ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1678/19 от 03.09.2019 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тайшет 03 сентября 2019 года

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Абрамчика И.М., при секретаре Лобановой А.А., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ООО «Тагул» ФИО4, представителя третьего лица администрации <адрес> по доверенности ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Тагул», Министерству лесного комплекса <адрес> о признании права пользования охотничьим участком таёжных охотничьих угодий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, указывая в обоснование своих требований, что до 2010 года на протяжении десятилетий он работал в МУП «ОХОТПРОМХОЗ» <адрес> штатным охотником, после развала МУП «ОХОТПРОМХОЗ» каждый год покупал лицензию на добычу пушнины у районного охотоведа. В соответствии с договором-актом, заключённым между МУП «ОХОТПРОМХОЗ» и им в 2006 году за ним сроком на 22 года были закреплены таёжные охотничьи угодья - индивидуальный охотничий участок «Белая» («Большебельский») обшей площадью 8.9 тысяч га с указанием границ данного охотучастка, для рационального ведения охотничьего промысла и проведения охотхозяйственных мероприятий.

На закреплённой за ним площади находятся охотбаза, четыре охотизбушки, что указано в названном договоре. Договор был подписан сторонами, фактически исполнялся, на протяжении длительного периода времени он, как и другие охотники, осуществлял благоустройство охотничьих угодий на личные доходы, строили избушки, прорубали путики, за 25 лет было сделано очень много для благоустройства охотничьих угодий и очень много вложено средств; никто не давал средств на содержание и устройство охотугодий, охотники всё поддерживали за свои средства. Охота - основной источник средств существования для него и семьи, у него нет других профессиональных навыков кроме охоты.

В 2015 году МУП «ОХОТПРОМХОЗ» было ликвидировано, при этом он и другие охотники, имеющие договоры с длительным сроком действия, о процедуре ликвидации уведомлены не были. В 2015 году было создано ООО «Тагул», основным видом деятельности которого является охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях. В настоящее время директором ООО «Тагул» ФИО4, имеющим соглашение со Службой по охране и использованию животного мира <адрес> на проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры на территории <адрес>, охотникам направлены уведомления о том, что необходимо освободить индивидуальные охотничьи участки от личных вещей в срок до 15.10.2018г. Служба по охране и использованию животного мира <адрес> реорганизована в форме присоединения к министерству лесного комплекса <адрес>.

Никто не предлагал охотникам поучаствовать в аукционе на право пользования охотугодьями на реке Тагул. С коллективным заявлением с просьбой проверить законность проведения данного аукциона охотники обращались к мэру <адрес> (вх. от ДД.ММ.ГГГГ.), исх. от ДД.ММ.ГГГГ. ему сообщено, что администрацией <адрес> направлено заявление о проведении прокурорской проверки по доводам заявления. Кроме того, администрацией района было направлено обращение в Министерство лесного комплекса <адрес>, исх. от 22.10.2018г. сообщено, что не усмотрено нарушений требований действующего законодательства, в случае ущемления прав охотников <адрес>, они могут, учитывая статью 3 ГПК РФ и ст.56 ФЗ РФ «Об охоте», обратиться в суд или правоохранительные органы за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Он заключал договор закрепления таёжных охотничьих угодий в 2006 году на законных основаниях, охотпользователь МУП «ОХОТПРОМХОЗ» действовало на основании долгосрочной лицензии, выданной Управлением по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов <адрес> 22.04.2003г., и постановления губернатора <адрес> от 01.04.2003г. «О закреплении охотничьих угодий».

В соответствии со ст.71 ФЗ РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего ФЗ, вправе заключить охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Считает, что нарушены его права: на закрепление за ним охотучастка, указанного в договоре закрепления таёжных охотничьих угодий, на право охоты, отлова и отстрела диких животных, проведение охотхозяйственных действий, на право пользования расположенными на территории охотучастка охотбазой, охотизбушками.

Согласно ст.2 ФЗ РФ «Об охоте» одним из принципов, на которых основывается правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов является учёт интересов населения, для которого охота является основой существования.

Истец просит суд признать за ним право пользования на срок до ДД.ММ.ГГГГ таёжными охотничьими угодьями в виде охотничьего участка «Большебельский» общей площадью 8.9 тысяч га. с расположенными на территории данного охотучастка охотбазой, четырьмя охотизбушками; признать за ним право охоты, отлова и отстрела диких животных, проведения охотхозяйственных действий на территории данного охотучастка.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Тагул» по доверенности ФИО4 полагал исковые требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, как противоречащие закону.

Представитель администрации <адрес> по доверенности ФИО3 разрешение настоящего спора оставила на усмотрение суда.

Суд, выслушав доводы истца, объяснения ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Так, положение Конституции Российской Федерации, согласно которому земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1), в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.

Следовательно, правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан.

Соответственно, правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается, в частности, на принципах обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования таких ресурсов, сохранения их биологического разнообразия, определения объема их добычи с учетом экологических, социальных и экономических факторов (статья 2 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об охоте).

В соответствии со статьей 1 Закона об охоте добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты. Охотничьи угодья определяются тем же Федеральным законом как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1), и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (статья 7). Подобная классификация обусловлена как субъектным составом, так и целями осуществления охотничьей деятельности. На закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется лишь субъектами предпринимательской деятельности.

До вступления в силу Закона об охоте (с 01.04.2010 г.) отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).

После вступления в законную силу Закона об охоте, статьей 25 предусмотрен порядок предоставления земельных участков и лесных участков из земель, находящихся в государственной собственности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, согласно которой для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

Расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Закона об охоте юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.

В порядке ст. 47 ФЗ "О животном мире" пользование животным миром прекращается полностью в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации - пользователей животным миром.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц муниципальное унитарное предприятие «Охотничье-промысловое хозяйство» ДД.ММ.ГГГГ прекратило свою деятельность о чем в ЕГРЮЛ внесена запись 2153850629722, что явилось основанием для прекращения действия МУП «Охотпромхоз» долгосрочной лицензии, выданной Управлением по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов <адрес> 22.04.2003г.

Истцу ФИО1 не выдавалась долгосрочная лицензия на право пользования животным миром, и он не является правопреемником МУП «Охотпромхоз» или лицом (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем) за которым может быть сохранено право пользования охотничьими угодьями по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 71 Закона об охоте, и он вправе от своего имени заключить охотхозяйственные соглашения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" одними из основных принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов является учет интересов населения, для которого охота является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В силу статьи 48 Закона о животном мире граждане Российской Федерации, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, включая охоту и собирательство, имеют право на применение традиционных методов добычи объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека.

Это право указанные граждане могут осуществлять как индивидуально, так и коллективно, создавая объединения на различной основе (семейные, родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотников, собирателей, рыболовов и иные).

Статьей 49 Закона о животном мире определено, что коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона N 209 установлено, что в соответствии с целевым назначением может осуществляться охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 255 (с последующими изменениями).

В этот перечень включены тофалары (тофа), эвенки, проживающие на территории <адрес>.

В перечень мест проживания в границах <адрес> включен Нижнеудинский муниципальный район (Верхнегутарское, Нерхинское и Тофаларское сельские поселения).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 704-пп образована территория традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории <адрес>, регионального значения, расположенной на территории муниципального образования "<адрес>" <адрес>"

Как следует из п. 9 вышеуказанного постановления эвенки, в настоящее время проживают в трех населенных пунктах Вершино-Тутурского муниципального образования (<адрес> и Тырка).

На территории <адрес> коренные малочисленные народы Российской Федерации не проживают и истец к ним не относится. Факт длительной работы истца охотником не свидетельствует, что его существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения предков, включая охоту и собирательство.

Требования истца о признании за ним права пользования таёжными охотничьими угодьями, противоречат требованиям материального права, регулирующим спорные правоотношения, основаны на неверном толковании действующего законодательства Российской Федерации и подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к ООО «Тагул», Министерству лесного комплекса <адрес> о признании за истцом права пользования на срок до ДД.ММ.ГГГГ таёжными охотничьими угодьями в виде охотничьего участка «Большебельский» общей площадью 8.9 тысяч га. с расположенными на территории данного охотучастка охотбазой, четырьмя охотизбушками; признании за истцом право охоты, отлова и отстрела диких животных, проведения охотхозяйственных действий на территории данного охотучастка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: И.М. Абрамчик