ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1676 от 18.03.2013 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1676 18 марта 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кузьминой О.В.

с участием прокурора Ражевой Е.О.

при секретаре Балиевой Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании устранить нарушения действующего законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБДОУ Детский сад Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании устранить нарушения действующего законодательства, ссылаясь на то, что прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований законодательства в ГБДОУ Детский сад , расположенном по адресу: Санкт-Петербург, проспект Металлистов, д., литер А. В результате вышеуказанной проверки выявлены нарушения в области соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности; установлено отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности. В соответствии с п.5 ст. 12 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании», деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовым положением об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемым правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Согласно п.п. 1.4, 1.5 Устава образовательное учреждение осуществляет обучение, воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья, создает благоприятные условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности ребенка в самообразовании и получении дополнительного образования, обеспечивает присмотр, уход и оздоровление. Основным предметом деятельности Образовательного учреждения является реализация общеобразовательных программ дошкольного образования. В соответствии с п. 1.16 Устава медицинское обслуживание детей в образовательном учреждении обеспечивается штатным (при наличии лицензии на медицинскую деятельность) и/или специально закрепленным органами здравоохранения за образовательным учреждением по договору между образовательным учреждением и учреждением здравоохранения медицинским персоналом. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Образовательное учреждение обязано предоставит помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии с п.п. 41, 46 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановление правительства РФ от 19.09.1997 года № 1204 (в редакции от 10.03.2009 года) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно устанавливает порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения, структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения, штатное расписание и должностные обязанности работников. В ГБДОУ Детский сад медицинские работники включены в штатное расписание образовательного учреждения, и фактически оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития. Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В соответствии со ст. 17 ФЗ № 139 «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Правительством Российской Федерации в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности. Частью 3 вышеуказанного положения предусмотрено, что медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий, применение методов традиционной медицины. В ходе проверки установлено, что ГБДОУ детский сад осуществляет медицинскую деятельность в рамках территориальной программы оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Факт осуществления медицинской деятельности выявлен: наличием специального медицинского оборудования и техники (перечень медицинского оборудования приложен к исковому заявлению); наличием в штате медицинского персонала; ведением медицинской документации. Таким образом, медицинская деятельность осуществляется ГБДОУ Детский сад в нарушение ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Процедура лицензирования медицинской деятельности включает в себя проведение ряда мероприятий, подготовку необходимого пакета документов, что влечет за собой определенные финансовые затраты. Согласно п. 4.16 устава ГБДОУ детский сад является образовательным учреждением, которое отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Образовательным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного имущества. При недостаточности у образовательного учреждения средств, ответственность по его обязательствам в соответствии со ст. 120 ГК РФ несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением в порядке, определенном законом. В соответствии со ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ ГБДОУ Детский сад является бюджетным учреждением, деятельность которого финансируется исключительно из местного бюджета и не оказывает платных образовательных услуг в соответствии с уставом и лицензий на образовательную деятельность. Согласно ст. 159 Бюджетного кодекса РФ распорядителем бюджетных средств является орган местного самоуправления, в данном случае Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Прокурор просит обязать ГБДОУ Детский сад комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности в срок до 01.07.2013 года; взыскать с ГБДОУ Детский сад Красногвардейского района Санкт-Петербурга государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.

Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ГБДОУ Детский сад Красногвардейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Представитель третьего лица Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований не возражал, просил предоставить срок исполнения решения суда до 01.10.2013 года, ссылаясь на то, что получение лицензии возможно только в отсутствие детей, а указанный детский сад в летний период не закрывается.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по существу заявленных требования суду не представил, об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель третьего лица Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по существу заявленных требования суду не представил, об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав прокурора, представителя Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из представленных суду материалов, прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований законодательства в ГБДОУ Детский сад , расположенном по адресу: Санкт-Петербург, проспект Металлистов, д. , литер А.

В результате вышеуказанной проверки выявлены нарушения в области соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности; установлено отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности.

В соответствии с п.5 ст. 12 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании», деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовым положением об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемым правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Согласно п.п. 1.4, 1.5 Устава образовательное учреждение осуществляет обучение, воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья, создает благоприятные условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности ребенка в самообразовании и получении дополнительного образования, обеспечивает присмотр, уход и оздоровление. Основным предметом деятельности Образовательного учреждения является реализация общеобразовательных программ дошкольного образования.

В соответствии с п. 1.16 Устава медицинское обслуживание детей в образовательном учреждении обеспечивается штатным (при наличии лицензии на медицинскую деятельность) и/или специально закрепленным органами здравоохранения за образовательным учреждением по договору между образовательным учреждением и учреждением здравоохранения медицинским персоналом.

Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения.

В соответствии с п.п. 41, 46 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановление правительства РФ от 19.09.1997 года № 1204 (в редакции от 10.03.2009 года) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно устанавливает порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения, структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения, штатное расписание и должностные обязанности работников.

В ГБДОУ Детский сад медицинские работники включены в штатное расписание образовательного учреждения, и фактически оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития.

Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со ст. 17 ФЗ № 139 «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Правительством Российской Федерации в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности.

Частью 3 вышеуказанного положения предусмотрено, что медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий, применение методов традиционной медицины.

В ходе проверки установлено, что ГБДОУ детский сад осуществляет медицинскую деятельность в рамках территориальной программы оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Факт осуществления медицинской деятельности выявлен: наличием специального медицинского оборудования и техники (перечень медицинского оборудования приложен к исковому заявлению); наличием в штате медицинского персонала; ведением медицинской документации.

Таким образом, медицинская деятельность осуществляется ГБДОУ Детский сад в нарушение ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Процедура лицензирования медицинской деятельности включает в себя проведение ряда мероприятий, подготовку необходимого пакета документов, что влечет за собой определенные финансовые затраты.

Согласно п. 4.16 устава ГБДОУ детский сад является образовательным учреждением, которое отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Образовательным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного имущества.

При недостаточности у образовательного учреждения средств, ответственность по его обязательствам в соответствии со ст. 120 ГК РФ несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением в порядке, определенном законом.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ ГБДОУ Детский сад является бюджетным учреждением, деятельность которого финансируется исключительно из местного бюджета и не оказывает платных образовательных услуг в соответствии с уставом и лицензий на образовательную деятельность.

Согласно ст. 159 Бюджетного кодекса РФ распорядителем бюджетных средств является орган местного самоуправления, в данном случае Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению и полагает возможным установить срок получения лицензии, с учетом мнения прокурора до 01.10.2013 года.

Кроме того, согласно ст. 103 ГПК РФ к взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. ст. 56, 103, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности в срок до 01.10.2013 года.

Взыскать с Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга государственную пошлину в доход государства в размере 200 (Двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение одного месяца.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 18.03.2013 года.