ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1675/2016 от 05.04.2017 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Железногорск-Илимский 05 апреля 2017 года

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Перфиловой М.А.,

при секретаре Ермоленко Л.И.,

с участием представителя истца ФИО1

представителя ответчика ФИО2,

третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-198/17 по иску Администрации Новоигирминского городского поселения к Думе Новоигирминского городского поселения о признании штатного расписания Думы Новоигирминского городского поселения противоречащим действующему законодательству и незаконным

У С Т А Н О В И Л:

Глава Администрация Новоигирминского городского поселения ФИО4 обратился с исковым заявлением к Думе Новоигирминского городского поселения о признании штатного расписания Думы Новоигирминского городского поселения противоречащим действующему законодательству и незаконным, в обоснование которого указал, что *** председатель Думы Новоигирминского городского поселения своим приказом *** от *** «О приеме на работу», заключила трудовой договор с ФИО3 и приняла ее на работу в качестве ***, в соответствии с чем, было составлено штатное расписание Думы на *** год.

Однако решением *** районного суда от *** по делу № *** по административному исковому заявлению Прокурора Нижнеилимского района к администрации Новоигирминского городского поселения о признании Устава Новоигирминского городского поселения недействующим с *** в части пункта 2 части 1 статьи 77 противоречащими Федеральному закону № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исковые требования Прокурора удовлетворены. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 Федерального закона № 131-фз от 06 октября 2003 года совершение
Главой Поселения действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущие нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а Глава Поселения не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, влечет за собой отстранение от должности по решению Губернатора

Отсюда следует, что принятие председателем Думы ФИО2 секретаря руководителя без уведомления и письменного согласования с Главой администрации, является незаконным действием, которое направлено на дискриминацию Главы администрации. Фактически председатель Думы ФИО2 превысила свои полномочия, не поставив в известность администрацию Новоигирминского городского поселения о приеме на работу секретаря. А поскольку согласно письму Министерства труда и занятости Иркутской области от ****** о разъяснениях по применению Методических рекомендаций по определению численности работников органов местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, утвержденными приказом министерства труда и занятости Иркутской области от ****** (далее - Методические рекомендации) для муниципальных образований 1-го уровня (городских и сельских поселений), получающих субсидию из областного бюджета на выплату денежного содержания с начислениями на него главам, муниципальным служащим органов местного самоуправления, а также заработной платы с начислениями на нее работникам учреждений культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, методические рекомендации носят обязательный характер, поскольку соблюдение нормативов численности работников местной администрации поселений является условием предоставления данной субсидии.

Согласно пунктам *** методических рекомендаций представительному органу городского поселения численность муниципальных служащих, технических исполнителей, вспомогательного персонала не предусматривается.

Таким образом, следствие составления и утверждения председателем Думы ФИО2 штатного расписания на секретаря Думы без согласования с главой администрации является безусловной ответственностью главы перед Государством.

*** администрацией Новоигирминского городского поселения направлено письмо исх. ***, в котором Глава Новоигирминского городского поселения уведомил Председателя Думы Новоигирминского городского поселения об отзыве штатной единицы *** Думы Новоигирминского городского поселения.

*** Председатель Думы ФИО2 приняла секретаря Думы Новоигирминского городского поселения без согласования с администрацией Новоигирминского городского поселения в нарушение Методических рекомендаций, носящих обязательный характер от ***, в части пунктов ***.

*** исх. *** администрацией Новоигирминского городского поселения направлено письмо в Думу Новоигирминского городского поселения о незаконном приеме на работу *** Думы Новоигирминского городского поселения.

*** исх. *** администрацией Новоигирминского городского поселения снова направлено письмо в Думу с требованием о необходимости приведения численности работников аппарата Думы Новоигирминского городского поселения в соответствии с Методическими рекомендациями.

Таким образом, не приведение численности аппарата Думы Новоигирминского городского поселения в соответствие с Методическими рекомендациями повлияет на не получение субсидий из областного бюджета в бюджет Новоигирминского муниципального образования.

Просит суд признать Штатное расписание аппарата Думы Новоигирминского городского поселения от *** года противоречащим Приказу Министерства труда и занятости Иркутской области от ****** «Об утверждении методических рекомендаций по определению численности работников органов местного самоуправления муниципального образования Иркутской области», нарушающим условия предоставления межбюджетных трансфертов, противоречащим Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с внесенными изменениями от 15 февраля 2016 года, противоречащем Федеральному закону от 15 февраля 2016 года № 17-ФЗ «О внесении изменений в статью 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», противоречащим Решению *** районного суда от ***, вступившего в законную силу; признать Штатное расписание аппарата Думы Новоигирминского городского поселения недействительным

В судебном заседании представитель истца – Администрации Новоигирминского городского поселения ФИО1, действующая на основании доверенности *** от *** (со сроком действия до ***) исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – председатель Думы Новоигирминского городского поселения ФИО2, действующая на основании прав по должности, исковые требования не признала, в обоснование привела доводы, указанные в возражениях на исковое заявление Администрации Новоигирминского городского поселения, приобщенных к материалам гражданского дела.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора - ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что с *** состоит в трудовых отношениях с Думой Новоигирминского городского поселения, работая в должности ***. Принимая ее на работу, с ней был заключен трудовой договор, имеется запись в трудовой книжке, которая была составлена инспектором отдела кадров Администрации Новоигирминского городского поселения. Поскольку Уставом Новоигирминского городского поселения предусмотрено право Думы Новоигирминского городского поселения формировать аппарат Думы, то считает, что ее трудоустройство является обоснованным. Просит суд в удовлетворении иска отказать.

Выслушав объяснения сторон, проверив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу:

Часть 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительный орган городского поселения обладает правами юридического лица (п.9 ст.34).

Статьей 22 Устава Новоигирминского муниципального образования (наделенного статусом городского поселения) определено, что структуру органов местного самоуправления составляют органы, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения:

Глава Новоигирминского муниципального образования – Глава городского поселения;

Дума Новоигирминского муниципального образования – Дума городского поселения;

Администрация Новоигирминского муниципального образования (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) – администрация городского поселения;

Контрольно-счетный орган Новоигирминского муниципального образования.

В статье 28 Устава имеется ссылка на то, что Дума поселения обладает правам юридического лица. Организация работы Думы поселения определяется Регламентом Думы поселения в соответствии с законодательством и настоящим Уставом. Расходы на обеспечение деятельности Думы поселения предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В соответствии со ст.32 Устава для обеспечения деятельности Думы поселения может быть образован аппарат Думы поселения. Аппарат Думы поселения осуществляет организационное, информационное, правовое, кадровое, материально-техническое обеспечение деятельности Думы поселения, а также иные функции в соответствии с Регламентом Думы поселения. Председатель Думы поселения утверждает штатное расписание аппарата Думы поселения и осуществляет полномочия его руководителя в случае учреждения в аппарате Думы поселения муниципальных должностей муниципальной службы. Организация работы Думы поселения определяется Регламентом Думы поселения с соответствии с законодательством и настоящим Уставом.

Решением Думы Новоигирминского муниципального образования *** от *** утвержден Регламент Думы муниципального образования «Новоигирминское городское поселение», в статье 5 которого регламентировано, что правовое, организационное, документационное, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Думы осуществляется ее аппаратом либо администрацией Поселения, в порядке, установленном Уставом Новоигирминского городского поселения. Статьей 8 Регламента предусмотрено, что председатель Думы поселения организует деятельность Думы, издает постановления, распоряжения по организации деятельности Думы, руководит аппаратом Думы, утверждает штатное расписание думы, утверждает смету Думы.

Решением Думы Новоигирминского муниципального образования *** от *** утверждена Структура Думы Новоигирминского городского поселения. Согласно структуре аппарата Думы Новоигирминского городского поселения, он состоит из одной штатной единицы муниципального служащего – ***; одной штатной единицы сотрудника, обеспечивающего организационную и техническую деятельность Думы, должность которого не относится к муниципальным должностям муниципальной службы – ***.

Решением Думы Новоигирминского муниципального образования *** от *** утверждено Положение об аппарате Думы Новоигирминского городского поселения. Указанным Положением определено, что аппарат Думы формируется в целях осуществления организационного, документального, информационного, правового, кадрового, финансового и материально-технического обеспечения деятельности Думы и депутатов Думы при осуществлении ими своих полномочий. Общее руководство работой аппарата Думы осуществляет председатель Думы, который утверждает его структуру и штатное расписание, в соответствии с законодательством о труде назначает и освобождает от должности работников аппарата. Секретарь руководителя Думы подчиняется непосредственно председателю Думы, осуществляет координацию деятельности работников аппарата, организует делопроизводство в аппарате Думы.

Из дубликата распоряжения о приеме на работу, составленного ***, представленного в материалы гражданского дела, усматривается, что до *** обязанность *** Думы поселения исполняла Р., которая *** была уволена. Данные обстоятельства участниками процесса не оспаривались.

Из материалов гражданского дела усматривается, что *** глава администрации Новоигирминского городского поселения С. уведомил председателя Думы ФИО2 о том, что он отзывает согласование штатной единицы технического исполнителя Думы Новоигирминского городского поселения, предусмотренной в пределах численности администрации НГП.

Как следует из протокола ***, на заседании Думы Новоигирминского городского поселения, прошедшего *** было заслушано обращение главы администрации поселения С. об отзыве согласования по ставке *** Думы в связи с тем, что представительному органу *** не положен. Исходя из содержания протокола заседания Думы ***, следует, что после обсуждения данного вопроса С.. согласился с тем, чтобы *** в Думе работал, в связи с чем, было принято решение оставить ставку *** Думы.

Доказательств обратного представителем истца не представлено.

В связи с тем, что *** Думы поселения Р. с *** была уволена, ***, исх. ****** Думы ФИО2 главе поселения С. было направлено письмо с просьбой назначить ответственное лицо из числа специалистов администрации поселения для исполнения должностных обязанностей *** Думы.

Сведения о том, был ли дан ответ на данное обращение, представителем истца суду не представлены.

Из представленного в материалы гражданского дела протоколу *** заседания Думы Новоигирминского городского поселения усматривается, что на данном заседании рассматривался Проект Решения «О бюджете Новоигирминского городского поселения на *** год». Единогласно всеми присутствующими депутатами Думы данный проект был утвержден, при этом был заложен фонд оплаты труда в размере *** рублей *** и *** рублей *** Думы, а также расходы на взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов в размере ****** и ***.

Данные обстоятельства участниками процесса также не оспаривались.

Как пояснила в ходе проведения судебного заседания представитель ответчика ФИО2, что поскольку ответ на ее обращение от *** о назначении ответственного лица из числа специалистов администрации поселения для исполнения должностных обязанностей *** Думы ею получен не был, а бюджет поселения на *** год, в котором предусматривались средства на оплату труда *** Думы, был утвержден, она посчитала данный вопрос согласованным, в связи с чем, *** ею было принято решение о приеме на работу ***.

В соответствии с оспариваемым штатным расписанием Думы поселения (технический исполнитель, исполняющий полномочия на ***), утвержденным Председателем Думы Новоигирминского городского поселения, в нем значится *** единица ***.

Как установлено судом, не было оспорено сторонами и подтверждалось третьим лицом ФИО3, в Думу Новоигирминского городского поселения на должность секретаря руководителя с *** была принята ФИО3, с которой был заключен трудовой договор и сделана соответствующая запись в трудовой книжке.

Обосновывая свои исковые требования представитель истца ФИО1 указывала, что председатель Думы ФИО2 превысила свои полномочия, не поставив в известность администрацию Новоигирминского городского поселения о приеме на работу ***. Более того согласно письму Министерства труда и занятости Иркутской области от ****** о разъяснениях по применению Методических рекомендаций по определению численности работников органов местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, утвержденными приказом министерства труда и занятости Иркутской области от ****** (далее - Методические рекомендации) для муниципальных образований 1-го уровня (городских и сельских поселений), получающих субсидию из областного бюджета на выплату денежного содержания с начислениями на него главам, муниципальным служащим органов местного самоуправления, а также заработной платы с начислениями на нее работникам учреждений культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, методические рекомендации носят обязательный характер, поскольку соблюдение нормативов численности работников местной администрации поселений является условием предоставления данной субсидии. Согласно пунктам *** методических рекомендаций представительному органу городского поселения численность муниципальных служащих, технических исполнителей, вспомогательного персонала не предусматривается.

В этой связи главой поселения ФИО4 в адрес председателя Думы ФИО2 *** было направлено письмо о невозможности начисления заработной платы *** Думы поселения. Впоследствии главой поселения ФИО4 в адрес председателя Думы ФИО2 направлялись письма от ***, *** о необходимости приведения численности аппарата Думы в соответствие с указанными выше Методическими рекомендациями, а также на рассмотрение в Думу вносился проект решения об отмене решений Думы поселения №№*** от ***.

Как следует из протокола заседания Думы *** от *** вышеуказанный проект решения депутатами был отклонен, поскольку не было заключено соглашение о материально-техническом и организационном обеспечении Думы НГП.

В дальнейшем, Соглашение о взаимном сотрудничестве Администрации Новоигирминского городского поселения и Думы Новоигирминского городского поселения от *** было подписано. В указанном Соглашении было предусмотрено, в том числе, направление Главой поселения специалиста администрации поселения на заседание Думы поселения для ведения протокола заседания Думы поселения, однако доказательств исполнения условий указанного пункта Соглашения о взаимном сотрудничестве, представитель истца суду не предоставила, а представитель ответчика, в свою очередь, отрицала факт направления специалиста администрации поселения на заседания Думы для ведения протоколов.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, Уставом Новоигирминского муниципального образования, Регламентом Думы муниципального образования «Новоигирминское городское поселение», Структурой Думы Новоигирминского городского поселения, Положением об аппарате Думы Новоигирминского городского поселения, предусмотрено наличие в представительном органе муниципального образования аппарата Думы, в который входит технический исполнитель – секретарь руководителя Думы.

Действительно, в соответствии с Методическими рекомендациями по определению численности работников органов местного самоуправления муниципального образования ***, утвержденными приказом Министерства труда и занятости ****** от *** представительному органу городского поселения численность технических исполнителей не предусматривается.

Однако до настоящего времени изменения в Устав муниципального образования относительно возможности для обеспечения деятельности Думы поселения образования аппарата Думы поселения, который осуществляет организационное, информационное, правовое, кадровое, материально-техническое обеспечение деятельности Думы поселения, а также иные функции в соответствии с Регламентом Думы поселения, не вносились. Как не вносились такие изменения и в Регламент Думы.

В статье 5 Регламента Думы определено, что правовое, организационное, документационное, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Думы осуществляется ее аппаратом либо администрацией Поселения, в порядке, установленном Уставом Новоигирминского городского поселения. Однако, как установлено в судебном заседании, требуя от председателя Думы привести структуру Думы в соответствие с Методическими рекомендациями и упразднить аппарат Думы, администрацией поселения, несмотря на подписание Соглашения о взаимном сотрудничестве от *** не решен вопрос о том, в каком порядке администрацией Поселения будет осуществляться правовое, организационное, документационное, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Думы.

Поскольку ответ на обращение председателя Думы ФИО2 о назначении ответственного лица из числа специалистов администрации поселения для исполнения должностных обязанностей секретаря руководителя Думы получен не был, а средства на оплату труда секретаря руководителя Думы в бюджет на *** года были заложены, для исполнения обязанности *** была принята ФИО3 и утверждено штатное расписание Думы Новоигирминского городского поселения на *** года, которое, по мнению представителя истца, должно быть признано незаконным.

Доводы представителя истца о том, что председатель Думы ФИО2 обязана была согласовать с администрацией поселения штатную единицу технического исполнителя – *** Думы, путем согласования администрацией штатного расписания, по мнению суда не обоснованы, поскольку представленными в материалы дела нормативными актами данная обязанность председателя Думы поселения не предусмотрена.

В соответствии со ст.8 Регламента Думы к полномочиям председателя Думы относится организация деятельности Думы. Учтивая, что вопрос о порядке осуществления правового, организационного, документационного, информационного, материально-технического обеспечения деятельности Думы, при условии отсутствия в аппарате Думы ***, решен не был, суд приходит к выводу о том, что принимая на должность *** Думы ФИО3, председатель Думы поселения действовала в рамках представленных ей Уставом муниципального образования и Регламентом Думы полномочий.

Также являются несостоятельными доводы представителя истца о том, что штатное расписание Думы Новоигирминского городского поселения на *** год противоречит решению *** районного суда Иркутской области от *** года, которым пункт 2 части 1 статьи 77 Устава Новоигирминского городского поселения был признан противоречащим Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не действующим с ***, поскольку при вынесении указанного решения оспариваемое штатное расписание предметом рассмотрения не являлось, более того, обсуждаемый и признанный недействующим пункт Устава не затрагивает издание и утверждение оспариваемого штатного расписания.

Поэтому же основанию, штатное расписание не может быть признано противоречащим Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и внесенными в него изменениями, так как указанный Федеральный закон не регулирует порядок принятия и утверждения штатного расписания аппарата представительного органа городского поселения.

Что касается доводов представителя истца о том, что Регламент Думы Новоигирминского городского поселения не может применяться, поскольку официально не опубликован, а также в него не вносились изменения, то суд не может признать их законными и обоснованными, поскольку на момент рассмотрения настоящего гражданского дела Регламент Думы Новоигирминского городского поселения недействующим и утратившим силу в полном объеме или в какой-то его части не признавался.

Кроме того, суд не имеет оснований для признания штатного расписания Думы Новоигирминского городского поселения недействительным и противоречащим действующему законодательству, поскольку на момент принятия решения указанное штатное расписание от *** года технического исполнителя Думы Новоигирминского городского поселения, Распоряжением председателя Думы Новоигирминского городского поселения № *** от *** года признано утратившим силу. Своим правом на уточнение заявленных требований представитель истца не воспользовался.

Учитывая все обстоятельства, установленные в процессе рассмотрения данного дела, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации Новоигирминского городского поселения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Администрации Новоигирминского городского поселения к Думе Новоигирминского городского поселения о признании штатного расписания Думы Новоигирминского городского поселения противоречащим действующему законодательству и незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 13 апреля 2017 года.

Председательствующий М.А. Перфилова