Дело № 2-1674/2022 г.
27RS0005-01-2022-001824-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2022 года г. Хабаровск
Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи : Ковалевой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания : Денисовой Е.В.,
с участием: представителя истца - пом. прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Кужугет А.С., представителя ответчика АО « 179 Судоремонтный завод» по доверенности от *** Недоводиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Хабаровске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу « 179 Судоремонтный завод» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу « 179 Судоремонтный завод» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, в обоснование заявленных исковых требований ссылаясь на то, что прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска на основании решения о проведении проверки проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности АО «179 СРЗ», в ходе которого установлено следующее. В силу положениям частей 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта. Согласно статье 2 опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Согласно приложению 1 Закона о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. В силу положений пункта 15 Приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» использование стационарно установленных грузоподъемных механизмов (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторов в метрополитенах, канатных дорог, фуникулеров. Самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) должны осуществлять грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, краноманипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) должны стационарно закреплены на шасси или раме. В процессе производства работ самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) относятся к стационарно установленным грузоподъемным механизмам независимо от их возможности перемещения. Из положений «ГОСТ 12.2.011-2012. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования безопасности», «ГОСТ 33173.1-2014. Межгосударственный стандарт. Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 1. Общие положения» следует, что обязательным признаком крана является наличие кабины, из которой может осуществляться управление грузоподъёмным механизмом. Вместе с тем в ходе проверки, проведенной прокуратурой района с участием специалиста - сотрудника Дальневосточного управления Ростехнадзора установлено, что два грузоподъёмных механизма (1 - в цехе по ремонту дизелей, 1 - в помещении «Стенд») установлено наличие признаков кранов - наличие кабин, оборудованных для крановщика и механизмами управления кранов из кабины. В тоже время указанные грузоподъёмные механизмы не включены в государственный реестр опасных производственных объектов. Просят обязать АО «179 Судоремонтный завод» ИНН/КПП:... в срок не позднее *** привести в соответствие с требованиями Федерального закона от *** № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» грузоподъёмного механизма - кран мостовой электрический *** года изготовления, инвентарный ..., заводской ... путем ликвидации кабины; обязать АО «179 Судоремонтный завод» ИНН/КПП:... в срок не позднее *** привести в соответствие с требованиями Федерального закона от *** № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» грузоподъёмного механизма - кран мостовой электрический 1963 года изготовления, инвентарный ..., заводской ... путем ликвидации кабины.
В судебном заседании представитель истца- пом. прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Кужугет А.С. заявленные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям. Просила исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика АО « 179 Судоремонтный завод» по доверенности Недоводина А.П. заявленные исковые требования признала частично по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявленные исковые требования, из которого следует, что грузоподъемные механизмы не включены в государственный реестр опасных производственных объектов. Свидетельства о регистрации в территориальном органе Ростехнадзора ОПО, а также входящих в их состав технических устройств и оборудования эксплуатируемых обществом, заключения экспертизы промышленной безопасности этих ОПО, договоры обязательного страхования гражданской ответственности у общества отсутствуют. Ответчик является правопреемником Федерального государственного унитарного предприятия «179 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации. Имущественный комплекс ответчика сформирован в *** в результате приватизации имущества ФГУП «179 СРЗ» МО РФ. Перечень переданного ответчику имущества поименован в передаточном акте от ***. Эксплуатационная и другая техническая документация на имущество, в том числе на грузоподъемные механизмы ответчику не была передана. Информация о наличии в составе имущественного комплекса ОПО отсутствует. Основным направлением деятельности ответчика является ремонт машин и механизмов в рамках ГОЗ. Выполнение производственной программы по основной номенклатуре ГОЗ без использования грузоподъемных механизмов не предоставляется возможным. Ответчиком эксплуатируются грузоподъемные механизмы отнесение которых возможно к категории подъемных сооружений по наличию признаков кранов (кабин, оборудованных для крановщика) и как следствие подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО. Фактически, на момент проверки грузоподъемные механизмы переведены на дистанционное управление с пульта. Кабины, оборудованные для крановщика, не используются по прямому назначению. В штате общества отсутствуют крановщики. Наличие кабин является формальным признаком. Выполнение условий безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов подтверждается результатами экспертизы, проведенной лицензированной экспертной организацией. Работники, допущенные к работе с грузоподъемными механизмами прошли соответствующее обучение. Обществом запланировано проведение закупочных процедур на выполнение работ по модернизации грузоподъемных механизмов, в том числе по демонтажу кабин, в соответствии с планом закупок АО «179 СРЗ» *** утвержденным генеральным директором управляющей компании. В целях проведения закупочной процедуры по модернизации Грузоподъемных механизмов Обществом направлены запросы о предоставлении коммерческих предложений в коммерческие организации, а именно: ООО «Микротерм Плюс», ООО «Промышленные компоненты и системы», ООО «Вентмонтаж», ООО «Грузоподъемнспецтехника-Находка», ООО «ВяткаКранСервис», ООО «СтропЛифтингГрупп», ООО «Балтийская такелажная компания». На данные предложения получены коммерческие предложения от ООО «Грузоподъемнспецтехника-Находка», ООО «СтропЛифтингГрупп», ООО «Балтийская такелажная компания». На основании полученной информации сформирована закупочная документация. Протоколом ... от *** заседания Закупочной комиссии по вопросу утверждения закупочной документации ЗД ... на выполнение работ по модернизации мостовых кранов утверждена закупочная документация. Протоколом ... от *** заседания Закупочной комиссии по вопросу рассмотрения заявок участников открытого запроса цен ... (ЗД ..., ЗЦ) на выполнение работ по модернизации мостовых ФИО1 закупочная процедура признана несостоявшейся на основании п. 11.6.8.1 (б) Положения о закупке товаров, работ, услуг не отозвался ни один участник) и выставить закупочную процедуру на ЭТП Фабрикант повторно. Протоколом ... от *** заседания Закупочной комиссии по вопросу рассмотрения заявок участников открытого запроса цен ... (ЗД ..., ЗЦ) на выполнение работ по модернизации мостовых ФИО1 закупочная процедура признана несостоявшейся на основании п. 11.6.8.1 (б) Положения о закупке товаров, работ, услуг не отозвался ни один участник) и выставить закупочную процедуру на ЭТП Фабрикант повторно. На сегодняшний день закупочная документация повторно размещена на ЭТП Фабрикант. В случае если торги не состоятся будет принято решение о заключении договора с единственным участником. По результатам реализации планов ответчика по модернизации грузоподъемных механизмов, регистрация их в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО не потребуется. Ввиду сложной ситуации на рынке, сложившейся в результате введения недружественными государствами санкций в отношении Российской Федерации, связанной со значительным изменением стоимости кабельной продукции и комплектующих проведение закупочной процедуры до модернизации грузоподъемных механизмов в короткие сроки не предоставляется возможным. На основании изложенного и при указанных обстоятельства просят рассмотреть возможность переноса срока исполнения требований истца до конца первого ***.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из положений ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.
Согласно статье 2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно приложению 1 Закона о промышленной безопасности, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.
*** приказом Ростехнадзора ... утверждены требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) должны осуществлять грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, краноманипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) должны стационарно закреплены на шасси или раме. В процессе производства работ самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) относятся к стационарно установленным грузоподъемным механизмам независимо от их возможности перемещения.
Из положений «ГОСТ 12.2..... Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования безопасности», .... Межгосударственный стандарт. Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 1. Общие положения» следует, что обязательным признаком крана является наличие кабины, из которой может осуществляться управление грузоподъёмным механизмом.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска с участием специалиста - сотрудника Дальневосточного управления Ростехнадзора в отношении АО « 179 Судоремонтный завод», установлено, что два грузоподъёмных механизма (1 - в цехе по ремонту дизелей, 1 - в помещении «Стенд»), находящихся на территории завода, установлено наличие признаков кранов - наличие кабин, оборудованных для крановщика и механизмами управления кранов из кабины. Указанные грузоподъёмные механизмы не включены в государственный реестр опасных производственных объектов.
Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра от *** с фототаблицей и технической документацией.
Данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела не оспорено.
Возражений относительно заявленных исковых требований не поступило.
Принимая во внимание вышеуказанное, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание вышеуказанное, суд полагает, что разумным сроком для исполнения требований истца является окончание первого полугодия 2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу « 179 Судоремонтный завод» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, удовлетворить.
Возложить обязанность на АО «179 Судоремонтный завод» ИНН/КПП:... в срок не позднее *** привести в соответствие с требованиями Федерального закона от *** № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» грузоподъёмного механизма - кран мостовой электрический 1985 года изготовления, инвентарный ..., заводской ..., путем ликвидации кабины.
Возложить обязанность на АО «179 Судоремонтный завод» ИНН/КПП:... в срок не позднее *** привести в соответствие с требованиями Федерального закона от *** № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» грузоподъёмного механизма - кран мостовой электрический *** года изготовления, инвентарный ..., заводской ..., путем ликвидации кабины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, через суд, его вынесший.
Судья: подпись
Копия верна: судья Т.Н. Ковалева
Мотивированный текст решения составлен 05.09.2022 г.
Подлинник решения Краснофлотского районного суда г. Хабаровска подшит в деле № 2-1674/2022 г. |