ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1674/20 от 15.07.2020 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Гр. дело № 2-1674/2020

Поступило в суд 23.06.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2020 г. г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска

в составе:

председательствующего судьи Еременко Д.А.

при секретаре Мироновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новокузнецкого транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Новокузнецкий транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Р. железные дороги» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства РФ о транспортной безопасности, а именно: в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км и представить на утверждение ее результаты в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

В обоснование исковых требований указано, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и противодействии терроризму на объекте транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км, в ходе которой установлено, что объект транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км 05.05.2014г. включен в реестр категорированных объектов. Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011г. ** утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Указанные требования применялись до издания нормативного правового акта Правительства РФ, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от **** № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от **** № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов». Постановлением Правительства РФ от ****** утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые 01.07.2017г. вступили в законную силу. В настоящее время подлежат применению вышеуказанные требования по обеспечению транспортной безопасности, которые распространяются на все объекты транспортной инфраструктуры, которым присвоена категория. Согласно п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде. На основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства). Соблюдение требований транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры реализуются поэтапно, первоначально объекту присваивается категория, затем проводится его оценка уязвимости, после ее утверждения разрабатывается план обеспечения транспортной безопасности. В соответствии с п.п. 17 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны при изменении положений Требований, регламентирующих меры по защите ОТИ (ТС) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости ОТИ (ТС) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. Аналогичные нормы содержатся и в п.9 «Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», утвержденного приказом Минтранса России от ******. Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км проведена субъектом транспортной безопасности и утверждена ФАЖТ 28.11.2016г. на основании «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных приказом Минтранса России от ******.

С 01.07.2017г. вступили в силу новые требования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ******. В связи с этим у ответчика возникла обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км и утверждению в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения изменений к требованиям по обеспечению транспортной безопасности, то есть с 01.07.2017г. Установлено, что в нарушение вышеуказанных требований дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км не проведена. По данному факту Новокузнецкой транспортной прокуратурой 22.05.2018г. внесено представление. Согласно ответу на указанное представление от ******/ЗСибДЦС-6 финансовые средства на проведение дополнительной оценки уязвимости, в том числе объекта транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км, не выделены Центральной дирекцией управления движением ОАО «РЖД». Выявленное нарушение противоречит требованиям законодательства, а также создает реальную угрозу совершения террористического акта на объекте транспортной инфраструктуры. Состояние антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км не соответствует нормам федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и противодействии терроризму, что в целом угрожает безопасности деятельности транспортного комплекса и может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей. Бездействие ответчика нарушает права граждан на безопасные условия жизнедеятельности в сфере использования транспортного комплекса. В случае совершения актов незаконного вмешательства на территории станции, могут пострадать работники ОАО «РЖД», иные граждане, осуществляющие работу на территории станции, собственники вагонов, грузов, а также иные лица, права которых будут затронуты в связи с невозможностью осуществления перевозок на поврежденных участках железнодорожных путей станции. На основании изложенного истец просил суд об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно указала, что срок, в течение которого истец просит обязать ответчика устранить выявленные нарушения, установлен законом, однако не возражала против принятия решения с учетом пояснений ответчика о невозможности исполнения решения в данные сроки.

Представитель ответчика ОАО «Р. железные дороги» в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснил, что ответчик не уклоняется от исполнения требований закона, признает факт нарушения законодательства. Просил в случае удовлетворения требований установить срок для устранения недостатков не менее 1 года с момента вынесения решения в окончательной форме, поскольку у ОАО «Р. железные дороги» много подразделений, которые требуют оценки. Кроме того, составлена программа проведения оценки по указанным в списке объектам на 2021 год.

Суд, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» определен предмет надзорной деятельности указанного органа, а именно: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 Закона прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; и иными заявлениями в интересах определенного лица с изъятиями и ограничениями, установленными ст. 45 ГПК РФ.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Ст. 1 указанного Закона предусмотрено, что актом незаконного вмешательства является противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Не соблюдение указанных выше норм создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как работников указанного предприятия, так и всех лиц, которые находятся на его территории.

На основании п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возложено на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Из письменных материалов дела и пояснений сторон следует, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и противодействии терроризму на объекта транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км, который принадлежит на праве собственности ответчику ОАО «РЖД».

Объект транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км 05.05.2014г. включена в реестр категорированных объектов.

В ходе данной проверки установлено, что в нарушение норм законодательства не проведена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км.

**** истцом в адрес начальника Новокузнецкого центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» направлено требование о предоставлении информации в срок не позднее **** реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры (л.д. 9).

Согласно ответу начальника Новокузнецкого центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением -филиала ОАО «РЖД» от ****, актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта и угроз за 2019 год совершено не было (л.д.10-11).

Новокузнецкой транспортной прокуратурой по данному факту **** внесено представление об устранении нарушений законодательства транспортной безопасности (л.д.18-21).

Согласно ответу ОАО «РЖД» на представление Новокузнецкой транспортной прокуратуры от ******/ЗСибДЦС-6 следует, что финансовые средства на проведение дополнительной оценки уязвимости, в том числе, объекта транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км, не выделены Центральной дирекцией управления движением ОАО «РЖД» (л.д. 22-24).

В соответствии с Федеральным законом от **** № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних: водных путей, тоннели, эстакады, мосты, автомобильные, железнодорожные вокзалы, станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные н речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ст. 2 Федерального закона от **** № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательств.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

В соответствия с частью 2, ст.15 Федерального закона «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного: договора.

Часть 3 ст. 5 Федерального: закона «О транспортной безопасности» устанавливает, что результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъект транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральном законом и иными федеральными законами.

Во исполнение ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» постановлением Правительства РФ от **** №; 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных, категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Пунктом 4 указанных Требований предусмотрено, что указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.

Подпунктом 17 пункта 5 Требований определено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной; инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту (транспортной инфраструктуры (транспортному средству).При переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство) или переходе права их использования на ином законном основании обеспечиваются проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной; инфраструктуры (транспортного средства) и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры).

В нарушение п. 3 ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п.п. 17 п. 5 Требовании по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррорестической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от ******, ответчиком не обеспечено в трех месячный срок с момента возникновения изменений в документе, регламентирующем меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов, проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км.

Таким образом, несоблюдение требований законодательства о транспортной безопасности создает угрозу безопасности и причинения вреда неопределенному кругу лиц - граждан и юридических лиц, пользующихся услугами ОАО «РЖД».

Доказательств обратного ответчиком суду не представлено, фактически из отзыва на иск следует, что такие действия не выполнены, ведется подготовка документов для заключения контракта с лицами, оказывающими услуги по проведению дополнительной оценки уязвимости.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела нашло свое подтверждение обстоятельство того, что ответчиком не обеспечена должным образом в соответствии с действующим законодательством транспортная безопасность. Установленные нарушения норм транспортной безопасности ответчиком влекут возникновение состояния незащищенности личности граждан, действующих и будущих работников ответчика, иных лиц, имущества, общества и государства в области террористической защищенности, создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц, который невозможно индивидуализировать.

Прокурором избран способ защиты права, предусмотренный ст.12 ГК РФ.

Учитывая, что ответчиком не опровергнуты доводы истца, требования Новокузнецкого транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Р. железные дороги» об обязании совершить определенные действия, а именно: провести дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км подлежат удовлетворению.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела, доводов возражений ответчика о необходимости длительного количества времени и материальных затрат, большого количества объектов, подлежащих дополнительной оценке уязвимости, характера нарушений, важности защищаемых отношений, суд полагает разумным и достаточным сроком для устранения ответчиком выявленных нарушений 1 год с момента вынесения решения суда - до 15.07.2021г.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Возложить на ответчика ОАО «Р. железные дороги» обязанность устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности путем проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры Путевой пост 120 км и обеспечить представление ее результатов на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в срок до 15.07.2021г.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Еременко Д.А.