ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1675/12 от 28.09.2012 Ольского районного суда (Магаданская область)

 Дело № 2-1675/12                             28 сентября 2012 года

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Ольский районный суд Магаданской области в составе

 председательствующего судьи Стахорской О.А.,

 при секретаре Метляевой И.Г.,

 с участием: представителя истца ФИО5, действующего на основании доверенности № 01-17/517 от 05.03.2012г., представителя ответчика ФИО6, действующей на основании решения от 02.011.2010г.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Ола 28 сентября 2012 года гражданское дело по иску Главы муниципального образования «поселок Ола» к Собранию представителей муниципального образования «поселок Ола» о признании решения Собрания представителей муниципального образования «поселок Ола» № 143 от 16.07.2012г. «Об участии представителей Собрания представителей МО «пос. Ола» в уголовном деле № в отношении директора ООО «Магаданская строительная компания» ФИО1 по факту хищения денежных средств» незаконным,

 У С Т А Н О В И Л:

     Глава муниципального образования «поселок Ола» (далее по тексту МО «пос. Ола») обратилась в суд с иском к Собранию представителей МО «пос. Ола» о признании решения органа местного самоуправления незаконным.

     В обоснование заявленных требований истец указал, что собранием представителей МО «пос. Ола», являющегося представительным органом МО «пос. Ола», было принято решение № 143 от 16.07.2012г. «Об участии представителей Собрания представителей МО «пос. Ола» в уголовном деле № в отношении директора ООО «Магаданская строительная компания» ФИО1 по факту хищения денежных средств» (далее по тексту решение), которым поручено депутату ФИО6 участвовать в указанном уголовном деле №. Считает данное решение не соответствующим законодательству РФ, а также Уставу МО «пос. Ола», поскольку при принятии указанного решения Собрание представителей МО «пос. Ола» вышел за объем полномочий, предоставленных законодательством РФ и Уставом МО «пос. Ола». Просил суд решение Собрание представителей МО «пос. Ола» № 143 от 16.07.2012г. незаконным и не подлежащим применению.

     В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

     На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителей истца и ответчика, судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

 В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

 Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив суду, что Собрание представителей МО «пос. Ола» действовало в рамках предоставленных ему полномочий, нарушений при процедуре принятия решения не допущено, в связи с чем просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

 Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 На основании ст. 43 Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

 Статьей 25 Устава муниципального образования «поселок Ола» определены вопросы исключительной компетенции Собрания представителей к которым относятся: принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и (или) дополнений; утверждение местного бюджета и отчёта об его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчётов об их исполнении;    определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального образования; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления муниципального образования полномочий по вопросам местного значения; принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

 Кроме того, той же статьей определено, что к иным полномочиям Собрания представителей относятся: установление официальных символов муниципального образования; принятие решений о проведении муниципальных выборов, местного референдума; назначение и определение порядка проведения собраний граждан, конференций граждан (собрание делегатов); назначение в соответствии с настоящим Уставом публичных слушаний и опросов граждан, а также определение порядка проведения таких опросов, слушаний; утверждение Регламента Собрания представителей; утверждение структуры Администрации по представлению Главы муниципального образования; формирование Избирательной комиссии муниципального образования «посёлок Ола»; установление в соответствии с законодательством порядка привлечения заемных средств; установление в соответствии с законодательством денежного содержания выборных должностных лиц местного самоуправления. Установление в соответствии с действующим законодательством размеров должностных окладов муниципальных служащих, а также размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления; утверждение сметы расходов Собрания представителей; установление порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа муниципального заказа; определение порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с федеральным законодательством; установление порядка проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, установление общего числа членов конкурсной комиссии и порядка ее формирования; утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования; осуществление права законодательной инициативы в Магаданской областной Думе; утверждение правил благоустройства территории поселения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; учреждение и присвоение наград, почетных званий, в том числе, звания «Почетный гражданин посёлка Олы»; утверждение Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования; формирование Контрольно-счетной палаты муниципального образования; принятие решении о передаче част полномочий по решению вопросом местного значения муниципального образования муниципальному образованию «Ольский район» на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Уставом; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации депутатов Собрания представителей; осуществляет иные полномочия, отнесенные к ведению Собрания представителей федеральным и областным законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом

 Таким образом, в ходе рассмотрения дела было установлено, что к исключительной компетенции Собрания представителей относится утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, а также определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Помимо этого Собрание представителей осуществляет иные полномочия, отнесенные к ведению Собрания федеральным и областным законодательством РФ, настоящим Уставом

 В силу ч. 4 ст. 92 Устава муниципальный финансовый контроль осуществляется в числе прочего Собранием представителей, а на основании ч. 1 ст. 96 Собрание представителей входит в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями по разработке, рассмотрению и утверждению, исполнению местного бюджета, осуществлению контроля за исполнением местного бюджета и утверждению отчета об исполнении.

 Судом установлено и следует из материалов дела: копия постановления№ 51 от 13.03.2012г., протокол № 26 внеочередного заседания собрания представителей МО «пос. Ола» от 16.07.2012г., копия постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 21.04.2011г., копия о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела от 20.07.2012г., копия постановления о признании потерпевшим от 20.07.2012г., копия постановления о допуске для участия в уголовном деле представителя потерпевшего, гражданского истца от 20.07.2012г., копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 27.08.2012г., копия постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 21.09.2012г., что –

 - с 13 марта 2009 года ФИО2 вступила в должность главы МО «пос. Ола»;

 - 16 июля 2012 года принято решение по ходатайству СУ УМВД России по Магаданской области ФИО3, по результатам которого вынесено решение № 143 от 16.07.2012г. «Об участии представителей Собрания представителей МО «<адрес>» в уголовном деле № в отношении директора ООО «Магаданская строительная компания» ФИО1 по факту хищения денежных средств»;

 - 21.04.2011г. возбуждено уголовное дело в отношении ФИО1 по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ;

 - в ходе расследования настоящего уголовного дела установлено, что ряд действий ФИО2 – главы МО «пос. Ола» и ФИО4 – заместителя главы МО «пос. Ола» привели к незаконному и неэффективному расходованию бюджетных средств МО «пос. Ола», направленных на финансирование строительства социально-значимого объекта и причинили муниципальному образованию материальный ущерб на общую сумму 20712383 руб., чем существенно нарушили охраняемые законом интересы общества и государства и сделан вывод о наличии в действиях ФИО2 и ФИО4 признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ;

 - в отношении ФИО2 и ФИО4 выделен отдельный материал по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ и направлен для рассмотрения в Ольский межрайонный следственный отдел СУ СК России по Магаданской области;

 - в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО2 и ФИО4 было отказано, однако постановление было отменено и поручено провести дополнительную проверку.

 Из исследованных документов усматривается, что уголовное дело в отношении ФИО1 возбуждено по факту хищения денежных средств при строительстве канализационных сетей пос. Ола. Финансирование указанного строительства осуществлялось бюджетом МО «пос. Ола», при этом в результате действий ФИО1 бюджету причинен ущерб на сумму 40667875,00 руб.

 Из уголовного дела в отношении ФИО7 выделены материалы в отношении, в том числе и главы МО «пос. Ола», по которым до настоящего времени не принято решение, то есть не установлено наличие или отсутствие в действиях (бездействии) ФИО8 состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ.

 Потерпевшим по уголовному делу в отношении ФИО7 признано муниципальное образование «поселок Ола», а ущерб причинен бюджету МО «пос. Ола».

 Как указывалось ранее Собрание представителей функциями финансового контроля местного бюджета, поэтому у суда нет оснований полагать, что Собрание представителей при вынесении решения № 143 от 16.07.2012г. вышло за рамки своих полномочий.

 Кроме того, судом проверено соблюдение процедуры принятия спорного решения, и оснований полагать, что Собрание представителей нарушен или не соблюден порядок принятия решения, не имеется.

 Учитывая приведенные выше доводы, исходя из исследованных доказательств, суд полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении исковых требований Главы муниципального образования «поселок Ола» к Собранию представителей муниципального образования «поселок Ола» о признании решения Собрания представителей муниципального образования «поселок Ола» № 143 от 16.07.2012г. «Об участии представителей Собрания представителей МО «пос. Ола» в уголовном деле № в отношении директора ООО «Магаданская строительная компания» ФИО1 по факту хищения денежных средств» незаконным, отказать.

 Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

 Установить день изготовления мотивированного решения - 03 октября 2012 года.

     Судья                                      О.А. Стахорская