ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1677/19 от 16.06.2020 Можгинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-98/2020

УИД 18RS0021-01-2019-002153-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Можга УР 16 июня 2020 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,

при секретаре Зубковой М.С.,

с участием: истца Овчинниковой Ф.Л., действующей за себя и Овчинникова М.В., на основании нотариальной доверенности от дд.мм.гггг, ее представителя Базуевой Н.Н., действующей на основании устного заявления,

представителей ответчика – БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» - Владимирова Г.С., действующего на основании Устава, Ермолаевой О.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг, сроком до дд.мм.гггг,

представителя ответчика Правительства УР Медведевой И.А., действующей на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг, сроком по дд.мм.гггг,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинниковой Фаины Леонидовны, Овчинникова Максима Владиленовича к Бюджетному профессиональному образовательному учреждению Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова», Правительству Удмуртской Республики, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики о признании права на приватизацию,

у с т а н о в и л:

Овчинникова Фаина Леонидовна, Овчинников Максим Владиленович обратились в суд с иском к Бюджетному профессиональному образовательному учреждению Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» (далее по тексту - БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова») о признании права на приватизацию квартиры <данные изъяты>

Исковое заявление мотивировано тем, что в соответствии с договором найма жилого помещения О.В.Ф. и Овчинниковой Ф.Л. была предоставлена квартира <***> Республики на основании ордера от 24 февраля 1998 года, выданного на имя О.В.Ф. по совместному решению администрации и профкома. Квартира является собственностью Удмуртской Республики, закреплена на праве оперативного управления за БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова». Изначально ордер был выдан О.В.Ф., супругу Овчинниковой Ф.Л., который также как и истец работал преподавателем в колледже, затем после их развода договор найма спорного помещения был заключен с Овчинниковой Ф.Л.. В настоящее время на данной жилой площади проживают истцы: Овчинникова Ф.Л. – основной наниматель и сын Овчинников М.Ф.. Овчинникова Ф.Л. с 1980 года по настоящее время работает в педколледже. По закону входит в список лиц, имеющих право на приватизацию жилья из спецфонда, а именно: проработала свыше 10 лет, находится на пенсии, состоит в трудовых отношениях с работодателем, сторонами подписан договор найма жилого помещения. При обращении с заявлением о приватизации жилого помещения, администрацией колледжа был дан отказ, с указанием на то, что данное имущество является собственностью Удмуртской Республики, и Министерство имущественных отношений УР решает данный вопрос. Согласно Постановлению ВС РФ от 30 марта 2012 года №9 собственнику дано право издавать нормативно- правовые акты, касающиеся принятия решения о приватизации отдельных служебных помещений. Статья 7 Жилищного кодекса РФ устанавливает нормы, согласно которым все жилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, регулируются положениями Жилищного кодекса РФ о договоре найма. В 2004 году был принят нормативный акт о регистрации служебных жилых помещений в определенном Реестре. В случае невнесения служебного помещения в указанный Реестр, то действие ст.4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» на них не распространяется.

В дальнейшем в качестве соответчиков привлечены Министерство имущественных отношений и Правительство Удмуртской Республики, в качестве третьего лица- Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

В судебном заседании истец Овчинникова Ф.Л., действующая за себя и Овчиникова М.В., ее представитель Базуева Н.Н. исковые требования поддержали, попросили удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

В обоснование иска Овчинникова Ф.Л. пояснила, что долгое время проработала в Можгинском педагогическом колледже, в связи с чем, полагает, что имеет право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <***>. Ордер на комнату в общежитии первоначально выдавали на имя мужа О.В.Ф., затем после развода ордер и договор найма переоформили на ее имя.

Дополнительно пояснила, что первоначальные требования к ответчику - Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики не поддерживают, ввиду привлечения 05 марта 2020 года в качестве соответчика Правительство Удмуртской Республики.

Истец Овчинников М.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, направил в суд своего представителя по доверенности Овчинникову Ф.Л.

Представители ответчика БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» Владимиров Г.С., Ермолаева О.В в судебном заседании исковые требования не признали, просят в удовлетворении требований отказать.

В обоснование возражений суду пояснили, что согласно перечню домов, находящихся в собственности Удмуртской Республики и используемых в качестве общежитий, утвержденного Распоряжением Правительства УР от 17 мая 2010 года №413-р «О включении жилых помещений в домах, находящихся в собственности Удмуртской Республики, в специализированный жилищный фонд», жилые помещения БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» включены в специализированный жилищный фонд. Согласно свидетельству о государственной регистрации права здание общежития, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, <***>, закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления, собственником является Удмуртская Республика. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем.

Представитель ответчика Правительства УР Медведева И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, полагает, что основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют. Решение вопроса об отчуждении объекта недвижимости требует согласование такого действия с Государственным Советом Удмуртской Республики. Следовательно, в случае удовлетворения требований истца такое решение будет заведомо неисполнимо. Оснований для принуждения Правительства УР, тем более, Государственного Совета УР не имеется. Кроме того, в адрес Правительства УР обращение о согласовании приватизации спорного помещения не поступало, при таких обстоятельствах, Правительство УР не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу, нарушение прав и законных интересов истцов нет. Здание общежития, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <***>, находится в собственности Удмуртской Республики и учитывается в Реестре государственного имущества Удмуртской Республики, закреплено на праве оперативного управления за БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова». Комната в общежитии, расположенном по данному адресу была предоставлена Овчинниковой Ф.Л. и ее сыну Овчинникову М.В. на период трудовых отношений истца с БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова». Указанный объект недвижимости отнесен к специализированному жилищному фонду. В п.1 ст.4 Закона о приватизации содержится перечень помещений, которые не подлежат приватизации, к таковым относятся, в том числе жилые помещения в общежитиях, а также служебные жилые помещения. Аналогичный запрет нашел свое отражение в п.3 ст.92 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, помещение, занимаемое истцом, в соответствии с действующим законодательством, не подлежит отчуждению путем его приватизации. В отношении адреса объекта недвижимости, указанного в Распоряжении Правительства УР от 17 мая 2010 года №413-р, сообщают, что в соответствии с информацией БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» здание, находящееся по адресу: Удмуртская Республика, <***>, является учебным корпусом №*** колледжа. В свою очередь, здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <***>, представляет собой общежитие. Статус вышеназванных объектов недвижимости на момент утверждения распоряжения Правительства УР №***-р был неизменным. Идентичная информация содержится также в Реестре государственного имущества Удмуртской Республики. Следовательно, в вышеназванном распоряжении Правительства допущена техническая ошибка. Кроме того, Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30 марта 2012 года №9-П сформулирована следующая правовая позиция: положение ч.2 ст.4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не предполагает установления ни законами субъектов РФ, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду. Здание, в котором находится спорное жилое помещение, используется по прямому назначению как объект специализированного жилого фонда- общежитие. Передача помещений в частную собственность не предполагается. Механизм правового принуждения учреждения и собственника к приватизации помещения специализированного жилищного фонда действующим законодательством также не предусмотрен, напротив – закреплена необходимость получения согласия вышеназванных лиц.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

В письменных пояснениях от 10 января 2020 года и возражениях от 04 марта 2020 года, указали, что Министерство имущественных отношений Удмуртии по настоящему делу не является надлежащим ответчиком, поскольку решение вопроса об отчуждении имущества, в том числе, путем приватизации, не входит в их компетенцию. Кроме того, здание общежития, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <данные изъяты> учитывается в Реестре государственного имущества Удмуртской Республики, закреплено на праве оперативного управления за БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова». Комната в общежитии, расположенном по данному адресу, была предоставлена Овчинниковой Ф.Л. и ее сыну Овчинникову М.В. на период трудовых отношений истца с БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова». Указанный объект недвижимости отнесен к специализированному жилищному фонду. В п.1 ст.4 Закона о приватизации содержится перечень помещений, которые не подлежат приватизации, к таковым относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях, а также служебные жилые помещения. Аналогичный запрет нашел свое отражение в п.3 ст.92 ЖК РФ. Таким образом, помещение, занимаемое истцом, в соответствии с действующим законодательством, не подлежит отчуждению в виде его приватизации. В отношении адреса объекта недвижимости, указанного в Распоряжении Правительства УР от 17 мая 2010 года №413-р, сообщают, что в соответствии с информацией БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» здание, находящееся по адресу: Удмуртская Республика, <***>, является учебным корпусом №*** колледжа. В свою очередь, здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <***>, представляет собой общежитие. Статус вышеназванных объектов недвижимости на момент утверждения распоряжения Правительства УР №413-р был неизменным. Идентичная информация содержится также в Реестре государственного имущества Удмуртской Республики. Следовательно, в вышеназванном распоряжении Правительства допущена техническая ошибка. Кроме того, Конституционным Судом РФ в постановлении от 30 марта 2012 года №9-П сформулирована следующая правовая позиция: положение ч.2 ст.4 Закона РФ» О приватизации жилищного фонда в РФ» не предполагает установления ни законами субъектов РФ, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду. Здание, в котором находится спорное по настоящему делу помещение используется по прямому назначению как объект специализированного жилого фонда. Передача помещений в частную собственность не предполагается. Механизм правового принуждения учреждения и собственника к приватизации помещения специализированного жилого фонда действующим законодательством также не предусмотрен, напротив – закреплена необходимость получения согласия вышеназванных лиц.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Удмуртской Республики, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, просил дело рассмотреть без его участия.

В письменном отзыве от 25 мая 2020 года Министерство образования и науки Удмуртской Республики считает исковые требования не состоятельными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Уставом БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» является бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является Удмуртская Республика. Функции и полномочия учредителя БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» от имени Удмуртской Республики осуществляет третье лицо. БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» принадлежат на праве оперативного управления – здания учреждения и общежития (объект специализированного жилищного фонда, необходимого для выполнения учреждением своих уставных задач, в пределах установленных границ. Приказом Министерства от 28 декабря 2019 года №1760 жилые помещения в здании общежития, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <***>, включены в специализированный жилищный фонд Удмуртской Республики. Статьей 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» установлен запрет на приватизацию жилых помещений в зданиях общежитий, которые находятся в государственной собственности.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца Овчинникова М.В., представителя ответчика Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, представителя третьего лица Министерства образования и науки Удмуртской Республики.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Овчинникова Ф.Л. с 04 августа 1980 по 09.02.1987, с 28.08.1995 по 02.04.2012 и с 26.08.2015 по настоящее время работает преподавателем в БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова».

Для проживания на период трудовой деятельности Овчинниковой Ф.Л. была предоставлена жилая площадь в общежитии Можгинского педагогического колледжа имени Т.К.Борисов по адресу: Удмуртская Республика, <***>., что подтверждается ордерами 24 февраля 1998 года, от 27 января 2003 года, от 07 сентября 2008 года, договором аренды, договорам найма.

Согласно справке коменданта ОМПК от 10 декабря 2019 года Овчинникова Ф.Л. с сыном Овчинниковым М.В. с 10 апреля 1998 года по настоящее время проживает и имеет регистрацию по вышеуказанному адресу (общежитие БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова»), задолженности по оплате коммунальных услуг и содержание жилья не имеет.

Из архивной справки Архивного отдела Администрации МО «Город Можга» №*** от 06 февраля 2020 года усматривается, что на основании акта от 25 декабря 1997 года государственной приемной комиссией принят законченный строительством объект в эксплуатацию – общежитие педучилища на 360 мест, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <***>.

Как следует из ответа БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» от 22 апреля 2019 года №*** и ответа Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 10 сентября 2019 года №*** общежитие, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <***>, является собственностью Удмуртской Республики, закреплено на праве оперативного управления за БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова», Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17 мая 2010 года №413-р «О включении жилых помещений в домах, находящихся в собственности Удмуртской Республики, специализированный жилищный фонд» все жилые помещения в общежитии по адресу: Удмуртская Республика, <***> включены в специализированный жилищный фонд.

Указанное обстоятельство также подтверждается договором об условиях использования государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления от дд.мм.гггг№***, заключенным с представителем собственника -Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики, а также свидетельством о государственной регистрации права от 08 июня 2012 года, свидетельством о внесении сведений в реестр государственного имущества Удмуртской Республики (реестровый №***), раздела III Устава БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова».

В апреле 2019 года Овчинникова Ф.Л. обратилась к БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» с заявлением о заключении договора приватизации спорного жилого помещения, на что ей дан отказ, в связи с тем, что учреждение не является его собственником, и не имеет права давать согласие на перевод данного жилого помещения в разряд муниципальной квартиры.

Указанное обстоятельство послужило поводом для обращения истцов в суд.

На основании ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации устанавливает Закон РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного Фонда в Российской Федерации» (далее Закон РФ «О приватизации»).

Под приватизацией жилых помещений, по смыслу ст. 1 указанного закона понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статьей 2 Закона РФ «О приватизации» установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Следовательно, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 4 Закона «О приватизации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, по общему правилу не подлежат приватизации служебные жилые помещения, а также жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением (ст.93 Жилищного кодекса РФ) жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ч.1 ст.94 Жилищного кодекса РФ).

Частью 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV указанного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии со ст. 102 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат (п. 2).

Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №42, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 15). При этом включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом общих и специальных требований, предъявляемых к специализированным жилым помещениям в зависимости от их вида (п. 12).

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17 мая 2010 года №413-р «О включении жилых помещений в домах, находящихся в собственности Удмуртской Республики, в специализированный жилищный фонд» в специализированный жилищный фонд включен дом, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <***>, используемый в качестве общежития, находящегося в собственности Удмуртской Республики, принадлежащего на праве оперативного управления Государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Можгинский педагогический колледж».

Согласно информационному письму БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» №*** от 02 марта 2020 года, нежилое здание, находящееся по адресу: Удмуртская Республика, <***>, учебный корпус №***, ранее имело статус общежития, до ввода в эксплуатацию в 1997 году нового здания общежития по адресу: Удмуртская Республика, <***>. На момент издания Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 17 мая 2010 года №413-р «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд», здание, находящееся по адресу: Удмуртская Республика, <***>, уже числилось как учебный корпус №*** колледжа. Таким образом, из-за допущенной технической ошибки, здание общежития, находящееся по адресу: Удмуртская Республика, <***>, не включено в перечень домов, находящихся в собственность Удмуртской Республики и используемых в качестве общежитий, утвержденного вышеназванным распоряжением. Первый этаж общежития переоборудован для проживания сотрудников по договору найма (8 изолированных квартир). Иных помещений, находящихся на земельном участке БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <***>, не имеется.

В настоящее время техническая ошибка, допущенная в адресе общежития, при внесении сведений в Реестр государственного имущества Удмуртской Республики исправлена, и жилые помещения в здании общежития (кадастровый №***), закрепленном на праве оперативного управления за БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова», расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <***>, включены в специализированный жилищный фонд приказом Министерства образования и науки №*** от 28 декабря 2019 года, и согласно Реестру государственного имущества Удмуртской Республики №*** от 02 марта 2020 года, указанное здание общежития является объектом специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики на основании Постановления Верховного Совета Удмуртской Республики от 11 марта 1992 года№325-XII.

В соответствии со ст.7 Закона от 29 декабря 2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Применение положений ст.7 названного выше закона возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.

Однако, из материалов дела следует, что здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <***>, является служебным помещением, имеет статус общежития. Жилое помещение, которое занимает истец, изначально на момент возникновения правоотношений находилось в государственной собственности, в ведение органов местного самоуправления не передавалось. Доказательств того, что статус спорного жилого помещения изменился либо с согласия собственника было принято решение об исключении его из состава специализированного жилищного фонда, в связи с чем, находящийся в оперативном управлении БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова» жилищный фонд подлежал бы передаче в муниципальную собственность, а у проживающих в нем граждан возникло право на приватизацию истцами, в материалы дела не представлено.

Кроме того, законодателем не предусмотрены положения, позволяющие в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма специализированного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, и соответственно право на приватизацию жилого помещения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, равно как и запрет приватизации общежитий, принадлежащих государственным и муниципальным образовательным организациям, установленный ст. 4 Закона РФ «О приватизации» и п. 2 ст. 102 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предопределен специальным целевым назначением и особым правовым режимом общежитий и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права граждан (Постановления от 03.11.1998 года №25-П и от 15.06.2006 № 6-П, Определения от 02.11.2000 № 220-О и от 25.11.2010 года №1510-О-О).

Кроме того, Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30 марта 2012 года №9-П сформулирована правовая позиция, что положение ч.2 ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных помещений их собственником, в системе действующего правого регулирования не предполагает установления ни законами субъектов РФ, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду.

При таких обстоятельствах, учитывая, что жилое помещение на момент его предоставления семье Овчинниковых имело статус общежития, который до настоящего времени не изменен, находится в оперативном управлении образовательного учреждения, не входит в состав муниципального жилищного фонда, входит в специализированный жилищный фонд, суд приходит к выводу об отсутствии правовых основании для удовлетворения исковых требований Овчинниковой Ф.Л., Овчинникова М.В. о признании права на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <***>, относящегося к специализированному жилищному фонду.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Овчинниковой Фаины Леонидовны, Овчинникова Максима Владиленовича к Бюджетному профессиональному образовательному учреждению Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова», Правительству Удмуртской Республики, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики о признании права на приватизацию квартиры <***> Республики оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено 23 июня 2020 года.

Председательствующий судья: Н.Н. Смагина