ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1677-2014 от 03.07.2014 Рудничного районного суда г. Прокопьевска (Кемеровская область)

Дело № 2-1677-2014г.

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Рудничный районный суд г.Прокопьевска Кемеровской области

В составе председательствующего А.Ш.Бондаренко

При секретаре Спицыной А.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Прокопьевске

03 июля 2014г.

гражданское дело по жалобе ФИО1 на действия Администрации Прокопьевского муниципального района и КУМС Прокопьевского муниципального района

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 признать незаконным решение КУМС Прокопьевского муниципального района об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, местоположение: <...>, кадастровый квартал <...> примерной площадью 25000 кв. м., для ведения личного подсобного хозяйства, обязать Администрацию Прокопьевского муниципального района принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение: <...>, кадастровый квартал <...>, примерной площадью 25000 кв. м., для ведения личного подсобного хозяйства.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что размер участка превышает предельно допустимый размер площади земельного участка, установленный п. 2.14 Решения Прокопьевского районного совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,20 га.

Решение Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка считает незаконным в связи с тем, что предельные размеры площадей земельных участков, установленные Решением Прокопьевского районного совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены не уполномоченным органом, данное решение принято в нарушение действующего законодательства и не подлежит применению.

Кроме того, в ходатайстве о рассмотрении дела в его отсутствии, заявитель просит учесть, что решение Прокопьевского районного совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу решением Прокопьевского районного Совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ на основании протеста прокурора Прокопьевского района от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание ФИО1 не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствии.

Представители Администрации Прокопьевского муниципального района и КУМС Прокопьевского муниципального района в суд не явились, о дне слушания дела извещены.

Изучив материалы дела, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что размер участка превышает предельно допустимый размер площади земельного участка, установленный п. 2.14 Решения Прокопьевского районного совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,20 га.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» владение, пользование, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Далее, 06.10.2003 г. был принят Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым сельские поселения, входившие ранее в состав муниципальных районов были наделены статусом самостоятельных муниципальных образований, а также правами и обязанностями по решению вопросов местного значения.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, в том числе и земельными участками, относится к вопросам местного значения поселения, решение которых относится к компетенции органов местного самоуправления /поселения, а не муниципального района.

Решение Прокопьевского районного совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ было принято на основании п. 3 ст.1 Постановления Прокопьевского районного совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения «О разграничении полномочий между Прокопьевским районным Советом народных депутатов и администрацией Прокопьевского муниципального района в сфере земельных отношений», согласно которому в полномочия Прокопьевского районного Совета народных Депутатов входило установление предельных минимальных и максимальных размеров земельных участков.

То есть, с момента вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., пункт 3 ст.1 Постановления Прокопьевского районного совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ является утратившим юридическую силу, поскольку был принят нормативный правовой акт большей юридической силы (Федеральный закон № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), распределивший полномочия органов местного самоуправления иным образом. В тоже время Решение Прокопьевского районного совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ, которым был мотивирован отказ в предоставлении заявителю земельного участка, был принят на основании утратившего силу п. 3 ст.1 Постановления Прокопьевского районного совета народных депутатов № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», п.п. 1,2 ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом данная норма не содержит возможность утверждения размера максимальных площадей земельных участков, входящих в состав территории поселений органами местного самоуправления муниципальных районов. Согласно подп. 5 п. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. определение порядка управления и распоряжения имуществом относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

Следовательно, нормативный правовой акт, устанавливающий размер максимальной площади земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства на территории муниципального образования «Калачевское сельское поселение» может быть принят только представительным органом местного самоуправления данного муниципального образования - Советом народных депутатов Калачевского сельского поселения.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Следовательно, принятие данного правового акта не относится к компетенции Прокопьевского районного Совета народных депутатов.

Согласно ч.2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Учитывая, что уполномоченным органом местного самоуправления не был принят нормативно правовой акт, устанавливающий максимальный размер площади земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства на территории муниципального образования «Калачевское сельское поселение» из земель, государственная собственность на которые не разграничена, максимальный размер площади определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Законом Кемеровской области от 08.04.2004 г. № 20-03 «О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Кемеровской области установлен в размере 2,5 га. Какие-либо другие ограничения, нормы права, устанавливающие максимальную площадь земельного участка не установлены, соответствующие нормативные правовые акты органов местного самоуправления не приняты.

Таким образом, земельный участок, предоставляемый для ведения личного подсобного хозяйства может иметь площадь 2,5 га или менее. Следовательно, ссылка в решении КУМС Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на превышение площади земельного участка, который просил заявитель, необоснованна.

Кроме того, решение Прокопьевского районного совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу решением Прокопьевского районного Совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ на основании протеста прокурора Прокопьевского района от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая в совокупности вышеизложенное, суд считает решение КУМС П. муниципального района об отказе в предоставлении заявителю в собственность бесплатно земельного участка, местоположение: <...>, кадастровый квартал <...>, площадью 25000 кв. м., для ведения личного подсобного хозяйства является незаконным.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение КУМС Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 в собственность бесплатно земельного участка, расположенного: <...>, кадастровый квартал <...>, примерной площадью 25000 кв. м., для ведения личного подсобного хозяйства, обязать Администрацию Прокопьевского муниципального района принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение: <...>, кадастровый квартал <...>, примерной площадью 25000 кв. м., для ведения личного подсобного хозяйства.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано в 7 дней со дня получения заочного решения.

Председательствующий А.Ш.Бондаренко