Дело № 2-1677/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 мая 2019 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи Им И.Т.,
при секретаре - Хоревой К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Сахалин-Транзит» о взыскании убытков, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сахалин-Транзит» о взыскании убытков, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указано, что 28 апреля 2017 года между истцом и ответчиком был заключен договор транспортной экспедиции.
Согласно экспедиторской расписке ответчик принял груз в количестве 36 мест общим весом 415 кг, объем 2,4 куб. м.. 26 мая 2017 года с компании «Сахалинский транзит» (г. Москва) позвонили грузополучателю ФИО2 и сообщили о том, что груз доставлен на склад г. <данные изъяты> для дальнейшего назначения. По графику доставки груз должен быть доставлен к месту назначения 01 июня 2017 года, то есть в <данные изъяты>. Однако 01 июня 2017 года груз не был доставлен. 9 июня 2017 года истец позвонила на склад <данные изъяты>, где ей сообщили, что груз, принятый ответчиком к перевозке был полностью расхищен неизвестными людьми.
В связи с чем поставлены требования о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации реального ущерба в сумме 285 723 рублей, компенсации морального вреда в сумме 100 000 рублей.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований.
Заслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Правоотношения по организации транспортно-экспедиционного обслуживания перевозок грузов регулируются нормами главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
В силу ст. 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
28 апреля 2017 года между ООО «Сахалин-Транзит» (Экспедитором) и ФИО1 (Клиентом) заключен договор транспортной экспедиции.
В соответствии с условиями договора Экспедитор по поручению Клиента принимает на себя обязанности по оказанию услуг по организации перевозок грузов, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее по тексту – экспедиционные услуги), а Клиент обязуется возместить Экспедитору расходы, понесенные Экспедитором в интересах Клиента.
Согласно экспедиторской расписке ответчик принял от истца груз в количестве 36 мест, без объявленной стоимости груза.
ФИО1 своевременно и в полном объеме исполнила обязательство по оплате стоимости перевозки в размере 29 125 рублей по договору. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Как следует из п. 6.6 договора транспортной экспедиции от 28 апреля 2017 года груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня истечения срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия Экспедитором груза для перевозки.
По истечении 30 дней после заключения договора истцу было сообщено, что груз похищен.
13 июня 2017 года истец обратилась к ответчику с претензией о возмещении ущерба.
Однако ответ на претензию не получен.
В соответствии со ст. 803 Гражданского кодекса РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 того же Кодекса.
Статьей 6 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и данным Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса РФ, этим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 393 Гражданского кодекса РФ установлено, что убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 того же Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 400 той же главы 25 Гражданского кодекса РФ установлено, что по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).
В силу пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» в силу статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 34 и статьи 36 Устава перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли: вследствие обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации); в результате ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не в, период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств; вследствие вины грузоотправителя, в том числе ненадлежащей упаковки груза (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации); вследствие естественной убыли массы груза, не превышающей ее норму.
Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия, противоправных действий третьих лиц, например кражи груза.
Исходя из приведенных норм права и разъяснений, вина перевозчика, принявшего груз к перевозке, презюмируется и для освобождения его от ответственности за несохранность груза, он должен доказать, что проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения обязательств.
Одним из условий для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза до выдачи его получателю является факт принятия груза экспедитором (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2015 №
Суд приходит к выводу, что хищение груза при перевозке, недоказанность причастности перевозчика к хищению, не являются основаниями, которые в силу вышеприведенных норм материального права и разъяснений являются обстоятельствами, освобождающими перевозчика от ответственности за сохранность груза в процессе его перевозки и обязанности возместить ущерб в связи с утратой груза.
То есть при установленных судом обстоятельствах требование о взыскании ущерба является обоснованным.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
Статьей 195 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что под исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В ч. 1 ст. 197 Гражданского кодекса РФ закреплено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» для требований из договора транспортной экспедиции срок исковой давности составляет один год и исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.
Пунктом 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Течение срока исковой давности исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для его предъявления.
Как следует из искового заявления, истец узнала об утрате груза 09 июня 2017 года при звонке на склад <данные изъяты>, следовательно, годичный срок исковой давности начал течь с 10 июня 2017 года и истек 09 июня 2018 года.
Исковое заявление подано в суд 20 декабря 2018 года, то есть с пропуском установленного срока исковой давности.
По смыслу ст. 203 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, исковая давность не может прерываться посредством бездействия названного лица.
В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» указано, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. Признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником.
В тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь части долга, такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам).
Ответчиком истцу была возвращена стоимость оказания услуги по организации перевозки груза в сумме 29 125 рублей. Однако данное действие не является действием, свидетельствующим о признании долга.
В связи с чем суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности на обращение в суд с заявленными требованиями и отказывает в удовлетворении требований о взыскании ущерба.
Также истец просит взыскать компенсацию морального вреда.
Согласно п. 1 ст.статьи 207 Гражданского кодекса РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство, требование о возмещении неполученных доходов при истечении срока исковой давности по требованию о возвращении неосновательного обогащения и т.п.), в том числе возникшим после начала течения срока исковой давности по главному требованию.
В связи с этим в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство, требование о возмещении неполученных доходов при истечении срока исковой давности по требованию о возвращении неосновательного обогащения и т.п.), в том числе возникшим после начала течения срока исковой давности по главному требованию.
Требования истца о взыскании компенсации морального вреда являются производными от требования о взыскании убытков, а потому срок исковой давности по этому требованию стал течь с той же даты.
В силу изложенных обстоятельств суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Сахалин-Транзит» о взыскании убытков, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.Т. Им
В окончательной форме решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья И.Т. Им