений; содержания сельскохозяйственных животных.

Из акта осмотра объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного заместителем начальника управления имущественных отношений администрации МО Северский район, а также приложенного к нему фотоматериала и рекламных объявлений из сети «Интернет» с перечнем услуг, входящих в стоимость проживания, следует, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, находится объект предпринимательской деятельности – база отдыха (Л.д. 5-6, 15-17).

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Частью 3 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Таким образом, ходе проверки органом муниципального земельного контроля установлено, что земельный участок, принадлежащий ответчику, имеет разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Однако, на земельном участке расположен и эксплуатируется гостевой дом (база отдыха), что противоречит виду разрешенного использования земельного участка и является нарушением ст. 42 ЗК РФ, ст.37 ГрК РФ.

В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). В связи с этим, именно на собственников должна быть возложена обязанность прекратить использование участка не по целевому назначению.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 администрацией МО Северский район предложено в течение 60 календарных дней устранить допущенные нарушения земельного законодательства, обратившись в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «гостевые дома» (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест (отдельно стоящих, встроенных, пристроенных, подземных) на территории участка. В установленный срок вид разрешенного использования земельного участка ответчиком изменен не был.

Положениями Налогового кодекса РФ предусмотрено, что земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками физическими лицами в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогооблажения.

Согласно ч. 1 ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Советом муниципального образования Азовское сельское поселение Северского района принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении земельного налога», в котором налоговая ставка градируется в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка (Л.д. 14-17).

В отношении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства установлена налоговая ставка в размере 0,15 % от кадастровой стоимости участка, а в отношении прочих, в том числе земельных участков с видом разрешенного использования – для ведения предпринимательской деятельности 1,5 % кадастровой стоимости участка.

Таким образом, неисполнение ответчиком требований земельного законодательства влечет за собой недополучение бюджетом Азовского сельского поселения Северского района денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы как муниципального образования, так и неопределенного круга лиц его жителей.

Учитывая, что земельный участок ФИО1 используется не по целевому назначению, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований муниципального образования Северский район и возложении на ФИО1 обязанности устранить нарушения земельного законодательства РФ.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации муниципального образования Северский район к ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства путем приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с фактическим использованием – удовлетворить.

Обязать ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения земельного законодательства РФ путем приведения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с его фактическим использованием.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда составлено 23.07.2019 года.

Председательствующий Е.А. Андреева