ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1679/17 от 14.07.2017 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-1679/2017 14 июля 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе судьи Марковой О.Ю.

при секретаре Бодровой Е.П.

с участием: помощника прокурора Ольского района Иващенко А.Б., представителя ООО «Девелопер» - Грибова Р.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ООО «Спецтранс-Ола» - Журавлевой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

в отсутствие: ликвидатора ООО «Девелопер» Лапчук О.А., представителя администрации муниципального образования «Ольский городской округ»

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда 14 июля 2017 года гражданское дело по иску прокурора Ольского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Девелопер», ликвидатору Общества с ограниченной ответственностью «Девелопер» Лапчуку Олегу Александровичу о возложении обязанности передать поквартирные карточки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольского района обратился в Магаданский городской суд с иском к ООО «Девелопер», ликвидатору ООО «Девелопер» Лапчуку О.А. о возложении обязанности передать образовавшиеся в процессе деятельности документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли в Архивный отдел муниципального образования «Ольский городской округ» незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Ольского района проведена проверка по обращениям ФИО8, ФИО13, ФИО9, ФИО10 по факту не предоставления ООО «Девелопер» выписок из лицевых счетов квартир, документов, связанных с работой.

Проверкой установлено, что приказом руководителя Государственной жилищной инспекции Магаданской области от 07.03.2017 № 40 внесены изменения в реестр лицензий Магаданской области о прекращении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № от <данные изъяты> (серия ), выданной ООО «Девелопер» с 28.04.2017.

С 21.03.2017 ООО «Девелопер» находится в стадии ликвидации. Ликвидатором назначен Лапчук О.А.

Утверждает, что собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирных домам Ольского района, работники общества лишены права на получение выписок из финансовых лицевых счетов квартир и документов, связанных с работой, поскольку до настоящего времени ООО «Девелопер» или его ликвидатором обязанность по передаче соответствующих документов на хранение в Архивный отдел муниципального образования «Ольский городской округ» не исполнена.

Указывает, что нахождение у ответчика документов регистрационного учета, не имеющего права их хранить, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные, а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещение, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 просит суд возложить на ООО «Девелопер» обязанность передать образовавшиеся в процессе деятельности документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли в Архивный отдел муниципального образования «Ольский городской округ» незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением судьи Магаданского городского суда от 05 июля 2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено «Спецтранс-Ола».

Участвующий в судебном заседании прокурор неоднократно изменял исковые требования, и окончательно просил суд обязать ответчика передать в архивный отдел муниципального образования «Ольский городской округ» поквартирные карточки (ф. № 10) в отношении следующих квартир: № 3, 4, 5, 11, 20, 23, 25, 27, 29 дома № 11 по ул. Каширина пос. Ола; № 1,2 дома № 18 по ул. Кирова пос. Ола; № 5-15, 22-24, 26-30, 34-35. 40, 42-44, 46, 48, 50-52, 55-57, 60, 64, 66, 67-71, 73-75, 79, 81, 82, 84-91, 94, 95, 97, 100, 102-104, 106-108, 110 дома № 47 по ул. Ленина пос. Ола; № 1-3, 5, 7-9, 13-15, 19-23, 34-37, 40-42, 43-48, 58-60, 65-69, 71, 81, 82-84, 88-90, 102-104, 106-108, 109-111 дома № 7 3 по ул. Ленина пос. Ола; № 5 дома № 2 пл. Ленина пос. Ола; № 2, 6, 8 дома № 12 по ул. Лесная пос. Ола; № 1, 3, 4-14, 18-20, 22, 24, 26, 27, 29, 30, 32-36, 45 дома № 2а по ул. Октябрьская в пос. Ола; № 29-31, 57 дома № 18 по ул. Октябрьская пос. Ола;

№ 2-4, 7-8, 10-11, 13, 16-17, 19-20 дома № 14 по ул. Партизанская пос. Ола;

№ 1, 4, 7, 8 дома № 25а по ул. Советская пос. Ола; № 2, 7-8, 11-14, 18, 23, 26, 36, 40, 51, 57, 58, 62 дома № 37 по ул. Советская пос. Ола; № 1,5, 8-9, 13-15, 19, 25-26, 30, 32, 35-36, 38, 43, 48-50, 52-53 дома № 41 по ул. Советская пос. Ола; № 2, 5, 9, 10, 13, 14, 16, 18, 20-21, 32 д о м а№ 50 по ул. Советская пос. Ола; № 8, 9, 11, 13, 25, 27, 39, 41, 42, 48-49 дома № 64 по ул. Советская пос. Ола; д. 3, 4 по ул. Комсомольская; д. 8, 14, 15, 16 по ул. Центральная с. Талон Ольского района Магаданской области; д. 5а по ул. Набережная; д. 3, 5, 7 по пр. Ольскому; д. 7, 7а, 9 по ул. Центральная с. Гадля Ольского района Магаданской области; д. 11, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30 по ул. Центральная; д. 1а, 3, 5, 7, 9 по ул. Школьная с. Клепка Ольского района Магаданской области, а также передать управляющей компании ООО «Спецтранс-Ола» поквартирные карточки (ф. № 10) в отношении д. 36 по ул. Советская в пос. Ола в количестве 30 штук, д. 48 по ул. Советская в пос. Ола - 8 штук, д. 52 по ул. Советская в пос. Ола 8 штук, д. 55 по ул. Советская в пос. Ола - 30 штук, д. № 18 по ул. Лесная в пос. Ола 32 штук в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ООО «Девелопер» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в возражениях, настаивал, что в ООО «Девелопер» за период управления многоквартирными домами, указанными в иске, не имелось поквартирных карточек ф. 10, в связи с чем, передать их новой управляющей компании ООО «Спецтранс-Ола» не представляется возможным. Прокурор не доказал факт наличия у ответчика поквартирных карточек (ф. № 10). Утверждал, что изменение истцом исковых требований не изменило позицию ответчика о том, что исковое заявление подано в отсутствие достаточных правовых и фактических оснований.

Представитель ООО «Спецтранс-Ола» в судебном заседании оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Представитель администрации муниципального образования «Ольский городской округ», ликвидатор Лапчук О.А. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам, поскольку участие в судебном заседания является правом стороны. Неявка в судебное заседание лица, получившего извещение о времени и месте слушания дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Выслушав пояснения участников процесса, допросив свидетелей Свидетель №1 и ФИО11, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктами 1-2, 11 статьи 3 Федерального закона от 22 октября 2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) установлено, что под архивным делом, подразумевается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

Архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.

Муниципальный архив - структурное подразделение органа местного самоуправления или муниципальное учреждение, создаваемое муниципальным образованием, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

Часть 4 статьи 4 Федерального закона № 125-ФЗ указывает, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений, относится к вопросам местного значения муниципального района (п. 16 ч. 1 ст. 15).

Государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора (часть 2 статьи 20 Федерального закона № 125-ФЗ).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 04.05.2017 ФИО12 обратилась в прокуратуру Ольского района с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования по непредставлению выписки из финансового лицевого счета, в связи с закрытием ООО «Девелопер».

11.05.2017 в прокуратуру Ольского района с заявлением обратилась ФИО13 с просьбой принять незамедлительные меры по передаче поквартирных карточек в распоряжение администрации муниципального образования «Ольский городской округ».

ООО «Девелопер» зарегистрировано на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица в МРИ ФНС № 1 по Магаданской области 27.12.2012 за основным государственным регистрационным номером (ИНН ). Место нахождения: г. Магадан, ул. Гагарина, д. 25Б.

В соответствии с пунктом 3.3 Устава утвержденного решением от ДД.ММ.ГГГГ единственного участника ООО «Девелопер» (далее - Устав), основным видом деятельности Общества является: содержание жилого фонда; оказание жилищно-коммунальных услуг; управление недвижимым имуществом.

Основной вид деятельности ООО «Девелопер» осуществляло на территории муниципального образования «Ольский городской округ».

Пунктами 12.2.1, 12.2.3, 12.2.4 Устава ООО «Девелопер» предусмотрено, что ликвидация Общества, в том числе происходит по решению общего собрания участников Общества, принятого единогласно. Ликвидация Общества осуществляется ликвидационной комиссией. При добровольной ликвидации Общества ликвидационная комиссия назначается самим Обществом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Общества. Ликвидационная комиссия от имени Общества выступает в суде.

При прекращении деятельности Общества в случае его реорганизации все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и другие) передаются в соответствии с установленными правилами его правопреемнику. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения передаются в соответствующие архивные учреждения (пункт 12.3.1 Устава ООО «Девелопер»).

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 01.06.2017, с 21.03.2017 ООО «Девелопер» находится в стадии ликвидации. Ликвидатором назначен Лапчук О.А.

Решением единственного участника ООО «Девелопер» № 4/17 от 23.06.2017 г. прекращены полномочия ликвидатора Лапчук О.А.

21.02.2017 представитель (ликвидатор) ООО «Девелопер» обратился в администрацию муниципального образования «Ольский городской округ» с уведомлением о прекращении лицензируемого вида деятельности по управлению многоквартирными домами с 15.03.2017, а также с просьбой о необходимости проведения срочных мероприятий, направленных на выбор способа управления многоквартирными домами и (или) избрание новой управляющей организации.

Приказом № 40 от 07.03.2017 руководителя Государственной жилищной инспекции в реестр лицензий Магаданской области внесены сведения о прекращении лицензии от ДД.ММ.ГГГГ (серии ), выданной ООО «Девелопер» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными в Ольском районе Магаданской области.

В силу статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", общество обязано хранить документы, в том числе внутренние документы общества, а также иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества, по месту нахождения его исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.

В соответствии с абзацем 2 статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закона РФ № 5242-1) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

В силу статьи 3 Закона РФ № 5242-1, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Перечнем лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, определено, что к таким лицам, в том числе отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей жилищным фондом организации.

Таким образом, ООО «Девелопер», наряду с другими лицами, поименованными в указанном Перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, в соответствии с приведенными нормами права осуществляет полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.

Согласно ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Состав документации, подлежащий передаче ответчиком, определен в соответствии с п. п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

В силу пп. "е" п. 26 Правил в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются иные, связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

Обязанности по ведению учетно-регистрационной документации управляющей компанией предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 N 288, в силу пункта 17 которого лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются: должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по формам N 9 и поквартирных карточек по форме N 10. На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.

Таким образом, исходя из системного толкования названных норм у управляющей организации ООО «Девелопер» возникла обязанность по передаче документов, связанных с управлением многоквартирными домами, в том числе и поквартирных карточек формы N 10, вновь избранной управляющей организации.

Однако судом установлено, что на момент рассмотрения дела в отношении дома 11 по ул. Каширина в пос. Ола, дома 18 по ул. Кирова в пос. Ола, дома 47 по ул. Ленина в пос. Ола, дома 73 по ул. Ленина в пос. Ола, дома 2 пл. Ленина в пос. Ола, дома 12 по ул. Лесная пос. Ола, дома 2а по ул. Октябрьская в пос. Ола, дома 18 по ул. Октябрьской пос. Ола, дома 14 по ул. Партизанская пос. Ола, дома 25а по ул. Советская пос. Ола; дома 37 по ул. Советская в пос. Ола; дома 41 по ул. Советская пос. Ола, дома 50 по ул. Советская пос. Ола, дома 64 по ул. Советская пос. Ола, по ул. Комсомольская и д. 8, 14, 15, 16 по ул. Центральная с. Талон Ольского района Магаданской области, д. 5а по ул. Набережной, д. 3, 5, 7 по пр. Ольскому, д. 7, 7а, 9 по ул. Центральной с. Гадля Ольского района Магаданской области, новая управляющая компания не выбрана.

При этом архивный отдел муниципального образования «Ольский городской округ» управляющей компанией данных домов не является.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, поступают в государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договоров между этими архивами, музеями, библиотеками, организациями Российской академии наук и собственниками указанных документов.

Положениями ч. 4 ст. 18 названного закона установлено, что документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, могут храниться их собственниками или владельцами самостоятельно или могут быть переданы по договору на хранение в государственный или муниципальный архив. При этом условия хранения этих документов определяются их собственниками или владельцами с соблюдением норм указанного Федерального закона.

При ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства (ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации").

Вместе с тем, из представленных в материалы дела доказательств, и пояснений участников процесса следует, что такой договор между ответчиком и архивным отделом муниципального образования «Ольский городской округ», до настоящего времени не заключен.

Процедура ликвидации ООО «Девелопер» на момент рассмотрения дела не завершена, срок ее окончания неизвестен.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для возложения на ответчика обязанности передать поквартирные карточки (ф. № 10) именно архивному отделу муниципального образования «Ольский городской округ», не имеется.

Кроме того, в нарушение требований 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокуратурой Ольского района не представлены суду доказательства наличия у ответчика поквартирных карточек (ф. № 10) в отношении домов, перечисленных в иске, а также, подтверждающих, что они передавались ООО «Девелопер» предыдущей управляющей компанией.

Представленные в материалы дела выписки из финансово-лицевого счета такими доказательствами признаны быть не могут и не подтверждают факт неправомерного удержания документов ответчиком.

При этом согласно акту сверки документов от 13 июля 2017 г., подписанному заместителем прокурора Ольского района Пьяновым В.В. и представителем ООО «Девелопер» Грибовым Р.И., в ООО «Девелопер» не установлено наличие поквартирных карточек (ф. 10) в отношении домов, указанных прокурором Ольского района в иске.

Допрошенные в судебном заседании по ходатайству участвующего в деле прокурора свидетели Свидетель №1 и ФИО11, суду показали, что в ООО «Девелопер» в период управления многоквартирными домами поквартирные карточки (ф. № 10) не велись и в миграционную службу не предоставлялись. Оформлялись поквартирные карточки формы 17 и карточки прописки форма 16. Наличие поквартирных карточек (ф. № 10) в ООО «Девелопер» в отношении домов № 11 по ул. Каширина пос. Ола, дома № 47 по ул. Ленина пос. Ола, дома № 73 по ул. Ленина пос. Ола; дома № 2 пл. Ленина пос. Ола; дома № 12 по ул. Лесная пос. Ола, дома № 2а по ул. Октябрьская в пос. Ола; дома № 18 по ул. Октябрьская пос. Ола, дома № 25а по ул. Советская пос. Ола; дома № 37 по ул. Советская пос. Ола, дома № 41 по ул. Советская пос. Ола; дома № 50 по ул. Советская пос. Ола, дома № 64 по ул. Советская пос. Ола; домов 3, 4 по ул. Комсомольская; д. 8, 14, 15, 16 по ул. Центральная с. Талон Ольского района Магаданской области; д. 5а по ул. Набережная; д. 3, 5, 7 по пр. Ольскому; домов 7а, 9 по ул. Центральная с. Гадля Ольского района Магаданской области; домов 11, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30 по ул. Центральная; домов 1а, 3, 5, 7, 9 по ул. Школьная с. Клепка Ольского района Магаданской области, дома 36 по ул. Советская в пос. Ола, дома 48 по ул. Советская в пос. Ола, дома 52 по ул. Советская в пос. Ола, дома 55 по ул. Советская в пос. Ола, дома № 18 по ул. Лесная в пос. Ола не подтвердили.

Оценивая показания данных свидетелей, суд считает, что оснований сомневаться и не доверять им не имеется, поскольку они предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 - 308 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний, их показания логичны, последовательны, согласуются между собой и не противоречат материалам дела. Кроме того, свидетель Свидетель №1 работала до 28.04.2017 г. в ООО «Девелопер» <данные изъяты>, а свидетель ФИО11 работает <данные изъяты>, вследствие чего свидетели хорошо осведомлены об обстоятельствах по настоящему гражданскому делу.

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, участвующим в судебном заседании прокурором, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено и в судебном заседании не добыто.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что прокурором Ольского района не доказано наличие в ООО «Девелопер» поквартирных карточек (ф. № 10) в отношении вышеназванных домов.

В указанной связи, суд отмечает, что по существу прокурор Ольского района фактически проверку не проводил, ограничился изучением заявлений, поступивших от граждан, и обращением с настоящим иском в суд, и потому выводы, сделанные им носят, поверхностный характер, объективными доказательствами не подтверждены.

Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, и нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд пришел к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Ольского района.

Отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения требований также подтвердил участвующий в судебном заседании прокурор.

Доводы прокурора Ольского района, что отсутствие у новой управляющей компании поквартирных карточек (ф. № 10) создает препятствия собственникам помещений в домах, перечисленных в иске, в реализации ими прав, в том числе на получение субсидий, суд считает несостоятельными, поскольку в силу Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация граждан является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, не порождает жилищных и гражданских правоотношений, а отражает лишь факт проживания в жилом помещении.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (постановления от 04.04.1996 N 9-П и от 02.02.1998 N 4-П, определения от 13.07.2000 N 185-0 и от 06.10.2008 N 169-О-П).

Разрешая заявленные требования, суд также исходит из следующего.

Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. По смыслу указанной нормы судебной защите подлежат только нарушенные или оспоренные права.

В соответствии со статьями 3,45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе в порядке, установленном законодательством, обратится в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы заявителя.

В силу пункта 1 статьи 1, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из системного анализа приведенных норм следует, что выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Кроме того, решение суда должно отвечать принципу исполнимости, закрепленному в статьях 13, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Однако прокурором Ольского района до настоящего времени не установлено, имеются или нет у ООО «Девелопер» поквартирные карточки (ф. № 10) в отношении домов, названных в иске.

Возложение же на ООО «Девелопер» обязанности передать поквартирные карточки (ф. № 10), которые у него фактически отсутствуют, заведомо сделает решение суда неисполнимым и не приведет к восстановлению чьих-либо прав, в том числе и неопределенного круга лиц, в защиту прав и законных интересов которого, прокурор обратился с настоящим иском в суд.

Доказательств, позволяющих прийти к иному выводу, участвующим в судебном заседании прокурором не представлено, и в судебном заседании не добыто.

Суд также обращает внимание, что в иске прокурором указано два ответчика – ООО «Девелопер» и его ликвидатор Лапчук О.А., однако каких-либо требований к ликвидатору не предъявлено.

При изложенных обстоятельствах суд, исходя из установленных ст. ст. 19, 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 6, 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принципов равенств сторон перед судом, диспозитивности и состязательности сторон по гражданскому спору, а также положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая обязывает стороны самостоятельно доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Ольского района о возложении на ООО «Девелопер» обязанность передать поквартирные карточки не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194, 197- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Прокурору Ольского района в удовлетворении исковых требований в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Девелопер», ликвидатору Общества с ограниченной ответственностью «Девелопер» Лапчуку Олегу Александровичу о возложении обязанности передать поквартирные карточки, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить днем изготовления решения суда в окончательной форме – 17 июля 2017 года.

Судья Маркова О.Ю.