ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1677/2012 от 14.11.2012 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

 Дело № 2-1677/2012 <данные изъяты>

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 14 ноября 2012 года

 Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

 судьи Тотьмяниной Е.И.,

 при секретаре Никитиной И.И.,

 с участием прокурора Ярковой О.К.,

 ответчика Ермаковой Н.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Ермаковой Н.В. о возложении обязанности оборудовать вспомогательными устройствами вход и выход в помещение аптеки,

 У С Т А Н О В И Л:

 Кудымкарский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Ермаковой Н.В. (далее ИП Ермакова Н.В.). В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки установлено, что у ИП Ермаковой Н.В. в помещении «Аптечные товары» по адресу: <адрес>, имеется отдельный вход с улицы. В нарушение СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 года № 73, ст. ст. 2, 3, 6, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» пандус на лестнице отсутствует, участки пола на путях движения перед дверными проемами и входами на лестницы не имеют предупредительную рифленую и (или) контрастно окрашенную поверхность, световые маячки также отсутствуют. Таким образом, ответчик не предусмотрел возможность входа и выхода в помещение аптеки людям с нарушением опорно-двигательного аппарата, то есть допустил грубые нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление фармацевтической деятельности. С учетом изложенного, Кудымкарский городской прокурор просит обязать ИП Ермакову Н.В. в 30-дневный срок оборудовать вспомогательными устройствами вход и выход в помещение «Аптечные товары», по адресу: <адрес>, для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 В судебном заседании прокурор Яркова О.К. исковые требования поддержала.

 Ответчик ИП Ермакова Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично, суду пояснила, что техническая возможность оборудования входа пандусом отсутствует, для обеспечения доступности инвалидов-колясочников в помещение аптеки, возможно оснастить вход кнопкой вызова, а так же оборудовать вход в аптеку крыльцом, удобным для движения инвалидов и других маломобильных групп населения.

 Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

 В соответствии со ст. 72, пункт "ж" части 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

 В силу ст. 12, 130-133 Конституции РФ, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных ст. 2, 7, 18, 19 Конституции РФ.

 Обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена на ряд субъектов, в том числе органы местного самоуправления и закрепляется требованиями ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также беспрепятственного пользования любым видом транспорта, средствами связи и информации.

 Одним из средств конкретизации ч. 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года.

 В силу требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

 В судебном заседании установлено, что нежилое помещение «Аптечные товары», общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное на 1 этаже 5-ти этажного кирпичного дома, по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ИП Ермаковой Н.В., на основании договора купли – продажи. Собственником части нежилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном на 1 этаже 5-тиэтажного кирпичного дома, является МО «Городской округ – город Кудымкар», на основании договора аренды эта площадь нежилого помещения передана в пользование ИП Ермаковой Н.В. (л.д. 9,10,11). В нежилом помещении расположена аптека, соответственно часть здания относится к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пунктов 3.9, 3.14 СНиП 35-01-2001, на ответчике лежит обязанность по оборудованию входа здания пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа в него инвалидов, поскольку отсутствие пандусов и поручней нарушает конституционные права и свободы граждан-инвалидов.

 В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

 Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

 Из материалов дела следует, что в нежилое помещение «Аптечные товары» имеется отдельный вход с улицы, оборудованный крыльцом.

 Из сообщения отдела градостроительства и архитектуры администрации г. Кудымкара следует, что при обследовании входной группы в аптеку, расположенную на 1 этаже многоквартирного, жилого дома по <адрес>, установлено отсутствие технической возможности строительства пандуса для инвалидов, т.к. уровень пола помещения аптеки расположен выше уровня отметки земли более, чем на 1 метр, пандус с двумя подъемами с необходимыми параметрами невозможно разместить на прилегающей к входу в аптеку территории.

 В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

 В данном случае, для обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения, в связи с невозможностью оборудования входа в аптеку пандусом, по согласованию с Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу, в целях обеспечения удовлетворения минимальных потребностей инвалидов, возможно оснащение входа кнопкой вызова и оборудования крыльца с определенными параметрам: ширина марша и площадки лестницы не менее 1,35 м., ширина проступей лестницы не менее 0,3 м., высота подъема ступеней не более 0,15 м., уклон лестницы не более 1:2. Ступени лестницы сплошные, ровные, без выступов, с шероховатой поверхностью. Ребро ступени с закруглением, радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, с бортиками высотой не менее 0,02 м. Крыльцо оснащено поручнями.

 Таким образом, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Возложить на Индивидуального предпринимателя Ермакову Н.В. обязанность по оснащению кнопкой вызова фармацевта входа в помещение «Аптечные товары», расположенное по адресу: <адрес> и обязанность по оборудованию существующего входа в аптеку крыльцом с определенными параметрами.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 Судья Е.И.Тотьмянина