ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1675/14 от 30.04.2014 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

 Дело № 2-1675/14

                                РЕШЕНИЕ

                             Именем Российской Федерации

 Центральный районный суд <адрес> в составе: председательствующего: Сулеймановой А.С.

 при секретаре П,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о понуждении к совершению действий,

                                                     УСТАНОВИЛ:

 <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации <адрес> о понуждении к совершению действий. Просит обязать Администрацию <адрес> поставить на учет в отделе по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> объект недвижимого имущества – защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу <адрес>. Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий - в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

 Требования мотивированы тем, что <адрес> в рамках проверки соблюдения законодательства, регулирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества) проведена проверка по информации муниципального бюджетного учреждения «Управление по защите населения и территории» <адрес> о защитных сооружениях гражданской обороны. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> по адресу: <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО). Согласно информации предоставленной администрацией <адрес> указанное ЗС ГО № 517, отдельно стоящее, принято в эксплуатацию в 1979 году, в реестре федерального имущества не числится. Согласно информации, поступившей из отдела по <адрес> Росреестра по <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанный объект недвижимости не зарегистрировано, заявление о принятии на учет данного объекта в отдел по <адрес> Росреестра по <адрес> не поступало. Принимая во внимание, что ЗС ГО, расположенное по адресу: <адрес> собственника не имеет, то оно является бесхозяйным в силу определения его таковым законом. В ходе проверки установлено, что администрацией <адрес> до настоящего времени не принято каких-либо мер к постановке на учет указанного в настоящем заявлении объекта недвижимости в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество,      каковым      является      Управление      Федеральной      службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

 В судебном заседании помощник прокурора <адрес>а <адрес> Т, действующий на основании служебного удостоверения, настаивал на заявленных требованиях в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

 Представитель ответчика Администрации <адрес> Б, действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований. Суду пояснила, что защитные сооружения относятся к федеральной собственности, должно состоять на учете как защитное сооружение в органах защитной инвентаризации. По имеющейся информации данное защитное сооружение находится в аварийном состоянии и использоваться не может по назначению. В обязанности Администрации <адрес> не входит содержание данных объектов. Кроме того, истец не доказал, что данное сооружение является защитным сооружением гражданской обороны, что должно подтверждаться паспортом сооружения.

 Представитель третьего лица МБУ Управление по защите населения и территории В, действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований, представила отзыв на исковое заявление из которого следует, что свои требования Истец основывает на том, что данное защитное сооружение, как объект недвижимости является бесхозяйным, а в силу ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи должны приниматься на учёт по заявлению органа местного самоуправления. Считает, что указанные выводы не соответствуют нормативным правовым актам, определяющих правовой режим защитных сооружений, как объектов гражданской обороны. «...Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к постановлению N 3020-1 не упомянуты. Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке. Поскольку нет доказательств того, что спорный объект - ЗС ГО инв. № в надлежащем порядке передавался из федеральной собственности в собственность муниципалитета, следовательно, из состава федеральной собственности он не выбывал. Считают, что в качестве ответчика по иску прокурора <адрес> с требованием поставить на учёт защитное сооружение должно быть привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.

 Третье лицо ГУ МЧС России по <адрес> в лице представителя Н, действующего на основании доверенности, поддержал заявленные требования. Суду пояснил, что требования заявлены преждевременно, т.к. в настоящее время проводится инвентаризация объектов, оформление и передача в федеральную собственность, собственность субъектов, муниципальных образований. Все объекты ГО находятся в федеральной собственности. Полагает, что в отношении спорного объекта необходимо провести обследование с целью его списания, как непригодного для эксплуатации. Первоначально информация о сооружении к ним поступила из МБУ Управление по защите населения и территории. Паспорт защитного сооружения должен был храниться у владельца «Фабрика знамя». После её ликвидации должен был быть заключен договор о передаче защитного сооружения.

 Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (Росимущество) в лице представителя К, действующего на основании доверенности, возражал против заявленных требований. Суду пояснил, что истец не доказал факт существования данного объекта ГО и наличие его в перечне таких объектов. Только при наличии плана БТИ, экспликации к нему, выписки из технического паспорта и сведений о том, что объект состоит на учете как защитное сооружение, Управление Росимущества может внести его в реестр федерального имущества. В том случае, если будет установлено, что объект является ЗС ГО, только тогда, это будет федеральная собственность, и тогда исковые требования необходимо предъявлять к Управлению Росимущества. В данном случае сооружение как объект недвижимого имущества не существует, т.к. не зарегистрирован, его отнесение к объектам гражданской обороны не подтверждается.

 Суд, выслушав представителей сторон, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, считает требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

 В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

 В соответствии с частью 3 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

 В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

 Аналогичная норма закреплена в п. 29 ч. 1 ст. 6 Устава городского округа <адрес> (новая редакция), утвержденного постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № 11/117.

 В соответствии с пунктом 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

 В соответствии с абз. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ «О гражданской обороне», предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания, населения в военное время.

 Согласно п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 « О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

 Согласно п.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом от 15.12.2002г. № Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.

 В соответствии с п. 7 Постановления <адрес> от 26.08.2013г. № 62-пг «О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны и назначении инвентаризационной комиссии на территории <адрес>», рекомендовано руководителям организации, предприятий всех форм собственности, в ведении которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, организовать проведение инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, подготовку отчетных документов и представление их в установленные сроки в соответствии с планом проведения инвентаризации в соответствующие муниципальные образования через органы, специально уполномоченные решать задачи в области гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 Судом установлено, что на территории <адрес> по адресу: <адрес> расположено некое сооружение. Согласно информации, предоставленной администрацией <адрес>, указанное защитное сооружение гражданской обороны (далее ЗС ГО) № 517, отдельно стоящее, принято в эксплуатацию в 1979 году, в реестре федерального имущества не числится, предполагаемое место нахождения установлено, сооружение завалено грунтом, последний осмотр проведен 09.04.2013г.

 Из акта комиссионного осмотра ЗС ГО инв. 517 от 03.04.2013г. следует, что состояние ЗС ГО – засыпано грунтом, к приему укрываемых не готово, правообладатель, собственник не установлен.

 Согласно информации, поступившей из отдела МБУ Управление по защите населения и территории <адрес>, из сведений представленных территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КО на территории <адрес> имеется 50ЗС ГО, учет ведется в ГУ МЧС России по Ко и организациях, на балансе которых имеются сооружения. По данным Управления Росреестра по <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ года, право собственности на указанный объект недвижимости не зарегистрировано, заявление о принятии на учет данного объекта в отдел по <адрес> Росреестра по <адрес> не поступало.

 Из сведений, представленных 06.05.2014г. ГУ МЧС России по КО, следует, что в соответствии с п. 1.2 раздела I. «Обшие положения» Приказа МЧС России от 15.12.2002г. № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», зарегистрированного в Минюсте РФ 25.03.2003г. регистрационный №4317, «Статус ЗС ГО, как объекта ГО, определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации». На объект расположенный по адресу <адрес> управлении МЧС России по <адрес> отсутствует паспорт ЗС ГО.

 Из информации представленной 28.02.2014г. Комитетом градостроительства и земельных ресурсов Новокузнецкого городского округа следует, что местоположение: «<адрес>» имеются земельные участки с кадастровыми номерами 42:30:0504048:25, 42:30:0504048:36, 42:30:0504048:37, 42:30:0504048:33. Земельный участок с кадастровым номером 42:30:0504048:25 площадью 3859 кв.м. предоставлен на праве общей долевой собственности И, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (доля в праве 9/25) и ЗАО «Промест Т» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) (доля в праве 16/25). Земельные участки с кадастровыми номерами 42:30:0504048:37 площадью 527 кв.м., 42:30:0504048:36 площадью 175 кв.м., 42:300504048:33 площадью 170 кв.м. предоставлены в собственность ООО «<данные изъяты>». Дополнительно сообщает о наличии следующих объектов недвижимости по <адрес>: <адрес>, корпус 1; <адрес>, корпус 2; <адрес>, корпус 3; <адрес>, корпус 4; <адрес>, корпус 5; <адрес>, корпус 6; <адрес>, корпус 6-А; <адрес>, корпус 7.

 Из официального ответа ТУ Росимущества по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 15-6/525, в соответствии с которым по состоянию на 22.02.2005г защитное сооружение с инвентарным номером 517, площадью 49 кв.м., было внесено в перечень объектов гражданской обороны на территории <адрес>, внесенных в реестр федерального имущества.

 Кроме того имеется сообщение от 01.02.2008г. № 15-6-02/10, в котором ТУ ФАУФИ по <адрес> просит МУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>» оказать содействие по учёту ЗС ГО в реестре в связи с принятием нового порядка ведения реестра. Указывает, что Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007г. № «О совершенствовании учета федерального имущества» был отменен порядок ведения реестра федерального имущества, установленный постановлением Правительства РФ от 03.08.1998г. № 696, и утвержден новый. В связи с большим количеством объектов, подлежащих учету в реестре федерального имущества, ЗС ГО на текущий момент по новой процедуре, определенной вышеназванным постановлением, не учтены.

 Из ответа ТО Росимущество от 22.03.2014г. на судебный запрос следует, что объект гражданской обороны, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества не учтен.

 В силу пунктов 1.2, 2.1 и 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 583, статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.

 Из приведенных нормативных положений следует, что только наличие паспорта защитного сооружения гражданской обороны, оформленного строго в соответствии с Правилами, влечет признание защитного сооружения гражданской обороны таковым.

 Согласно паспорту убежища № 51721.12.1979г., в эксплуатацию принято отдельно стоящее убежище, расположенное в <адрес>, промплощадка, принадлежащее и эксплуатируемое в мирное время фабрикой <данные изъяты> Областного управления местной промышленности, в мирное время назначение убежища- заглубленный склад готовой продукции. Паспорт не содержит подписей председателя и членов комиссии, ответственного лица фабрики, не заверен печатью.

 Суду представлена учетная карточка ЗС ГО (убежища), инвентарный номер 517, схема привязки входа в убежище в зданиям (сооружениям) на генплане объекта, заверенная начальником штаба <данные изъяты>

 Анализируя представленные доказательства, суд пришел к выводу о недоказанности факта наличия у спорного объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны. Об основания включения данного объекта в перечень объектов гражданской обороны на территории <адрес> стороны, судом не установлены. Паспорт ЗС ГО не соответствует предъявляемым к нему требованиям, следовательно, не подтверждает статус сооружения.

 Более того, в соответствии с п. 1 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

 Объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к постановлению N 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности (п. 2 постановления N 3020-1).

 Объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" в приложениях N 1 - 3 постановления N 3020-1 не указаны.

 Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

 Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

 Согласно ГОСТу Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

 Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

 Из указанных норм следует, что защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, имеющих особые назначение и условия использования, которые в приложениях N 1 - 3 к постановлению N 3020-1 не упомянуты.

 Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании п. 3 названного постановления продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

 В связи с указанными обстоятельствами, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований прокурора. Требования прокурора о постановке на учет в отделе по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу <адрес>, обоснованы именно статусом данного сооружения как защитного сооружения гражданской обороны, который не подтвержден в судебном заседании. Более того, защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности в силу закона.

 Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,

                              РЕШИЛ:

 Отказать прокурору <адрес> в интересах неопределенного круга лиц в удовлетворении исковых требований к Администрации <адрес> о понуждении поставить на учет в отделе по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> объект недвижимого имущества – защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу <адрес>, в полном объеме требований.

 Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

 Председательствующий                       Сулейманова А.С.

 Решение в окончательном виде изготовлено 05.05.2014г.