ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1678/2021 от 17.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-1678/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,

секретаря Горбунова Д.Э.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Ленинского района г. Иваново Черемисиной Светланы Александровны,

представителя ответчика Управления благоустройства Администрации города Иванова по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Иваново в интересах неопределенного круга лиц к Управлению благоустройства Администрации города Иванова об обязании устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района города Иваново, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению благоустройства Администрации города Иванова об обязании устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, мотивировав его следующим.

Прокуратурой Ленинского района г. Иваново на основании информации ЦНПБДД ГИБДД УМВД России по Ивановской области (по обращению ФИО2), поступившей 05.04.2021, проведена проверка организации безопасности дорожного движения на территории городского округа Иваново в части организации уличного освещения по ул. Отдельная, г. Иваново, в ходе которой установлено следующее. В соответствии с ответом начальника управления благоустройства Администрации г. Иваново ФИО3 от 15.04.2021 , направленным в адрес прокуратуры района, по состоянию на дату подписания указанного ответа, устройство недостающего электроосвещения по ул. Отрадная г. Иваново не предусмотрено, проектносметная документация на устройство недостающего электроосвещения по вышеуказанной улице не предусмотрено. Отсутствие уличного освещения, а также не выполнение ремонта дорожного покрытия нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения.

На основании изложенного прокурор просил суд обязать Управление благоустройства Администрации г. Иваново устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения по ул. Отдельная г. Иваново, обеспечив надлежащее состояние наружного освещения на указанном участке; установить срок для устранения указанных нарушений до 01.12.2021.

В судебном заседании представитель истца Черемисина С.А. исковые требования изменила: просила суд обязать Управление благоустройства Администрации города Иванова устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на ул. Отдельная г. Иваново, на участке от ул. Лежневская до дома 172 по ул. Лежневская, обеспечив надлежащее состояние наружного освещения на указанном участке; установить срок для устранения указанных нарушений до 30.09.2022.

Представитель ответчика Управления благоустройства Администрации города Иванова ФИО1 заявленные требования не оспаривала, полагала указанный прокурором срок достаточным для устранения нарушений.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УМВД России по Ивановской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что на ул. Отдельная г. Иваново, на участке от ул. Лежневская до дома № 172 по ул. Лежневская, отсутствует наружное уличное освещение, что подтверждается представленным истцом актом выявленных недостатков от 25.03.2021, фотоматериалами, и сторонами по делу не оспаривается.

В силу ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества, обеспечивающего, в том числе, его безаварийную эксплуатацию, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из данного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Согласно статье 2 Федерального закона № 196-ФЗ под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы (при их наличии).

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ).

В силу статьи 12 Федерального закона № 257-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа нормами части 1 пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 11 статьи 5, части 9 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к муниципальной собственности городского округа.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов соответственно.

Пунктом 5 части 1 статьи 13 Устава города Иванова дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Иванова, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения города Иванова.

Статьей 48 Устава города Иваново решение указанных вопросов местного значения в границах города Иваново возложено на Администрацию города Иваново.

Вместе с тем, в соответствии с Положением об администрации города Иванова, утвержденным Решением Ивановской городской Думы от 30.03.2006 № 85, Администрация города Иванова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Иванова и непосредственно не осуществляет работы по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа Иваново.

Для решения вопросов в области благоустройства и координации деятельности в этой сфере всех заинтересованных структур на территории города создано Управление благоустройства администрации города Иванова; Решением Ивановской городской Думы от 31.05.2006 № 150 утверждено Положение об Управлении благоустройства администрации города Иванова (далее – Положение об Управлении).

Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении Управление благоустройства Администрации города Иванова (далее - Управление) является муниципальным казенным учреждением и создано для осуществления управленческих функций в сфере благоустройства. Управление обладает правами юридического лица.

В соответствии с пунктом 2.1.2 Положения об Управлении в основные задачи Управления входит осуществление закупок на оказание услуг, выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства, территорий общего пользования, технических средств организации дорожного движения, находящихся в муниципальной собственности города Иванова, за исключением комплексного обустройства скверов и площадей и капитального ремонта автомобильных дорог, в случае если требуется доведение параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, в качестве муниципального заказчика.

На основании возложенных на него задач Управление, в том числе, осуществляет функции муниципального заказчика на работы и услуги по благоустройству, предусмотренные действующим законодательством; формирует планы капитального ремонта, ремонта и содержания объектов внешнего благоустройства, за исключением комплексного обустройства скверов и площадей и капитального ремонта автомобильных дорог, в случае если требуется доведение параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории; утверждает проектно-сметные документации, сметы на работы; осуществляет контроль за количеством и качеством выполненных работ, услуг в рамках заключенных муниципальных контрактов, иных гражданско-правовых договоров, правильностью оформления документов, определения объемов работ и применяемых расценок (п.п. 2.2.2-2.2.5 Положения об Управлении).

В силу пунктов 2.2.15-2.2.17 Положения об Управлении оно организует и обеспечивает реализацию полномочий Администрации города Иванова по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа, за исключением капитального ремонта автомобильных дорог, в случае если требуется доведение параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории; обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, иными лицами по вопросам безопасности дорожного движения, рассмотрение предписаний контролирующих органов по вопросам ненадлежащего состояния автомобильных дорог местного значения, а также осуществляет представительство Управления в судебных органах по искам, связанным с деятельностью Управления.

В силу п.п. 3.2, 3.3, 3.5-3.7 Положения об Управлении оно заключает договоры, муниципальные контракты, вытекающие из задач Управления, дает в пределах своей компетенции указания, обязательные для исполнения курируемыми муниципальными предприятиями, применяет меры воздействия, предусмотренные договорами, муниципальными контрактами, действующим законодательством, в случае нарушения исполнителями параметров качества, надежности, своевременности и других условий предоставления работ и услуг, осуществляет проверку правильности расчетов за выполненные работы по договорам, муниципальным контрактам, производит оплату работ, услуг в соответствии с заключенными договорами, муниципальными контрактами в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Решением Ивановской городской Думы от 28.06.2017 № 402 «Об утверждении порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Иваново» утвержден соответствующий Порядок, пунктами 2.2-2.3 которого предусмотрено, что организация мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог осуществляется Администрацией города Иванова или уполномоченным структурным подразделением Администрации города Иванова. В целях осуществления мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут привлекаться подрядные организации.

В соответствии с Постановлением Администрации города Иванова от 23.12.2015 № 2621 «Об утверждении порядков расходования средств на выполнение работ в сфере благоустройства и порядков расчета и применения нормативов финансовых затрат на их выполнение» Управлению благоустройства Администрации города Иванова предписано осуществлять расходование средств в сфере благоустройства на территории города Иванова, связанных с выполнением работ по организации функционирования автомобильных дорог общего пользования, наружному освещению и благоустройству территорий общего пользования, являющееся расходным обязательством города Иванова, в соответствии с Порядком исполнения бюджета города Иванова по расходам, со сводной бюджетной росписью бюджета города, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

В Перечень автомобильных дорог общего пользования муниципального значения города Иваново, утвержденный Постановлением Администрации города Иваново от 03.02.2011 № 148 и официально опубликованный на сайте Администрации города Иванова, включена ул. Отдельная.

Таким образом, организация осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения: ул. Отдельная г.Иваново, включая полномочия по организации ее содержания и ремонта, обеспечению безопасности дорожного движения по ней, входит в обязанности ответчика.

Статьями 17, 18 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, предусмотрено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176; горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766; опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947 (п. 6.9.1 ГОСТ); стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б; дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8 (п. 6.9.4. ГОСТ).

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, распространяемая на все автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, разделами II-IV которой установлены виды дорожных работ, осуществляемых в рамках капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе по организации освещения, установке недостающего и восстановлению существующего освещения автомобильных дорог.

В связи с изложенным суд полагает, что ответчик, уполномоченный органом местного самоуправления на организацию и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения города Иваново, несет обязанность по организации и обеспечению надлежащего эксплуатационного состояния освещения спорного участка улицы Отдельная г. Иваново.

Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения, поскольку недостаточное освещение вышеуказанной улицы создает возможность возникновения дорожно-транспортных происшествий и опасность для пассажиров транспорта, а также других участников движения.

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Предложенный истцом срок устранения ответчиком нарушений законодательства о безопасности дорожного движения суд считает разумным и достаточным и в силу ст. 206 ГПК РФ полагает необходимым установить ответчику срок для выполнения работ по обеспечению надлежащего состояния наружного освещения по улице Отдельная г. Иваново на участке от улицы Лежневская до дома № 172 по улице Лежневская г. Иваново - до 30.09.2022.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Иваново в интересах неопределенного круга лиц к Управлению благоустройства Администрации города Иванова удовлетворить.

Обязать Управление благоустройства Администрации города Иванова устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, обеспечив надлежащее состояние наружного освещения по улице Отдельная г. Иваново на участке от улицы Лежневская до дома № 172 по улице Лежневская г. Иваново в срок до 30 сентября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Шолохова Е.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 24.08.2021