№ 2-1677/2021
70RS0001-01-2021-002549-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2021 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Ю.А. Романовой,
при секретаре А.С. Макаровой,
помощник судьи Я.Н. Лузанова,
при участии представителя истца – ФИО1, представителя ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ФИО4 о признании недействительными результатов межевания земельного участка, установлении смежной границы земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 (далее истец) обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО4 (далее ответчик), в котором просит признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым /________/ по адресу: г. Томск, /________/, произведенного в 2020 году кадастровым инженером ФИО5, результаты которых отражены в межевом плане от /________/, зарегистрированном органом кадастрового учета, при установлении местоположения его смежной границы с земельным участком с кадастровым /________/ по адресу: г. Томск, /________/, об осуществлении государственного кадастрового учета изменения описания местоположения границ земельного участка /________/. Указать в решении, что оно является основанием для исключения из Государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером /________/ по адресу: г. Томск, /________/, произведенного в 2020 году кадастровым инженером ФИО5, результаты которых отражены в межевом плане от 29.04.2020. Установить границу между участками с кадастровым номером /________/ по адресу: г. Томск, /________/, и с кадастровым номером /________/ по адресу: г. Томск, /________/, по координатам:
№ характерной точки Х,м Y,м
н7 350106,45 4321383,89
н8 350108,83 4321376,25
н9 350110,27 4321370,76
н10 350112,13 4321363,84
н11 350120,36 4321335,37
н12 350119,91 4321335,22
н13 350121,98 4321328,56
Также истец просит взыскать с ФИО4 расходы на проведение исследования по установлению наличия пересечения фактических границ земельного участка с кадастровым номером /________/ по адресу: г. Томск, /________/, и земельного участка с кадастровым номером /________/ по адресу: г. /________//________/, проведенном ООО «Бюро земельного кадастра» в сумме 5000 рублей.
В обоснование иска указано, что решением Кировского районного суда г. Томска от 29.12.2016 удовлетворен иск ФИО3 к ФИО4 о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым /________/ по адресу: г. Томск, /________/, проведенного в 2013 году кадастровым инженером – ФИО6, результаты которого отражены в межевом плане за регистрационным № 70-0-1-27/3001/2013-5661 от 27.08.2012, зарегистрированном органом кадастрового учета, при установлении местоположения его смежной границы с земельным участком с кадастровым /________/ по адресу: г. Томск, /________/. Указанное решение вступило в законную силу 10.02.2017.
11.07.2017 сведения о местоположении границ указанного земельного участка (с кадастровым номером /________/) были исключены из ЕГРН на основании решения Кировского районного суда г. Томска от 29.12.2016.
30.10.2020 ФИО3 обратилась с заявлением в Управление Росреестра по Томской области об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: /________/, г. Томск, /________/ (кадастровый /________/). В качестве документа - основания представлен межевой план от 29.10.2020, подготовленный кадастровым инженером ФИО7 В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных на регистрацию, обнаружено пересечение с земельным участком /________/ Площадь пересечения 37,60 кв.м., в связи с чем, с 11.11.2020 государственный кадастровый учет был приостановлен на 3 месяца, а 11.02.2021 в государственной регистрации кадастрового учета было отказано. 16.12.2020 апелляционная комиссия Росреестра по Томской области по обжалованию решений о приостановлении государственной регистрации кадастрового учета, рассмотрев заявление ФИО3, отклонила его. Из решения апелляционной комиссии № 73 от 16.12.2020 следует, что 18.03.2020 представлено заявление собственника земельного участка с кадастровым /________/ об осуществлении государственного кадастрового учета изменения местоположения границ земельного участка. Процедура согласования местоположения земельного участка /________/ соблюдена в соответствии с действующим законодательством. ФИО3 о государственной регистрации земельного участка с кадастровым /________/ не было известно, она не была осведомлена о собрании по поводу изменения местоположения границ указанного земельного участка и акт согласования не подписывала.
В заявлении об уточнении исковых требований после проведенной по делу судебной экспертизы истец просит установить границу между участками с кадастровым номером /________/, расположенным по адресу/________/, и земельным участком с кадастровым номером /________/ расположенным по адресу: /________/, по координатам, установленным заключением эксперта № 4968-3561/21.
В судебное заседание истец ФИО3, ответчик ФИО4 не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности от 27.10.2020 (на 5 лет), настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить иск в уточненной редакции.
Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от 18.11.2019 (на 3 года), возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск. В государственном акте №ТО-14-28-000541, с учётом изменений отображена смежная граница с земельным участком ФИО8 (прежняя фамилия истца) протяжённостью 49.0 метров. При внесении администрацией изменений в первоначальный правоустанавливающий документ ФИО8 была допущена ошибка, воспроизведенная в дальнейшем. Смежная граница установлена вступившим в законную силу судебным актом - определением Томского районного народного суда г. Томска Томской области от 01.11.1993. Судебные эксперты не учитывали преюдициальную силу ранее вынесенного судебного акта Томского районного народного суда г. Томска, сделали выводы о площадях, их несоответствии первоначальным правоустанавливающим документам, о наличии реестровой ошибки без учёта определения указанного суда, без учёта заключенного между сторонами (правопредшественниками) мирового соглашения, без учёта схемы, акта, составленных в 1993 году сотрудниками администрации, где была зафиксирована установленная смежная граница, в последующем отображенная в виде изменений в государственных актах сторон (у Ширко - без ошибки, у Стариковой - с ошибкой), без учёта того, что в 1993 году вновь установленная граница была выполнена по существующему забору в виде прямой линии, протяженностью 49.0 метров, отступающей от прямоугольных контуров постройки со сторонами 7.70 и 17.6. на участке Ширко. С учётом того, что в государственном акте ФИО8 содержится реестровая ошибка относительно конфигурации границ смежных участков сторон (которая видна при простом сопоставлении государственных актов Ширко и Стариковой (отсутствие отступа от постройки)); а также в связи с тем, что в заключении эксперта №4968-3561/2 не учтены юридически значимые обстоятельства, связанные с внесением изменений в государственные акты сторон после вынесения Томский районным народным судом г. Томска определения об утверждении мирового соглашения, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Третьи лица кадастровый инженер ФИО5, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о его дате и времени.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив доводы возражений на исковое заявление, исследовав письменные доказательства, допросив эксперта, определив на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пункты 1-2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), устанавливают, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно ст.70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закона о регистрации) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу ч.1 ст.3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В силу ст. ст. 7, 8 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающий, в числе прочих, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка (ч. 4 ст. 8 Закона о регистрации).
Юридическое определение понятия "земельный участок" установлено п. 3 ст. 6 ЗК РФ, в соответствии с которым земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
По смыслу ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" главным индивидуализирующим признаком земельного участка являются его границы, которые определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Частью 10 ст. 22 указанного Федерального закона установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, границы земельного участка считаются установленными, если описание местоположения границ земельного участка содержится в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Выполнение межевого плана земельного участка должно полностью соответствовать требованиям Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также иным нормативным актам.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона о регистрации уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как: отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка; содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства - самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное).
Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков - выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.
В соответствии со ст. 61 Закона о регистрации, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (ч. 3). В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (ч. 4).
По смыслу положений статей 11, 12 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов их защиты.
Как следует из решения Кировского районного суда г. Томска от 20.12.2016 по делу № 2-2676/2016, ФИО4 с 11.12.2012 является собственником жилого дома площадью 46,3 кв.м по адресу: г.Томск, /________/, и земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым /________/, документами-основаниями возникновения прав ФИО4 на указанные объекты является свидетельство о праве на наследство по закону от 11.12.2012, ее правопредшественником являлась ФИО9, умершая 01.10.2002, которой земельный участок площадью 0,15 га был предоставлен на праве собственности постановлением Главы администрации Тимирязевского сельсовета от 31.08.1993 №143; земельный участок с кадастровым /________/ поставлен на государственный кадастровый учет в 2013 году, до того сведения о земельном участке имели статус ранее учтенных. ФИО3, имевшая до расторжения в 1995 году брака фамилию - Старикова, с апреля 1994 года является субъектом права собственности в отношении жилого дома площадью 35 кв.м по адресу: г.Томск, /________/, и земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1100 кв.м, с кадастровым /________/, документами-основаниями возникновения прав ФИО3 на земельный участок является постановление Главы администрации Тимирязевского сельсовета от 31.08.1993 №143.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 29.12.2016 по делу № 2-2676/2016 удовлетворен иск ФИО3 к ФИО4 о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым /________/ по адресу: г. Томск, /________/, проведенного в 2013 году кадастровым инженером – ФИО6, результаты которого отражены в межевом плане за регистрационным № 70-0-1-27/3001/2013-5661 от 27.08.2012.
11.07.2017 сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером /________/ были исключены из ЕГРН на основании решения Кировского районного суда г. Томска от 29.12.2016.
18.03.2020 в Управление Росреестра по Томской области было представлено заявление собственника земельного участка с кадастровым номером /________/ об осуществлении государственного кадастрового учета изменения описания местоположения границ земельного участка.
С заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета представлена информационно-аналитическая газета города Томска "Красное Знамя" от 10.12.2019 № 93 с информацией о проведении собрания по поводу согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером /________/
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись.
07.05.2020 в ЕГРН были внесены сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером /________/ на основании межевого плана от 29.04.2020.
30.10.2020 ФИО3 обратилась с заявлением в Управление Росреестра по Томской области об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: /________/ (кадастровый /________/). В качестве документа - основания представлен межевой план от 29.10.2020, подготовленный кадастровым инженером ФИО7 В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных на регистрацию, обнаружено пересечение с земельным участком /________/ Площадь пересечения 37,60 кв.м., в связи с чем, 11.02.2021 в государственной регистрации кадастрового учета было отказано. 18.03.2020 представлено заявление собственника земельного участка с кадастровым /________/ об осуществлении государственного кадастрового учета изменения местоположения границ земельного участка.
Как указано в исковом заявлении, ФИО3 о государственной регистрации земельного участка с кадастровым /________/ не было известно, она не была осведомлена о собрании по поводу изменения местоположения границ указанного земельного участка и акт согласования не подписывала. На основании сведений межевого плана от 29.04.2020 в ЕГРН внесены сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером /________/
В силу ч. 8 указанной ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если: в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения; смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.
Полагая нарушенным свое право на участие в согласовании местоположения границ земельного участка ответчика, истец ФИО3 обратилась в ООО «Бюро земельного кадастра» за предоставлением услуги по выполнению земельно-кадастровых работ, с целью установления наличия пересечения фактических границ земельного участка с кадастровым номером /________/, расположенного по адресу: /________/, с границами согласно сведениям ЕГРН смежного земельного участка с кадастровым номером /________/ расположенного по адресу: /________/.
Согласно выписки из ЕГРН от 28.11.2019 № 99/2019/297755358, площадь земельного участка /________/ составляла 1840 кв.м., в заключении кадастрового инженера ООО «Бюро земельного кадастра» ФИО10 указано, что площадь данного земельного участка увеличилась на 177 кв.м., что согласно п. 32 ст. 26 Закона о регистрации является допустимым, при условии, что увеличение площади происходит не за счет площади смежного земельного участка и земель общего пользования (проходы, проезды). Граница между исследуемыми участками проходит по деревянному забору, существующему на местности более 15 лет, в связи с чем, согласно ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации, границу земельного участка /________/ необходимо принимать по фактически существующим заборам. Исходя из того, что граница земельного участка /________/ пересекает исследуемый земельный участок на величину 35 кв.м., можно считать, что в межевом плане земельного участка /________/ допущена реестровая ошибка.
Определением суда по ходатайству представителя истца ФИО1 была назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта АНО «Томский центр экспертиз» № 4968-3561/21 от 01.11.2021, в соответствии с государственным актом площадь земельного участка с кадастровым /________/ по адресу: г. Томск, /________/, составляет 1100 кв.м, фактическая 1018 кв.м., что меньше на 82 кв.м. Фактические длины частей границ земельного участка с кадастровым номером /________/ не соответствуют длинам границ данного земельного участка по правоустанавливающим документам. Граница земельного участка с кадастровым номером /________/ не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Определить соответствие фактической границы земельного участка сведениям ЕГРН не представляется возможным, в сведениях ЕГРН вышеуказанные сведения отсутствуют. В соответствии с государственным актом площадь земельного участка, кадастровый /________/ по адресу: г. Томск, /________/, составляет 1500 кв.м, фактическая 1997 кв.м., что больше на 497 кв.м. (в составе государственного акта также указана площадь 1920 кв.м., фактическая площадь больше указанной на 77 кв.м.). Фактические длины частей границ земельного участка с кадастровым номером /________/ не соответствуют длинам границ данного земельного участка по правоустанавливающим документам. Местоположение фактической смежной границы между земельными участками с кадастровыми /________/ не соответствует результатам кадастровых работ 2013 года, 2020 года, сведениям ЕГРН. Фактическая площадь - 1997 кв.м., по данным ЕГРН, результатам кадастровых работ 2020 года - 2017 кв.м., что на 20 кв.м. больше фактической. Конфигурация границ, площадь земельного участка с кадастровым номером 70:14:0123004:406 по результатам кадастровых работ 2020 года, сведениям ЕГРН не соответствует конфигурации границ, площади данного земельного участка по правоустанавливающему документу. Границы по сведениям ЕГРН земельного участка с кадастровым номером /________/ пересекают фактические границы земельного участка с кадастровым номером /________/ Площадь пересечения (наложения) составляет 30,29 кв.м.
Допрошенная в судебном заседании по ходатайству представителя ответчика эксперт ФИО11выводы, изложенные в заключении, подтвердила.
В связи с чем, доводы представителя ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление, а также в судебном заседании, по существу свидетельствуют о несогласии с выводами эксперта, изложенными в заключении АНО «Томский центр экспертиз» № 4968-3561/21 от 01.11.2021, поэтому не могут быть приняты во внимание.
У суда нет оснований не доверять заключению землеустроительной экспертизы, поскольку заключение выполнено экспертом, обладающим специальными познаниями в области землеустройства, предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Заключение экспертом выполнено на основании представленных документов, в том числе тех, на которые ссылается представитель ответчика в письменных возражениях на иск, исследованных экспертом, с обследованием объектов исследования и проведением комплекса работ, сделаны определенные выводы согласно инструктивным положениям и приказам, регламентирующим производство судебной экспертизы. Заключение эксперта не содержит каких-либо неясностей или неточностей, выводы эксперта подробно мотивированы.
Государственный кадастровый учет недвижимости обеспечивает подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, а также обеспечивает внесение сведений о таком имуществе в государственный кадастр недвижимости.
Границы земельного участка считаются установленными, если описание местоположения всех его границ, а не одной из них, содержится в сведениях ЕГРН. Следовательно, исключение описания местоположения границ участка из сведений ЕГРН как ошибочного должно следовать в отношении всего участка как одного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что наличие реестровой ошибки установлено. Такое устранение возможно способом внесения изменений в данные государственного учета относительно координат характерных точек.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 70:14:0123004:406, отраженных в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ФИО5 29.04.2020, об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ указанного земельного участка.
При этом суд полагает, что установление смежной границы между земельным участком с кадастровым номером /________/, расположенным по адресу: /________/, и земельным участком с кадастровым номером /________/, расположенным по адресу: /________/, по координатам, характерных точек, установленным заключением судебной экспертизы № 4968-3561/21 от 01.11.2021, проведенной АНО «Томский центр экспертиз», будет максимально отвечать требованиям действующего законодательства. Данный вариант приближен к сложившемуся фактическому землепользованию сторон и площадь участка находится в пределах допустимой погрешности. При этом суд учитывает также целевое назначение земельного участка, необходимость переноса сторонами хозяйственных построек, заборов, соблюдение баланса интересов сторон, отсутствие нарушения прав смежных землепользователей, длительность землепользования участком истцом и ответчиком, его правопредшественником.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
В силу положений п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты. Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (п. 6 ч. 5).
В силу ч. 5 ст. 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать среди прочего указание на распределение судебных расходов.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
При обращении с иском в суд истцом понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб., что подтверждается чеком-ордером от 21.06.2021.
С учетом удовлетворения исковых требований государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
На основании ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам.
Судом по ходатайству истца назначалась экспертиза, производство которой поручено АНО "Томский центр экспертиз".
Согласно акту о приемке выполненных работ от 01.11.2021 АНО "Томский центр экспертиз" стоимость проведенной экспертизы составила 49135,10 руб., которая оплачена истцом в полном объеме, что подтверждается товарным чеком и кассовым чеком от 17.09.2021.
С учетом вышеприведенных положений закона и удовлетворения иска, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на проведение судебной экспертизы в размере 49135,10 руб.
Кроме того, истцом также понесены расходы в виде оплаты 5000 руб. ООО «Бюро земельного кадастра» за изготовление заключения кадастровым инженером ФИО10 для установления наличия пересечения фактических границ земельного участка с кадастровым номером /________/ и земельного участка с кадастровым номером /________/.
В связи с чем, на основании ст. 94, 98 ГПК РФ, расходы истца в размере 5000 руб. также подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к ФИО4 о признании недействительными результатов межевания земельного участка, установлении смежной границы земельных участков удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка, расположенного по адресу: /________/, кадастровый /________/, отраженные в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ФИО5 29.04.2020.
Данное решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером /________/ расположенного по адресу: /________/.
Установить местоположение смежной границы между земельным участком с кадастровым номером /________/ расположенным по адресу: /________/, /________/, и земельным участком с кадастровым номером /________/ расположенным по адресу: /________/, г. Томск, /________/, по следующим координатам характерных точек, установленных заключением судебной экспертизы № 4968-3561/21 от 01.11.2021, проведенной АНО «Томский центр экспертиз»:
Обозначение Координаты
характерных точек Х Y
границ
н7 350107,42 4321379,94
н8 350107,59 4321378,69
н9 350109,45 4321375,31
н10 350112,10 4321364,53
н11 350114,92 4321354,09
н12 350120,46 4321335,35
н13 350120,00 4321335,17
н14 350122,05 4321328,71
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Взыскать с ФИО4 в пользу ФИО3 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате судебной экспертизы в размере 49135,10 руб., судебные издержки в размере 5000 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья -подпись- Ю.А. Романова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.12.2021.
Копия верна: судья
Секретарь А.С. Макарова