Дело № 2-1679/2021 24 июня 2021 года
49RS0001-01-2021-002256-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Пановой Н.А.,
при секретаре Кузиной А.Ю.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» о взыскании недоплаченных к материальной помощи районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, недоначисленных отпускных и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Магаданский городской суд с вышеназванным иском.
В обоснование требований истцом указано, что она работает у ответчика в должности бухгалтера с 21 ноября 2012 года.
В апреле 2021 года ответчиком ей оказана материальная помощь из фонда оплаты труда в размере двух должностных окладов, которая начислена и выплачена без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Размер недоплаченной суммы составил 22 968 руб. 00 коп.
Отмечает, что недоплата выплаченной материальной помощи и невключение ее в средний заработок повлекли неверное исчисление среднего заработка при предоставлении отпуска, в связи с чем задолженность по отпускным составила в размере 12 943 руб. 14 коп.
Кроме того, считает, что из-за неправомерных действий ответчика на него должна быть возложена обязанность по компенсации морального вреда, которую она оценивает в размере 3 000 руб. 00 коп.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, с учетом уточнения требований просит суд взыскать с ответчика в свою пользу недоплаченные к материальной помощи районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 22 968 руб. 00 коп., недоначисленные в 2020 году отпускные в размере 12 943 руб. 14 коп. и компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб. 00 коп.
В судебном заседании истец требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, с учетом их уточнения, дополнительно указав, что при выплате отпускных в 2020 году в размер среднего заработка не была включена материальная помощь за 2019 год в размере 14 866 руб. 00 коп. и начисленные на нее районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в размере 22 299 руб. 00 коп., которые были взысканы решением Магаданского городского суда от 18 марта 2020 года, то есть не была включена в средний заработок общая сумма 37 165 руб. 00 коп. Относительно требований о взыскании компенсации морального вреда пояснила, что ее нравственные страдания связаны с постоянными переживаниями, в результате сложившейся обстановки, и необходимостью регулярного обращения в суд.
Представитель ответчика требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, указав, что материальная помощь, несмотря на ее существование в рамках трудовых отношений, не является составной частью заработной платы, ее выплата не зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, то северные надбавки и районные коэффициенты на нее не начисляются. При этом истец не доказала обоснованность требований в части взыскания компенсации морального вреда, подтверждающие документы не представила, кроме того, заявленный к взысканию размер компенсации морального вреда является завышенным. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера) устанавливает гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Статьями 10 и 11 указанного Закона предусмотрены выплаты районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
В силу ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).
На основании ст. 316 и 317 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 указанного Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 работает в ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» в должности бухгалтера 1 категории с 21 ноября 2012 года.
Пунктом 4.1 трудового договора от 21 ноября 2012 года № 47 оплата труда работника ФИО1 осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 и приказом МВД России от 27 августа 2008 года № 751.
За выполнение служебных обязанностей работнику уславливается: должностной оклад; компенсационные выплаты (доплаты, надбавки), предусмотренные действующим законодательством, локальными нормативными актами, коллективным договором; премии и выплаты стимулирующего характера (п. 4.1 договора).
Должностной оклад названным договором определен в размере 5 399 руб. 00 коп. (п. 4.2.1).
Дополнительным соглашением от 29 января 2018 года к трудовому договору должностной оклад с 1 января 2018 года определен в размере 7 126 руб. 00 коп.
Обращаясь в суд с вышеназванным иском, истец указала, что материальная помощь в 2021 году выплачена ей без районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, что, в свою очередь, повлекло неверное определение размера ее среднего месячного заработка и, как следствие, недоплату отпускных.
Данное обстоятельство представитель ответчика не оспаривал, вместе с тем ссылался на то, что правовых оснований для начисления районного коэффициента и процентной надбавки на сумму выплаченной истцу материальной помощи не имеется.
Рассматривая доводы сторон о наличии или отсутствии правовых оснований для начисления коэффициента и надбавок на выплаченную истцу материальную помощь, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как следует из разъяснений Минтруда России от 11 сентября 1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденных постановлением от 11 сентября 1995 года № 49, процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и коэффициенты (районные), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок (п. 1).
Таким образом, районный коэффициент и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера применяются лишь к тем выплатам, которые предусмотрены системой оплаты труда соответствующей организации, т.е. являются составной частью заработной платы (фактический заработок), и носят систематический, а не единовременный (разовый) характер.
Вопросы оплаты труда гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации регулируются приказом Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации от 9 декабря 2019 года № 398.
Согласно Порядку формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации, являющегося приложением № 5 к данному приказу, фонд оплаты труда организации войск национальной гвардии формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты, в том числе материальной помощи - в размере 2 окладов (п. 7.8).
При этом п. 8 названного Порядка определено, что фонд оплаты труда формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В силу п. 7.1.14 Отраслевого соглашения между Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации на 2021 - 2023 годы, утвержденным 28 августа 2017 года, работодатели оказывают работникам органов и организаций Росгвардии, наряду с выплатой им заработной платы, материальную помощь (как правило, при уходе в отпуск) в размере двух окладов (должностных окладов).
К денежному содержанию гражданских служащих и заработной плате работников органов и организаций Росгвардии, проходящих службу, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, применяются коэффициенты (районные, за службу, работу в высокогорных районах, за службу, работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размерах и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации для граждан, работающих в этих районах и местностях (п. 7.2 вышеназванного Отраслевого соглашения).
Таким образом, исходя из приведенного правового регулирования следует, что в систему оплаты труда гражданского персонала организаций Росгвардии подлежат включению те выплаты, которые учитываются при формировании фонда оплаты труда учреждения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами, кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ежегодно выплачиваемая работнику сумма материальной помощи носит регулярный характер, включена в состав годового фонда оплаты труда, поэтому на нее подлежат начислению районный коэффициент и процентная надбавка, а потому суждения ответчика об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права.
Из материалов дела следует, что на основании заявления истца от 10 марта 2021 года в апреле 2021 года ей начислена и выплачена материальная помощь в размере двух окладов в сумме 15 312 руб. 0 коп.
Поскольку согласно расчетным листкам истца, ее оклад составляет в размере 7 656 руб. 00 коп., суд приходит к выводу, что районный коэффициент и северная надбавка на указанную сумму работодателем не начислялись, в связи с чем размер недоплаты составил 22 267 руб. 60 коп.
Расчет истца проверен судом, признан арифметически верным, ответчиком не оспаривается, а потому принимается судом во внимание.
Поскольку в ходе судебного заседания достоверно установлена выплата истцу материальной помощи без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, то исковые требования в части взыскания недоплаченных к материальной помощи районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования истца в части взыскания недоначисленных отпускных, суд приходит к следующему.
В силу абз. 6 ч. 1 ст. 21 ТК РФ определено, что работник имеет право, в том числе на предоставление оплачиваемых ежегодных отпусков.
Порядок исчисления заработной платы определен ст. 139 ТК РФ.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных названным Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (ч. 2 ст. 139 ТК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение), которым в том числе определены виды выплат, применяемых у работодателя, которые учитываются для расчета среднего заработка, порядок и механизм расчета среднего заработка, включая порядок расчета этого заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.
Из приведенных нормативных положений следует, что расчет отпускных производится исходя из заработной платы работника, размер которой, по общему правилу, устанавливается в трудовом договоре, заключенном между работником и работодателем в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, и должен соответствовать нормативным положениям ст. 139 ТК РФ и Положению.
Обращаясь в суд с требованием о взыскании недоначисленных отпускных, истец полагала, что расчет отпускных ответчиком в 2020 году произведен неправильно, поскольку в средний заработок не была включена материальная помощь.
Проверяя законность исчисления истцу отпускных, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в 2020 году ФИО1 был предоставлен отпуск двумя частями:
- приказом от 14 мая 2020 года № 30 л/с за период работы с 21 ноября 2018 года по 20 ноября 2019 года в количестве 14 календарных дней с 25 мая 2020 года по 7 июня 2020 года;
- приказом от 4 июня 2020 года № 40 л/с за период работы с 21 ноября 2018 года по 20 ноября 2019 года в количестве 1 календарного дня и за период работы с 21 ноября 2019 года по 20 ноября 2020 года в количестве 62 календарных дня с 21 июля 2020 года по 21 сентября 2020 года.
Решением Магаданского городского суда от 18 марта 2020 года с ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» в пользу ФИО1 взыскана, в том числе недоплаченная к материальной помощи задолженность по районному коэффициенту и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 22 299 рублей.
Названное решение апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского городского суда от 9 июня 2020 года оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Указанным решением установлено, что в январе 2020 года истцу начислена и выплачена материальная помощь в размере двух окладов в размере 14 866 руб. 00 коп., в то время как с учетом применения районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера должна составлять в размере 37 156 руб. 00 коп.
Поскольку указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, в котором участвуют те же лица, то они в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ являются обязательными для суда и не подлежат не доказыванию вновь.
Вместе с тем материальная помощь, а также взысканные судом неначисленные на материальную помощь районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в общей сумме 37 156 руб. 00 коп. ответчиком при расчете истцу отпускных при предоставлении отпусков в 2020 году в расчет среднего заработка не включались, что, в свою очередь, повлекло недоплату отпускных на общую сумму 12 943 руб. 14 коп.
Расчеты истца являются арифметически верными, ответчиком не оспариваются, а потому принимаются судом во внимание.
При таких обстоятельствах требования истца в части взыскании недоначисленных отпускных являются законными, обоснованными.
Указанные суммы подлежат взысканию с ответчика после предусмотренных действующим законодательством удержаний.
Разрешая требования истца в части взыскания компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда, поэтому суд в силу ст. 21 и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Поскольку при рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлено нарушение трудовых прав истца невыплатой заработной платы в полном объеме, у истца возникло право требования с ответчика компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, период нарушения трудовых прав истца, характер и степень нравственных страданий, которые истец претерпевала в результате неполной выплаты заработной платы, связанных с переживаниями, напряженной обстановкой и необходимостью обращения в суд, индивидуальные особенности истца: ее возраст (45 лет), в котором вероятность восстановления организма после пережитых нравственных страданий невелика, а также степени вины работодателя, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей, что будет отвечать требованиям разумности и справедливости.
Учитывая требования разумности и справедливости, период нарушения трудовых прав истца, характер причиненных истцу страданий, указанных истцом, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» включено в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и является составной частью федерального органа исполнительной власти, который в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец была освобождена, взысканию с ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» о взыскании недоплаченных к материальной помощи районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, недоначисленных отпускных и компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» в пользу ФИО1 районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, недоплаченных к материальной помощи, в размере 22 968 руб. 00 коп., недоначисленные в 2020 году отпускные в размере 12 943 руб. 14 коп., всего 35 911 (тридцать пять тысяч девятьсот одиннадцать) рублей 14 копеек, произведя предусмотренные действующим законодательством удержания.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения - 29 июня 2021 года.
Судья Н.А. Панова
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> | <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>