Дело № 2-1677/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2021 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глебовой Е.П., при секретаре Журавлёвой О.А.,
с участием: представителя истца - старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Иркутска – Мещеряковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1677/2021 по исковому заявлению прокурора Ольхонского района Иркутской области, действующего в интересах РФ и неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Охотничье хозяйство «Ангады» о запрете деятельности до устранения нарушений закона,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования. Установлено, что между министерством лесного комплекса Иркутской области (до реорганизации - агентством лесного хозяйства Иркутской области) и обществом с ограниченной ответственностью «Охотничье хозяйство «Ангады» заключены 2 договора аренды лесных участков. Данные лесные участки предоставлены сроком на 25 и 45 лет. До настоящего времени в отношении указанного в иске земельного участка положительное заключение государственной экспертизы проектов освоения лесов не получено. При этом арендатором на лесном участке осуществляется заявленная деятельность в сфере охотничьего хозяйства. На основании изложенного истец просит суд запретить обществу с ограниченной ответственностью «Охотничье хозяйство «Ангады» со дня вступления в законную силу решения суда деятельность в сфере охотничьего хозяйства на лесном участке площадью 25509,2988 га до получения проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Октябрьского района г. Иркутска – Мещерякова М.В. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Охотничье хозяйство «Ангады» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, не просил дело рассматривать в его отсутствие, ранее предоставил возражения, где в иске просил отказать.
В судебное заседание представители третьих лиц - министерства лесного комплекса Иркутской области, Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Ольхонскому лесничеству не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика, третьих лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
При этом неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу, что подтверждается также положениями ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон» от 27.11.2006 № 1641-р, Ольхонский район входит в границы Байкальской природной территории.
Согласно ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69.
В соответствии с п. 3 Приказа от 29.02.2012 г. N 69 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров и осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Статья 24 Лесного кодекса РФ гласит, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Согласно ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным органом в сфере проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов на территории Адрес.
Из материалов дела судом установлено, что Дата между министерством лесного комплекса Иркутской области (до реорганизации - агентством лесного хозяйства Иркутской области) и обществом с ограниченной ответственностью «Охотничье хозяйство «Ангады» заключен договор аренды лесного участка №, с номером учетной записи в государственном лесном реестре № площадью 0,1 га, расположенного в Адрес, на землях лесного фонда Ольхонского лесничества, Ольхонского участкового лесничества «Косостепская дача», квартал №, выдел №, предоставленный для осуществления рекреационной деятельности; переданный по акту приема-передачи лесного участка от Дата.
Дата между министерством лесного комплекса Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «Охотничье хозяйство «Ангады» был заключен договор аренды лесного участка № площадью №, расположенного в Ольхонском районе Иркутской области, в Ольхонском лесничестве: Ольхонское участковое лесничество, «Косостепская дача», кварталы: №, переданный по акту приема передачи лесного участка от Дата в целях использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Согласно подпункту «е» пункта 11 договора, арендатора обязан осуществлять установленный настоящим договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Заочным решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от Дата удовлетворены исковые требования прокурора Ольхонского района Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью «Охотничье хозяйство «Ангады» об обязании разработать и представить проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы – ответчик обязан в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда разработать и представить в министерство лесного комплекса Иркутской области для проведения государственной экспертизы проекты освоения лесов, используемых по договорам аренды лесных участков:
№ от Дата, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 289-2010-04, площадью 0,1 га, расположенного в Адрес, на землях лесного фонда Ольхонского лесничества, Ольхонского участкового лесничества «Косостепская дача», квартал №, выдел 56, предоставленный для осуществления рекреационной деятельности; переданный по акту приема-передачи лесного участка от Дата;
№ от Дата, площадью 25509,2988 га, расположенного в Ольхонском районе Иркутской области, в Ольхонском лесничестве:
- Ольхонское участковое лесничество, «Косостепская дача», кварталы: №
- Бугульдейское участковое лесничество, Технический участок № (совхоз «Куретский»), кварталы №№, переданный по акту приема передачи лесного участка от Дата в целях использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Решение суда вступило в законную силу.
Дата Межрайонным отделением судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области на основании исполнительного листа ФС №, выданного по вышеназванному решению суда, возбуждено исполнительное производство №-ИП.
По информации министерства лесного комплекса Иркутской области от Дата№, направленной в МОСП по ИИДНХ УФССП России по Иркутской области, обществом с ограниченной ответственностью «Охотничье хозяйство «Ангады» получено положительное заключение по результатам государственной экспертизы проекта освоения лесов, разработанного на основании договора аренды лесного участка № от Дата (распоряжение министерства лесного комплекса Иркутской области №-мр от Дата). В отношении лесного участка, используемого обществом с ограниченной ответственностью «Охотничье хозяйство «Ангады» на основании договора аренды лесного участка № от Дата, положительное заключение по результатам государственной экспертизы проекта освоения лесов не получено. При этом арендатором на лесном участке осуществляется заявленная деятельность в сфере охотничьего хозяйства.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком в материалы дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Оценивая возражения ответчика, суд отмечает, что обязанность по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов не исключает необходимость выполнения данной обязанности в случае, если эксплуатация объекта экспертизы уже осуществляется.
При этом, ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты права указывает пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Экологическая безопасность не может быть поставлена в зависимость от частного интереса ответчика при использовании участков земли, на которых находится лес. Предлагаемые ограничения для арендатора земельного участка являются необходимым условием защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Поскольку положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов указанного объекта ответчиком получено не было, суд считает требование прокурора о запрете деятельности до получения проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.194 – 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Ольхонского района Иркутской области, действующего в интересах РФ и неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Охотничье хозяйство «Ангады» о запрете деятельности до устранения нарушений закона удовлетворить.
Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Охотничье хозяйство «Ангады» со дня вступления в законную силу решения суда деятельность в сфере охотничьего хозяйства на лесном участке площадью № га, расположенном Ольхонском районе Иркутской области, в Ольхонском лесничестве: Ольхонское участковое лесничество «Косостепская дача», кварталы: №№, до получения проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Е.П. Глебова