ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1672/2022 от 05.09.2022 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2-1672/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2022 года г. Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области, в составе: председательствующего судьи Кирилловой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Астафьевой Е.В.,

с участием помощника прокурора г. Новотроицка Оренбургской области Тришиной Д.В.,

представителя ответчика Даниловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1672/2022 по иску прокурора города Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному автономному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18 города Новотроицка Оренбургской области» об обязании обеспечить охрану здания,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Новотроицка Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности, об образовании в деятельности МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка». Проверкой установлено, что МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» на праве оперативного управления принадлежит здание школы по адресу: г. Новотроицк, ул. М. Корецкой, д. 37, которому в соответствии с п.13 Требований по антитеррористической защищенности объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, присвоена третья категория опасности. В нарушение требований законодательства на первом этаже здания не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), кроме того, МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Кроме того, в октябре 2021 года прокуратурой города проводилась проверка соблюдения в образовательном учреждении требований антитеррористической защищенности, по результатам которой 08.10.2021 внесено представление, нарушения не устранены. Указал, что принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Вышеуказанное нарушение создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для неисполнения требований законодательства.

Истец просит суд обязать МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» обеспечить охрану здания (территории) МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» по адресу: г. Новотроицк, ул. М. Корецкой, 37 сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новотроицка Оренбургской области Тришина Д.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» Данилова Е.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что в целях принятия мер антитеррористической защищенности школой проведены соответствующие мероприятия: имеется журнал регистрации инструктажа по антитеррористической безопасности, проведены инструктажи о порядке действий, при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе террористического акта, имеется план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму, установлены видеокамеры, ведется запись и архивирование видеоинформации с камер, установлен стационарный металлодектор, оборудование помещения для охраны на 1 этаже здания школы запланировано на период проведения капитального ремонта, круглосуточно физическую охрану здания (территории) школы осуществляют штатные сторожа (вахтеры).

Распределение бюджетных средств производится главным распорядителем бюджетных средств в рамках выделенных бюджетных лимитов, воздействовать на которое МОУА «СОШ № 18 г. Новотроицка» не представляется возможным. На основании указанного 12.08.2022 МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» направлено письмо № 69 в адрес Управления образования администрации муниципального образования город Новотроицк об оказании содействия в обеспечении охраны на территории МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка». Поскольку распорядителем средств МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» не является, а бюджет формируется на очередной финансовый год и плановый период в сентябре месяце, исполнить требование, установленное прокурором города Новотроицка, даже при условии установления срока на его исполнение не представляется возможным ранее 2023 года.

Представители третьих лиц администрации МО г. Новотроицка и УО администрации МО г. Новотроицк в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Администрацией МО г. Новотроицк представлен отзыв на исковое заявление, в котором заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя и принятии решения на усмотрение суда по имеющимся в деле материалам.

Суд в соответствие со статьей 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

Заслушав помощника прокурора г. Новотроицка и представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п."д" ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризму и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно ч. 13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно пп. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); антитеррористическая защищенность объекта (территории) – это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. 4, 6 ч.1 ст.5.2 ФЗ «О противодействии терроризму»).

Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых в том числе для образовательных видов деятельности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (п.3.1 ч.2 ст.5 ФЗ «О противодействии терроризму»).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Статьей 19 Закона Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» также предусмотрено, что в образовательных организациях Оренбургской области создаются условия для охраны жизни и здоровья обучающихся.

Согласно ч. 5 ст. 55.24 Градостроительный кодекс Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства (реконструкции) зданий не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов.

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ч. 6 ст. 55.24 Градостроительный кодекс Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 36 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент и безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» является автономной некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием г. Новотроицк, в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, в целях реализации прав граждан на получение общедоступного образования при реализации федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов образовательных программ различного вида, уровней и (или) направленности, в том числе общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В октябре 2021 года прокуратура города Новотроицка провела проверку МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» на предмет соблюдения требований антитеррористической защищенности.

Проверкой установлено, что МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» на праве оперативного управления принадлежит здание школы по адресу: г. Новотроицк, ул. М. Корецкой, д. 37, которому в соответствии с п.13 Требований по антитеррористической защищенности объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, присвоена третья категория опасности.

В нарушение требований законодательства МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» на первом этаже здания не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), также, МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В связи с чем, 08.10.2021 в адрес УО администрации МО г. Новотроицк вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

Согласно ответу начальника УО администрации МО г. Новотроицк от 29.10.2021 часть указанных нарушений устранены.

12.08.2022 МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» направлено письмо № 69 в адрес Главы администрации муниципального образования г. Новотроицк и Управления образования администрации муниципального образования город Новотроицк об оказании содействия в обеспечении охраны на территории МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка».

Сторонами не оспаривается, что МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» отнесено к третьей категории опасности объекта (территории).

В силу п.25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Из пояснений представителя ответчика и представленных документов следует, что охрана здания МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» не обеспечена сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Тем самым не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, сотрудников, посетителей учреждения, нарушает их права и законные интересы.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных прав и свобод и законных интересов человека и гражданина.

Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних и работников в образовательном учреждении.

Как видно из приведенных выше норм права, они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений. МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» является автономным учреждением. Ответственность за обеспечение безопасности обучающихся и работников во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность несут должностные лица образовательных учреждений в связи с чем доводы ответчика о том, что УО администрации МО г. Новотроицка является главным распорядителем бюджетных средств, в связи с чем финансирование образовательного учреждения напрямую зависит от выделения бюджетных средств судом не принимаются, поскольку данное обстоятельство не исключает выполнение МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» требований действующего законодательства.

Согласно п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с п. 6 ст. 123.22 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Для удовлетворения требования кредиторов автономного учреждения используется имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Учитывая изложенное, суд считает исковое заявление прокурора г.Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному автономному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18 города Новотроицка Оренбургской области» об обязании обеспечить охрану здания подлежащим удовлетворению.

Суд полагает необходимым возложить на МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» обязанность устранить выявленные нарушения в срок до 01.02.2023.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному автономному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18 города Новотроицка Оренбургской области» об обязании обеспечить охрану здания удовлетворить.

Обязать МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» в срок до 01.02.2023 обеспечить охрану здания (территории) МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» по адресу: г. Новотроицк, ул. М. Корецкой, д. 37 сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение месяца с момента вынесения решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Л.В. Кириллова

Мотивированное решение составлено 12.09.2022.

Судья: Л.В. Кириллова