Дело № 2-1679/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2017 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Шустовой И.Н.,
при секретаре Квас И.В.,
с участием помощника военного прокурора Саратовского гарнизона ФИО1,
представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» - ФИО2, действующего по доверенности от 25.07.2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Саратовского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» о возложении обязанности оборудовать при входе в здания военных комиссариатов пандусы и поручни для инвалидов,
установил:
Военный прокурор Саратовского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» (далее по тексту - ФКУ «ВКСО», ответчик) о возложении обязанности оборудовать при входе в здания военных комиссариатов пандусы и поручни для инвалидов.
Мотивирует требования тем, что в результате прокурорской проверки на предмет исполнения законодательства об охране прав инвалидов установлено, что входы в здания: военного комиссариата Саратовской области (<адрес>), военного комиссариата Заводского, Октябрьского и Фрунзенского районов <адрес>), военного комиссариата Саратовского и Воскресенского районов <адрес>), военного комиссариата г. Энгельс и Энгельсского района Саратовской области <адрес>, военного комиссариата Базарно-Карабулакского, Балтайского и <адрес>ов <адрес>, пом.1), военного комиссариата <адрес>, р.<адрес>), военного комиссариата <адрес> и <адрес> не оборудован пандусом и поручнями к нему. Данное обстоятельство лишает инвалидов-колясочников равных возможностей с другими гражданами на беспрепятственный доступ в здания военных комиссариатов. При этом необходимость оборудования входа пандусом обусловлена нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которые не ставят создание условий соблюдения прав инвалидов в зависимость от года постройки объекта социальной инфраструктуры.
Просит возложить обязанность на ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» оборудовать при входе в здания военного комиссариата Саратовской области, военного комиссариата Заводского, Октябрьского и Фрунзенского районов г. Саратова, военного комиссариата Саратовского и Воскресенского районов Саратовской области, военного комиссариата г. Энгельс и Энгельсского района Саратовской области, военного комиссариата Базарно-Карабулакского, Балтайского и Новобурасского районов Саратовской области, военного комиссариата Татищевского района Саратовской области, военного комиссариата г. Маркс и Марксовского района Саратовской области пандус и поручни для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры в срок до 01.12.2017 года.
Определением суда от 31.07.2017 года к участию в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании помощник военного прокурора Саратовского гарнизона ФИО1 уточнил исковые требования и, не поддержав требования к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ и ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области», просил обязать Министерство обороны РФ оборудовать при входе в здания: военного комиссариата <адрес>), военного комиссариата Заводского, Октябрьского и <адрес>ов <адрес>), военного комиссариата Саратовского и <адрес>ов <адрес>), военного комиссариата <адрес> и <адрес>), военного комиссариата Базарно-Карабулакского, Балтайского и <адрес>ов <адрес>, пом.1), военного комиссариата <адрес>, р.<адрес>), военного комиссариата <адрес> и <адрес>) пандусы и поручни для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к названным объектам социальной инфраструктуры в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Данные уточнения исковых требований приняты судом в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, поскольку они не противоречат закону, и не нарушают права и законные интересы третьих лиц.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» - ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Ответчик Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно письменных возражений просил в удовлетворении иска отказать.
Ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований военный комиссариат Заводского, Октябрьского и Фрунзенского районов г. Саратова, военный комиссариат Саратовского и Воскресенского районов Саратовской области, военный комиссариат г. Энгельс и Энгельсского района Саратовской области, военный комиссариат Базарно-Карабулакского, Балтайского и Новобурасского районов Саратовской области, военный комиссариат Татищевского района Саратовской области, военный комиссариат г. Маркс и Марксовского района Саратовской области, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Право оценки доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа и использования их инвалидами не допускается. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов.
Статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии с абз. 1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (абз.5).
Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.
В соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утверждены приказом Минрегионразвития РФ от 27 декабря 2011 № 605 и действуют с 1 января 2013г.) в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Высота порога или перепад высот пола дверного проема не должен превышать 0,014 м. (пп.3.9, 3.14, 3.32. 5.2.4).
Из материалов дела следует, что здания Военных комиссариатов, входы в которые истец просит оборудовать пандусами, являются имуществом Российской Федерации в лице Вооруженных сил РФ, в отношении которого правомочия собственника осуществляет Министерство обороны РФ (п. 71 Указа Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны РФ»). Данный факт также не оспаривается ответчиком Министерством обороны РФ.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости здания Военных комиссариатов находятся в оперативном управлении ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области», ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ соответственно.
Здания Военного комиссариата <адрес> по адресу: <адрес>, Военного комиссариата Заводского, Октябрьского и <адрес>ов <адрес> по адресу: <адрес>, Военного комиссариата Саратовского и <адрес>ов <адрес> по адресу: <адрес>, Военного комиссариата <адрес> и <адрес> по адресу: <адрес>, Военного комиссариата Базарно-Карабулакского, Балтайского и <адрес>ов <адрес> по адресу: <адрес>, пом.1, Военного комиссариата <адрес>, Военного комиссариата <адрес> и <адрес> по адресу: <адрес> не имеет пандуса и поручней к нему.
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержит норм о невозможности его применения к ранее возведенным объектам. Напротив абз. 5 ст.15 предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В судебном заседании установлено, что по результатам общего весеннего осмотра объектов военных комиссариатов выявлено отсутствие при входе в здания Военных комиссариатов пандусов для беспрепятственного доступа к названным объектам социальной инфраструктуры. Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки исполнения требований Федерального законодательства о защите прав инвалидов в части обеспечения доступности объектов социальной инфраструтуры.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» беспрепятственный доступ инвалида в здание не может быть поставлен в зависимость от действий иных лиц.
Применительно к спорным зданиям мерой обеспечивающей удовлетворение минимальных потребностей инвалидов Военный прокурор Саратовского гарнизона относит оборудование пандуса с поручнями.
Таким образом, требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по беспрепятственному доступу инвалидов, к объектам социальной инфраструктуры возложена на собственников организаций независимо от организационно-правовых форм. Минобороны России осуществляет правомочия собственника имущества закрепленного за Вооруженными силами. Спорный объект относится к имуществу Вооруженных сил РФ, следовательно, Минобороны России обязано провести необходимые работы.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, ответчика необходимо обязать оборудовать пандус, с поручнями до 01.08.2018 года.
Указанный прокурором срок, в течение которого должны быть проведены работы, суд считает разумным, при этом учитывается, что для выполнения работ необходимо получить из бюджета денежные средства, провести конкурс для заключения договора с подрядчиком и только после этого провести необходимые работы.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Военного прокурора Саратовского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности оборудовать при входе в здания военных комиссариатов пандусы и поручни для инвалидов удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок до 01.08.2018 года оборудовать центральный вход зданий: Военного комиссариата <адрес> по адресу: <адрес>, Военного комиссариата Заводского, Октябрьского и <адрес>ов <адрес> по адресу: <адрес>, Военного комиссариата Саратовского и <адрес>ов <адрес> по адресу: <адрес>, Военного комиссариата <адрес> и <адрес> по адресу: <адрес>, Военного комиссариата Базарно-Карабулакского, Балтайского и <адрес>ов <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, пом.1, Военного комиссариата <адрес> по адресу: <адрес>, р.<адрес>, Военного комиссариата <адрес> и <адрес> по адресу: <адрес> пандусом и поручнями к нему по нормам ГОСТ Р 51261.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 22 августа 2017 года.
Судья И.Н. Шустова