Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 декабря 2011 года город Иваново
Октябрьский районный суд г.Иваново в составе
председательствующего судьи Беловой И.Ф.,
при секретаре Серовой Е.В.,
с участием представителя заявителя ФИО1,
представителей заинтересованных лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО5 об оспаривании бездействия Правительства Ивановской области,
установил:
ФИО5 обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Правительства Ивановской области.
Из заявления следует, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.
22.03.2011 года заявитель обращался в Администрацию Писцовского сельского поселения Комсомольского района с заявлением о включении выше указанного земельного участка в черту населенного пункта с. Афанасьево Комсомолького района Ивановской области и изменении вида разрешенного использования на «для индивидуального жилищного строительства». Согласно ответу № 101 полномочия по вопросам землеустройства были переданы в органы местного самоуправления Комсомольского муниципального района. Администрация Комсомольского муниципального района в ответе № 1536 от 17.06.2011 года рекомендовала обратиться за разрешением данного вопроса в местную администрацию. Администрация Писцовского сельского поселения разрешать подобные вопросы отказывается по причине отсутствия полномочий.
Решением Октябрьского районного суда от 17.05.2011 года заявителю была разъяснена необходимость обращения с таким заявлением непосредственно в Правительство Ивановской области, которому как органу исполнительной власти, по мнению суда, исключительно принадлежат полномочия по переводу земель в другую категорию.
10.11.2011 года заявитель обратился с подобным заявлением в Правительство Ивановской области, однако в рассмотрении вопроса вновь отказали в связи с тем, что нарушена процедура и заявителю необходимо обратиться с заявлением в орган местного самоуправления. Отказом Правительства Ивановской области созданы препятствия к осуществлению заявителем прав и свобод, отсутствует возможность реализации правомочий собственника, поскольку земельный участок необходим заявителю для индивидуального жилищного строительства, что без получения соответствующих разрешений, которые согласовываются только после изменения категорий земель, невозможно.
Заявитель просит суд обязать Правительство Ивановской области рассмотреть вопрос о включении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., в черту населенного пункта <адрес> Комсомольского района Ивановской области и изменении вида разрешенного использования на «для индивидуального жилищного строительства».
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1, действующий на основании доверенности (л.д. 22), заявление поддержал по основаниям, указанным в нем, пояснил, что заявитель Мамонов является единственным собственником земельного участка с кадастровым номером №, полагал, что бездействие Правительства Ивановской области незаконно.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Ивановской области ФИО6, действующая на основании доверенности (л.д. 23), в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена в порядке Главы 10 ГПК РФ. В судебном заседании 24.11.2011 года заявленные требования оспаривала, указав на то, что Правительство Ивановской области не отказывало ФИО5 в рассмотрении его заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта, просила суд в удовлетворении заявления отказать.
Позиция представителя заинтересованного лица по делу изложена в письменном отзыве на заявление, который исследован судом и приобщен к материалам дела. Из отзыва следует, что при обращении ФИО5 в Правительство Ивановской области с заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта Правительство Ивановской области направило указанное заявление в Департамент управления имущества Ивановской области, который, установив, что заявителем не соблюден порядок подачи документов и состав документов, вернул документы ФИО5, разъяснив право повторного обращения с вопросом включения земельного участка в границы населенного пункта после устранения недостатков (л.д.31-32).
Представитель заинтересованного лица - Департамента управления имуществом Ивановской области ФИО2, действующая на основании доверенности (л.д. 24), заявленные требования оспаривала, полагала, что они являются необоснованными.
Позиция представителя заинтересованного лица по делу изложена в письменном отзыве на заявление, который исследован судом и приобщен к материалам дела. Из отзыва следует, что порядок рассмотрения ходатайств о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов установлен ст.4.1. ФЗ от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» В силу названной нормы до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Орган государственной власти РФ. орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которого находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления мотивированное заключение о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Департамент письмом от 02.11.2011 года заявителю направил ответ на обращение, направленное в адрес Правительства Ивановской области с разъяснением порядка действий и направления документов, необходимых для изменения вида разрешенного использования земельного участка и включения его в границу поселения. С учетом того, что на территории Писцовского сельского Комсомольского муниципального района генеральный план поселения до настоящего времени не утвержден, для включения земельного участка в границы населенного пункта заявителю необходимо обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и приложением необходимых документов (л.д.33).
Дополнительно представитель заинтересованного лица ФИО2 пояснила, что заявитель знаком с порядком рассмотрения заявлений о включении земельного участка в границы населенного пункта и вида разрешенного использования земельного участка. Так, с аналогичным заявлением в марте 2011 года заявитель Мамонов обратился в администрацию Сеготского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области о включении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. земель сельскохозяйственного назначения в границу <адрес> и изменения вида разрешенного использования земельного участка на «индивидуальное жилищное строительство». Главой администрации сельского поседения было подготовлено заключение и ходатайство в Правительство Ивановской области о переводе земель из одной категории в другу в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности РФ, на основании которых Правительством Ивановской области издано соответствующее распоряжение.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области ФИО4, действующая на основании доверенности (л.д. 26), заявленные требования оспаривала, полагала необходимым в удовлетворении заявления отказать.
Позиция представителя заинтересованного лица по делу изложена в письменном отзыве на заявление, который исследован судом и приобщен к материалам дела. Из отзыва следует, что орган местного самоуправления поселения дает заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а так же о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка. Решением Совета Комсомольского муниципального района от 27.01.2011 года № Администрацией Комсомольского муниципального района Ивановской области на 2011 г. приняты полномочия по резервированию земель и изъятию, а также осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселений (л.д.37-38).
Представитель заинтересованного лица - Администрации Писцовского сельского поселения ФИО3, действующий на основании доверенности (л.д.25), полагал, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, пояснил, что Администрация поселения полагала, что в соответствии с решением Совета Комсомольского муниципального района № от 27.01.2011 года все полномочия в сфере землепользования на 2011 год были переданы Администрации Комсомольского муниципального района. Именно по этой причине ранее ФИО5 было рекомендовано обращаться в Администрацию Комсомольского муниципального района.
Заинтересованное лицо ФИО7 в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о месте и времени рассмотрения дела извещен в порядке Главы 10 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, проверив, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО5 является собственником земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер № (л.д. 27).
Письмом администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области № 101 от 22.03.2011 года ФИО5 и ФИО7 было сообщено о том, что Администрация Писцовского сельского поселения не может ходатайствовать о включении земельного участка в границу <адрес>, поскольку полномочия по решению вопросов местного значения были переданы органам местного самоуправления Комсомольского муниципального района на основании решения Совета Писцовского сельского поселения (л.д. 11).
Отказ Администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского района Ивановской области в направлении в уполномоченный орган Правительства Ивановской области ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую и заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта был оспорен ФИО5, ФИО7 в судебном порядке.
Решением Октябрьского районного суда г.Иваново от 17.05.2011 года заявление ФИО5, ФИО7 оставлено без удовлетворения. В решении суда, среди прочего, указано, что оспариваемое письмо не препятствует заявителям обратиться непосредственно в Правительство Ивановской области с ходатайством о включении их земельного участка в границы населенного пункта и о переводе земельного участка из земель одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения (л.д.28-30).
Постановлением Правительства Ивановской области от 16.07.2008 года № 184-п «О рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и заявлений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключении земельных участков из границ населенных пунктов» Департаменту управления имуществом Ивановской области поручено по результатам рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и заявлений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов готовить соответствующие проекты распоряжений Правительства Ивановской области, создана межведомственная комиссия по рассмотрению ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и заявлений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов.
Материалами дела установлено, что 11.10.2011 года ФИО5 обратился в Правительство Ивановской области с заявлением о включении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № в черту населенного пункта <адрес> Комсомольского района Ивановской области и об изменении вида разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства». К заявлению были приложены свидетельство о праве, кадастровый паспорт со схемами, копия паспорта гражданина РФ, заключение. Губернатором области обращение заявителя с представленными документами с контролем было направлено в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на рассмотрение данного вопроса - Департамент управления имуществом Ивановской области (л.д. 32а).
02.11.2011 года начальником Департамента управления имуществом Ивановской области во исполнение поручения Губернатора Ивановской области рассмотрел заявлением ФИО5 от 11.10.2011 года в адрес Правительства Ивановской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и о переводе земельного участка из земель одной категории в другую. При ознакомлении с материалами было выяснено, что порядок подачи и состав документов, прилагаемый к заявлению, не соответствует требованиям ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». Так, среди документов отсутствовали мотивированное заявление в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территории которого находится населенный пункт, о включении земельного участка в границу населенного пункта, об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка; оригинал кадастрового паспорта земельного участка (на рассмотрение предоставлена копия); правоустанавливающие документы на земельный участок, а именно – договор купли-продажи доли в праве на земельный участок от 21.05.2011 года, договор купли-продажи земельного участка от 26.02.2008 года; оригинал заключения администрации Писцовского сельского поселения от 19.05.2010 года № (на рассмотрение представлена копия заключения). Кроме того, заявителю указано на наличие ряда неточностей в заключении администрации Писцовского сельского поселения, предложено дополнительно представить ситуационный план с обозначением на местности границ населенного пункта и рассматриваемого земельного участка. Разъяснено, что в дальнейшем заявление заинтересованного лица с приложением всех необходимых документов в соответствии с п. 13 ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 года № 191-ФЗ должно быть направлено администрацией Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (Правительство Ивановской области). Сообщено, что ФИО5 вправе повторно обратиться по вопросу включения в границу населенного пункта <адрес> Комсомольского муниципального района земельного участка категории «земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. при устранении указанных замечаний (л.д.34-35).
Таким образом, рассмотрению вопроса о включении земельного участка, принадлежащего заявителю ФИО5, в границы населенного пункта и о его переводе из земель одной категории в другую должно предшествовать предоставление заявителем в Правительство Ивановской области ряда документов, перечень которых установлен ст.4.1 ФЗ от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», что ФИО5 сделано не было.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Установленные судом фактические обстоятельства позволяют сделать однозначный вывод о том, что Правительство Ивановской области не бездействовало и не отказывало ФИО5 в рассмотрении его заявления от 11.10.2011 года. Письмо исполнительного органа государственной власти, уполномоченного на рассмотрение вопроса о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и заявлений о включении земельных участков в границы населенных пунктов - Департамента управления имуществом Ивановской области от 02.11.2011 года № каким-либо образом права и свободы заявителя ФИО5, в том числе права собственника, не нарушило, поскольку указанным письмом заявителю разъяснено среди прочего право повторного обращения при устранении обозначенных в письме недостатков.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО5 требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать ФИО5 в обязании Правительства Ивановской области рассмотреть вопрос о включении принадлежащего ему земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер № в черту населенного пункта <адрес> Комсомольского района Ивановской области и изменении вида разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства».
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г.Иваново в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья подпись И.Ф.Белова.
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья И.Ф.Белова.