ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1677/18 от 03.03.2020 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 марта 2020 года город Дербент

Судья Дербентского городского суда РД Тагирова ФИО9 при секретаре Алимирзоевой ФИО10 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации МР «Дербентский район» к ФИО2 ФИО11, Управлению земельных и имущественных отношений (МБУ «Управление земельных и имущественных отношений») МР «Дербентский район» о признании недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 05.02.2018г. <номер изъят>, заключенный между МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» и ФИО2 ФИО12 в отношении земельного участка, кадастровый <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и обслуживания нежилых помещений, площадь: 3445 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят> «а», здания, кадастровый (условный) <номер изъят>, назначение: нежилые помещения (литер «А», «А1», «А2»), общая площадь: 1 682 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят>, пер. С. Стальского, 26 «а»;

- признании зарегистрированного права собственности ФИО2 ФИО13 на земельный участок, кадастровый <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и обслуживания нежилых помещений, площадь: 3445 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят> «а»; на здание, кадастровый (условный) <номер изъят>, назначение: нежилые помещения (литер «А», «А1», «А2»), общая площадь: 1 682 кв.м., адрес местоположения: <адрес изъят>, пер. С. Стальского,26 «а» отсутствующим;

- признании недействительной и исключении из Единого государственного реестра недвижимости запись регистрации <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности ФИО2 ФИО14ФИО15 на земельный участок, кадастровый <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и обслуживания нежилых помещений, площадь: 3445 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят> «а»; запись регистрации <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности ФИО2 ФИО16 на здание, кадастровый (условный) <номер изъят>, назначение: нежилые помещения (литер «А», «А1», «А2»), общая площадь: 1 682 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят>, пер. С. Стальского, 26 «а»;

- об истребовании в муниципальную собственность Дербентского района земельный участок, кадастровый <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и обслуживания нежилых помещений, площадь: 3445 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят> «а»;

2

здание, кадастровый (условный) <номер изъят>, назначение: нежилые помещения (литер «А», «А1», «А2»), общая площадь: 1 682 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят>, пер. С. Стальского,26 «а»;

- по встречному иску ФИО2 ФИО17 к Администрации МР «Дербентский район» о признании недействительным постановления И.о. главы муниципального района «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> ««О мерах по исполнению предписания Дагестанского УФАС России от 11.10.2018г. по делу <номер изъят>», принятого во исполнение обжалованного решения и предписания по делу <номер изъят> принятого Дагестанским УФАС России от 11.10.2018г.,

установил:

Администрация МР «Дербентский район» обратилась в суд с иском к ФИО2 ФИО18, Управлению земельных и имущественных отношений» «МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» МР «Дербентский район» о признании недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 05.02.2018г. №15, заключенный между МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» и ФИО2 ФИО27 в отношении земельного участка, кадастровый <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и обслуживания нежилых помещений, площадь: 3445 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят> «а», здания, кадастровый (условный) <номер изъят>, назначение: нежилые помещения (литер «А», «А1», «А2»), общая площадь: 1 682 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят>, пер. С. Стальского, 26 «а»;

- признании зарегистрированного права собственности ФИО2 ФИО20 на земельный участок, кадастровый <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и обслуживания нежилых помещений, площадь: 3445 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят> «а»; на здание, кадастровый (условный) <номер изъят>, назначение: нежилые помещения (литер «А», «А1», «А2»), общая площадь: 1 682 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят>, пер. С. Стальского,26 «а» отсутствующим;

- признании недействительной и исключении из единого государственного реестра недвижимости запись регистрации <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности ФИО2 ФИО21ФИО22 на земельный участок, кадастровый <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и обслуживания нежилых помещений, площадь: 3445 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят> «а»; запись регистрации <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности ФИО2 ФИО28 на здание, кадастровый (условный) <номер изъят>, назначение: нежилые помещения

3

(литер «А», «А1», «А2»), общая площадь: 1 682 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят>, пер. С. Стальского, 26 «а»;

- об истребовании в муниципальную собственность Дербентского района земельный участок, кадастровый <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и обслуживания нежилых помещений, площадь: 3445 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят> «а»; здание, кадастровый (условный) <номер изъят>, назначение: нежилые помещения (литер «А», «А1», «А2»), общая площадь: 1 682 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят>, пер. С. Стальского,26 «а»;

ФИО2 ФИО23 обратился в суд с встречным исковым требованием к Администрации МР «Дербентский район» о признании недействительным постановления И.о. главы муниципального района «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> ««О мерах по исполнению предписания Дагестанского УФАС России от 11.10.2018г. по делу <номер изъят>», принятого во исполнение обжалованного решения и предписания по делу <номер изъят> принятого Дагестанским УФАС России от 11.10.2018г.

Представитель Администрации МР «Дербентский район» по доверенности ФИО3 ФИО24. поддержал исковые требования, не признал встречные исковые требования и пояснил суду, что на основании заявления УФСБ России по <адрес изъят>ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>/п/8-2411 Дагестанским УФАС России было возбуждено антимонопольное дело <номер изъят> по факту проведения МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» продажи муниципального имущества - земельного участка, кадастровый <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и обслуживания нежилых помещений, площадь: 3445 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят> «а»; здания, кадастровый (условный номер): 05-05-01/055/2006-347, назначение: нежилые помещения (литер «А», «А1», «А2»), общая площадь: 1 682 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят>, пер. С. Стальского,26 «а» (далее - спорные объекты недвижимости).

Решением Комиссии Дагестанского УФАС России от 03.10.2018г. по делу <номер изъят> МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» признано нарушившей ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в ограничении доступа к участию и в создании преимущественных условий в аукционе по продаже муниципального имущества по лотам <номер изъят> и <номер изъят> (извещение <номер изъят>), а также в нарушении ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» при установлении начальной цены подлежащего приватизации муниципального имущества.

Так, в частности, антимонопольным органом было установлено, что:

1. в составе извещения информации о характеристиках имущества значительно ограничило круг потенциальных покупателей, что могло существенно

4

отразиться на цене реализуемого имущества, что свидетельствует о наличии признаков нарушения требований п. 7 ч. 3 ст. 15 Закона о приватизации;

2.среди представленных документов отсутствует подписанный всеми членами комиссии протокол рассмотрения заявок и протокол подведения итогов аукциона, на сайте http://torgi.gov.ru также отсутствует отсканированный и подписанный протокол рассмотрения заявок и протокол подведения итогов аукциона;

  1. в установленный законом срок информация о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ в сети «Интернет» не размещена, что лишило права заинтересованных лиц обжаловать результаты аукциона;
  2. начальная цена продажи имущества по лоту определена организатором в соответствии с отчетом <номер изъят> (дата составления отчета: апрель 2017), являются устаревшими, так как с момента их составления прошло более шести месяцев. В этой связи данный отчет не содержит достоверной информации о цене объекта;
  3. заявки претендентов не соответствовали требованиям, установленным аукционной документацией, комиссия по рассмотрению заявок на участие в аукционе не должна была допускать их участию.

Однако, несмотря на указанный выше объем допущенных нарушений, МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» был заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> в отношении предмета торгов, с лицом, признанным победителем торгов - гр. ФИО2 ФИО25 Последний, в свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ на основании данного договора зарегистрировал право собственности на спорные объекты недвижимости.

В этой связи администрации Дербентского района было выдано предписание УФАС от ДД.ММ.ГГГГ по делу <номер изъят> с требованием по отмене аукциона по продаже муниципального имущества по лоту <номер изъят> (извещение <номер изъят>) и принятию мер по возврату данного имущества в муниципальную собственность.

Во исполнение указанного выше предписания, а также на основании решения Комиссии УФАС от ДД.ММ.ГГГГ по делу <номер изъят>, в связи с наличием в действиях МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» нарушений ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «О защите конкуренции», ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» постановлением главы муниципального района «Дербентский район» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> были аннулированы результаты продажи имущественных объектов, указанные в протоколе комиссии по проведению торгов <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация Дербентского района считает договор купли-продажи от 05.02.2018г. <номер изъят>, заключенный между МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» и ФИО2 ФИО26 недействительным (ничтожным) с момента его заключения, а регистрационную запись о праве собственности последнего на спорные объекты недвижимости подлежащей прекращению. При этом основывается на следующем.

Как было установлено антимонопольным органом, организатором торгов были нарушены ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О

5

защите конкуренции» (ограничен доступ к участию и созданы преимущественные условия в аукционе по продаже муниципального имущества), ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (при установлении начальной цены подлежащего приватизации муниципального имущества).

Согласно п. 1 ст. 39 Устава муниципального района «Дербентский район» от имени муниципального района приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава муниципального района, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с настоящим уставом. В тоже время, «другие должностные лица местного самоуправления», уполномоченные от имени муниципального района приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, Уставом не называются.

Глава местной администрации является единоличным руководителем органа местного самоуправления - местной администрации, поэтому может выступать от имени муниципального образования, осуществляя таким образом полномочия органа местного самоуправления. Иные должностные лица могут действовать от имени муниципального образования без доверенности в соответствии с уставом муниципального образования, если они наделены исполнительно­распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения. К таким должностным лицам устав муниципального образования может относить как руководителя органа местного самоуправления, так и его заместителя (заместителей), а также руководителей органов местной администрации (их заместителей).

Таким образом - единственным лицом, которое на сегодняшний день имеет право на заключение сделок от имени муниципального района «Дербентский район» является глава муниципального района.

Решением Собрания депутатов муниципального района «Дербентский район» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> было утверждено Положение об МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» муниципального района «Дербентский район».

В связи с тем, что указанное Положение содержало нормы, противоречащие Уставу муниципального района «Дербентский район» и предусматривающие право МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» управление и распоряжение муниципальным имуществом, решением Собрания депутатов муниципального района «Дербентский район» от ДД.ММ.ГГГГ данное положение было отменено.

В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия

6

нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Указанные выше нарушения, допущенные МБУ Управление земельных и имущественных отношений», свидетельствуют о недействительности (ничтожности) договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> в отношении спорных объектов недвижимости.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N218-03 "О государственной регистрации недвижимости"зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Статьей 302 ГК РФ установлено, что если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

ФИО2 ФИО30 обратился в суд с встречным требованием об оспаривании постановления МР «Дербентский район» «266 от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по исполнению предписания Дагестанского УФАС России от 11.10.2018г. <номер изъят>.

На сегодняшний день истцом пропущен установленный действующим законодательством трехмесячный срок для обжалования решения органа местного самоуправления в виде ненормативного правого акта-постановления администрации МР «Дербентский район» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ.

По изложенным основаниям просит удовлетворить исковые требования истца, применить срок давности обращения в суд, отказать в удовлетворении встречных исковых требований.

Представитель ответчика ФИО2 ФИО31. по доверенности адвокат ФИО4 ФИО32. в судебном заседании не признал исковые требования истца, поддержал встречные требования и пояснил, что решением УФАС России по РД от 11.10.2018г. по делу №04-20/2018, МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «Дербентский район», признан нарушившим части 1 и 2 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006г. <номер изъят>-Ф3 «О защите конкуренции», которым нарушителю, антимонопольным органом вынесено предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: в рамках действующего законодательства принять меры, по отмене аукциона по продаже муниципального имущества по Лоту <номер изъят> и по Лоту <номер изъят> указанные в извещении <номер изъят>.

В рамках действующего законодательства принять меры, по расторжению договора купли-продажи объекта недвижимости <номер изъят> от 05.02.2018г. заключенного с ФИО2 ФИО33, по результатам проведенного МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «Дербентский район» аукционы (извещение

7

<номер изъят>) и возврата муниципального имущества указанные в подпунктах 1.1 и 1.3. договора <номер изъят> от 05.02.2018г. в муниципальную казну.

При этом в решении антимонопольного органа от 03.10.2018г. указано, что дело в отношении Администрации МР «Дербентский район» прекращено, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Оспариваемые решение и предписание от 11.10.2018г. затрагивали права и законные интересы заявителей ФИО2 ФИО34. и ФИО7, в связи, с чем ими и было подано соответствующее заявление в Арбитражный суд РД, которое соответственно было принято судом к своему производству

Как указано в ст.ст. 13, 18 Федерального закона № 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственного и муниципального имущества» одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе» утвержден порядок проведения аукциона по продаже государственного или муниципального имущества, условия участия в нем, а также порядок оплаты имущества.

В силу п.п.2, 3 ст. 15 Федерального закона № 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственного и муниципального имущества», информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети «Интернет», сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети «Интернет», официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Как следует из фактических обстоятельств дела, ДД.ММ.ГГГГ на сайте http://torgi.gov.ru, в сети «Интернет» на официальном сайте администрации МР «Дербентский район» http://derbrayon.ru и в газете «Дербентские известия», было размещено информационное сообщение о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка и нежилых помещений, находящегося в собственности Администрации МР «Дербентский район» по лоту <номер изъят> расположенного по адресу: РД, <адрес изъят>, пер. Чапаева,50; кадастровый <номер изъят>, площадь земельного участка 14358 кв.м.; категория земельного участка - земли населенных пунктов; разрешенное использование - обслуживание автотранспорта; кадастровая стоимость- 4 628 444,88 руб.

Объект, расположенный по адресу:РД, <адрес изъят>, пер.Чапаева, 50;

Объект - нежилые помещения с литером «А», «Б»;

Назначение - нежилое; Общая площадь нежилых помещений <данные изъяты>.м.; Кадастровая (или условный) <номер изъят>; Оценочная стоимость <данные изъяты>

8

Начальная (минимальная) цена договора: 9 052 160,88 руб., в том числе стоимость земельного участка - 4 628 444,88 руб.; Сумма задатка (20%) от начальной (минимальной) цены договора - 1 810 433 руб.; Шаг аукциона (3%)- 271 565 руб.

Информационное сообщение является публичной офертой в соответствии со ст.437 ГК РФ, а подача претендентов заявки и перечисление задатка является акцептом такой оферты.

Организатором Аукциона является МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» МР «Дербентский район». Адрес фактического местонахождения Организатора: РД, <адрес изъят>, МБУ «Управление земельных и имущественных отношений». Режим работы: с 09:00 до 18:00 часов, перерыв с13:00 до 14:00 часов местного времени. Юридический адрес Организатора совпадает с фактическим адресом.

Адрес приема заявок: <адрес изъят>, Администрация МР «Дербентский район», цокольный этаж МБУ «Управление земельных и имущественных отношений».

Дата и время начала приема заявок для участия в аукционе:10.11.2017г. с 10.00ч.

Дата окончания приёма заявок: 05.12.2017г. в 18.00ч.

Аукцион будет проводится: 11.12.2017г. в 10.00ч. по местному времени по адресу: РД, <адрес изъят>, малый зал.

Аналогичные сведения основных характеристик имущества были представлены и по лоту <номер изъят>, в котором участвовал ФИО2 ФИО35. с единственной лишь разницей во времени проведения аукциона.

Земельный участок, расположенный по адресу: РД, <адрес изъят> «а» с кадастровым номером 05:42:000036:412; площадь земельного участка <данные изъяты>

категория земельного участка - земли населенных пунктов; разрешенное использование - для содержания и обслуживания нежилых помещений; кадастровая стоимость - 6061959,80 руб. Объект расположен по адресу:<адрес изъят><адрес изъят>

Объект - нежилые помещения с литером «А», «А1»,«А2»;

Назначение - нежилое; Общая площадь нежилых помещений - <данные изъяты>.; Кадастровая (или условный) <номер изъят>; Оценочная стоимость -6257781 руб.;

Начальная (минимальная) цена договора:<данные изъяты>, в том числе стоимость земельного участка <данные изъяты>

Сумма задатка (20%) от начальной (минимальной) цены договора - <данные изъяты>.; Шаг аукциона (3%)- <данные изъяты>

Аукцион, как- то было указано в извещении должен был состояться:11.12.2017г. в 12.00ч. по местному времени по адресу: РД, <адрес изъят>, малый зал.

Однако в связи с отсутствием заявок, на основании итоговых протоколов <номер изъят>,<номер изъят> от 11.12.2017г. аукциона продажи муниципального имущества, данный аукцион был признан несостоявшимся.

Приватизационные торги могут быть проведены лишь один раз, повторные торги проводиться не должны. Полагает, что Закон о приватизации не предусматривает каких-либо последствий несостоявшегося приватизационного

9

конкурса. Если же несостоявшимся будет признан приватизационный аукцион, то в дальнейшем имущество должно продаваться посредством публичного предложения (ст. 23 Закона о приватизации).

Таким образом, продажа имущества посредством публичного предложения следует за объявлением несостоявшимся первого и единственного приватизационного аукциона. В связи с этим, Администрация МР «Дербентский район» 25.12.2017г. издало Постановление <номер изъят> «О продаже имущественных объектов» посредством публичного предложения, где организатором торгов снова возлагалось на МБУ «Управление земельных и имущественных отношений». ДД.ММ.ГГГГ организаторами торгов на сайте http://torgi.gov.ru, в сети «Интернет» на официальном сайте администрации МР «Дербентский район» http://derbrayon.ru и в газете «Дербентские известия», было опубликовано информационное сообщение о проведении аукциона посредством публичного предложения, в котором размещена была информация об основных характеристиках имущества (Сведения об объекте приватизации (лоте), расположения адреса объекта недвижимости, его кадастрового номера, назначения объекта недвижимости и его площадях, начальная цена, запись в ЕГРП о государственной регистрации права, степень технического обустройства Здания, Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, характеристика объекта, отчет об оценке, сумма задатка в размере 20% от начальной цены объект, величина повышения начальной цены ("шаг аукциона"), срок оплаты за выкуп объекта, обременение объекта приватизации, начало приема заявок на участие в аукционе, окончание приема заявок на участие в аукционе, определение участников аукциона, проведение аукциона (дата и время начала приема предложений от участников аукциона)).

По результатам указанных торгов по лоту <номер изъят>, победителем торгов был признан заявитель ФИО2 ФИО36 с которым МБУ «Управление земельных и имущественных отношений», после полной оплаты заключил договор купли-продажи <номер изъят> от 05.02.2018г. в отношении вышеуказанных имущественных объектов.

Согласно п.1 ст. 499 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Из правового смысла указанной выше нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать лишь нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленных законом, а также нарушение императивных требований действующего законодательства.

Вместе с тем как усматривается из фактических обстоятельств, аукцион посредством публичного предложения по продаже имущественных объектов по лотам <номер изъят> и <номер изъят>, находящегося в собственности Администрации МР «Дербентский район» проведен без нарушений законодательства, так как информация по лотам <номер изъят> и <номер изъят> в полном объеме была доведена до потенциальных покупателей, в том числе и до заявителей, в установленном законом порядке. В связи с этим доводы антимонопольного органа указанные в

10

решении по делу <номер изъят> об «Отсутствие в составе извещения информации о характеристиках имущества значительно ограничило круг потенциальных покупателей, что могло существенно отразиться на цене реализуемого имущества, что свидетельствует о наличии признаков нарушения требований п. 2 ч. 3 ст.15 Закона о приватизации», являются безосновательными и ошибочными.

Кроме того, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п.5 ст.10 ГК РФ). В связи с этим, к вышеуказанному доводу об изношенности здания, количество этажей, а также информации о подключении к инженерно-коммунальным сетям по объектам Лота <номер изъят> и Лота <номер изъят>, они обращали внимание, что заявители, действовали разумно и добросовестно, проявив тем самым необходимую степень заботливости и осмотрительности, а именно имели возможность визуального осмотра имущественных объектов, являющегося предметом аукциона посредством публичного предложения по продаже имущественных объектов по лотам <номер изъят> и <номер изъят>, и соответственно в результате осмотра могли убедиться и удостовериться фактическим характеристикам объекта недвижимости. При этом они указывают перед Арбитражным судом РД, что указанная осмотрительность была осуществлена или могла бы быть осуществлена не только заявителями, но также другими участниками торгов.

Далее в решении антимонопольного органа от ДД.ММ.ГГГГ, было указано, что «...предоставленная Претендентами копии паспортов второй и третьей страниц (из 20 страниц), что формально не может считаться документом, полностью воспроизводящим информацию подлинника документа, то есть не являются копией документа».

Между тем, в соответствии с ч.1 ст.16 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О приватизации государственного и муниципального имущества" одновременно с заявкой претенденты представляют следующие документы: физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, или представляют копии всех его листов.

При подаче заявки для участия в торгах по продаже государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения, каждый из его доверителей представил оригинал своего паспорта, где по каждому из них работники, принимающие заявки, удостоверившись в личности заявителя по паспорту, где они сами приняли меры к копированию необходимых страниц паспорта. Это было сделано и в отношении других участников торгов.

Таким образом, требования положений вышеуказанного Закона, который обязывает представить либо сам оригинал паспорта, либо его копию его доверителями был соблюден, где ими был представлен оригинал своего паспорта.

Далее, он обращает внимание на то, что в мотивировочной части решения антимонопольного органа от 11.10.2018г. отражено, что имело место неправомерные действия со стороны организаторов торгов - МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «Дербентский район» к участникам торгов, в частности нарушены процедуры проведения торгов и неверно определены результаты торгов, а именно: среди представленных документов отсутствует подписанный всеми членами комиссии протокол рассмотрения заявок и протокол подведения итогов аукциона, на сайте

11

http://torgi.gov.ru также отсутствует отсканированный и подписанный протокол рассмотрения заявок, и протокол подведения итогов аукциона и др.); в установленный законом срок информация о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ в сети «Интернет» не размещена, что лишило права заинтересованных лиц обжаловать результаты аукциона.

Между тем ранее ими было указано, все процедурные моменты по отношению к участникам торгов со стороны МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «Дербентский район», были осуществлены в полном соответствии с Порядком продажи муниципального имущества посредством публичного предложения (в соответствии с п.15 ст.23 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>).

Что же касается отсутствия отсканированного протокола рассмотрения заявок, и протокола подведения итогов аукциона, на сайте http://torgi.gov.ru, то на этот довод антимонопольного органа они указывали о том, что согласно Порядку продажи муниципального имущества посредством публичного предложения (в соответствии с п.15 ст.23 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>) необходимость в указанных действиях Законом не предусмотрено. На сайте http://torgi.gov.ru могло быть предусмотрено лишь опубликование сведений об отказе в допуске к участию в продаже имущества.

Касаемо размещения на сайте http://torgi.gov.ru протокола подведения итогов аукциона, то эта информация была опубликована 07.02.2018г. 13:55, 13:56 по лоту <номер изъят> и лоту <номер изъят> соответственно.

Согласно п. 28 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены (с изменениями на 2 ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что «... Информационное сообщение об итогах продажи имущества размещается на официальном сайте в сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также не позднее рабочего дня, следующего за днем подведения итогов продажи имущества, размещается на сайте продавца в сети "Интернет"».

Согласно п.10.ст.15 Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" информация о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте в сети "Интернет" в течение десяти дней со дня совершения указанных сделок.

Также он обращает внимание на то, что сами торги были проведены ДД.ММ.ГГГГ, где опубликование имело место на седьмой день после проведения торгов, т.е. в установленный Законом десятидневный срок со дня совершения сделки.

Таким образом, считает, что со стороны МБУ «Управления земельных и имущественных отношений» администрации МР «Дербентский район» никаких нарушений антимонопольного законодательства не было и нарушения якобы выявленные УФАС таковыми считаться не могут.

12

И.о. главы МР «Дербентский район» издано постановление <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГг. «О мерах по исполнению предписания Дагестанского УФАС России от 11.10.2018г. по делу <номер изъят> об аннулировании результатов продажи имущественных объектов посредством публичного предложения, указанные в протоколе комиссии по проведению торгов <номер изъят> от 30.01.2018г. в отношении спорных объектов. Решение и предписание УФАС по делу <номер изъят> ими были оспорены в установленный законом срок в Арбитражный суд РД, а потому оно не могло быть принято к исполнению со стороны администрации Дербентского района при вынесении постановления и.о. главы МР «Дербентский район» от ДД.ММ.ГГГГг. <номер изъят>.

Представитель Управления земельных и имущественных отношений МР «Дербентский район» ФИО8 признал исковые требования истца, не признал встречные требования ответчика ФИО2 ФИО37., указав, что в его отзыве изложены все обстоятельства, они основаны на доводах истца - администрации <адрес изъят>.

Представители третьих лиц - Управления Росреестра по РД, Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по РД, извещенные в надлежащем порядке, в суд не явились, причину неявки не сообщили, дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения и доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Администрация МР «Дербентский район» приняла постановление от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> о проведении аукциона на право заключения договора купли - продажи земельного участка и расположенных на нем жилых помещений: земельный участок, расположенный по адресу: РД, <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят>, площадь <данные изъяты>., категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для содержания и обслуживания нежилых помещений, кадастровая стоимость - <данные изъяты>

нежилые помещения с литером «А», «А1», «А2» по указанному выше адресу, назначение - нежилое, общая площадь нежилых помещений - <данные изъяты>.м., кадастровый (условный) <номер изъят>, рыночная стоимость -<данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ администрация приняла постановление <номер изъят> «О продаже имущественных объектов посредством публичного предложения и утвердила данным постановлением документацию по проведению продажи имущественных объектов, находящихся в собственности МР «Дербентский район» посредством публичного предложения.

В газете «Дербентские известия» от ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Управление земельных и имущественных отношений МР «Дербентский район» разместило информационное сообщение <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ по проведению продажи имущественных объектов посредством публичного предложения: лот 1……;

лот 2 - земельный участок и расположенные на нем жилые помещения, расположенные по адресу: РД, <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят>, площадь <данные изъяты>, кадастровая стоимость - <данные изъяты>

13

здание (литер «А», «А1», «А2») общая площадь нежилых помещений - <данные изъяты>м., кадастровый (условный) <номер изъят>, оценочная стоимость -<данные изъяты>

По результатам проведенных торгов, в соответствии с протоколом <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Управление земельных и имущественных отношений МР «<адрес изъят>» ДД.ММ.ГГГГ заключило с ФИО2 ФИО38 договор купли-продажи объекта недвижимости <номер изъят> на земельный участок и расположенные на нем жилые помещения, расположенные по адресу: РД, <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят>, площадь <данные изъяты> кв., кадастровая стоимость - <данные изъяты>

здание (литер «А», «А1», «А2») общая площадь нежилых помещений - <данные изъяты>., кадастровый (условный) <номер изъят>, оценочная стоимость -<данные изъяты>

На основании указанного договора по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ продавец МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» передал покупателю ФИО1 здание и земельный участок.

Договор купли-продажи объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> зарегистрирован в Дербентском межмуниципальном отделе Управления Росреестра по РД ДД.ММ.ГГГГ за <номер изъят> и 05:42:000032:856-01/005/2018. Изложенное сторонами не оспаривается.

Управлением ФАС России по РД по обращению УФСБ по РД проведена проверка, приказом от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> возбуждено дело <номер изъят> по признакам нарушения администрацией МР «<адрес изъят>» частей 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управление по результатам рассмотрения антимонопольного дела <номер изъят> приняло решение от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение состоит из 4-х пунктов со следующими содержаниями.

1. дело в отношении администрации МР «Дербентский район прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства;

2. признать МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «Дербентский район» нарушившим части 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ограничении доступа к участию и в создании преимущественных условий в аукционе по продаже муниципального имущества по лотом <номер изъят> и <номер изъят> (извещение <номер изъят>);

3. выдать МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «Дербентский район» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства следующего содержания:
МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «Дербентский район» в двухмесячный срок с даты получения настоящего предписания осуществить следующие действия:

в рамках действующего законодательства принять меры по отмене аукциона по продаже муниципального имущества по лотам <номер изъят> и <номер изъят>, указанного в извещении <номер изъят>;

в рамках действующего законодательства принять меры по расторжению договора купли-продажи объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, заключенного с ФИО2 ФИО39, по результатам

14

проведенного МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «Дербентский район» аукциона (извещение <номер изъят>) и возврата муниципального имущества, указанного в подпунктах 1.1. и 1.3. договора №ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальную казну;

4. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса виновных лиц к административной ответственности.

На основании указанного решения Управление выдало предписание от ДД.ММ.ГГГГ по делу <номер изъят>, которым указано МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «Дербентский район» в двухмесячный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ограничении доступа к участию и в создании преимущественных условий в аукционе по продаже муниципального имущества по лотам <номер изъят> и<номер изъят> (извещение <номер изъят>), а именно:

- в рамках действующего законодательства принять меры по отмене аукциона по продаже муниципального имущества по лотам <номер изъят> и <номер изъят>, указанного в извещении <номер изъят>;

- в рамках действующего законодательства принять меры по расторжению договора купли-продажи объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, заключенного с ФИО2 ФИО40, по результатам проведенного МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «Дербентский район» аукциона (извещение <номер изъят>) и возврата муниципального имущества, указанного в подпунктах 1.1. и 1.3. договора <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальную казну;

- об исполнении предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Не согласившись с пунктами 2 и 3 решения от 11.10. 2018 по делу <номер изъят> о признании учреждения нарушившим части 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, и выдаче предписания и предписанием Управления, ФИО2 ФИО41. обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по РД от ДД.ММ.ГГГГ по делу <номер изъят> о признании МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «Дербентский район» нарушившим части 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции и о выдаче учреждению предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и недействительным предписания Управления от 11.10. 2018 по делу <номер изъят>, адресованного учреждению о прекращении нарушения частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ограничении доступа к участию и в создании преимущественных условий в аукционе по продаже муниципального имущества по лотам <номер изъят> и<номер изъят> (извещение <номер изъят>);

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительными пункт 3 решения Управления ФАС России по

15

РД от ДД.ММ.ГГГГ по делу <номер изъят> в части выдачи признании МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «<адрес изъят>» предписания об осуществлении действий: принять меры по отмене аукциона по продаже муниципального имущества по лот №2, указанного в извещении №281217/1154713/01; принять меры по расторжению договора купли-продажи объекта недвижимости от 05.02.2018 №15, заключенного с ФИО2 ФИО43, по результатам проведенного МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «<адрес изъят>» аукциона (извещение <номер изъят>) и возврату муниципального имущества, указанного в подпунктах 1.1. и 1.3. договора №ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальную казну, и предписание УФАС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ по делу <номер изъят> в части указания МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «<адрес изъят>» принять меры по отмене аукциона по продаже муниципального имущества по лот <номер изъят>, указанного в извещении <номер изъят> и по расторжению договора купли-продажи объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, заключенного с ФИО2 ФИО44 и возврату муниципального имущества, указанного в подпунктах 1.1. и 1.3. договора <номер изъят> от 0502.2018, в муниципальную казну, как несоответствующие требованиям антимонопольного законодательства.

Как указано выше, Администрация МР «Дербентский район» обратился к ФИО2 ФИО45, Управлению земельных и имущественных отношений (МБУ «Управление земельных и имущественных отношений») МР «Дербентский район» о признании недействительным (ничтожным) договор купли-продажи <номер изъят> от 05.02.2018г. объектов недвижимости, зарегистрированного права собственности ФИО2 ФИО46 на земельный участок и нежилые помещения, признании недействительной и исключении из единого государственного реестра недвижимости запись регистрации права собственности на земельный участок и нежилые помещения и об истребовании объектов недвижимости.

Предписанием МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» МР «Дербентский район» указало, принять меры по отмене открытого аукциона по продаже муниципального имущества по лот <номер изъят> и принять меры по расторжению заключенного договора купли-продажи объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> и возврату муниципального имущества в муниципальную казну.

Судом установлено, что на день принятия МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» МР «Дербентский район» решения и выдачи предписания от ДД.ММ.ГГГГ по делу <номер изъят>, между Управлением и признанным победителем аукциона по лоту 2 ФИО2 ФИО47. был заключен договор купли-продажи объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> и зарегистрировано его право на объект недвижимости.

При изложенных обстоятельствах у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания на выдачу предписания Управлению по принятию мер по отмене аукциона по лот №2 и расторжении договора купли - продажи №15 от 05.02.2018, заключенного с ФИО2 ФИО48 при наличии зарегистрированного права собственности на объекты недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации публичные торги, проведенные в порядке, установленном для исполнения

16

судебных актов, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом. Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку (п. 44 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Положения статьи 449 ГК РФ устанавливают обязательность оспаривания торгов до оспаривания сделки купли-продажи в случае нарушения правил (процедуры) проведения торгов. Истцом оспаривается договор купли-продажи, заключенный после проведения аукциона по продаже муниципального имущества по процедурным основаниям, зарегистрированного в Управлении Росреестра, что по правилам статьи 449 ГК РФ не допускается. Заключенный по результатам торгов договор может быть признан недействительным по основаниям, на которые содержится ссылка в исковом заявлении только после того, как будут признаны недействительными сами торги.

По настоящему делу требование о признании торгов недействительными истцом - Администрацией МР «Дербентский район» не заявлялось.

При таком положении оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеются.

ФИО2 ФИО49. обратился в суд с встречным исковым требованием об оспаривании постановления администрации МР «Дербентский район» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по исполнению предписания Дагестанского УФАС России от 11.10.2018г. по делу <номер изъят>, принятого Дагестанским УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель администрации МР Дербентский район» ФИО52 ФИО3 просил применить к встречному требованию последствия пропуска трехмесячного срока обращения по обжалованию решений органов местного самоуправления, указывая на то, что и.о главы администрации Дербенского района постановление <номер изъят> принято ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО2 ФИО50. обратился в суд с иском об оспаривании указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ, то есть за истечением трехмесячного сорока для его обжалования.

Рассматривая заявление ФИО51. ФИО3, суд пришел к выводу о том, что ФИО2 ФИО53. нарушен трехмесячный срок обращения в суд, им не представлены суду причины, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд. Пропуск трехмесячного срока для обращения в суд без уважительных причин является основанием для вынесения решения об отказе в удовлетворении заявления.

По изложенным основаниям, суд оставляет встречное исковое требование ФИО2 ФИО54 без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

17

В удовлетворении исковых требований Администрации МР «Дербентский район» к ФИО2 ФИО55, Управлению земельных и имущественных отношений» (МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» МР «Дербентский район» о признании недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 05.02.2018г. <номер изъят>, заключенный между МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» и ФИО2 ФИО56 в отношении земельного участка, кадастровый <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и обслуживания нежилых помещений, площадь: 3445 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят> «а», здания, кадастровый (условный) <номер изъят>, назначение: нежилые помещения (литер «А», «А1», «А2»), общая площадь: 1 682 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят>, пер. С. Стальского, 26 «а»;

- признании зарегистрированного права собственности ФИО2 ФИО57 на земельный участок, кадастровый <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и обслуживания нежилых помещений, площадь: 3445 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят> «а»; на здание, кадастровый (условный) <номер изъят>, назначение: нежилые помещения (литер «А», «А1», «А2»), общая площадь: 1 682 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят>, пер. С. Стальского,26 «а» отсутствующим;

- признании недействительной и исключении из Единого государственного реестра недвижимости запись регистрации <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности ФИО2 ФИО58ФИО59 на земельный участок, кадастровый <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и обслуживания нежилых помещений, площадь: 3445 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят> «а»; запись регистрации <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности ФИО2 ФИО60 на здание, кадастровый (условный) <номер изъят>, назначение: нежилые помещения (литер «А», «А1», «А2»), общая площадь: 1 682 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят>, пер. С. Стальского, 26 «а»;

- об истребовании в муниципальную собственность Дербентского района земельный участок, кадастровый <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и обслуживания нежилых помещений, площадь: 3445 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят> «а»; здание, кадастровый (условный) <номер изъят>, назначение: нежилые помещения (литер «А», «А1», «А2»), общая площадь: 1 682 кв. м., адрес местоположения: <адрес изъят>, пер. С. Стальского,26 «а», отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 ФИО61 к Администрации МР «Дербентский район» о признании недействительным постановления И.о. главы муниципального района «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> ««О мерах по исполнению

18

предписания Дагестанского УФАС России от 11.10.2018г. по делу <номер изъят>», принятого во исполнение обжалованного решения и предписания по делу <номер изъят> принятого Дагестанским УФАС России, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Тагирова ФИО62