ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1674/20 от 13.07.2020 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

2-1674/2020

26RS0003-01-2020-000159-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2020 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Дубровской М.Г.

при секретаре судебного заседания Мурсалове К.Л.,

с участием истца Дарминова П.Ф., представителя ответчика администрации города Ставрополя, КУМИ города Ставрополя - Самойленко Г.Н. действующей на основании доверенностей, представителя третьего лица Министерства строительства и архитектуры <адрес> - ФИО6 действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Дарминова Павла Федоровича к администрации <адрес>, Комитету по управлению муниципальным имуществом<адрес> о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Дарминов П.Ф. обратился в суд с иском, в последующем уточненным, к администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - КУМИ города Ставрополя) о признании незаконным постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, обязании администрации <адрес> устранить допущенное нарушение,согласно которому просил: признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Дарминова П.Ф. нуждающимся в жилом помещении;обязать администрацию <адрес> устранить допущенное нарушение прав и свобод Дарминова П.Ф.путем повторного рассмотрения, ранее поданного заявления о признании нуждающимся в жилом помещении, в соответствии с положениями действующего законодательства.

В обоснование искового заявления указал, что согласно выписке из реестра граждан-участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, о включении в реестр от ДД.ММ.ГГГГ, он является участником долевого строительства жилья, и в соответствии с законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О мерах социальной поддержки граждан-участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес>» имеет право на предоставление за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительства жилья.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением, о признании его нуждающимся в жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ им получено извещение от ДД.ММ.ГГГГс и Постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ от отказе в признании его нуждающимся в жилых помещениях на основании пунктов 1,3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, пункта 20 административного регламента администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ.

Считает вышеуказанное постановление незаконным и необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права. При приеме документов работником администрации города Ставрополя были нарушены нормы пункта 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ. Расписку в получении документов работник администрации города Ставрополя отказался предоставлять.

Основанием для отказа в предоставлении услуги является непредставление документов, предусмотренных п.14 административного регламента, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно не были представлены документы по месту регистрации заявителя по адресу: <адрес>, а именно не представлены: финансовый лицевой счет, домовая книга, а также документ, подтверждающий право пользования жилым помещением.

Пункт 14 административного регламента администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 07.09.2017, предусматривает предоставление финансового лицевого счета, домовой книги по месту постоянного проживания заявителя.

Им были представлены следующие документы: финансовый лицевой счет, копия домовой книги, копия свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и копии договоров найма жилого помещения с 2014 - 2019 в количестве 6 экземпляров по месту его фактического проживания по адресу: <адрес>, согласно требованиям административного регламента администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, считает, что вышеуказанное основание для отказа администрации городаСтаврополя является ничтожным.

В связи с отсутствием в его собственности какой-либо недвижимости, он вынужден снимать жилое помещение по адресу: <адрес>, о чем свидетельствуют представленные в администрацию города Ставрополя копии договоров найма жилого помещения с 2014 по 2019, а именно: договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Следующим основанием для отказа в Постановлении указана ст.53 Жилищного Кодекса РФ - намеренное ухудшение гражданами своих жилищных условий и имеется ссылка на сведения из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему принадлежало жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 41,4 кв.м.; данное жилое помещение было приобретено им по договору купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ.

Исполняя обязанности по оплате по договору купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредитования в течение 2-х лет, он принял решение по отчуждению данной недвижимости третьим лицам в связи с отсутствием возможности далее оплачивать кредит. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ им был заключен договор купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств данной квартиры, в соответствии с которым квартира выбыла из его собственности. Поэтому с данным основанием для отказа администрации города Ставрополя он не согласен, поскольку намеренного ухудшения жилищных условий не производил.

Начиная с момента признания его пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, включении в реестр от ДД.ММ.ГГГГ, и по настоящее время он не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

За период с 2008 по 2019 он неоднократно обращался с заявлением, о принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но администрацией города Ставрополя принимались решения об отказе в признании его нуждающимся в жилом помещении.

Кроме того, указывает, что на обращение по вопросу нарушения недобросовестным застройщиком ООО «Спас-XXI» прав граждан-участников строительства многоквартирного жилого дома, расположенного в городе <адрес> им получен ответ из Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, где Управление дает разъяснение о том, что социальная выплата предоставляется в порядке, установленном постановлением Правительства Ставропольского края от 21.04.2010 №120-П «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета <адрес> социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам-участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края», гражданам, принятым на учет в установленном законом порядке, и признанным нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.

Поэтому, подавая заявление, он преследует цель быть признанным нуждающимся в жилых помещениях в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, для дальнейшего обращения в Управление Ставропольского края по строительному или жилищному надзору и/или Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, с прошением о предоставлении ему за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.

В его заявлении ответчиками являются администрация города Ставрополя и КУМИ города Ставрополя, в связи с тем, что решение по его вопросу принималось сообща: Комитет вел прием документов, проводил межведомственные согласования и после отправлял их для принятия решения и его подписания в администрацию города Ставрополя.

Также при приеме документов сотрудником Комитета были допущены грубейшие нарушения: не выдана расписка с перечнем всех поданных им документов; ответ администрации <адрес> на его обращение не был отправлен ему посредством почтового отправления; при подаче документов сотрудник Комитета стал его убеждать, что пакет документов не соответствует их требованиям (необходимы документы по месту регистрации, а не по месту проживания), что противоречит требованиям утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 23.03.2012 №112-п «Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам-участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края», где в перечне указано: документы, подтверждающие право гражданина долевого строительства быть признанным нуждающимся: копия финансового лицевого счета по месту жительства, но не регистрации.

В связи с этим, он может предположить, что Комитет предоставил в администрацию города Ставрополя неполный пакет документов для признания его нуждающимся в жилых помещениях, что в свою очередь повлияло на вынесение решения администрацией города Ставрополя не в пользу истца.

Истец Дарминов П.Ф., в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил суду, что он полностью не согласен с постановлением администрации, поскольку был нарушен регламент приема документов. Считает, что подал полный перечень пакета документов. Преднамеренного ухудшения жилищных условий, с его стороны не было, поскольку квартиру он продал для оплаты ипотеки. Все документы сдавал лично в КУМИ города Ставрополя. Настаивал на том, что администрация города Ставрополя неправильно рассмотрела документы и вынесла незаконное решение. Просилпризнать незаконным постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Дарминова П.Ф. нуждающимся в жилом помещении;обязать администрацию города Ставрополя устранить допущенное нарушение прав и свобод Дарминова П.Ф.путем повторного рассмотрения, ранее поданного заявления о признании нуждающимся в жилом помещении, в соответствии с положениями действующего законодательства

Представитель ответчиков администрации города Ставрополя и КУМИ города Ставрополя по доверенности Самойленко Г.В., в судебном заседаниивозражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в ранее представленных письменных возражениях, из которых следует,что постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 №126-п «О мерах по реализации закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» утвержден перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления им помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма.

Кроме того, административным регламентом администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, закреплено, что гражданин, вместе с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляет документы, необходимые для получения услуги.

Для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановке их на жилищный учет органом местного самоуправления, в порядке предусмотренном ст.51 ЖК РФ, необходимо наличие одновременно двух условий: наличие категории, указанной в ст.49 ЖК РФ, а так же наличие нуждаемости, т.е. обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст.51 ЖК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ в КУМИ города Ставрополя из МКУ «МФЦ в городе Ставрополе» поступили заявление и документы от Дарминова Павла Федоровича, 1965 года рождения, по вопросу признания его нуждающимся в жилом помещении с целью получения за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, как участнику долевого строительства жилья, пострадавшему вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории города Ставрополя.

Из представленных документов следовало, что состав семьи заявителя -1 человек. Дарминов П.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>. Дарминов П.Ф. согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ является гражданином - участником долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, и в соответствии с Законом Ставропольского края от 13.11.2009 №75-кз «О мерах социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-107/2019-618 в период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.09.2016Дарминову П.Ф. принадлежало жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 41,4 кв.м.

Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения, приходящаяся на одного человека. В связи с наличием собственности, Дарминов П.Ф. был обеспечен обшей площадью жилого помещения более учетной нормы до ДД.ММ.ГГГГ. Дарминов П.Ф. не имеет права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ, срок.

Доводы истца о фактическом проживании по другому адресу основаны на словах и не подтверждены никакими достоверными доказательствами. Заявителем не были представлены документы по месту регистрации по адресу: <адрес>, а именно: финансовый лицевой счет, домовая книга, а также документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

Также пояснила, что настаивает на письменной позиции. Администрация города Ставрополя отказала Дарминову П.Ф. в постановке на учет, потому что в период с 2014-2016 ему принадлежало жилое помещение, а согласно ст.53 ЖК РФ, лицо признается нуждающимся, если в течениепяти последних лет он не владел жилым помещением и к моменту его обращения, этот срок истек. Истец является обманутым дольщиком и согласно закону СК от 13.11.2013 №75-кз «О мерах социальной поддержки граждан, участников долевого строительства пострадавших в результате неисполнении застройщиком обязательств», он имел право встать на учет, однако следующее Постановление Правительства изменило порядок постановки на учет и получения социальной выплаты. В случае удовлетворения исковых требований, администрация города не сможет исполнить решение суда. Признание постановлениянезаконным не восстановит нарушенное право и никаким образом не повлияет на права истца. Суд кассационной инстанции сделал вывод, что было намеренное ухудшение жилищных условий. В настоящий момент, орган местного самоуправления не может восстановить права истца. Считает, что постановление администрации города Ставрополя полностью законно, просила в иске отказать в полном объёме.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным без удаления суда в совещательную комнату, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Панкратова Д.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в представленных письменных возражениях, из которых следует, что Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 24.12.2019 №608-п.

В соответствии с Постановлением №608-п Министерство является органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение на территории Ставропольского края государственной политики и осуществляющим государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

Из материалов дела следует, что Дарминов П.Ф. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением, о признании его нуждающимся в жилом помещении в целях получения жилищной субсидии, предусмотренной законом Ставропольского края от 16.03.2006 №13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае», предусматривающем признание граждан нуждающимися в соответствии со ст.51 ЖК РФ, при отсутствии установленного иного порядка.

Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ установлена учётная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 кв. метров общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.

При отказе в удовлетворении заявления истца администрация исходила из состава семьи заявителя - 1 человек, регистрации проживания заявителя по адресу <адрес> сведений из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающей, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дарминову П.Ф. принадлежало жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 41,4 кв.м., проданное им, принимая во внимание положения ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, налицо факт отсутствия нуждаемости, и факт намеренного ухудшения жилищных условий истцом.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст.53 ЖК РФ).

В соответствии с Письмом Минстроя России от 07.08.2017 №28068-ЕС/05 «О направлении Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия:отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности.

На основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ.

Решением комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Дарминов П.В. был включен во вторую часть реестра граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края (далее - реестр), по объекту долевого строительства - <адрес>, ЗБ (2 очередь) в городе Ставрополе. На <адрес> было заключено 2 договора участия в долевом строительстве. Данный многоквартирный дом ДД.ММ.ГГГГ введен в эксплуатацию.

Во вторую часть реестра включены сведения о гражданах, заключивших договоры участия в долевом строительстве жилья на объекты долевого строительства жилья, в отношении которых на момент заключения указанных договоров застройщиками были заключены договоры участия в долевом строительстве жилья с другими участниками долевого строительства жилья, либо (и) выполнивших свои обязательства по договорам участия в долевом строительстве жилья частично в связи с виновными действиями (бездействием) застройщиков по неисполнению обязательств по таким договорам, либо (и) расторгнувших в установленном порядке договоры участия в долевом строительстве жилья, в отношении которых застройщиком не выполнены обязательства по возврату денежных средств полностью или частично.

Ведение реестра осуществлялось в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Ставропольского края от 25.08.2008 №137-п «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края», утратившими силу в связи с изданием постановления Правительства Ставропольского края от 05.03.2014 №85-п «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ставропольского края».

Граждане, включенные в реестр, имели право на меры социальной поддержки в виде социальной выплаты в соответствии с Законом Ставропольского края 13.11.2009 №75-кз «О мерах социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» в порядке, утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 21.04.2010 №120-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты наприобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» (далее соответственно - Закон, Порядок), согласно которому, необходимым условием являлось признание их нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.

Закон и Порядок были признаны утратившими силу Законом Ставропольского края от 07.05.2020 №59-кз «О признании утратившим силу Закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» и постановлением Правительства Ставропольского края от 21.05.2020 №274-п «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ставропольского края», в связи с принятием на федеральном уровне мер, направленных на восстановление прав граждан - участников долевого строительства.

Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает механизмы восстановления прав граждан - участников долевого строительства в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) застройщиков (далее - механизмы Фонда). С использованием механизмов Фонда, в том числе осуществляются мероприятия по завершению строительства объектов незавершенного строительства и выплате возмещений гражданам - участникам долевого строительства.

Восстановление прав граждан - участников строительства многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, ЗБ, в городе Ставрополе, строительство которого осуществлялось недобросовестным застройщиком ООО «Спас-XXI», с использованием механизмов Фонда не представляется возможным в связи с прекращением дела о несостоятельности (банкротстве) и ликвидацией юридического лица.

Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.55,56,59,60,67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с ч.2,3,4 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления и документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 №126-п «О мерах по реализации закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» утвержден перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления им помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма.

Административным регламентом администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 07.09.2017 №1653, закреплено, что гражданин, вместе с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляет документы, необходимые для получения услуги.

В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч.4,5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет.

Для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановке их на жилищный учет органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст.51 ЖК РФ, необходимо наличие одновременно двух условий: наличие категории, указанной в ст.49 ЖК РФ, а так же наличие нуждаемости в жилом помещении, то есть обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст.51 ЖК РФ).

Судом установлено, чтоДД.ММ.ГГГГ Дарминов П.Ф. обратился в КУМИ города Ставрополя по вопросу признания его нуждающимся в жилом помещении с целью получения за счет средств бюджета <адрес> социальной выплаты на приобретение или строительство жилья как участнику долевого строительства жилья, пострадавшему вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Дарминовым П.Ф. получено извещение от ДД.ММ.ГГГГс и Постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ от отказе в признании его нуждающимся в жилых помещениях на основании пунктов 1,3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, пункта 20 административного регламента администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных документов следует, что состав семьи заявителя - 1 человек. Дарминов П.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта Дарминова П.Ф. серии 07 16 .

Дарминов П.Ф. согласно выписке из реестра от ДД.ММ.ГГГГ является гражданином - участником долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, и в соответствии с Законом Ставропольского края от 13.11.2009 №75-кз «О мерах социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края».

Ведение реестра осуществлялось в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Ставропольского края от 25.08.2008 №137-п «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края», утратившими силу в связи с изданием постановления Правительства Ставропольского края от 05.03.2014 №85-п «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ставропольского края».

Граждане, включенные в реестр, имели право на меры социальной поддержки в виде социальной выплаты в соответствии с Законом Ставропольского края 13.11.2009 №75-кз «О мерах социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» в порядке, утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 21.04.2010 №120-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты наприобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» (далее соответственно - Закон, Порядок), согласно которому, необходимым условием являлось признание их нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.

Закон и Порядок признаны утратившими силу Законом Ставропольского края от 07.05.2020 №59-кз «О признании утратившим силу Закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» и постановлением Правительства Ставропольского края от 21.05.2020 №274-п «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ставропольского края», в связи с принятием на федеральном уровне мер, направленных на восстановление прав граждан - участников долевого строительства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-107/2019-618 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дарминову П.Ф. принадлежало жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 41,4 кв.м., данное жилое помещение на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ, Дарминов П.Ф. продал.

Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящаяся на одного гражданина.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

Таким образом, судом установлено, что в срок, предусмотренный ст.53 ЖК РФ Дарминову П.Ф. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежаложилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 41,4 кв.м.

Кроме того, частью 4 ст.52 ЖК РФ закреплено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся вжилых помещениях.

Пунктом 14 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, <адрес>, муниципальными правовыми актами <адрес> для предоставления услуги.

Согласно п.1 ст.20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с ч.8 ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан РФ на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713 место жительства гражданина, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрации.

Факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте жительства удостоверяется регистрацией по месту жительства, а факт временного проживания по какому-либо иному месту проживания (место пребывания) удостоверяется регистрацией по месту пребывания.

Таким образом, доводы истца о фактическом проживании по другому адресу основаны на словах и не подтверждены никакими достоверными доказательствами.

Судом установлено, что истцом не были представлены документы по месту регистрации по адресу: <адрес>, которые бы соответствовали перечню документов, предусмотренному пунктом 14 административного регламента.

В соответствии с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что Дарминов П.Ф. не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч.4 ст.52 ЖК РФ и п.20 административного регламента администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,предоставляемых по договору социального найма», утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, а также о том, что у Дарминова П.Ф. отсутствует нуждаемость и имеется факт немереного ухудшения истцом своих жилищных условий. Считает постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования Дарминова П.Ф. не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодека РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Дарминова Павла Федоровича к администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществомгорода Ставрополя о признании незаконным постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Дарминова Павла Федоровича нуждающимся в жилом помещении; обязании администрации города Ставрополя устранить допущенное нарушение прав и свобод Дарминова Павла Федоровича путем повторного рассмотрения, ранее поданного заявления о признании нуждающимся в жилом помещении, в соответствии с положениями действующего законодательства, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.Г. Дубровская

Мотивированное решение суда изготовлено 20 июля 2021 года.

Судья М.Г. Дубровская