ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
председательствующего судьи Маркиной Г.В.,
при секретаре Старченковой В.А.,
с участием помощника прокурора Павловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокуратуры Коминтерновского района г.Воронежа, обратившейся в защиту интересов Российской Федерации, к ФИО3, ФИО4 и ФИО5 и ГУ МВД России по Воронежской области о признании регистрации по месту жительства недействительной, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Коминтерновского района г. Воронежа, действующий в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с иском к ФИО3, ФИО4 и ФИО5 и ГУ МВД России по Воронежской области, в котором просит признать регистрацию ответчиков по месту жительства по адресу: <адрес>, недействительной; обязать ГУ МВД по Воронежской области снять ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой Коминтерновского района г.Воронежа проверки соблюдения требований миграционного законодательства было установлено, что в квартире <адрес> на учет были поставлены ответчики, которые фактически в жилое помещение не вселялись, не проживали в нем, их местонахождение на территории Российской Федерации неизвестно. Принимающая сторона ФИО6, собственник указанной квартиры, предоставила иностранным гражданам информацию о жилом помещении для их постановки на миграционный учет, без права пользования, пребывания или проживания в нем, что позволило ответчикам легализовать свое пребывание на территории Воронежской области и в РФ. Таким образом, иностранные граждане предоставили в орган миграционной службы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего проживания, что препятствует исполнению ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Поскольку дальнейшее неправомерное нахождение ответчиков может способствовать необоснованному предоставлению им временного разрешения на жительство, а затем и гражданства РФ, прокуратура района обратилась с настоящим иском в суд (л.д.4-7).
В судебном заседании помощник прокурора Павлова Ю.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчики – граждане и третье лицо о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещались судом в установленном законом порядке (л.д. 38-42), в суд не явились, почтовая корреспонденция вернулась в суд с отметкой «истек срок хранения», никаких ходатайств не заявили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.
Ответчик ГУ МВД по Воронежской области о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений не поступило.
Суд, выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место жительства) - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее - регистрация по месту жительства) - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства.
Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;
Фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.
В силу ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ, заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.
Статья 18 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" устанавливает, что орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при предъявлении данным иностранным гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в месте нахождения жилого помещения заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы (далее - заявление о регистрации).
Заявление о регистрации подается в течение 7 рабочих дней с даты получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Из Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" следует, что миграционный учет носит уведомительный характер, на этапе получения уведомления орган миграционного учета не уполномочен проверять достоверность факта пребывания иностранного гражданина по указываемому в уведомлении адресу.
Установлено, что по заявлению принимающей стороны - ФИО6, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО7, 16.03.2018г. и 28.08.2018г. на миграционный учет по месту жительства по адресу: <адрес>, были поставлены граждане Республики Таджикистан: ФИО5, (ДД.ММ.ГГГГ)., на срок до 16.03.2019г., ФИО4, (ДД.ММ.ГГГГ), на срок до 28.02.2019г., ФИО3, (ДД.ММ.ГГГГ) на срок до 28.02.2019г.
Собственником указанного жилого помещения является ФИО6 в 1/3 доли в праве общей долевой собственности и ее несовершеннолетний сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в 2/3 долях в праве обще долевой собственности, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности на квартиру.
Как указано в иске прокуратурой, в ходе проведения проверки было установлено, что зарегистрированные в квартире иностранные граждане никогда не проживали в ней фактически, не имели намерения в ней проживать, в настоящее время их местонахождение неизвестно. Данный вывод проверки основан на показаниях соседей (ФИО1), проживающей в квартире <адрес>, и (ФИО2), проживающей в <адрес>, протоколе осмотра квартиры об отсутствии проживающих граждан в ней.
В соответствии с ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 16 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в следующих случаях: вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной - на основании заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной.
Из представленных доказательств следует, что указанное жилое помещение не стало для ответчиков местом их жительства, в том смысле, в котором это понимается законом, так как регистрация по месту жительства или месту пребывания предполагает наличие юридической и фактической связи гражданина с жилым помещением и адресом такой регистрации, то есть была допущена фиктивная регистрация их по месту жительства, что является нарушением миграционного законодательства, а потому подлежит устранению путем признания регистрации ответчиков - граждан Республики Таджикистан недействительной.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.19 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае: вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной.
Орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, в месячный срок с даты указанной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выполняет иные необходимые действия, связанные с регистрацией (ч.2 ст.18 ФЗ).
Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета (ч.2 ст.19 ФЗ).
Согласно п.17 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" при снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами "г" и "д" пункта 16 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.
Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства либо снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства, вносит необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета (п.19 Постановления).
Таким образом, требования прокурора о понуждении ГУ МВД России по Воронежской области снять иностранных граждан с регистрации по месту жительства удовлетворению не подлежат, так как решение суда о понуждении, с учетом вышеприведенных правовых норм, при отсутствии доказательств отказа органа миграционного учета совершить соответствующие действия в установленном законом порядке, не требуется. Орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, осуществляет указанные действия самостоятельно на основании вступившего в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Согласно ст. 333.36 НК РФ истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления. Размер госпошлины, подлежащий взысканию с ответчиков в доход бюджета, составляет 300 рублей с каждого.
Руководствуясь ст. ст.194 -198, 235-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокуратуры Коминтерновского района г.Воронежа, обратившейся в защиту интересов Российской Федерации, к ФИО3, ФИО4 и ФИО5 удовлетворить.
Признать недействительной постановку на учет по месту жительства граждан Республики Таджикистан: ФИО5, (ДД.ММ.ГГГГ) г.р., на срок до 16.03.2019г., ФИО4, (ДД.ММ.ГГГГ) г.р., на срок до 28.02.2019г., ФИО3, (ДД.ММ.ГГГГ) г.р., на срок до 28.02.2019г., по адресу: <адрес>, со снятием их с регистрационного учета по указанному адресу.
Решение суда является основанием для внесения необходимой информации в государственную информационную систему миграционного учета.
Взыскать с ФИО5, ФИО4, ФИО3 государственную пошлину в доход бюджета в сумме 300 рублей с каждого.
В удовлетворении иска в части требований к ГУ МВД России по Воронежской области отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда.
Судья Г.В. Маркина