Дело № 2-1676 18 марта 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кузьминой О.В.
с участием прокурора Ражевой Е.О.
при секретаре Балиевой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании устранить нарушения действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБДОУ Детский сад № Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании устранить нарушения действующего законодательства, ссылаясь на то, что прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований законодательства в ГБДОУ Детский сад №, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, проспект Металлистов, д.№, литер А. В результате вышеуказанной проверки выявлены нарушения в области соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности; установлено отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности. В соответствии с п.5 ст. 12 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании», деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовым положением об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемым правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Согласно п.п. 1.4, 1.5 Устава образовательное учреждение осуществляет обучение, воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья, создает благоприятные условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности ребенка в самообразовании и получении дополнительного образования, обеспечивает присмотр, уход и оздоровление. Основным предметом деятельности Образовательного учреждения является реализация общеобразовательных программ дошкольного образования. В соответствии с п. 1.16 Устава медицинское обслуживание детей в образовательном учреждении обеспечивается штатным (при наличии лицензии на медицинскую деятельность) и/или специально закрепленным органами здравоохранения за образовательным учреждением по договору между образовательным учреждением и учреждением здравоохранения медицинским персоналом. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Образовательное учреждение обязано предоставит помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии с п.п. 41, 46 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановление правительства РФ от 19.09.1997 года № 1204 (в редакции от 10.03.2009 года) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно устанавливает порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения, структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения, штатное расписание и должностные обязанности работников. В ГБДОУ Детский сад № медицинские работники включены в штатное расписание образовательного учреждения, и фактически оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития. Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В соответствии со ст. 17 ФЗ № 139 «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Правительством Российской Федерации в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности. Частью 3 вышеуказанного положения предусмотрено, что медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий, применение методов традиционной медицины. В ходе проверки установлено, что ГБДОУ детский сад № осуществляет медицинскую деятельность в рамках территориальной программы оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Факт осуществления медицинской деятельности выявлен: наличием специального медицинского оборудования и техники (перечень медицинского оборудования приложен к исковому заявлению); наличием в штате медицинского персонала; ведением медицинской документации. Таким образом, медицинская деятельность осуществляется ГБДОУ Детский сад № в нарушение ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Процедура лицензирования медицинской деятельности включает в себя проведение ряда мероприятий, подготовку необходимого пакета документов, что влечет за собой определенные финансовые затраты. Согласно п. 4.16 устава ГБДОУ детский сад № является образовательным учреждением, которое отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Образовательным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного имущества. При недостаточности у образовательного учреждения средств, ответственность по его обязательствам в соответствии со ст. 120 ГК РФ несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением в порядке, определенном законом. В соответствии со ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ ГБДОУ Детский сад № является бюджетным учреждением, деятельность которого финансируется исключительно из местного бюджета и не оказывает платных образовательных услуг в соответствии с уставом и лицензий на образовательную деятельность. Согласно ст. 159 Бюджетного кодекса РФ распорядителем бюджетных средств является орган местного самоуправления, в данном случае Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Прокурор просит обязать ГБДОУ Детский сад № комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности в срок до 01.07.2013 года; взыскать с ГБДОУ Детский сад № Красногвардейского района Санкт-Петербурга государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.
Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГБДОУ Детский сад № Красногвардейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Представитель третьего лица Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований не возражал, просил предоставить срок исполнения решения суда до 01.10.2013 года, ссылаясь на то, что получение лицензии возможно только в отсутствие детей, а указанный детский сад в летний период не закрывается.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по существу заявленных требования суду не представил, об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по существу заявленных требования суду не представил, об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав прокурора, представителя Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из представленных суду материалов, прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований законодательства в ГБДОУ Детский сад №, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, проспект Металлистов, д. №, литер А.
В результате вышеуказанной проверки выявлены нарушения в области соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности; установлено отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с п.5 ст. 12 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании», деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовым положением об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемым правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Согласно п.п. 1.4, 1.5 Устава образовательное учреждение осуществляет обучение, воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья, создает благоприятные условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности ребенка в самообразовании и получении дополнительного образования, обеспечивает присмотр, уход и оздоровление. Основным предметом деятельности Образовательного учреждения является реализация общеобразовательных программ дошкольного образования.
В соответствии с п. 1.16 Устава медицинское обслуживание детей в образовательном учреждении обеспечивается штатным (при наличии лицензии на медицинскую деятельность) и/или специально закрепленным органами здравоохранения за образовательным учреждением по договору между образовательным учреждением и учреждением здравоохранения медицинским персоналом.
Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения.
В соответствии с п.п. 41, 46 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановление правительства РФ от 19.09.1997 года № 1204 (в редакции от 10.03.2009 года) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно устанавливает порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения, структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения, штатное расписание и должностные обязанности работников.
В ГБДОУ Детский сад № медицинские работники включены в штатное расписание образовательного учреждения, и фактически оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития.
Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со ст. 17 ФЗ № 139 «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Правительством Российской Федерации в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности.
Частью 3 вышеуказанного положения предусмотрено, что медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий, применение методов традиционной медицины.
В ходе проверки установлено, что ГБДОУ детский сад № осуществляет медицинскую деятельность в рамках территориальной программы оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Факт осуществления медицинской деятельности выявлен: наличием специального медицинского оборудования и техники (перечень медицинского оборудования приложен к исковому заявлению); наличием в штате медицинского персонала; ведением медицинской документации.
Таким образом, медицинская деятельность осуществляется ГБДОУ Детский сад № в нарушение ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Процедура лицензирования медицинской деятельности включает в себя проведение ряда мероприятий, подготовку необходимого пакета документов, что влечет за собой определенные финансовые затраты.
Согласно п. 4.16 устава ГБДОУ детский сад № является образовательным учреждением, которое отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Образовательным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного имущества.
При недостаточности у образовательного учреждения средств, ответственность по его обязательствам в соответствии со ст. 120 ГК РФ несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением в порядке, определенном законом.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ ГБДОУ Детский сад № является бюджетным учреждением, деятельность которого финансируется исключительно из местного бюджета и не оказывает платных образовательных услуг в соответствии с уставом и лицензий на образовательную деятельность.
Согласно ст. 159 Бюджетного кодекса РФ распорядителем бюджетных средств является орган местного самоуправления, в данном случае Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению и полагает возможным установить срок получения лицензии, с учетом мнения прокурора до 01.10.2013 года.
Кроме того, согласно ст. 103 ГПК РФ к взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. ст. 56, 103, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности в срок до 01.10.2013 года.
Взыскать с Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга государственную пошлину в доход государства в размере 200 (Двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение одного месяца.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 18.03.2013 года.